Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО В ДШИ

Работа №47497

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
371
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоциональной отзывчивости младших школьников в музыкально-исполнительской деятельности
1.1. Развитие эмоциональной отзывчивости учащихся как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Особенности развития эмоциональной отзывчивости младших школьников 19
1.3. Музыкально-исполнительская деятельность на уроках фортепиано в
ДШИ в контексте развития эмоциональной отзывчивости младших школьников 29
Глава 2. Практический опыт по развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности на уроках фортепиано
2.1. Анализ методической литературы по развитию эмоциональной
отзывчивости младших школьников 44
2.2. Методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках фортепиано 55
Заключение 66
Литература 70
Приложения 75

Эмоциональная отзывчивость является одним из компонентов музыкальных способностей. Важным данный феномен является и для исполнителя музыкального произведения, поскольку требует от него ясного представления о том, что и как делать. Исполнитель должен не только понимать смысл произведения, но и суметь передать его слушателям, добавив к авторскому слову свое собственное отношение.
Музыка является важнейшим средством в гармоничном развитии личности за счет воздействия на сознание человека и его эмоциональную сферу. Музыкальное искусство способствует повышению нравственности и эстетической культуры подрастающего поколения. Для этого важно воспитывать адекватное представление о музыке, понимание ее внутреннего психологического смысла и характера, а также развивать эмоциональную отзывчивость и собственное отношение к исполняемой и воспринимаемой музыке.
Однако современные исследователи проблем общего музыкального образования и воспитания все чаще констатируют его состояние как противоречивое. В качестве одного из наиболее очевидных называется противоречие между декларируемой направленностью музыкального образования на воспитание общей культуры личности с одной стороны и практикуемым теоретическим подходом к ее преподаванию - с другой.
Особого внимания заслуживают сферы, в которых исполнительство и интерпретация являются главными компонентами деятельности. Они испытывают в еще большей степени потребность в теоретическом, философском осмыслении своих существенных сторон. Мир культуры невозможно представить без особого вида художественной деятельности, без фортепианного исполнительства. Фортепиано дает возможность проявить свою индивидуальность и особый талант каждому музыканту, чувствующему душу инструмента, проникновенно и своеобразно выражающему его возможности.
Высокие требования к технической стороне исполняемой музыки ориентирует преподавателей фортепиано в первую очередь на технически безупречное исполнение, следствием чего обучение музыке происходит зачастую в ущерб художественному развитию ребенка.
Важно отметить, что технически блестящее исполнение музыкального произведения не всегда способствует формированию сильного эмоционального впечатления у слушателей, при условии отсутствия у самого музыканта эмоционального отклика на исполняемое произведение. Поэтому важно уже на ранних этапах обучения развивать в детях способность вживаться в музыку, воспринимать, сопереживать, то есть развивать эмоциональную отзывчивость.
Усвоение необходимого объема информации, овладение практическими умениями и навыками требует организации учебной деятельности, создания методики преподавания конкретной дисциплины с учетом необходимости развития эмоциональной отзывчивости учащихся, сензитивным возрастом которого является младший школьный возраст.
В младшем школьном возрасте развивается интеллектуальная и эмоциональная сфера, культура чувств личности, при этом активно развивается «аппарат ощущений», что дает возможность детям распознавать множественность свойств предметов, явлений природы, продуктов человеческого труда, что способствует распознаванию детьми, как гармоничных, так и дисгармоничных сочетаний звуков, движений и другое.
Повышенная чувствительность младших школьников обусловлена художественным типом их личности, для которой характерны склонность к эстетической и художественной деятельности, впечатлительность, эмоциональность, образность восприятия. Сенсорная открытость, эмоциональная чувствительность, особая восприимчивость младших школьников к искусству становятся основой и условием развития у них наблюдательности, эстетических чувств, что является необходимым для воспитания эмоциональной отзывчивости.
Однако в рабочих учебных программах по классу фортепиано недостаточно представлены разработанные методики, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью в развитии эмоциональной отзывчивости младших школьников и отсутствием достаточного методического обеспечения этого процесса.
Степень научной разработанности проблемы. Психологические аспекты культуры чувств и эмоций нашли свое отражение в трудах Б.Г. Ананьева [2], Л.И. Божович [6], Л.С. Выготского [13], Б.М. Теплова [45], П.М. Якобсона [51] и др.
Изучение эмоциональной отзывчивости на музыку в научной литературе как фундаментальная составляющая музыкальности получила теоретический анализ в трудах Н.А. Ветлугиной [11], Е.П. Ильина [24], В.В. Медушевского [33], Б.М. Теплова [45] и др.
Теория и практика развития эмоциональной сферы младших школьников на уроках музыки представлена в работах И.Л. Вахнянской [10]; проблема художественного моделирования эмоций в музыке затрагивается в работах В.В. Медушевского, В.И. Петрушина [38]. Проблемам эмоционального содержания музыки посвящены исследования М.А. Смирнова [41] и другим авторам. Для отечественной музыкальной педагогической науки важным является разработка проблемы «эмоционального слуха» (термин, введенный В.П. Морозовым) [35].
В процессе преподавания основного музыкального инструмента (фортепиано) методика развития эмоциональной отзывчивости студентов рассматривалась в диссертации и статьях Д.С. Надыровой [36] на базе музыкально-педагогического факультета. Проблему соотношения эмоционального и рационального исследовал А.А. Повжитков [42], однако данные работы носили больше теоретический, чем практический характер.
В аспекте развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках фортепиано на данный момент отсутствует достаточное число практических исследований. Таким образом, недостаточная разработанность данного вопроса и очевидное противоречие между важностью и необходимостью эмоционального постижения музыки и недостаточной разработанностью необходимых для этого педагогических средств позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия и средства развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников в классе фортепиано.
Подводя итоги вышеизложенному, мы сформулировали тему исследования: «Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности на уроках фортепиано в ДШИ».
Цель исследования - исследовать особенности развития эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности на уроках фортепиано в ДШИ.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках фортепиано в ДШИ.
Предмет исследования - процесс развития эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе музыкально¬исполнительской деятельности на уроках фортепиано в ДШИ.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития эмоциональной отзывчивости младших школьников.
2. Определить особенности развития эмоциональной отзывчивости младших школьников.
3. Выявить специфику организации уроков фортепиано в ДШИ младших школьников в контексте развития эмоциональной отзывчивости.
4. Осуществить анализ методической литературы по проблеме развития эмоциональной отзывчивости младших школьников.
5. Составить методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе музыкально¬исполнительской деятельности на уроках фортепиано.
В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез, обобщение): анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: педагогическое наблюдение.
База исследования: Детская школа искусств (ДШИ) г. Нижнекамска.
Теоретическая значимость заключается в систематизации теоретической информации в области форм и методов развития эмоциональной отзывчивости на уроках фортепиано, опирающиеся на возрастные особенности младших школьников.
Новизна исследования состоит в обновлении методического инструментария педагога фортепиано в ДШИ в области развития эмоциональной отзывчивости за счет использования методов и приемов из смежных музыкальных дисциплин и общего образования.
Практическая значимость: материалы исследования и разработанный комплекс занятий по формированию эмоциональной отзывчивости младших школьников могут быть использованы преподавателями класса специального и общего фортепиано ДШИ.
Структура: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эмоциональная отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку, при этом включает в себя также желание и даже потребность помочь.
Эмоциональная отзывчивость - это интегрированное личностное качество индивида, которое выражается в способности воспринимать, идентифицировать и оценивать эмоциональное состояние (содержание) объекта (явления), адекватно эмоционально реагировать, формируя индивидуальный эмоциональный опыт. Данный феномен рассматривали такие авторы, как В.П. Анисимов, В.С. Вербовская, С.А. Курносова, П.М. Якобсон, Б.М. Теплов и другие.
Основу эмоциональной отзывчивости на музыку составляют эмоции, принадлежащие к разряду эстетических, оказывающие непосредственное влияние на работу человеческого сознания. Эмоции - это специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона.
«Эмоционально-музыкальная отзывчивость» - это осознание, обдумывание своих переживаний, эмоций, состояний и отношений в процессе интонационно-образного восприятия (исполнения и сочинения) музыки.
Особенностями проявления эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста являются следующие:
1) младшие школьники преимущественно исходят из своих эмоций и чувств, нежели из взглядов и убеждений. Эмоциональные переживания младших школьников опираются на ощущения разных сенсорных систем (органов чувств): зрительных, слуховых, двигательных и др.;
2) с изменением содержания и характера эмоций претерпевает изменения и форма их выражения. Непосредственное внешнее проявление эмоций дополняется опосредованным, что дает возможность воплощения своих эмоциональных переживаний в работе над музыкальными произведениями на уроках фортепиано;
3) к концу начальной школы дети, в своем большинстве, приобретают жизненный опыт, позволяющий им определять по некоторым признакам эмоции других людей и их эмоциональное отношение к ситуациям окружающей действительности. Развитие эмоционального интеллекта позволяет управлять и определять эмоции, проецируя их через музыкальное произведение. Распознавание эмоциональных состояний становится возможным через ассоциации с музыкальным произведением.
4) укрепляется переход от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной коррекции действия (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович) [22], что позволяет использовать воображение при работе над художественным образом на уроках фортепиано.
5) происходит постепенная дифференциация эмоционально-двигательной экспрессии, что делает возможным произвольное использование ее в качестве средства музыкальной выразительности.
В организации уроков фортепиано в ДШИ младших школьников в контексте развития эмоциональной отзывчивости важно соблюдать следующее, это:
- разнообразие и динамика образовательного процесса.
- конкретная регламентация того, что предстоит сделать ученику, должна сочетаться с предоставлением ему возможности для собственного творчества. Любая работа, которую ученик может выполнить самостоятельно, должна делаться им самим.
При подобном подходе создаются предпосылки для реализации творческого потенциала ученика, развиваются мышление, ассоциативные связи, воображение, эмоциональная отзывчивость.
В программах по специальному и общему фортепиано в ДШИ не выделены разделы, посвященные развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников, недостаточно описываются формы и методы, способствующие этому процессу, поэтому проведен анализ методической литературы по проблеме развития эмоциональной отзывчивости младших школьников. Было выявлено следующее:
- методическая система Д. Б. Кабалевского базируется на тезисе о том, что музыка должна быть не изучаемым, а наблюдаемым явлением, целью программы является общедуховное развитие учащихся на основе их общения с музыкой и обретение музыкальной культуры.
- в программе Ю.Б. Алиева большое внимание уделяется хоровому пению учащихся, межпредметным связям, разнообразию видам музыкальной деятельности школьников;
- целью программы Н. А. Терентьевой является формирование художественной культуры учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизация созидательных качеств личности;
- программа Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса учащихся, снятие с них нервно-психических перегрузок.
Анализ показал, что подготовка учащихся к развитию эмоциональной отзывчивости на уроках фортепиано проходит в несколько этапов:
1) пассивное восприятие отдельных произведений;
2) активное восприятие отдельных произведений с выражением собственного эмоционального отношения;
3) собственная деятельность, где дети могут выявить эстетическое отношение, которое возникло у них при восприятии музыки
Также в обучении младших школьников важная роль принадлежит игровым приемам, изменениям ситуаций, чередованию слуховых и моторно-двигательных действий, использование наглядности, сочетание живого исполнения музыки с грамзаписями
На основе анализа теоретического и методического материала были составлены методические рекомендации по развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников в процессе музыкально¬исполнительской деятельности на уроках фортепиано.
Работа с учащимися младших классов должна включать следующее:
- планирование учебно-воспитательной работы;
- постановка на каждом занятии задачи с разной степенью сложности;
- отбор учебно-воспитательный материала для формирования гармоничного восприятия и ощущения музыки средствами музыки различных эпох и стилей;
- подбор различных форм организации музыкальной деятельности младших школьников;
- организация учебно-воспитательного процесса на стимулирование младших школьников на активное слушание музыки, анализ музыкального материала, на активную самостоятельную работу по закреплению знаний;
- для формирования мотивации к занятиям младших школьников музыкой, пробуждения эстетических чувств - индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его музыкальные способности, интересы и возрастные особенности;
- оформление класса к занятиям и мероприятиям.
Теоретическое исследование позволило выделить следующие методы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости на уроках фортепиано:
- метод расширения эмоционального поля для контроля прочности усвоения эмоций всех основных модальностей,
- метод содержательного анализа инструментальных произведений.
- метод исполнительского редактировании, метод визуализации, когда учащиеся могут подбирать иллюстрации, соответствующие характеру музыкального произведения,
- метод вербализации, поскольку приучая ребенка проговаривать то, что он видит в нотной записи, в тексте, мы фокусируем его внимание и приучаем контролировать свои мысли, эмоции.



1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной
педагогики в системе высшего образования / Э.Б.Абдуллин. - М.:
Просвещение, 2009. - 231 с.
2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. Москва: ВЛАДОС, 2000. - 320 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 2001. - 486 с.
4. Бакланова Н.К. Основы обучения выразительному исполнению произведения в музыкальном классе клуба: уч.пособие для студентов дирижерско-хоровых специализаций институтов культуры / Н.К. Бакланова.
- М.: Просвещение, 2000. - 469 с.
5. Бахтин В.В. Формирование музыкальной культуры школьников: культурологический аспект: Учебно-методическое пособие / В.В. Бахтин, Л.В. Гордеев, Т.К. Решетникова. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2014. - 162 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография / Л.И. Божович. - М.: Владос, 2008. - 325 с.
7. Боровкова Н.Д. Общие рекомендации по проведению урока специальности в музыкальной школе (в помощь начинающему педагогу) // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 245-248.
8. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. - М.: Классика-XXI, 2006. - 101 с.
9. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
10. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина.
- М.: Владос, 2009. - 451 с.
11. Ветлугина Н.А. О синтезе эмоционального и слухового компонентов / Н.А. Ветлугина // Взаимосвязь воспитания, обучения и развития в юношеском возрасте. Сб. под ред. Ю. А. Санарина и А. А. Гурцевского. Л.: ЛГУ, 2007.
12. Вилюнас В.Н. Психология эмоциональных явлений / В.Н. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 142 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
14. Гаспарова Е.М. Эмоции ребенка раннего возраста в игре / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2001 - №10. - С. 41-42.
15. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность / А.А. Гин. - М.: Вита-Пресс, 2011. - 297 с.
16. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей школьного возраста / А.Г. Гогоберидзе. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
17. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. - М.: Педагогика, 2003. - 420 с.
18. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998.
19. Давыдова Н.Н. Основы музыкального воспитания / Н.Н. Давыдова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 10 - С.15-16.
20. Данилина Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 160 с.
21. Долгая Н.А. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н.А. Долгая, Е. Перелыгина // Ребенок в детском саду. - 2005 - № 5. - С.15¬19.
22. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1996. - 320 с. - С. 66-77
23. Изард К.Е. Психология эмоций / К.Е. Изард; перев. с англ. - СПб.: Питер, 2005. - 324 с.
24. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. — СПб: Питер, 2001. — 752 с.
25. Кабалевский Д.Б. Пегогические размышления. Избранные статьи и доклады / Д.Б. Кабалевский. — М.: Педагогика, 1996. - 492 с.
26. Картамышева Е. В. Воспитательный потенциал ценностно-смыслового содержания музыки. Сборник статей. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 96 с.
27. Королева Т.П. Методическая подготовка учителя музыки. Педагогическое моделирование / Т.П.Королева. - Минск, 2003. - 216 с.
28. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие школьников /
A. Д.Кошелева. - М.: Владос, 2003. -176 с.
29. Курносова С.А. Развитие эмоциональной отзывчивости школьников / С.А. Курносова // Сборник дидактических и методических материалов. - Петропавловск-Камчатский: Издательство КамГУ имени В. Беринга, 2006. - 58 с.
30. Леонтьев А.М. Осмысленность искусства / А.М. Леонтьев // Искусство и эмоции. Журнал практического психолога. - 2003. - №1- С.57¬70.
31. Матвеева Л.В. Вариативность модели музыкального образования ребенка в современной российской семье / Л.В. Матвеева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 30-37.
32. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «МузыкантСпедагог») /
B. В. Медушевский. - 2001. - № 6. - С. 29-34
33. Метлов Н.А. Музыка - детям / Н.А. Метлов. - М.: Владос - Пресс, 2005. - 462 с.
34. Морозов В.П., Жданов В.Ф., Фетисова Е.В. Эмоциональный слух и проблема профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве // Художественное творчество и психология / под ред. А. Я. Зень, М. Г. Ярошевского. - М.: Наука, 2001. - С. 134-148.
35. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы / Авт.- сост. Н.А. Терентьева. - М., 1994.
36. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр "Академия", 2010
37. Надырова Д.С. О развитии эмоциональной отзывчивости на музыку при обучении музыке / Д.С. Надырова // Инструментальная подготовка учителя музыки; межвуз. Сб. научн. Тр. М.: МГПИ. 1984. - С.72¬82.
38. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г. Г. Нейгауз. - 6-е изд. - М.: Классика-XXI, 2009. - 232 с.
39. Петровский Г.М. Психология: Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, Г.М. Ярошевского. - М: Политиздат, 2000. - 494 с.
40. Пецко Л.П. Эстетическая культура и восприятие человека / Л.П. Пецко. - М.: Просвещение, 2009. - 211 с.
41. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: [учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений] / Д.К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
42. Славская А.В. «Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано»: дисс.канд.пед.наук / Краснодар, 2005. - 186 с.
43. Старовойтова О.А. Специфика музыкальной культуры ребенка // Воспитание школьника / О.А. Старовойтова. - 2009. - №4. - С. 11-14.
44. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития / Н.В. Суслова. - М.: Просвещение, 2010. - 216 с.
45. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах / В.А. Сухомлинский. - Киев: «Радянська школа», 1979-1980.
46. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2-х т. - Т. 1. - М: Педагогика, 2005. - Т. 1. - 222 с.
47. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства / В.Н. Холопова: учеб. пособие. СПб.: Изд-во «Лань», 2000. — 320 с.
48. Шацкая С.Т. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / С.Т. Шацкая. - М.: Просвещение, 1975. - 278 с.
49. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В. Школяр. - М.: Владос, 2010. - 312 с.
50. Эстетическое воспитание школьника / под ред. П.В. Чепаловой. - М.: Владос, 2009. - 251 с.
51. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника
(психологический очерк) / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 2009. - 621 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ