Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С ПОМОЩЬЮ ИЗОТЕРАПИИ

Работа №21755

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
579
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические представления об агрессивности в подростковом возрасте и возможностях ее коррекции с помощью изотерапии
1.1 Содержание понятия «агрессивность» в психологической науке 9
1.2 Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте 13
1.3 Изотерапия как метод коррекции агрессивности 19
2 Экспериментальное исследование агрессивности в подростковом возрасте и возможностей ее коррекции с помощью изотерапии
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 28
2.2 Программа формирующего эксперимента 33
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 37
Заключение 43
Список использованных источников 46
Приложение А 52
Приложение Б 56
Приложение В 61
Приложение Г 96


Нестабильная социально-экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в обществе, определяет рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особое беспокойство вызывают не только прогрессирующая отчужденность, высокая тревожность, духовная опустошенность современных детей, но и их цинизм, жестокость и агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние, а именно в подростковом возрасте.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы сильно возросла преступность среди молодёжи, особенно преступность подростков. При этом волнует факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Увеличилось количество случаев групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер. И актуальной задачей современного общества становится коррекция появившейся агрессивности подростков, что и находится в центре нашего исследования.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном планах агрессивности в подростковом возрасте и возможностей ее коррекции с помощью изотерапии.
Объект исследования: агрессивность как психологический феномен.
Предмет исследования: агрессивность в подростковом возрасте и возможности ее коррекции с помощью изотерапии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что снижению уровня агрессивности в подростковом возрасте будут способствовать систематические коррекционные занятия с использованием изотерапии.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание понятия «агрессивность» в психологической науке, описать особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте.
2. Раскрыть содержание изотерапии как метода практической психологии, показать ее возможности в коррекции агрессивности в подростковом возрасте.
3. Проанализировать результаты, полученные в рамках экспериментального исследования агрессивности в подростковом возрасте, и сформулировать выводы.
4. На основании полученных выводов составить программу коррекции агрессивности в подростковом возрасте с помощью изотерапии, реализовать ее на практике, провести повторное диагностическое исследование агрессивности в подростковом возрасте, сопоставить результаты первичной и повторной диагностики.
Теоретико-методологическая база исследования: представлена научными работами Л.М. Семенюк, А.А. Реана, М.В. Алфимовой, В.И. Трубникова, Т.Г. Румянцевой и др. по проблеме агрессивности в подростковом возрасте и научными трудами А.И. Копытина, М.В. Киселевой, разрабатывающими изотерапию как метод психокоррекции.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: опросник уровня агрессивности А. Басса - А. Дарки, тест «Несуществующее животное» (авт. - М.З. Дукаревич).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов: U- критерий Х.Б. Манна и Д.Р. Уитни (сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп) и T-критерий Ф. Вилкоксона (сравнение первичной и повторной диагностики в экспериментальной группе).
4. Формирующий эксперимент.
Экспериментальная база исследования: предоставлена МБОУ «СОШ №2» и МБОУ «СОШ №9» (г. Лесосибирск). В исследовании участвовало 53 человека (в возрасте 13-14 лет).
Исследование состояло из следующих этапов:
Этап 1 (сентябрь - декабрь 2015 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; подбор диагностического инструментария для исследования агрессивности в подростковом возрасте; проведение первичной диагностики; количественный и качественный анализ результатов.
Этап 2 (январь - март 2016 г.) - разработка и апробация коррекционной программы, направленной на снижение уровня агрессивности в подростковом возрасте с помощью изотерапии.
Этап 3 (апрель - июнь 2016 г.) - повторное диагностическое обследование, анализ результатов повторной диагностики; определение эффективности коррекционной работы; оформление выпускной квалификационной работы.
Апробация результатов исследования: проведение исследования по данной теме было поддержано Некоммерческой организацией «Благотворительный фонд культурных инициатив» (Фонд М. Прохорова, договор №АМ-195/15, декабрь 2015 г.). Результаты теоретико экспериментального исследования проблемы коррекции агрессивности в подростковом возрасте с помощью изотерапии отражены в двух статьях.
Практическая значимость: материалы дипломной работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также при написании докладов или рефератов по схожей тематике. Результаты проведенной диагностической и коррекционной работы являются значимыми, поскольку позволят ввести новые формы и методы работы над контролем поведения подростков в образовательном учреждении.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, списка использованных источников, включающего 47 источников, и 4 приложений. В работе содержится 9 таблиц. Общий объем работы составляет 50 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


«Агрессивность» является многозначным понятием, которое рассматривается как устойчивое личностное образование - свойство, черта, качество. В изучении данного понятия ученые разделились на два лагеря: одни считают, что агрессивность является негативной чертой и отрицательно влияет на становление личности, другие же рассматривают ее как положительное качество, так как считают его адаптивным.
Подростковый возраст - это период развития человека, промежуточный между детством и взрослостью, в котором происходит интенсивный рост и развитие организма подростка, а также огромные изменения в формировании его личности. В подростковом возрасте проявлению агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемых в приделах различных институтах социализации таких, как семья, школа, компания сверстников, СМИ.
«Изотерапия» — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия является одним из видов арт-терапии не имеющих возрастных ограничений, а также не имеет ограничений в применении. То есть ее можно применять при коррекции респондентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах, а также при работе с агрессивностью. При работе с агрессивностью она позволяет социально приемлемым способом дать выход негативной внутренней энергии человека во внешнюю среду.
Нами проводилось исследование в МБОУ СОШ № 9 (г. Лесосибирск) и МБОУ СОШ № 2 (г. Лесосибирск). В нем участвовало 53 человека (в возрасте 13-14 лет). Мы провели исследование с помощью двух методик - опросник уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки, его целью выступило выявление агрессивных и враждебных реакций подростков, а также тест «Несуществующее животное» (авт. - М.З. Дукаревич), его целью было исследование агрессивности у детей и подростков.
В ходе проведенного диагностического обследования подростки были разделены на три подгруппы с различным уровнем агрессивности: 28 подростков (53%), 13 мальчиков и 15 девочек с низким уровнем агрессивности (используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников или как средство достижения какой-либо конкретной цели); 23 учащихся (11 мальчиков и 12 девочек) - 43% со средним уровнем агрессивности с тенденцией к ее проявлению (используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников или как средство достижения какой-либо конкретной цели); 2-е ученицы - 4% с высоким уровнем агрессивности (характерно желание нанести вред другому, агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих).
На основе полученных результатов исследования нами была разработана коррекционная программа, направленная на снижение уровня агрессивности, в реализации которой приняли 13 подростков, обучающихся в МБОУ «СОШ № 2». У них выявлен средний с тенденцией к ее проявлению (12 человек) и высокий (1 человек) уровень агрессивности. После реализации коррекционной работы были обследованы экспериментальная и контрольная группы для определения эффективности работы.
Разработанная и реализованная нами коррекционная программа, направленная на снижение уровня агрессивности у подростков с помощью изотерапии, оказалась эффективной. Это выражается в том, что у испытуемых, имевших высокий и средний с тенденцией к ее проявлению уровень агрессивности по результатам первичной диагностики, улучшились показатели по большинству шкал опросника уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки. Данный факт подтверждают и рисунки, выполненные в рамках теста «Несуществующее животное» (авт. - М.З. Дукаревич), в которых не прослеживаются признаки агрессии - крылья с шипами, иглы, когти, рога,клыки, однако также присутствуют острые углы. Из этого следует, что испытуемые в ходе коррекционной работы стали менее агрессивными, научились выражать свои чувства и эмоции, проявлять себя, освобождаться от негативных переживаний, сдерживать негативные эмоции, справляться с приступами агрессии. И лишь у 2-х испытуемых выявлен неизменный уровень агрессивности (средний уровень агрессивности с тенденцией к ее проявлению). Данные подростки неохотно принимали участие в коррекционной работе, что может и являться следствием неизменности их результатов.
Таким образом, в ходе исследования проблемы агрессивности подростков и возможностей ее коррекции с помощью изотерапии нами были изучены в теоретическом плане основные понятия, заявленные в теме. Далее на основании теоретических положений и экспериментальных данных была разработана, а затем апробирована на практике коррекционная программа, целью которой стало создание условий для снижения уровня агрессивности у подростков с помощью изотерапии. В результате проведенной работы была выявлена положительная тенденция в изменении соответствующих показателей. В связи с этим можно сделать вывод о том, что метод изотерапии можно считать эффективным методом для снижения уровня агрессивности в подростковом возрасте. На основе полученных данных и сформулированных выводов можно отметить, что поставленная нами цель исследования достигнута, задачи реализованы в полном объеме, гипотеза подтверждена.



1. Абрамова, Г. С. Практикум по возрастной психологии : учебное пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2009. - 320 с.
2. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учебное пособие / Т. П. Авдулова. - Москва : Академия, 2012. - 240 с.
3. Алфимова, М. В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников // Вопросы психологии. - 2010. - № 6. - С.112- 121.
4. Бабаев, Т. М. Психологические особенности факторной структуры агрессивности подростков / Т. М. Бабаев // Материалы Международной научно-практической конференции / Российский университет дружбы народов. - 2012. - № 2. - С. 46-49.
5. Бабушкин, Г. Д. Агрессия и самоактуализация личности / Г. Д. Бабушкин // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 2. - С. 72-74.
6. Бабушкин, Г. Д. Психология подростковой агрессивности / Г. Д. Бабушкин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 1. - С. 144 - 145.
7. Белоножко, А. В. Формирование агрессивности в подростковом возрасте / А. В. Белоножко, Т. И. Левченко // Научные труды SWORLD. - 2011. - № 2. - С. 51-54.
8. Будыкин, А. В. Агрессия: особенности проявления и копинг- стратегии в подростковом возрасте / А. В. Будыкин, С. В. Будыкин, А. С. Жигачевич // Психология и право. - 2013. - № 4. - С. 11-21.
9. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. - Москва : Академия, 2002. - 253 с.
10. Галимов, Б. И. Психология подростковой агрессивности / Б. И. Галимов. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 1. - С. 144 - 145.
11. Давлетова, А. И. Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции / А. И. Давлетова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2010. - № 1. - С. 86-94.
12. Зеленкова, И. В. Изотерапия в работе с девиантными подростками / И. В. Зеленкова // Социосфера. - 2014. - № 2. - С. 108-111.
13. Зиннатуллина, Г. Л. Исследование агрессивности у подростков / Г. Л. Зиннатуллина // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6-1. - С. 83-84.
14. Ибрагимова, А. Ф. Арт-терапия в групповой работе с учащимися / А. Ф. Ибрагимова // Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 8 частях. - 2013. - № 1. - С. 59-60.
15. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 752 с.
16. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники: учебное пособие для студентов ВУЗов / О. Н. Истратова. - Ростов на Дону : Феникс, 2013. - 349 с.
17. Истратова, О. Н., Справочник по групповой психокоррекции: учебное пособие / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. - 443 с.
18. Каяшева, О. И. Арт-терапия: теория и основные методы в психологической практике: учебное пособие / О. И. Каяшева. - Санкт- Петербург : ООО «НИЦ АРТ», 2015. - 452 с.
19. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе : учебное пособие / М. В. Киселева. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 336 с.
20. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми : учебное пособие / М. В. Киселева. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 160 с.
21. Комиссарова, А. О. Опыт использования рисуночной терапии для социализации подростков с агрессивным поведением / А. О. Комиссарова // Вестник ТОГИРРО. - 2015. - № 1 (31). - С. 421-422.
22. Ковалев, П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: автореф. дис. ... канд. психол. наук / П. А. Ковалев. - Санкт-Петербург, 2003.
- 358 с.
23. Кондаков, И. М. Психологический словарь / И. М. Кондаков. - М.: Столичный Гуманитарный Институт, 2000. - 218 с.
24. Копытин, А. И. Арт-терапия - новые горизонты: учебное пособие / Под ред. А. И. Копытина. - Москва : Когито-Центр, 2006. - 336 с.
25. Копытин, А. И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»: учебное пособие / Под ред. А. И. Копытина. - Москва, 2014. - 144 с.
26. Кочеткова, А. И. Исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков / А. И. Кочеткова // Научные труды молодых ученых «Психология и педагогика». - 2011. - № 4. - С. 130-134.
27. Кудрина, А. В. Методы арт-терапии в практике психологического консультирования / А. В. Кудрина // Психологический журнал. - 2011. - № 2.- С. 57 - 61.
28. Кузнецова, С. О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С. О. Кузнецова, А. А. Абрамова // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 100-107.
29. Кулижникова, М. А. Теоретический анализ психологических особенностей личности агрессивных подростков [Электронный ресурс] / М. А. Кулижникова // - Режим доступа : http: //nsportal. ru/vuz/p sikhologiche skie- nauki/library/2012/04/03/teoreticheskiy-analiz-psikhologicheskikh-osobennostey .
30. Кутушева, Р. Р. Психологические аспекты агрессивности подростков / Р. Р. Кутушева // Инновационная наука / Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна». - 2015. - № 11-3. - С. 255-257.
31. Лебедева, Ю. В. Исследование личностных особенностей подростков, проявляющих разные формы агрессивности / Ю. В. Лебедева // Исследование личностных особенностей подростков, проявляющих разные формы агрессивности / Уральский государственный университет им. А. М.Горького. - 2010. - № 4. - С. 244-253.
32. Назарова, З. Я. Изотерапия в коррекционной работе / З. Я. Назарова // Наука, образование, общество : проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции. - 2013. - № 2. - С. 104-106.
33. Нечаенко, И.Я. Проявление агрессивности у подростков / И.Я. Нечаенко // Актуальные вопросы науки. - 2015. - № XXII. - С. 178-179.
34. Огрызкова, Т. А. Актуальностть исследования проблемы агрессивности подростков / Т. А. Огрызкова // Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 100- летию РГУ имени С. А. Есенина. отв. ред. Л. А. Байкова, Н. А. Фомина, А. Н. Сухов ; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина / Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина. - 2015. - № 6. - С. 271-274.
35. Поликаркина, М. С. К проблеме проявления агрессивности и становления «Образа Я» в подростковом возрасте / М. С. Поликаркина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 2. - С. 296-301.
36. Реан, А. А. Психология подростка / А. А. Реан. - Санкт- Петербург : Прайм-Еврознак, 2004. — 480 с.
37. Румянцева, Т. Г. Агрессия : проблемы и поиски в западной философии и науке: учебное пособие / Т. Г. Румянцева. - Минск : Университетское, 2000. - 320 с.
38. Савостьянов, А. И. Агрессивность современных подростков / А. И. Савостьянов // Образование личности / Центр научно-практических разработок и экспертиз в области образования. - Москва, 2012. - № 4. - С. 16
20.
39. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебное пособие / Л. М. Семенюк. - Москва. - Воронеж, 2001. - 93 с.
40. Силаева, Я. В. Социально-психологический тренинг как элемент технологии коррекции агрессивности у подростков / Я. В. Силаева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 2-2. - С. 157-163.
41. Сторожук, С. И. Основы психолого-педагогической коррекции агрессивных подростков / С. И. Сторожук // Преподаватель XXI век / Московский педагогический государственный университет. - Москва. 2010. - № 1. - С. 173-177.
42. Сусанина, И. В. Введение в арт-терапию : учеб. пособие / И.В. Сусанина. - Изд. : Когито-Цент. - Москва, 2013. - 95с.
43. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Фромм Э. - Москва : АСТ, 2006. - 640 с.
44. Цыганова Л. Н. Понятие «агрессивности» в психологической литературе. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте / Л. Н. Цыганова // Вестник Мордовского университета. - 2011. - № 2. - С. 188-196.
45. Шаврина, О. И. Изотерапия как один из методов арт-терапии / О. И. Шаврина, С.А. Лялькова // Наука и образование : новое время. - 2014. - № 1. - С. 295-297.
46. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. - Ростов на Дону. : Феникс, 2007. - 806 с.
47. Шунчева О. В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте / О. В. Шунчева // Инновационная наука. - 2016. - № 2-4 (16). - С. 198.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ