ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития 8
1.1. Характеристика развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года
жизни с задержкой психического развития в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно¬
ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию сюжетно-ролевой игры
у детей пятого года жизни с задержкой психического развития 18
2.1. Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития 18
2.2. Организация психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития 27
2.3. Выявление динамики развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого
года жизни с задержкой психического развития 34
Заключение 42
Список используемой литературы 46
Приложения
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития 8
1.1. Характеристика развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года
жизни с задержкой психического развития в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно¬
ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию сюжетно-ролевой игры
у детей пятого года жизни с задержкой психического развития 18
2.1. Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития 18
2.2. Организация психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития 27
2.3. Выявление динамики развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого
года жизни с задержкой психического развития 34
Заключение 42
Список используемой литературы 46
Приложения
Ведущим видом деятельности у детей пятого года жизни является игра. Она является главным средством развития детей данного возраста.
В психологии и педагогике игра - это деятельность, которая имеет огромное значение в развитии дошкольника.
У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание развития психических процессов, что оказывает сильное влияние на развитие игровой деятельности: у них отсутствует творческий подход, деятельность однообразна, сюжет не развернутый, не соблюдают правила игры, возникают трудности в распределении ролей. Часто, после усложнения правил, игра прекращается.
Игра для детей с задержкой психического развития служит средством формирования умения ориентирования в отношениях социума, накапливает знания о социальных ролях. Через нее у ребенка происходит социализация.
Особое значение здесь приобретает сюжетно-ролевая игра, которая исследовалась психологами (Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным) и педагогами (Р.И. Жуковской, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко).
Для детей пятого года жизни с задержкой психического развития овладение навыками сюжетно-ролевой игры является важным требованием для развития психических процессов.
Л.С. Выготский говорил, что игра, как главное условие развития ребенка, будет способствовать проявлению способностей детей и расширять зону ближайшего развития. Но для создания зоны ближайшего развития необходима полноценная игровая деятельность. Если ведущая деятельность не сформирована, то она никак не может способствовать приобретению новых знаний, умений, способностей и не будет происходить становления психологических качеств.
Отсюда противоречие между необходимостью интенсификации развития детей пятого года жизни с задержкой психического развития и отсутствием в полной мере развитой ведущей деятельности, которая сможет обеспечить данную интенсификацию.
На основе противоречия мы определили проблему исследования: как организовать психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития?
Определение проблемы позволило сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития».
Целью исследования явилось изучение особенностей психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предположим, чо развитие сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с ЗПР будет эффективным в процессе психолого-педагогического сопровождения, если:
- будут определены этапы работы по развитию сюжетно-ролевой игры с детьми пятого года жизни с ЗПР;
- осуществить подбор адекватных ЗПР методов, приемов и средств развития сюжетно-ролевой игры;
- поэтапно изменять тактику психолого-педагогического сопровождения детей пятого года жизни с ЗПР в развивающейся сюжетно-ролевой игре: партнер - координатор - наблюдатель.
Для достижения поставленной цели и обоснования выдвинутой гипотезы необходимо решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития.
3. В ходе экспериментальной работы определить особенности психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития и доказать его эффективность.
В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, который включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Теоретической основой исследования выступили:
- психолого-педагогические исследования особенностей развития игры у детей с задержкой психического развития (К. Бюлер, Э. Торндайк, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин);
- психолого-педагогические исследования особенностей развития детей с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова);
- основное положение о необходимости ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии (Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева);
- основные положения о системном подходе в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития (В.В. Коршунов, Л.И. Плаксина).
Новизна исследования заключается в получении новых данных о психолого-педагогическом сопровождении развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные о психолого-педагогическом сопровождении развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года с задержкой психического развития дополняют имеющиеся научные данные в теории психологии и педагогики в конкретном возрастном диапазоне.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных результатов и разработанных нами рекомендаций в практической деятельности психологов и педагогов, работающих с детьми пятого года жизни с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 200 «Волшебный Башмачок», г. Тольятти. В эксперименте участвовало 20 детей пятого года жизни с задержкой психического развития (10 детей - экспериментальная группа и 10 детей - контрольная группа).
Структура бакалаврской работы: введение; две главы; заключение; список используемой литературы (20 источника); 2 приложения. Работа содержит 11 рисунков, 1 таблица.
В психологии и педагогике игра - это деятельность, которая имеет огромное значение в развитии дошкольника.
У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание развития психических процессов, что оказывает сильное влияние на развитие игровой деятельности: у них отсутствует творческий подход, деятельность однообразна, сюжет не развернутый, не соблюдают правила игры, возникают трудности в распределении ролей. Часто, после усложнения правил, игра прекращается.
Игра для детей с задержкой психического развития служит средством формирования умения ориентирования в отношениях социума, накапливает знания о социальных ролях. Через нее у ребенка происходит социализация.
Особое значение здесь приобретает сюжетно-ролевая игра, которая исследовалась психологами (Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным) и педагогами (Р.И. Жуковской, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко).
Для детей пятого года жизни с задержкой психического развития овладение навыками сюжетно-ролевой игры является важным требованием для развития психических процессов.
Л.С. Выготский говорил, что игра, как главное условие развития ребенка, будет способствовать проявлению способностей детей и расширять зону ближайшего развития. Но для создания зоны ближайшего развития необходима полноценная игровая деятельность. Если ведущая деятельность не сформирована, то она никак не может способствовать приобретению новых знаний, умений, способностей и не будет происходить становления психологических качеств.
Отсюда противоречие между необходимостью интенсификации развития детей пятого года жизни с задержкой психического развития и отсутствием в полной мере развитой ведущей деятельности, которая сможет обеспечить данную интенсификацию.
На основе противоречия мы определили проблему исследования: как организовать психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития?
Определение проблемы позволило сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития».
Целью исследования явилось изучение особенностей психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предположим, чо развитие сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с ЗПР будет эффективным в процессе психолого-педагогического сопровождения, если:
- будут определены этапы работы по развитию сюжетно-ролевой игры с детьми пятого года жизни с ЗПР;
- осуществить подбор адекватных ЗПР методов, приемов и средств развития сюжетно-ролевой игры;
- поэтапно изменять тактику психолого-педагогического сопровождения детей пятого года жизни с ЗПР в развивающейся сюжетно-ролевой игре: партнер - координатор - наблюдатель.
Для достижения поставленной цели и обоснования выдвинутой гипотезы необходимо решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития.
3. В ходе экспериментальной работы определить особенности психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития и доказать его эффективность.
В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, который включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Теоретической основой исследования выступили:
- психолого-педагогические исследования особенностей развития игры у детей с задержкой психического развития (К. Бюлер, Э. Торндайк, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин);
- психолого-педагогические исследования особенностей развития детей с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова);
- основное положение о необходимости ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии (Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева);
- основные положения о системном подходе в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития (В.В. Коршунов, Л.И. Плаксина).
Новизна исследования заключается в получении новых данных о психолого-педагогическом сопровождении развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные о психолого-педагогическом сопровождении развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года с задержкой психического развития дополняют имеющиеся научные данные в теории психологии и педагогики в конкретном возрастном диапазоне.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных результатов и разработанных нами рекомендаций в практической деятельности психологов и педагогов, работающих с детьми пятого года жизни с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 200 «Волшебный Башмачок», г. Тольятти. В эксперименте участвовало 20 детей пятого года жизни с задержкой психического развития (10 детей - экспериментальная группа и 10 детей - контрольная группа).
Структура бакалаврской работы: введение; две главы; заключение; список используемой литературы (20 источника); 2 приложения. Работа содержит 11 рисунков, 1 таблица.
Задержка психического развития - это замедление темпа развития психических процессов, которое характеризуется недостаточным запасов знаний и представлений, слабо развитым мышлением и интеллектуальной целенаправленности. Здесь преобладают игровые интересы, быстрая пресыщаемость интеллектуальной деятельностью.
Игровая деятельность детей пятого года жизни с задержкой психического недостаточно развита и сильно отличается от игры детей с нормальным развитием.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у подавляющего большинства старших дошкольников с ЗПР наглядно- образное мышление находится на низком уровне развития: дошкольники затрудняются в оперировании образами-представлениями, не могут создать в уме «модельное представление» заданного объекта. Большинство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР показывают низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры: игровая деятельность крайне бедна по содержанию, выполнение роли сводится к реализации игровых действий, ролевая речь отсутствует, дети редко используют предметы-заместители.
Результаты констатирующего эксперимента явились подтверждением данных, полученных при изучении и анализе психологической литературы (В.И. Лубовской, Е.С. Слепович, Т.А. Стрекалова, У.В. Ульенкова и др.). Посредством методов качественного анализа и статистической обработки данных была выявлена взаимосвязь между уровнями развития наглядно-образного мышления и сюжетно-ролевой игры, что позволило нам сформулировать гипотезу: формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР возможно в условиях обучения сюжетно-ролевой игре.
В ходе исследования мной был проведен цикл занятий по обучению старших дошкольников с ЗПР сюжетно-ролевой игре. Контрольный эксперимент показал, что в результате проведенной работы у дошкольников с ЗПР повысился уровень развития сюжетно-ролевой игры: роли четко обозначены; выделяются действия, передающие характер отношений к другим участникам игры; нарушение логики действий в игре опротестовывается; появилась ролевая речь; дети начинают использовать предметы-заместители. Это привело к повышению уровня развития наглядно-образного мышления, так как в результате развития сюжетно-ролевой игры у дошкольника возникает способность оперировать имеющимися представлениями, образуя их различные комбинации. Ребенок анализирует и синтезирует представления, моделируя игровой образ и игровую ситуацию. Действуя в условиях сюжетно-ролевой игры во внутреннем, представляемом плане, ребенок научается решать задачи в плане представлений, без участия практических действий.
Итак, дети пятого года жизни с задержкой психического развития выявляют недостаточную сформированность умения взаимодействовать в игре, принимать роли и следовать сюжету игры.
Таким образом, в нашем исследовании подтверждена выдвинутая гипотеза. В ходе работы была реализована цель и решены все поставленные задачи.
Игровая деятельность детей пятого года жизни с задержкой психического недостаточно развита и сильно отличается от игры детей с нормальным развитием.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у подавляющего большинства старших дошкольников с ЗПР наглядно- образное мышление находится на низком уровне развития: дошкольники затрудняются в оперировании образами-представлениями, не могут создать в уме «модельное представление» заданного объекта. Большинство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР показывают низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры: игровая деятельность крайне бедна по содержанию, выполнение роли сводится к реализации игровых действий, ролевая речь отсутствует, дети редко используют предметы-заместители.
Результаты констатирующего эксперимента явились подтверждением данных, полученных при изучении и анализе психологической литературы (В.И. Лубовской, Е.С. Слепович, Т.А. Стрекалова, У.В. Ульенкова и др.). Посредством методов качественного анализа и статистической обработки данных была выявлена взаимосвязь между уровнями развития наглядно-образного мышления и сюжетно-ролевой игры, что позволило нам сформулировать гипотезу: формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР возможно в условиях обучения сюжетно-ролевой игре.
В ходе исследования мной был проведен цикл занятий по обучению старших дошкольников с ЗПР сюжетно-ролевой игре. Контрольный эксперимент показал, что в результате проведенной работы у дошкольников с ЗПР повысился уровень развития сюжетно-ролевой игры: роли четко обозначены; выделяются действия, передающие характер отношений к другим участникам игры; нарушение логики действий в игре опротестовывается; появилась ролевая речь; дети начинают использовать предметы-заместители. Это привело к повышению уровня развития наглядно-образного мышления, так как в результате развития сюжетно-ролевой игры у дошкольника возникает способность оперировать имеющимися представлениями, образуя их различные комбинации. Ребенок анализирует и синтезирует представления, моделируя игровой образ и игровую ситуацию. Действуя в условиях сюжетно-ролевой игры во внутреннем, представляемом плане, ребенок научается решать задачи в плане представлений, без участия практических действий.
Итак, дети пятого года жизни с задержкой психического развития выявляют недостаточную сформированность умения взаимодействовать в игре, принимать роли и следовать сюжету игры.
Таким образом, в нашем исследовании подтверждена выдвинутая гипотеза. В ходе работы была реализована цель и решены все поставленные задачи.
Подобные работы
- Коррекционно-развивающая npoграмма формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - Обогащение представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х КЛАССОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



