Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №109386

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы66
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях посредством дидактических игр 8
1.1 Особенности формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях 8
1.2 Характеристика дидактических игр как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях 13
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях посредством дидактических игр 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях 21
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях посредством дидактических игр 36
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях 46
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Характеристика выборки исследования 59
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 61
Приложение В Комплекс дидактических игр для работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях 63
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 65

В бакалаврской работе рассматривается решение актуальной проблемы, которая обусловлена тем, что в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указана важность приобщения ребенка к социокультурным нормам. Область познавательного развития предполагает формирование представлений о себе, о своей семье и семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях - одно из необходимых условий для полноценного развития ребенка, которое оказывает влияние на формирование общественных качеств личности, проявление и развитие взаимоотношений, как в обществе, так и дома в семье. Дошкольники должны знать о семейных ролях, знать и понимать важность любви, уважения и заботы в семье, знать роль каждого члена семьи, в том числе дети должны называть дальних родственников, они должны понимать и их роль, и значимость для семьи. У детей должно быть сформировано представление о будущих семейных ролях, они должны их пояснять и рассказывать подробно, дети должны понимать какие положительные черты должны быть у мамы и папы.
Проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях довольно широко освещена в психолого-педагогической литературе (Ю.С. Григорьева, С.В. Денисова, Л.В. Коломийченко, Т.А. Репина). Вопросы изучения роли дидактических игр в развитии ребенка дошкольного возраста раскрыты в работах А.К. Бондаренко, Л.С. Выготского, Н.К. Крупской, К.Д. Ушинского.
Несмотря на теоретическую и практическую значимость существующих исследований по исследуемой проблеме, их актуальность, следует отметить, что необходимым является определение содержания работы, отбора форм, методов и средств для реализации процесса формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях и недостаточным использованием возможностей дидактических игр для осуществления данного процесса.
Актуальность данного исследования усиливает необходимость разрешения, указанного выше противоречия, а также устанавливает проблему исследования: каковы возможности дидактических игр в формировании у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях посредством дидактических игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях посредством дидактических игр.
Объектом исследования является процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях посредством дидактических игр будет возможным, если:
• отобраны дидактические игры в соответствии с показателями сформированности у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях;
• включены дидактические игры в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты;
• обогащен центр познания материалами на семейную тематику для самостоятельной деятельности детей.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи.
1. Проанализировать теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях посредством дидактических игр.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях посредством дидактических игр.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретико-методологическая основа исследования:
• теории формирования представлений о семье в педагогических условиях (С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, Н.И. Демидова, В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова);
• исследования полоролевой социализации детей дошкольного возраста (И.С. Кон, В.Е. Каган, Т.А. Репина, Е.А. Конышева, Л.В. Коломийченко, О.В. Прозументик);
• концептуальные положения отечественной педагогики и психологии по проблеме формирования образа семьи в дошкольном возрасте (Г.М. Андреева, Е.Н. Васильева, О.А. Воронова, Л.В. Коломийченко);
• исследования, посвященные изучению роли дидактических игр в формировании у детей 5-6 лет представлений о семье (А.К. Бондаренко, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, К.Д. Ушинский).
Экспериментальной базой исследования является АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 63 «Весняночка» г. о. Тольятти. В данном исследовании приняли участие 40 детей 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях посредством дидактических игр; составлении комплекса дидактических игр для формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное содержание работы и комплекс дидактических игр для формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях могут быть использованы педагогом-психологом, воспитателями в образовательном процессе в дошкольных образовательных организациях.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (35 источников) и 4 приложений. Работа содержит 2 рисунка, 12 таблиц. Объем бакалаврской работы - 66 страницы, включая приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В исследовании были проанализированы и изучены работы педагогов и психологов по проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях посредством дидактических игр. В констатирующем эксперименте выявлены особенности формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях. Период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях посредством дидактических игр.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях посредством дидактических игр недостаточно представлена.
Для реализации поставленной цели исследования была проведена экспериментальная работа на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 63 «Весняночка» г. о. Тольятти. В исследовании приняли участие 40 детей 5-6 лет. По 20 детей в экспериментальной и контрольной группе.
Целью констатирующего эксперимента было выявление актуального уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях. Данный этап эксперимента осуществлялся благодаря диагностическому комплексу, включающему в себя ряд методик, учитывающих специфику психолого-педагогической диагностики детей старшего дошкольного возраста. Нами были уточнены характеристики уровней сформированности у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях. На констатирующем этапе низкий уровень был выявлен у 15% детей экспериментальной группы и 25% детей контрольной группы. Средний уровень был выявлен у 60% экспериментальной группы и контрольной группы. Высокий уровень был выявлен у 25% детей экспериментальной группы и 15% детей контрольной. Полученные результаты обусловили необходимость проведения, формирующего этапа.
В формирующей части экспериментального исследования была реализована работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях посредством дидактических игр:
• отобраны дидактические игры в соответствии с показателями сформированности у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях;
• включены дидактические игры в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты;
• обогащен центр познания материалами на семейную тематику для самостоятельной деятельности детей.
Результаты контрольного этапа показали, что в экспериментальной группе количество детей с низким уровнем представлений о семейных ролях снизилось на 15%, количество детей со средним уровнем выросло на 5%, а с высоким уровнем увеличилось на 10%.
Таким образом, поставленная в бакалаврской работе цель и задачи решены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Апробированный комплекс дидактических игр для формирования у детей 5-6 лет представлений о семейных ролях может использоваться педагогом- психологом, воспитателями в образовательном процессе в дошкольных образовательных организациях.


1. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности «Психология». Изд. 5-е, испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2009. 362 с.
2. Азаров Ю .П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве. М.: Эксмо, 2015. 496 с.
3. Акутина С. П. Методы поддержки воспитательной семейной системы: педагогический дискурс // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2014. № 2. С. 16-21.
4. Бакланова О. Э. Согласованность супружеских ролей как фактор развития продуктивных брачно-семейных отношений : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.13 Санкт-Петербург, 2012. 24 с.
5. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2016. 223 с.
6. Бородина О. В. Проблема формирования семейных традиций в условиях деятельности социально-педагогических // Педагогическое образование и наука. 2017. № 1. С. 95-98.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2010. 400 с.
8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. М. : Просвещение, 1991. 160 с.
9. Демидова Н. И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : М. : Мос. город. пед 2003 182 с.
10. Василькова Ю. В. Социальная педагогика . М. : Академия, 2003. 439 с.
11. Васильева Е. Н. Психологическая готовность к родительству: монография/ Нижний Новгород : НИУ РАНХиГС, 2015. 208 с.
12. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2010. 508 с.
13. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Перспектива, 2018. 224 с.
14. Гурье Л. И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие. Казань, Изд-во Каз. гос. технол. ун-та 2004. 212 с.
15. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. C. 106-115.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ