Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности

Работа №109079

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2021
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности
1.1Проблема формирования ценностного отношения к искусству в
художественно-творческой деятельности младших
школьников
1.2Условия формирования ценностного отношения к искусству в
процессе художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного
возраста во внеклассной работе
2.1 Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к
искусству у учащихся младшего школьного
возраста
2.2Реализация экспериментальной программы по формированию
ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного возраста во внеклассной работе
2.3Динамика уровня сформированности ценностного отношения к
искусству у учащихся младшего школьного
возраста
Заключение
Список используемой литературы и используемых
источников
Приложение А Показатели ОВ экспериментальной группы
Приложение Б Показатели ОВ контрольной группы
Приложение В Показатели ЭО экспериментальной группы
Приложение Г Показатели ЭО контрольной группы
Приложение Д Показатели ССТХП экспериментальной группы
Приложение Е Показатели ССТХП контрольной группы
Приложение Ж Ценностное отношение к искусству в ЭГ
Приложение И Ценностное отношение к искусству в КГ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве приоритетного направления определен процесс нравственного, духовного воспитания и развития учащихся, в процессе которого они принимают нравственные установки, нормы морали, национальные культурные ценности. В искусстве заложен огромный потенциал, который способствует воспитанию и развитию личности младшего школьника, поскольку отличается значительным нравственным зарядом, эстетическими представлениями, верой в торжество прекрасного, в победу справедливости и добра. Посредством верного осмысления произведения искусства осуществляется становление благоприятной основы, позволяющей развить художественный вкус школьников, ориентировать их в мире искусства современного периода, способствуя понимаю его художественной уникальности.
Понятие «ценностное отношение к искусству» рассматривается в аспекте музыкальной и художественной педагогики, в работах таких ученых, как Г.В. Агадилова, Т.А. Барышева, А.И. Бурова, В.А. Василенко, М.А. Верб, Л.С. Выготский, Н.Г. Куприна, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Н.Г. Тагильцева, В.Н. Холопова, др.
Педагоги М.А. Верб, А.А. Мелик-Пашаев, ряд других исследователей в области педагогики искусства освещают в своих работах проблему становления ценностного отношения личности к искусству и художественной культуре. Ученые доказывают наличие пропедевтической продуктивности воспитания ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного возраста. Современные исследователи выделяют концептуальные основы, которые определяют характер становления данного личностного образования: в соответствии с теорией ценностей М.С. Кагана его возникновение обусловливает ход постижения произведений искусства, духовное и нравственное общение с ними.
В процессе изучения научных источников по проблематике исследования были обозначены противоречия объективного характера между:
-общественной потребностью по становлению ценностного отношения к искусству у младших школьников и недостаточной ориентацией начального школьного образования современного периода на понимание и приобщение личности рассматриваемой ценности;
-между необходимостью реализации программы нравственного и духовного развития и воспитания учащихся на этапе начального общего образования (ФГОС НОО) и отсутствием апробированных практических разработок становления ценностного отношения к искусству в процессе художественно-творческой деятельности.
Принимая во внимание обозначенные противоречия, была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия по формированию ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного возраста в процессе художественно-творческой деятельности.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы настоящего исследования: «Формирование ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности».
Цель исследования: выявить и доказать эффективность
педагогических условий формирования ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного возраста в процессе художественнотворческой деятельности.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников в художественно-творческой деятельности.
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности будет продуктивным при наличии следующих условий:
-разработки содержания и апробации занятий по становлению ценностного отношения к искусству, которые обеспечивают развитие всех составляющих ценностного отношения к искусству (деятельностного, эмоционального, когнитивного);
-приобщение учащихся младшего школьного возраста к разноаспектной художественной деятельности, что позволит расширить обучающимся личный художественный опыт, приобрести целостное понимание о разных видах искусства.
Поставленная цель исследования обусловила важность решения следующих задач:
1.Изучить педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования.
2.Определить и описать условия становления ценностного отношения к искусству у младших школьников.
3.Рассмотреть уровень сформированности ценностного отношения к искусству у младших школьников.
4.Предложить и внедрить экспериментальную программу по становлению ценностного отношения к искусству у младших школьников.
5.Проанализировать динамику уровня сформированности ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного возраста.
Методы исследования: описательный; классификационный;
индукция; дедукция; изучение и обобщение научных источников; наблюдение; беседа; тестирование; педагогический эксперимент.
Новизна исследования состоит в том, что была предпринята попытка определения понятия «ценностное отношение к искусству», дана характеристика его составу и компонентам, определена и теоретически обоснована специфика проявления этого феномена у учащихся младшего школьного возраста, рассмотрены сущность, предпосылки и факторы процесса его воспитания и совершенствования, педагогические условия в комплексе, при которых приобщение к искусству младших школьников обеспечивает свободу ученикам в выборе художественно-творческого решения учебных и внеучебных задач.
Практическая значимость исследования состоит в том, что обоснованный в нем комплекс педагогических условий, предложенные диагностические методики и творческие задания, методические материалы могут найти применение в деятельности педагогов начальной школы, это даст возможность целенаправленно совершенствовать процесс формирования ценностного отношения к искусству в общеобразовательной школе, добиваясь наибольшей продуктивности в художественно-творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста.
Структура исследования. В бакалаврскую работу входит введение, две главы, два вывода по написанным главам, заключение, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ценностное отношение к искусству - внутренняя позиция личности, которая отражает переживаемую связь человека с искусством. Она отличается эстетической значимостью искусства для человека, практическим интересом к нему, в основе которой находится его художественный опыт, формируемой в процессе художественной деятельности и художественной коммуникации.
Уже на начальном этапе школьного обучения, в первом классе, у учащихся появляются проблемы, которые связаны с их невнимательностью. Необходимо развивать внимание старших дошкольников, поскольку это представляет важность и значимость, наравне с обучением счету или письму.
Учащиеся младшего школьного возраста имеют внушительный потенциал творческого и художественного развития. В данном отношении они превосходят учащихся более старшего возраста. Все это находит проявление в целостности восприятия, эмоциональности переживаний, способности осмыслять и обобщать собственные эмоции и чувства. Данный возрастной этап является наиболее сенситивным для становления ценностного отношения к искусству у школьников.
В процессе исследования были выявлены и описаны педагогические условия становления ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного возраста. Данные условия состоят из:
1.Освоения языка искусства учащимся как языка, который отличается выразительностью, процесса художественного восприятия как процесса одухотворения формы.
2.Опоры в обучающем процессе на привлечении опыта эмоционально - непосредственного восприятия учащегося.
3.Активного привлечения игры как обучающего метода.
4.Взаимодействии в ходе обучения двух видов деятельности: восприятия и созидания.
5.Ступенчатом характере художественного развития учащегося.
6.Диалогичности формы обучения.
Была доказана продуктивность предложенной программы, обоснованы ключевые методические идеи, обозначенные в гипотезе исследования, а также доказаны возможности организации внеурочной работы в становлении ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного возраста. Поставленная цель исследования и его задачи решены в полном объеме. Гипотеза о том, что формирование ценностного отношения к искусству в условиях организации и обучения младших школьников художественно-творческой деятельности при разработке поэтапном развитии всех составляющих ценностного отношения к искусству (деятельностного, эмоционального, когнитивного) и при обогащении художественного опыта на основе целостного понимания художественного содержания искусства подтвердилась в ход е проведенной опытно-экспериментальной работы.


1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 05.12.2020)
2.Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от
31.12.2015 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz- minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/ (дата обращения: 05.12.2020)
3.Агадилова Г. В. Проблема ценности в музыкально-эстетическом воспитании современных школьников / Г. В. Агадилова // Вестник Московского гос. Университета культуры и искусств. 2016. № 6. С. 202-205.
4.Аристотель. Метафизика / пер. и прим. А. В. Кубицкого / Аристотель. М. : Эксмо-Пресс, 2019. 480 с.
5.Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. Учебник / А. Г. Асмолов. 5-е изд., стереотип. М. : Смысл, 2019. 448 с.
6.Барышева Т. А. Психология творчества: учебник для вузов / Т. А. Барышева. М. : Юрайт, 2020. 300 с.
7.Барышникова Е. В. Психология детей младшего школьного возраста: учеб. пособие / Е. В. Барышникова. Челябинск : Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. университета, 2018. 174 с.
8.Беляева Л. А. Концептуально-методологическая рефлексия природы музыкального искусства и универсальные принципы музыкального образования / Л. А. Беляева, Н. Г. Тагильцева, И. Г. Чугаева, Ц. Цзя // Педагогическое образование в России. 2019. № 2. С. 38-45.
9.Богоявленская Д. Б. Одаренность: природа и диагностика / Д. Б. Богоявленская. М. : АНО «ЦНПРО», 2013. 208 с.
10.Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М. : Международная педагогическая академия, 2015. 328 с.
11.Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. 245 с.
12.Буров А. И. Эстетическая сущность искусства / А. И. Буров. М. : Искусство, 2016. 292 с.
13.Василенко В. А. Ценность и ценностные отношения / В. А. Василенко // Проблема ценности в философии. 2016. С. 41-50.
14.Верб М. А. Эстетическая культура личности школьников как педагогическая проблема / М. А. Верб. СПб. : Питер, 2012. 36 с.
15.Виноградова Н. Ф. Все о младшем школьнике / Н. Ф. Виноградова. М. : Вентана-Граф, 2015. 400 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ