Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №80929

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
233
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические обоснование сюжетно-ролевой игры как средства формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности организации сюжетно-ролевой игры у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Психолого-педагогические условия формирования
нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме использования сюжетно-ролевой игры как средства формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 32
2.1. Изучение психолого-педагогических условий формирования
нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Реализация психолого-педагогических условий исследования сюжетно-ролевой игры как средства формирования нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста 41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 50
Выводы по второй главе 58
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение

Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.). Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе.
Старший дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии.
Нравственное развитие ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду, но, несомненно, особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями.
Проблеме формирования нравственных качеств посвящены многочисленные труды зарубежных и отечественных исследователей (Р.С. Буре, А.М.Виноградова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, А.И. Липкина, С.В. Петерина, Т.О. Пономаренко, С.Е. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г Цуканова, О.А. Шаграева, Э.В. Штиммер, Е.К. Ягловская и др.).
В процессе формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста особую роль играет сюжетно-ролевая игра. Ценность её как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы «взрослого» общества.
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор его темы: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста». Выбор темы определил цель, объект, предмет и задачи исследования.
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий использования сюжетно-ролевой игры как средства формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - сюжетно-ролевая игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия использования сюжетно-ролевой игры как средства формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза. В нашем исследовании мы предположили, что использование сюжетно-ролевой игры как средства формирования нравственных качеств будет более эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
1. Создать и апробировать комплекс сюжетно-ролевых игр, способствующих усвоению и закреплению нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста;
2. Создать развивающую предметно-пространственную среду для реализации сюжетно-ролевой игры как средства формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
3. Использовать активные формы работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по проблеме формирования нравственных качеств.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
2. Изучить особенности организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия использования сюжетно-ролевой игры как средства формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
К методам исследования относятся следующие:
- теоретические (анализ и обобщение литературы по проблеме исследования, включая анализ, обобщение, сравнение, систематизацию собранного теоретического материала),
- эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование для родителей, методики диагностики: «Закончи историю», «Сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, критериальная шкала Л.М. Фридмана).
Названные методы позволили выявить современное состояние проблемы исследования, сделать выводы об эффективности тех или иных психолого-педагогических условиях формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, а также обосновать и в ходе опытно-экспериментальной работы проверить условия формирования нравственных качеств.
Исследование проводилось в три основных этапа:
- I этап: проведен анализ теоретически источников по проблеме исследования, определены главные направления решения проблемы, выбор объекта и предмета; сформулирована цель; выдвинута гипотеза и поставлены задачи исследования, подобраны диагностические методики изучения уровня сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
- II этап: разработан план и реализован констатирующий и формирующий этапы эксперимента, помогающие выявить и определить эффективность педагогических условий формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
- III этап: внесены коррективы в план по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Разработать комплекс сюжетно-ролевых игр по формированию нравственных качеств. Проведен анализ полученных в ходе теоретического и экспериментального исследования результатов, их обобщение и систематизация.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 308 г. Челябинска». В эксперименте приняли участие дети старшей дошкольного возраста, из числа которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы в количестве 15 человек каждая, их родители.
Структура и объем работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги данной работы, следует сделать следующие выводы:
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, стоит отметить, что понятие «нравственные качества» характеризуется совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно.
К основным особенностям сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста стоит отнести: строгое соблюдение правил, игра приобретает социальный мотив, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка, развитию воображения, творчества и речи.
Нами были поставлены и раскрыты следующие психолого-педагогические условия, которые способствуют эффективному формированию нравственных качеств: создание и апробация комплекса сюжетно-ролевых игр, способствующих усвоению и закреплению нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации сюжетно-ролевой игры как средства формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, использование активных форм работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по проблеме формирования нравственных качеств. Мы предполагаем, что совокупность выявленных нами условий должна представлять собой комплекс, поскольку случайные условия не будут способствовать формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, а в иных случаях могут даже препятствовать этому. Данное предположение мы проверим во второй главе нашего исследования.
Для подтверждения гипотезы исследования была организована опытно-экспериментальная работа на базе МБДОУ «Детский сад №308 г. Челябинска» в старшей дошкольной группе, которая проходила в три этапа.
На констатирующем этапе были подобраны и апробированы метод наблюдения за поведением детей, а также следующие две диагностические методики: «Закончи историю»; «Сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
На начало констатирующего этапа большинство детей старшей дошкольной группы находились на низком и среднем уровнях. К высокому уровню отнесено в экспериментальной группе 1 ребенок (6,7%)детей, а в контрольной группе - 6,7% (1 ребенок). В то же время к среднему уровню отнесено в экспериментальной группе 6 детей (40%), в контрольной - 33,3% (5 детей).В свою очередь, к низкому уровню к экспериментальной группе относятся 8 детей (53,3%), а к контрольной группе - 60% (9 детей). 7 детей (48%), в контрольной - 49% (8 детей).
Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента для экспериментальной и контрольной групп показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 6,7 % и 20% и количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 26,7%. Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах на этапах констатирующего и контрольного экспериментов показывает расхождение результатов этих групп на вышеназванных этапах: на этапе констатирующего эксперимента расхождение незначительное: высокий уровень на 0%, средний уровень на 6,7%, низкий уровень на 6,7%. На этапе контрольного эксперимента расхождение в результатах увеличилось: высокий - на 6,7%, средний - на 20%, низкий - на 26,7%.
Показатели, полученные в результате обработки, свидетельствуют о положительном изменении уровня сформированности нравственных качеств, что позволяет судить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы исследования.
Таким образом, задачи решены, гипотеза доказана.



1. Азаров, Ю.Н. Семейная педагогика / Ю.Н. Азаров. -М.: Аргументы и факты, 2013. - 608 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. -М.: Аспект-пресс, 2008. -373 с.
3. Антонов, А.И. Социология семьи /А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 237 с.
4. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.
5. Бабаева, Т.Н. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Т.Н. Бабаева. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 192 с.
6. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей / М.Р. Битянова. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.
7. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 15-18.
8. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
9. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. -М.: Просвещение, 2001.-157 с.
10. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 121 с.
11. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.
12. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М.: Просвещение, 2005. - 220 с.
13. Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика: учебное пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - М.: Академический проект, 2014. - 192 с.
14. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 80 с.
15. Игра дошкольника / Под редакцией С.Л. Новоселовой, Л.А. Арбанян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова. - М: Просвещение, 2009. - 286 с.
16. Кадырова, Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы / Р.М. Кадырова // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 12-15
17. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2013. - 144 с.
18. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейное консультирование /О.А. Карабанова. - М.: Просвещение, 2005. - 320с.
19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь /
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
20. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика,
планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг /
А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 112 с.
21. Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 2004. - 379 с.
22. Косякова, О.О. Детская психология / О.О. Косякова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 362 с.
23. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
24. Куцакова, Л.В. Нравственноевоспитаниевдетскомсаду / Л.В. Куцакова.-М.: Академия, 2009. - 156 с.
25. Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников / И.С. Марьенко. - М.: Просвещение, 2011. - 189 с.
26. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: ГНОМ и Д, 2010. - 96 с.
27. Мудрик, А.В. Социализация человека/ А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
28. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание
дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. - М.: Просвещение, 2014. - 96 с.
29. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.
B. Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. -185 с.
30. Новейший психолого-педагогический словарь / Под ред. А.П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.
31. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда /
C. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
32. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно - воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. - М.: Просвещение, 2001. - 89 с.
33. Нравственное развитие детей в процессе воспитания / Под ред. И.А.Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Педагогика, 2009. - 520 с.
34. Ожегов, Т.И. Толковый словарь русского языка / Т.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ООО «ИПИ Технологии»,2003. - 944 с.
35. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и
коррекционные игры / Под ред. О.С.Ушаковой. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 160 с.
36. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинского. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
37. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровскиий, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Просвещение, 2013. - 102 с.
38. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: МПУ, 1996. - 269 с.
39. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 195 с.
40. Прохорова, С.Ю. Нетрадиционные формы проведения
родительских собраний в детском саду / С.Ю, Прохорова. - М.:
Скрипторий, 2011. - 104 с.
41. Психологический словарь / Под ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2003. - 640 с.
42. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов. - СПб.: Речь, 2008. - 169 с.
43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
44. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. - 174 с.
45. Рындак, В.Г. Педагогическое просвещение родителей: Педагогический всеобуч / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова, Н.М. Михайлова, Н.М. Науменко; под ред. проф. В.А. Лабузова. - Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009 - 205 с.
46. Трубайчук, Л.В. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / Л.В. Трубайчук. - М.: Восток, 2003. - 274 с.
47. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание /
И.Ф. Свадовский. - М.: Мысль, 2007. - 238 с.
48. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
49. Смирнова, Е.О.
Моральное нравственное развитие дошкольников / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 24-29
50. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников / С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.14-16.
51. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.
52. Сомкова, О.Н. Программа «Успех». Образовательная область «Коммуникация» / О.Н. Сомкова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - С. 22-33.
53. Сушкова, И.В. О процессе нравственного воспитания дошкольников / И.В. Сушкова // Вестник высшей школы. - 2006. - №6. - С.21-25.
54. Тристапшон, Т.Г. Дидактические и сюжетно-ролевые игры. 3-4 годы жизни / Т.Г. Тристапшон. - М.: Основа, 2007. - 178 с.
55. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова; Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 2006. - 196 с.
56. Ушаков, Д.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.И. Ушакова. - М., 2005. - 284 с.
57. Фалькович, Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т.А. Фалькович. - М.: 5 за знания, 2005. - 240 с.
58. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.
59. Шаграева, О.А. Детская психология: теоретический и
практический курс / О.А. Шаграева. - М.: Владос, 2011. - 368 с.
60. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры /
С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.
61. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
62. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя /М.Г. Яновская. - М.: Просвещение, 2006. - 371 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ