Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Работа №31171

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
789
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Анализ литературы по проблеме исследования психологических
особенностей самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста 7
1.2 Психологические особенности личности в подростковом
возрасте 15
1.3 Психологические особенности самоутверждения мальчиков и
девочек подросткового возраста 22
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ 33
2.1 Организация исследования. Методики исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 36
Выводы по 2 главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Одной из наиболее значимых потребностей развивающейся личности является потребность в
самоутверждении. Чувство собственной ценности, формируемое в ходе данного процесса, является одним из показателей нормального психологического развития человека в любом возрасте, тем не менее, именно в подростковом периоде проблема самоутверждения приобретает особенное значение.
Действительно, на данном этапе происходят изменения в
эмоциональной, интеллектуальной и сексуальной сферах жизнедеятельности подростка. Происходящие с ним внутренние изменения диктуют необходимость внешних перемен: подросток пытается найти себя, свое «я», самоутвердиться как личность и доказать свою самостоятельность во всем.
Подростки не только становятся более самостоятельными: более многообразными и содержательными становятся их отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера их деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям. Самоутверждение на данном возрастном этапе предстает в качестве одного из компонентов особого психического состояния, которое является определяющим для подросткового возраста и способствует развитию социальной зрелости растущего человека.
Именно поэтому формирование конструктивного самоутверждения у подростков становится сегодня важной задачей в деятельности психологов и педагогов. Для обеспечения эффективности данного процесса необходимо знать, какие качества личности характерны для подростков с различными типами самоутверждения, а также учитывать полоролевые особенности самоутверждения, то есть различия в стратегиях, избираемых для самоутверждения мальчиками и девочками-подростками.
В связи с этим, исследование психологических особенностей самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста позволяет создать эффективные психолого-педагогические условия для общего развития личности школьника на данном возрастном этапе, формирования у него позитивных индивидуально-психологических качеств с целью формирования в будущем активных и инициативных людей, ориентированных не только на собственное развитие, но и на раскрытие потенциала всего современного общества.
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое изучение
психологических особенностей самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста.
Задачи исследования:
- провести анализ литературы по проблеме исследования психологических особенностей самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста;
- определить основные психологические особенности личности в подростковом возрасте;
- выявить психологические особенности самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста;
- провести эмпирическое исследование психологических особенностей самоутверждения подростков.
Объект исследования: мальчики и девочки подросткового возраста.
Предмет исследования: психологические особенности
самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования, синтез имеющейся информации), практические (тестирование, методы математической и статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента).
Гипотеза эмпирического исследования: существуют различия между психологическими особенностями самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста.
Проблема психологических особенностей процесса самоутверждения личности является достаточно хорошо изученной в современной психологии. В частности, методологическим основанием исследования послужили работы современных отечественных авторов, посвященные изучению сущности самоутверждения: А.Н. Бражникова [7], В.В. Знаков [21; 22], Е.Н. Шутенко [50] и другие; психологических особенностей самоутверждения подростков: Т.Д. Байрамкулова [4], В.И. Гладилина [11], О.П. Гредюшко [13], Г.В. Доржиева [14], А.В. Забелина [18], З.С. Курбанова [28], В.Г. Маралов [30], Т.Н. Матанцева [31], О.А. Моисеева [32], Н.Е. Харламенкова [45], А.Ю. Швацкий [49] и другие; различий стратегий самоутверждения мальчиков и девочек-подростков: Т.Д. Дубовицкая [15], Е.А. Киреева [24; 25; 26], Л.П. Осьмак [34], Е.Т. Соколова [40] и другие.
Тем не менее, проведенный анализ литературы позволяет говорить о том, что вопрос о психологических особенностях самоутверждения, характерных подросткам мужского и женского пола, является
малоизученным в отечественной психологии.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы педагогами-психологами при подготовке коррекционных занятий с подростками разного пола, использующими негативные стратегии самоутверждения.
Апробация результатов работы. Отдельные аспекты данной выпускной квалификационной работы рассмотрены в статье, размещенной в сборнике
ADVANCED SCIENCE: Материалы III Международной научно -
практической конференции. (Пенза, 23 апреля 2018 г.) [2].
Структура работы представлена введением, двумя главами (теоретической и эмпирической), заключением, списком использованной литературы и приложениями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс личностного самоутверждения чрезвычайно важен и интересен и, вместе с тем, сложен как в плане реализации, так и плане исследования. Вместе с тем, проявление стремления к самоутверждению многие исследователи считают основополагающим при оценке подросткового возраста. Склонность подростка к самоутверждению находится в тесной связи с возникновением интереса к собственному внутреннему миру, и может рассматриваться в качестве следствия усложнения личного опыта подростка, изменения его положения в обществе и взаимоотношений с окружающими, изменений его нравственного и интеллектуального развития.
То есть, психологические особенности процесса самоутверждения подростка являются следствием не только и не столько биологического созревания и развития, сколько изменения социальных условий жизни и деятельности ребенка, появления в этом отношении новых социальных факторов, осознания своей гендерной идентичности - именно поэтому стратегии самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста различаются.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Термин «самоутверждение» используется для обозначения сложного психологического феномена, представляющего собой процесс утверждения индивидом ценности и значимости собственной личности, своего значения, права быть собой. В то же время, подростковый возраст - это период противоречий, для которого характерно сочетание повышенной возбудимости, быстрой смены настроений с возрастающим умением управлять своими чувствами и эмоциями. В процессе самоутверждения
подростки выбирают одну из трех базовых стратегий: неуверенная,
агрессивная (доминантная) и уверенная (конструктивная).
2. Неуверенная стратегия самоутверждения проявляется в том, что подросток предпочитает скрывать собственное мнение и эмоциональные реакции, он склонен избегать ситуации, в которых приходится брать инициативу на себя и самостоятельно принимать ответственные решения. Агрессивная стратегия самоутверждения имеет место, когда подросток проявляет тенденцию к подавлению окружающих, навязывает им свою точку зрения, смотрит на других свысока, использует доминирующий стиль общения. Уверенная стратегия соответствует самоутверждению путем самоопределения, когда подросток придерживается демократического стиля взаимодействия с окружающими людьми, он склонен открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других, не критикуя его.
3. Эмпирическое исследование показало, что, в отличие от девочек, мальчики-подростки чаще проявляют деструктивный тип самоутверждения. В то же время, для большего количества девочек подросткового возраста характерно использование конструктивного типа самоутверждения или отказа от него. По всем трем типам самоутверждения различия между мальчиками и девочками подросткового возраста являются статистически значимыми. Также, среди мальчиков подросткового возраста наибольшее количество испытуемых характеризуются использованием стратегии доминирования. Среди девочек же подростков наибольшее количество участниц исследования характеризуются использованием стратегий самоотрицания, а также конструктивного самоутверждения. Различия между мальчиками и девочками подросткового возраста по характерной для них стратегии конструктивного самоутверждения являются статистически значимыми.
Таким образом, задачи исследования были нами решены, а цель - достигнута. Гипотеза эмпирического исследования нашла свое полное подтв ерждение.
Исследование может быть продолжено и расширено путем привлечения новых диагностических методик, увеличения объема выборки, исследования отдельных аспектов процесса самоутверждения подростков.


1. Абульханова-Славская К.А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности // Принцип системности в психологических исследованиях. - М.: Наука, 1999. - С.18 - 25.
2. Алименко Е.О. Психологические особенности самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста//АОУАКСЕБ SCIENCE: Материалы III Международной научно - практической конференции. (Пенза, 23 апреля 2018 г.). В 2 ч. Ч. 1. - Пенза: Изд -во МЦНС «Наука и просвещение», 2018. - С. 243 - 246.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - СПб.: Питер, 2006. - 460 с.
4. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 207 - 213.
5. Байрамкулова Т.Д. Педагогические условия самоутверждения личности подростка в учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2004. - 180 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2013. - 435 с.
7. Божович Л.И. Психология личности. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. - 280 с.
8. Бражникова А.Н. Отношение к себе в системе нравственнопсихологических отношений личности // Вестник практической психологии образования. - 2011. - №4. - С. 85 - 94.
9. Брушлинский А.В. Психология индивидуального и группового субъекта в изменяющемся обществе // Вестник Российской Академии Наук. - 2002. - Т. 72. - № 2. - С. 162 - 169.
10. Гапоненко М.Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №7. - С. 76 - 79.
11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного
самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 26 - 35.
12. Гладилина В.И. Культурно-досуговая деятельность как средство самоутверждения и самовыражения личности подростка: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2008. - 204 с.
13. Голоюс Е.А., Кузьменко К.С. Исследование влияния состава семьи на
особенности развития самосознания подростков // Категория
«социального» в современной педагогике и психологии. - Ульяновск: SIMJET, 2015. - С. 162 - 165.
14. Гредюшко О.П. Психологические трудности подростков // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - № 3. - С. 118 - 119.
15. Доржиева Г.В., Будаева Э.В. Психологические особенности самоутверждения подростков // Вестник научных конференций. - 2015. - № 2-1. - С. 44 - 45.
16. Дубовицкая Т.Д., Асадуллин Р.М, Киреева Е.А. Психологические особенности самоутверждения мальчиков и девочек подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 49 - 57.
17. Ежевская Т.И. Ценности как важный психологический ресурс личности // Гуманитарный вектор: Серия Педагогика, психология. - №2. - 2015. - С. 55 - 59.
18. Жабарева С.Н. Мотивы выбора профессии в подростковом возрасте // Концепт. - 2015. - № 14. - С. 18 - 23.
19.Забелина А.В. Проблема самоактуализации личности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2013. - № 3. - С. 26 - 32.
20.Завадский И.А. Изучение ценностно-смысловой сферы личности подростка // Вестник СПбГУ. - 2014. - № 7. - С. 67 - 72.
21. Зайцев М.А. Конфликты подростков и родителей как предмет юридической психологии // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. - 2016. - № 6. - С. 54 - 59.
22. Знаков В.В. Мышление, самосознание и самопонимание // Вестник Московского университета. - 2008.- №2. - С.16 - 17.
23. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. - 2013. - Т. 24. - № 2. - С. 95 - 106.
24. Каневская Ж.О., Кириллова Л.С. Подростковая агрессия как социальнопсихологическая проблема современности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 42. - С. 7 -
11.
25. Киреева Е.А. Исследование самоутверждения у подростков // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 7. - С. 130 - 135.
26. Киреева Е.А. Различия типов самоутверждения у мальчиков и девочек подросткового возраста // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9
6. - С. 1352 - 1356.
27. Киреева Е.А. Дубовицкая Т.Д. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте // Экспериментальная психология. - 2011. - Том 4. - № 2. - С. 115 - 124.
28. Кольева Н.С. Особенности подросткового возраста в социокультурном пространстве дополнительного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2015. - № 4. - С. 110 - 112.
29. Курбанова З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками // Известия ЮФУ. - 2015. - № 6. - С. 91 - 95.
30. Малютина Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском возрасте // Омский научный вестник. - 2014. - №
2. - С. 129 - 133.
31. Маралов В.Г. Общие закономерности и возрастные особенности саморазвития личности // Вестник ЧГУ. - 2015. - № 4. - С. 147 - 152.
32. Матанцева Т.Н. Внутренняя активность как фактор самоутверждения подростков в современном образовательном пространстве // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 59. - С. 81 - 86.
33. Моисеева О.А. Социальное самоутверждение старшеклассников. Формирование стратегий. - Берлин: LapLambert, 2012. - 181 с.
34.Осницкий А.К. Самосознание и субъектная активность человека // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе / Отв. ред. М.И. Воловикова. - М.: Институт психологии РАН, 1999. - С. 117 - 118.
35.Осьмак Л.П. Психологические особенности самоутверждения подростков: дис. ... канд. псих.наук. - Киев, 1990. - 190 с.
36. Панченко Т.С. Возрастные особенности как фактор формирования правосознания личности // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 1. - С. 143 - 148.
37. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 3 - 17.
38. Попова Л.В. Проблема самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. - 1996. - № 2. - С. 31 - 41.
39. Самоутверждение // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ.ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 600 с.
40. Селиванов В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл // Психология индивидуального и группового субъекта / Общ.ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - С.310 - 328.
41. Собкин В.С., Смыслова М.М. Социальное самочувствие подростка: оценка успешности жизненных перспектив (по материалам кросскультурного исследования) // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 8. - С. 19 - 27.
42. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. Связь феномена диффузной гендерной идентичности с когнитивным стилем личности // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. - С. 41 - 51.
43. Терещенко В.В. Современный подросток в системе отношений взаимодействия «ребенок - взрослый». - Смоленск: СГУ, 2015. - 172 с.
44. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Избранные труды. - М.: Прогресс, 2005. - 480 с.
45. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. - М.: Институт
психологии РАН, 2007. - 384 с.
46. Шахова И.П. Характеристика направленности личности в подростковом и юношеском возрастах // Вестник МГОУ. - 2010. - № 3. - С. 159 - 167.
47. Шаяхметова В.К. Исследование формирования самооценки младших подростков // Концепт. - 2015. - № 3. - С. 11 - 16.
48. Швалб Ю.М., Муханова И.Ф. Возрастная психология. - Донецк: Норд- Пресс, 2015. - 303 с.
49. Швацкий А.Ю. Особенности самоутверждения личности в подростковом возрасте // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. - Нефтекамск, 2017. - С. 243 - 247.
50. Шихамирова Б.А., Бийболатова З.Б. Особенности процесса самоутверждения в подростковом возрасте // Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы. - 2013. - № 2. - С. 56 - 58.
51. Шутенко Е.Н. Развитие самосознания личности как проблема психологической теории и практики // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - №1. - С. 196 - 204.
52. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (12.09.2017).
53. Стратегии самоутверждения личности (Е.П. Никитин, Н.Е.
Харламенкова). [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/113- diagnosis-pedkonektiva/1105-strategii-samoutverzhdemya-Hchnosti-epmkitm- nexarlamenkova (24.08.2017).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ