Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях

Работа №109559

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
79
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях 8
1.1 Особенности формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях 15
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях 21
2.2 Разработка и реализация педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях 36
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях 43
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 59
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 60
Приложение В Стимульный материал к дидактической игре «Семейные традиции» 62
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 63

Дошкольное образование в настоящее время является важнейшим этапом в образовательной системе. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одно из основных направлений деятельности дошкольного образования состоит в создании почтительного отношения и чувства причастности к своей семье. М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, З.А. Янкова выделяли, что «семья является уникальным и специфическим институтом, посредником между личностью и государством, транслятором функциональных ценностей от поколения к поколению, местом восстановления духовных сил и эмоционального равновесия человека». Именно в семье начинается духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Изучая вопросы духовно-нравственного воспитания, стоит отметить, что дети усваивают семейные и социальные нормы поведения в 6-7 лет; у них формируются представления о семейных ценностях и традициях.
Большое число социологов, а также ученых показывали, то, что разрешение проблемы «формирования представлений о семейных традициях» находится в зависимости от обоюдного партнерства, коллективной работы, что станет отображать круг интересов родителей, педагогов, а также детей.
Актуальность проблемы формирования представлений о семейных традициях у детей дошкольного возраста объясняется тем, что представления о традициях являются одной из предпосылок формирования у детей старшего дошкольного возраста национального характера психики и метода мышления. Приобщение детей 6-7 лет к традициям - это одна из основных задач семейного воспитания и воспитательной деятельности с детьми в дошкольной образовательной организации.
На основе предоставленной выше информации было выделено определенное противоречие: между необходимостью формирования у детей, в возрасте 6-7 лет представлений о семейных традициях и недостаточной разработанностью педагогических условий реализации данного процесса в образовательных организациях, предназначенных для обучения детей дошкольного возраста.
Данное противоречие создало основу для логического определения проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях?
Мы смогли сформулировать тему исследования, опираясь на актуальность выделенной проблемы: «Педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях будет возможным при реализации следующих педагогических условий:
• проведение дидактических игр и бесед для обогащения представлений о традициях русской семьи, развития интереса и уважительного отношения к своей семье, ее традициям;
• организация совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты в соответствии с показателями сформированности представлений о семейных традициях;
• реализация интерактивных мероприятий для детей и родителей по обогащению и закреплению представлений о семейных традициях.
Задачи исследования, которые следует реализовать, опираясь на поставленную цель и учитывая гипотезу.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.
3. Определить и реализовать педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.
4. Оценить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.
С целью решения упомянутых задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, прогнозирование, планирование;
• эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, тестирование, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• методы обработки эмпирических данных: качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• положения исследований в области влияния семьи на развитие ребенка (С.К. Бастенова, Н.Е. Веракса, Р.В. Овчарова, Т.А. Маркова);
• положения исследований, раскрывающих сущность понятия «семейные традиции» (В. Сатир, И.А. Семкина, Э. Г. Эйдемиллер);
• результаты исслледований, раскрывающих содержание педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста представлений о семейных традициях (Г.Ф. Биктагирова, Р.Р. Биктагиров, Р.А. Валеева, В.Д. Мишина).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53 «Чайка», г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что определены и обоснованы педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и даны содержательные характеристики уровней сформированности у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.
Практическая значимость исследования: исследования состоит в возможности использования на практике в дошкольных образовательных организациях педагогами-психологами апробированных материалов по диагностике у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях, педагогами обоснованных педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (19 наименований) и 4 приложений. Текст работы содержит 14 таблиц и 1 рисунок. Текст бакалаврской работы изложен на 58 страницах. Общий объем работы с приложениями - 64 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Из результатов, полученных вследствие проведения исследования, можно констатировать следующее.
Семейные традиции - это основа, которая передается из поколения в поколение. Передается абсолютно все: знания, привычки, ориентиры и ценности. Родители, в большей своей степени, стараются заложить в своего ребенка все только самое светлое и ясное, чтобы последний научился коммуницировать с окружающими, не боялся чего-то нового, рационально распределял роли в своей будущей семье. У детей уже старшего возраста, все подсознание работает совершенно по-другому, согласно своим внутренним устоям. Именно поэтому, родители стараются многое вложить в ребенка, пока он находится в дошкольном возрастном периоде, а значит, не слишком сильно выказывает свое мнение, готов поглощать любую информацию, как правду и истину жизни. Правильное воспитание осознания ребёнком важности любви и взаимоуважения, принятие активного участия в жизни и деятельности своей семьи, понимания важности положительных отношений между членами семьи, является основой воспитания его нравственности.
Социолог М.В. Торопыгина характеризует «семейные традиции как духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, не регламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего жизнь семьи».
Семейные традиции прямо сближают всех членов семьи, так как идет внутренняя поддержка, которая прямо способствует поднятию общей самооценки каждой личности. При этом человек начинает понимать, что дома его не только обеспечивают пищей, но и силой, любовью, поддержкой. Все это остается в сознании ребенка, он понимает, что может прийти домой, когда ему плохо или одиноко и его просто поддержат, пожалеют. Сделают так, чтобы ему было проще справиться с чем-то. Трудно не согласиться с данной мыслью, ведь именно традиции создают атмосферу семейных отношений, в которых ребенок чувствует не только физическую, но и духовную, и психологическую поддержку.
Мы выделили критерии и показатели для выявления уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях, базируясь на исследованиях Е.Н. Бородиной, Р.В. Овчаровой Н.А. Константинова, Ф.Ф. Королева, Е.М. Медынского, В. Михала, Р.В. Овчаровой, М.Ф. Шабаева. Исследовать выделенные показатели у нас получилось при помощи осуществления подбора диагностических заданий и проведения констатирующего этапа эксперимента.
Уровень сформированности у детей представлений о семейных традициях нами был установлен на констатирующем этапе. Полученные сведения из диагностического исследования позволяют прийти к данным, что в экспериментальной группе низкий уровень сформированности представлений о семейных традициях был выявлен у 6 детей (30%), средний уровень выявлен у 11 детей (55%) и высокий уровень был выявлен у 3 детей (15%). В контрольной группе низкий уровень выявлен у 6 детей (30%), средний уровень - у 10 детей (50%) и высокий уровень - у 4 детей (20%).
Приобретенные в ходе исследования результаты подразумевают, что нужно провести специально организованную работу, которая будет содействовать увеличению уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях.
Нами была сформулирована гипотеза, что формирование у детей 6-7 лет представлений о семейных традициях станет успешным при реализации следующих педагогических условий:
• проведение дидактических игр и бесед для обогащения представлений о традициях русской семьи, развития интереса и уважительного отношения к своей семье, ее традициям;
• организация совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты в соответствии с показателями сформированности представлений о семейных традициях;
• реализация интерактивных мероприятий для детей и родителей по обогащению и закреплению представлений о семейных традициях.
Содержанием работы на формирующем этапе эксперимента является осуществление педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о семейных традициях.
Положительная динамика уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о семейных традициях в экспериментальной группе была установлена вследствии выполнения формирующей работы:
• количество детей с низким уровнем снизилось на 15%;
• количество детей со средним уровнем увеличилось на 5%;
• количество детей с высоким уровнем увеличилось на 10%.
Нам удалось доказать, основываясь на выявленных положительных результатах, что в экспериментальной группе:
• у детей повысился уровень представлений о традициях и обычаях семьи;
• дети стали проявлять более эмоционально-положительное отношение к семье;
• у детей повысилась направленность на мир семьи.
Придавая сравнению результаты исследования и выдвинутой гипотезы, мы приходим к выводу, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.


1. Биктагирова Г. Ф. Валеева Р. А. Биктагиров Р. Р. Семейные традиции: вопросы теории и социального проектирования // Монография. Казань : «Отечество», 2012. С. 229.
2. Бирюкова Е. Традиции семьи [Электронный ресурс]. URL: https: //www. maam.ru/detskij sad/didakticheskaj a-igra-tradici-semi .html (дата обращения: 13.10.2021).
3. Бондаренко Т. В. Семейные традиции (с детьми и родителями) [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/06/24/stsenariy-dosuga-semeynye-traditsii-s-detmi-i-roditelyami (дата обращения: 24.06.2021).
4. Бородина Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография / Е. Н. Бородина; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». Екатеринбург, 2015. URL: https://studopedia.net/18_67145_dopolnitelnie-diagnosticheskie-zadaniya.html (дата обращения: 13.10.2021).
5. Вавилова В. С., Ханова Т. Г. Социально-коммуникативное развитие дошкольника: анализ образовательных программ // Детский сад от А до Я. 2017. № 85. С. 11-18.
6. Веракса Н. Е. Семья - пространство развития ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. № 2. 2 с. URL: https: //sdo-j ournal .ru/j ournalnumbers/semj a-prostranstvo-razvitij a-rebenka.html (дата обращения: 13.10.2021).
7. Киселёва Т. Ю. Влияние семейных традиций на формирование личности дошкольников [Электронный ресурс]. URL: http://semyarossii.ru/component/k2/item/35-.html (дата обращения: 13.10.2021).
8. Кулешова Е. Роль дидактических игр для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://www. maam.ru/detskij sad/konsultacij a-dlj a-roditelei-rol-didakticheskih-igr- dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 14.04.2022).
9. Лапшина Н. В. Любовь и уважение к близким [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.rU/shkola/raznoe/library/2021/11/16/beseda-lyubov- i-uvazhenie-k-blizkim (дата обращения: 16.11.2021).
10. Майер А. А. Давыдова О. И. Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада // Приложение к журналу «Управление ДОУ». 2011. С. 128.
11. Мишина В. Д. Влияние семейных традиций на формирование личности ребенка [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/609059 (дата обращения: 06.02.2022).
12. Ситникова Е. М. Проект «Семейные традиции» предназначен для работы с детьми второй младшей группы и для совместной работы с родителями [Электронный ресурс]. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/470829-proekt-semejnye- tradicii (дата обращения: 19.11.2021).
13. Страшко Е. В. Консультация для родителей: «Роль семейных традиций в формировании личности ребенка» [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/06/23/konsultatsiya-dlya-roditeley-rol- semeynyh-traditsiy-v-formirovanii (дата обращения: 23.06.2021).
14. Чистякова О. В. «Семейные традиции» [Электронный ресурс]. URL: https: //docplayer.com/58164780-Konspekt-zanyatiya-semeynye-tradicii-provela-vospitatel-chistyakova-o-v-g.html (дата обращения: 17.03.2022).
15. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры // С. А. Шмаков. М. : Новая шк., 1994. С. 238.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ