Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №109142

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы49
Год сдачи2018
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития 8
1.1. Характеристика развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года
жизни с задержкой психического развития в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно¬
ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития 12
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию сюжетно-ролевой игры
у детей пятого года жизни с задержкой психического развития 18
2.1. Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития 18
2.2. Организация психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития 27
2.3. Выявление динамики развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого
года жизни с задержкой психического развития 34
Заключение 42
Список используемой литературы 46
Приложения

Ведущим видом деятельности у детей пятого года жизни является игра. Она является главным средством развития детей данного возраста.
В психологии и педагогике игра - это деятельность, которая имеет огромное значение в развитии дошкольника.
У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание развития психических процессов, что оказывает сильное влияние на развитие игровой деятельности: у них отсутствует творческий подход, деятельность однообразна, сюжет не развернутый, не соблюдают правила игры, возникают трудности в распределении ролей. Часто, после усложнения правил, игра прекращается.
Игра для детей с задержкой психического развития служит средством формирования умения ориентирования в отношениях социума, накапливает знания о социальных ролях. Через нее у ребенка происходит социализация.
Особое значение здесь приобретает сюжетно-ролевая игра, которая исследовалась психологами (Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным) и педагогами (Р.И. Жуковской, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко).
Для детей пятого года жизни с задержкой психического развития овладение навыками сюжетно-ролевой игры является важным требованием для развития психических процессов.
Л.С. Выготский говорил, что игра, как главное условие развития ребенка, будет способствовать проявлению способностей детей и расширять зону ближайшего развития. Но для создания зоны ближайшего развития необходима полноценная игровая деятельность. Если ведущая деятельность не сформирована, то она никак не может способствовать приобретению новых знаний, умений, способностей и не будет происходить становления психологических качеств.
Отсюда противоречие между необходимостью интенсификации развития детей пятого года жизни с задержкой психического развития и отсутствием в полной мере развитой ведущей деятельности, которая сможет обеспечить данную интенсификацию.
На основе противоречия мы определили проблему исследования: как организовать психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития?
Определение проблемы позволило сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития».
Целью исследования явилось изучение особенностей психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предположим, чо развитие сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с ЗПР будет эффективным в процессе психолого-педагогического сопровождения, если:
- будут определены этапы работы по развитию сюжетно-ролевой игры с детьми пятого года жизни с ЗПР;
- осуществить подбор адекватных ЗПР методов, приемов и средств развития сюжетно-ролевой игры;
- поэтапно изменять тактику психолого-педагогического сопровождения детей пятого года жизни с ЗПР в развивающейся сюжетно-ролевой игре: партнер - координатор - наблюдатель.
Для достижения поставленной цели и обоснования выдвинутой гипотезы необходимо решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития.
3. В ходе экспериментальной работы определить особенности психолого-педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития и доказать его эффективность.
В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, который включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Теоретической основой исследования выступили:
- психолого-педагогические исследования особенностей развития игры у детей с задержкой психического развития (К. Бюлер, Э. Торндайк, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин);
- психолого-педагогические исследования особенностей развития детей с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова);
- основное положение о необходимости ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии (Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева);
- основные положения о системном подходе в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития (В.В. Коршунов, Л.И. Плаксина).
Новизна исследования заключается в получении новых данных о психолого-педагогическом сопровождении развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года жизни с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные о психолого-педагогическом сопровождении развития сюжетно-ролевой игры у детей пятого года с задержкой психического развития дополняют имеющиеся научные данные в теории психологии и педагогики в конкретном возрастном диапазоне.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных результатов и разработанных нами рекомендаций в практической деятельности психологов и педагогов, работающих с детьми пятого года жизни с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 200 «Волшебный Башмачок», г. Тольятти. В эксперименте участвовало 20 детей пятого года жизни с задержкой психического развития (10 детей - экспериментальная группа и 10 детей - контрольная группа).
Структура бакалаврской работы: введение; две главы; заключение; список используемой литературы (20 источника); 2 приложения. Работа содержит 11 рисунков, 1 таблица.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Задержка психического развития - это замедление темпа развития психических процессов, которое характеризуется недостаточным запасов знаний и представлений, слабо развитым мышлением и интеллектуальной целенаправленности. Здесь преобладают игровые интересы, быстрая пресыщаемость интеллектуальной деятельностью.
Игровая деятельность детей пятого года жизни с задержкой психического недостаточно развита и сильно отличается от игры детей с нормальным развитием.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у подавляющего большинства старших дошкольников с ЗПР наглядно- образное мышление находится на низком уровне развития: дошкольники затрудняются в оперировании образами-представлениями, не могут создать в уме «модельное представление» заданного объекта. Большинство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР показывают низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры: игровая деятельность крайне бедна по содержанию, выполнение роли сводится к реализации игровых действий, ролевая речь отсутствует, дети редко используют предметы-заместители.
Результаты констатирующего эксперимента явились подтверждением данных, полученных при изучении и анализе психологической литературы (В.И. Лубовской, Е.С. Слепович, Т.А. Стрекалова, У.В. Ульенкова и др.). Посредством методов качественного анализа и статистической обработки данных была выявлена взаимосвязь между уровнями развития наглядно-образного мышления и сюжетно-ролевой игры, что позволило нам сформулировать гипотезу: формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР возможно в условиях обучения сюжетно-ролевой игре.
В ходе исследования мной был проведен цикл занятий по обучению старших дошкольников с ЗПР сюжетно-ролевой игре. Контрольный эксперимент показал, что в результате проведенной работы у дошкольников с ЗПР повысился уровень развития сюжетно-ролевой игры: роли четко обозначены; выделяются действия, передающие характер отношений к другим участникам игры; нарушение логики действий в игре опротестовывается; появилась ролевая речь; дети начинают использовать предметы-заместители. Это привело к повышению уровня развития наглядно-образного мышления, так как в результате развития сюжетно-ролевой игры у дошкольника возникает способность оперировать имеющимися представлениями, образуя их различные комбинации. Ребенок анализирует и синтезирует представления, моделируя игровой образ и игровую ситуацию. Действуя в условиях сюжетно-ролевой игры во внутреннем, представляемом плане, ребенок научается решать задачи в плане представлений, без участия практических действий.
Итак, дети пятого года жизни с задержкой психического развития выявляют недостаточную сформированность умения взаимодействовать в игре, принимать роли и следовать сюжету игры.
Таким образом, в нашем исследовании подтверждена выдвинутая гипотеза. В ходе работы была реализована цель и решены все поставленные задачи.



1. Антонова, Т.В. Особенности возрастной динамики некоторых особенностей общения дошкольников старшей группы с задержкой психического развития / [Текст] / Т.В. Антонова. - М. : Сфера, 2015. - 425 с.
2. Атемасов, А.В. Значение слова при решении дошкольниками задач на выделение 70 признаков объектов / [Текст] / А.В. Атемасов. - М. : Сфера, 2013. - 45 с.
3. Белопольская, Н.Л. Психологический анализ мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития / [Текст] / Н.Л. Белопольская. - М. : Сфера, 1976 - 121 с.
4. Выготский, Л.С. Игра и её значение в психическом развитии ребенка / [Текст] / Л.С Выготский. - М. : Просвещение, 1966. - 94 с.
5. Выготский, Л.С. Развитие и обучение в дошкольном возрасте / [Текст] / Л.С Выготский. - М. : Просвещение, 2012. - 194 с.
6. Гаспарова, Е.М. Ведущая деятельность дошкольного возраста / [Текст] / Гаспарова, Е.М. - М. : Сфера, 2016. - 78 с.
7. Говорова, Р.И. Значение моделирования в формировании сюжетно- ролевой игры / [Текст] / Р.И. Говорова. - М. : Владос, 2013. - 154 с.
8. Жуковская, Р.И. Особенности воспитания ребёнка в игровом процессе / [Текст] / Р.И. Жуковская. - М. : Владос, 2014. - 322 с.
9. Завалова, Н.Д. Система образа в психической регуляции деятельности / [Текст] / Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко, Б.Ф. Ломов. - М. : Сфера, 1986. - 57 с.
10. Запорожец, А.В. Ленинская теория познания и умственное воспитание детей дошкольного возраста / [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Владос, 1970. - 80 с.
11. Зворыгина, Е.В. Особенности развития воображения детей в игре с конструктивным материалом и образными фигурками / [Текст] / Е.В. Зворыгина. - Спб. : Владос, 2016. - 56 с.
12. Иванова, Е.К. Динамика формирования сниженной обучаемости и возможности её коррекции / [Текст] / Е.К. Иванова. - М. : Сфера, 2011. - 58 с.
13. Илюшин, А.М. Игра и её значение в развитии ребенка дошкольного возраста / [Текст] / А.М. Илюшин - М. : Эксмо, 2015. - 322 с.
14. Коломинский, Я.Л. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников / [Текст] / Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский. - М. : Сфера, 1986 - 89 с.
15. Короткова, Н.Л. Формирование способа совместного выстраивания сюжета игры у детей среднего дошкольного возраста / [Текст] / Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский. - Спб. : Владос, 2016. - 156 с.
16. Кошелева, А.Д. Анализ специализированных возможностей формирования некоторых типов деятельности у умственно отсталых детей / [Текст] / А.Д. Кошелева. Спб. : Владос, 2013. - 178 с.
17. Кузнецова, Л.В. Использование игры в коррекционных целях / [Текст] / Л.В. Кузнецова.- М. : Сфера, 2014. - 322 с.
18. Слепович, Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития / [Текст] / Е.С. Слепович. - Минск, 2010. - 411 с.
19. Соколова, Н.Д. Формирование процессов игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе целенаправленного обучения / [Текст] / Н.Д. Соколова. - М. : Сфера, 2013. - 342 с.
20. Шаумаров, Г.Б. Методы дифференциальной психологической диагностики задержки психического развития в соответствии с анализом стандартизованной методики / [Текст] / Г.Б. Шаумаров. - М. : Сфера, 2014. - 90 с. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ