Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности

Работа №113359

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности
1.1 Проблема формирования ценностного отношения к искусству в художественно-творческой деятельности младших школьников
1.2Условия формирования ценностного отношения к искусству в
процессе художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование проблемы
формирования ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного возраста во внеклассной работе
2.1Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к
искусству у учащихся младшего школьного возраста
2.2Реализация экспериментальной программы по формированию
ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного возраста во внеклассной работе
2.3Динамика уровня сформированности ценностного отношения к искусству у учащихся младшего школьного возраста
Заключение
Список используемой литературы и источников
Приложение А - Показатели констатирующего этапа
Приложение Б - Перечень занятий кружка «Юный искусствовед»
Приложение В - Средние показатели по трем методикам констатирующего и контрольного этапов

Формирование культурной среды, как и социально-сильного общества, невозможно в условиях низких показателей уровня знаний детей в сфере искусства и художественного творчества. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования и в «Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулированы специальные требования к воспитанию ценностного отношения к искусству как основе готовности будущего гражданина страны в принятии ценностей природного мира, норм здоровьесберегающего и нерасточительного поведения.
Понятию «ценностное отношение к искусству» посвятили свои научные работы такие ученые и педагоги как: С.Ф. Анисимов, М.С. Каган, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Т.А. Барышева, А.В. Кирьякова, В.А. Караковский и другие. В своем исследовании они обращаются к проблеме формирования у личности ценностного отношения к искусству и культуре. Они отмечают важность и эффективность воспитания ценностного отношения к искусству с младшего школьного возраста.
Анализ педагогической теории и практики по проблеме исследования высветил объективные противоречия:
-между необходимостью формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников и недостаточной базой наработок в теории и практике педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса;
-между потенциальными возможностями художественно-творческой деятельности школьников в формировании представлений об искусстве и становлении личности и её недостаточным использовании в учебновоспитательном процессе образовательного учреждения.
Учитывая данные противоречия, была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности.
Актуальность изучаемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование ценностного отношения к искусству у
младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности».
Объект исследования - процесс воспитания у младших школьников ценностного отношения к искусству в процессе художественно-творческой деятельности на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения городского округа Тольятти «МБУ Школа № 40».
Предмет исследования - педагогические условия формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников искусству в процессе художественно-творческой деятельности.
Цель исследования - выявить и экспериментально доказать эффективность педагогических условий по формированию ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественнотворческой деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1)осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2)выявить условия формирования ценностного отношения к искусству
у младших школьников;
3)собрать показатели уровня сформированности ценностного отношения к искусству у младших школьников;
4)разработать и реализовать экспериментальную программу по формированию ценностного отношения к искусству у младших школьников;
5)проанализировать динамику уровня сформированности ценностного
отношения к искусству у младших школьников.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования была выдвинута гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к искусству у младших школьников в процессе художественно-творческой деятельности более эффективным в условиях:
-накопления ценностного опыта восприятия детьми музыкальных и художественных произведений искусства на основе процессов ознакомления, интерпретации и осмысления;
-реализации подхода, который позволит гармонично интегрировать образовательную программу с разнообразными жанрами и видами искусства;
-создания в образовательном учреждении развивающей художественно-творческой среды, стимулирующей творческую активность ребенка для формирования ценностного отношения к искусству.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, беседа, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Научная новизна работы состоит в разработке педагогических условий формирования высокого уровня ценностного отношения к искусству у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные педагогические условия, включающие художественнотворческие занятия, позволяют воспитать ценностное отношение к искусству у младших школьников. Подготовленные материалы могут быть добавлены в учебный план школы на постоянной основе.
Исследование проходило на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения городского округа Тольятти «МБУ Школа № 40». В исследовании приняло участие 70 детей в возрасте от 9 до 11 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Особое место в современной концепции образования занимает проблема воспитания ценностных отношений школьников.
Именно понятие «ценностное отношение» является ключевым в данном исследовательском проекте.
Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте является важнейшим фактором в формировании личности как таковой. Осуществляется развитие личности учащегося, его мыслительная деятельность и речь об окружающих его предметах и явлениях наполнены эмоциями и переживаниями.
Младшие школьники обладают большими возможностями для художественно-творческого развития, имея определенные преимущества перед старшими школьниками, что проявляется в целостности восприятия и большей эмоциональности переживаний. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования у детей ценностного отношения к искусству.
Педагогическими условиями формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников относятся:
-освоение языка искусства ребенком как языка;
-характерная выразительность;
-освоение процесса художественного восприятия как процесса одухотворения формы;
-использование эмоционально-личностного опыта ребенка в процессе обучения;
-активное использования игры как метода обучения;
-координация двух видов деятельности: восприятия и созидания;
-постепенность художественного развития ребенка и диалогическая формы обучения.
Эффективность формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников напрямую зависит от использования и реализации таких педагогических условий.
Исходя из всего вышесказанного, можно вывести понятие ценностного отношения к искусству как внутренней позиции личности, отражающей переживаемое отношение человека к искусству, характеризующееся эстетической значимостью искусства для него, практическим интересом к нему, в основе которого лежит его художественный опыт, сформированный в процессе художественной деятельности и художественного общения.
Именно в младшем школьном возрасте дети лучше всего усваивают материал, способствующий их художественно-творческому развитию, так как в более старшем возрасте дети чаще опираются на законы логики, чем на внутренние ощущения, эмоции и чувства.
В ходе исследования были выявлены педагогические условия формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников, которые состоят из:
-освоение ребенком языка искусства как языка, так и процесса художественного восприятия как процесса одухотворения формы;
-построения процесса обучения на использовании опыта эмоционального и неопосредованного восприятия ребенка;
-активное использование игры как метода обучения;
-взаимодействие двух видов деятельности в обучении: восприятия и творчества;
-этапы художественного развития ребенка;
-диалогическая форма обучения.
Художественно-творческая деятельность учащихся начальных классов охватывает несколько направлений, и одним из них является направление, призванное воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях в рамках эстетического воспитания, формирование ряда базовых ценностей, среди которых красота, 55
гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
В ходе изучения уровня сформированности ценностного отношения к искусству у младших школьников на этапе констатирующего эксперимента был выявлен пробел в знаниях детей об искусстве и недостаточная сформированность ценностного отношения к нему, что послужило основанием для проведения формирующего этапа. В ходе проведения формирующего этапа исследования были апробированы такие методики как: тест «МАТИСС», адаптированная методика «Вернисаж» и вербальная ассоциативная методика.
Результаты повторного исследования уровня сформированности ценностного отношения к искусству у младших школьников показали положительную динамику количественных и качественных проявлений ценностного отношения к искусству у младших школьников, высокий уровень проявлений ценностного отношения к искусству у младших школьников у учащихся экспериментальной группы вырос с 37 до 69 %, средний уровень понизился с 43 до 19%, а проявления низкого уровня после завершения эксперимента сократились с 20% до 12%.
Это свидетельствует об эффективности разработанной программы, обоснованности основных методических идей, обозначенных в гипотезе исследования, а также о высоком потенциале художественно-творческой деятельности в формировании ценностного отношения к искусству у младших школьников.


1.Агадилова, Г. В. Проблема ценности в музыкально-эстетическом воспитании современных школьников // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 6. C. 82-86.
2.Анисимов, С. Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования ценностей жизни и культуры). М. : Мысль, 2010. 183 с.
3.Аристотель. Метафизика ; пер. и прим. А. В. Кубицкого. М. : Просвещение, 2014. 352 с.
4.Бабурова, И. В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе. Смоленск: АСТ, 2016. 434 с.
5.Барышева Т. А. Психология творчества: учебник для вузов. М. : Юрайт, 2020. 300 с.
6.Буров, А. И. Эстетическая сущность. М. : Искусство, 2016. 292 с.
7.Василенко, В. А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. М. : Наука, 2016. С. 41-50.
8.Винокурова, О. Е. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе средствами якутских народных традиций. М. : Астрель ; Якутск : ACT, 2016. 165 с.
9.Выготский, Л. С. Психология искусства. М. : Искусство, 2016. 573 с.
10.Гнездилов Г. В., Курдюмов А. Б., Кокорева Е. А. Киселев В. В. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие. М. : Библиоглобус, 2017. 228 с.
11.Загвязинский, В. И., Атаханов, Р. Методология и методы психологопедагогического исследования. М. : Академия, 2015. 208 с.
12.Закон Самарской области 22 декабря 2014 года N 133-ГД «Об образовании в Самарской области» принят Самарской Губернской Думой 9 декабря 2014 года (в ред. Законов Самарской области от 14.02.2020 N 19-ГД)
13.Каган, М. С. Философская теория. СПб: ТОО ТК «Петрополис»,
2017.205 с.
14.Караковский, В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М. : Творческая педагогика, 2013. 80 с.
15.Кашина, Н. И., Тагильцева Н. Г. Психологические предпосылки
освоения личностью традиционных культурных и художественных ценностей [Электронный ресурс]: МНКО. 2014. № 5. URL:
http://dmsh22.ekb.muzkult.ru/media/2021/01/12/1244551126/SB RINCz 2020 S ovr tend MXO 16.04.20 rassy lka avtoram.pdf (дата обращения: 12.12.2021)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ