ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретический аспект проблемы развития у детей среднего дошкольного возраста логического мышления 9
1.1 Особенности развития логического мышления у детей 4-5
лет в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития
у детей среднего дошкольного возраста логического мышления.. 19
Глава 2 Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития у детей 4-5 лет логического мышления 28
2.1 Выявление уровня развития у детей 4-5 лет логического
мышления 28
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития у
детей 4-5 лет логического мышления 38
2.3 Выявление динамики в уровне развития у детей 4-5 лет
логического мышления 47
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Сводные таблицы 61
Приложение Б План непрерывной образовательной деятельности по развитию логического мышления детей 4-5 лет 63
Приложение В Наглядный материал к диагностическим методикам 65
Глава 1 Теоретический аспект проблемы развития у детей среднего дошкольного возраста логического мышления 9
1.1 Особенности развития логического мышления у детей 4-5
лет в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития
у детей среднего дошкольного возраста логического мышления.. 19
Глава 2 Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития у детей 4-5 лет логического мышления 28
2.1 Выявление уровня развития у детей 4-5 лет логического
мышления 28
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития у
детей 4-5 лет логического мышления 38
2.3 Выявление динамики в уровне развития у детей 4-5 лет
логического мышления 47
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Сводные таблицы 61
Приложение Б План непрерывной образовательной деятельности по развитию логического мышления детей 4-5 лет 63
Приложение В Наглядный материал к диагностическим методикам 65
С годами не уменьшается интерес психологов к проблеме развития логического мышления у человека. Фундаментом такого интереса является общая теория мышления Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, П.Я. Гельперина, А.Н. Леонтьева, А.М Матюшкина и др., а также теория развития мышления (Д.Б. Богоявленская, Л.В. Знаков, Л.А. Люблинская, З.И. Калмыкова, Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская).
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из направлений развития дошкольного образования, является создание условий, способствующих творческому развитию ребенка.
В современных обучающих программах дошкольного образования большое значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умении выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка и в дальнейшем его успешности, и подготовки к школе.
В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей - переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому. В дошкольном возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений.
Дети в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет), сталкиваясь с многообразием разных форм, цвета предметов (игрушки и предметы домашнего обихода), без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, их воспринимают. Чаще всего, когда усвоение многообразия форм, цветов предметов происходит стихийно, оно оказывается 4
поверхностным и неполноценным. Поэтому лучше, чтобы этот процесс логического мышления осуществлялся целенаправленно.
По мнению исследователей, возможно и необходимо развивать:
- логические операции мышления у детей дошкольного возраста
(Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, З.А. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.);
- логические приемы мышления старших дошкольников в процессе формирования счетной деятельности (З.А. Михайлова, Л.М. Фридман, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, Е. Агаева, А.В. Белошистая);
-логические приемы мышления дошкольников посредством игровой деятельности (Л.А. Венгер, Л.Ф. Тихомирова, Н.И. Чуприкова, А. Савенков, М.Н. Перова).
Теоретический анализ исследований данной проблемы свидетельствуют об её актуальности и том, что основные логические умения, на элементарном уровне, формируются у детей с дошкольного возраста. Однако анализ показал и то, что исследования, в основном, направлены на развитие отдельных компонентов логического мышления.
Отталкиваясь от актуальности нашего исследования, нами была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития логического мышления у детей 4-5лет в дошкольной образовательной организации».
Остается открытым вопрос о приемлемых и действенных формах, методах и приемах развития логического мышления у детей 4-5 лет, что и определило противоречие исследования: между потребностью в развитии логического мышления у детей 4-5лет и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий их развития в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Вышесказанное обусловило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития логического мышления у детей 4-5 лет в ДОО?
В связи с этим была определена цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития логического мышления у детей 4-5 лет.
Объект исследования: процесс развития логического мышления у детей 4-5лет в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие логического мышления у детей 4-5 лет в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления у детей 4-5 лет в ДОО возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- создание картотеки дидактических игр в соответствии с показателями развития у детей 4-5 лет логического мышления;
- включение в совместную деятельность педагога и детей дидактических игр для развития у детей 4-5 лет показателей логического мышления;
- разработка и реализация комплекса непрерывной образовательной деятельности с применением мнемотаблиц, направленного на развитие операций логического мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровни развития у детей 4-5 лет логического мышления.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 4-5 лет логического мышления.
4. Выявить динамику в уровне развития детей 4-5 лет логического мышления.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
- эмпирические (наблюдение, беседы с детьми, тестирование; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Теоретическую основу исследования составили:
- общая теория мышления (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гельперин, А.Н. Леонтьев);
- теория развития мышления (Л.В. Занков, Л.А. Люблинская, Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская).
- положения психологии и педагогики о возможности и необходимости развития логических операций мышления у детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, З.А. Зак, Н.Н. Поддьяков);
- исследования развития логических приемов мышления дошкольников в процессе формирования счетной деятельности (З.А. Михайлова, Л.М. Фридман, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, Е. Агаева, А.В. Белошистая);
- теории развития логических приемов мышления дошкольников посредством игровой деятельности (Л.А. Венгер, Л.Ф. Тихомирова, Н.И. Чуприкова, А.И. Савенков, М.Н. Перова и др.).
Новизна работы заключается в определении психолого-педагогических условий развития у детей 4-5 лет логического мышления.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе обоснованы психолого-педагогические условия развития у детей 4-5 лет логического мышления.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования воспитателями и педагогами-психологами дошкольных организаций комплекса непрерывной образовательной деятельности с применением мнемотаблиц, способствующей развитию у детей 4-5лет логического мышления.
Экспериментальная база исследования. МБДОУ Курагинский детский сад №1 «Красная шапочка», в исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 4-5лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы (одна теоретическая и одна практическая), заключение, список используемой литературы (50 источников), 2 рисунка, 12 таблиц, З приложения.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из направлений развития дошкольного образования, является создание условий, способствующих творческому развитию ребенка.
В современных обучающих программах дошкольного образования большое значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умении выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка и в дальнейшем его успешности, и подготовки к школе.
В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей - переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому. В дошкольном возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений.
Дети в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет), сталкиваясь с многообразием разных форм, цвета предметов (игрушки и предметы домашнего обихода), без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, их воспринимают. Чаще всего, когда усвоение многообразия форм, цветов предметов происходит стихийно, оно оказывается 4
поверхностным и неполноценным. Поэтому лучше, чтобы этот процесс логического мышления осуществлялся целенаправленно.
По мнению исследователей, возможно и необходимо развивать:
- логические операции мышления у детей дошкольного возраста
(Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, З.А. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.);
- логические приемы мышления старших дошкольников в процессе формирования счетной деятельности (З.А. Михайлова, Л.М. Фридман, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, Е. Агаева, А.В. Белошистая);
-логические приемы мышления дошкольников посредством игровой деятельности (Л.А. Венгер, Л.Ф. Тихомирова, Н.И. Чуприкова, А. Савенков, М.Н. Перова).
Теоретический анализ исследований данной проблемы свидетельствуют об её актуальности и том, что основные логические умения, на элементарном уровне, формируются у детей с дошкольного возраста. Однако анализ показал и то, что исследования, в основном, направлены на развитие отдельных компонентов логического мышления.
Отталкиваясь от актуальности нашего исследования, нами была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития логического мышления у детей 4-5лет в дошкольной образовательной организации».
Остается открытым вопрос о приемлемых и действенных формах, методах и приемах развития логического мышления у детей 4-5 лет, что и определило противоречие исследования: между потребностью в развитии логического мышления у детей 4-5лет и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий их развития в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Вышесказанное обусловило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития логического мышления у детей 4-5 лет в ДОО?
В связи с этим была определена цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития логического мышления у детей 4-5 лет.
Объект исследования: процесс развития логического мышления у детей 4-5лет в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие логического мышления у детей 4-5 лет в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления у детей 4-5 лет в ДОО возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- создание картотеки дидактических игр в соответствии с показателями развития у детей 4-5 лет логического мышления;
- включение в совместную деятельность педагога и детей дидактических игр для развития у детей 4-5 лет показателей логического мышления;
- разработка и реализация комплекса непрерывной образовательной деятельности с применением мнемотаблиц, направленного на развитие операций логического мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровни развития у детей 4-5 лет логического мышления.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 4-5 лет логического мышления.
4. Выявить динамику в уровне развития детей 4-5 лет логического мышления.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
- эмпирические (наблюдение, беседы с детьми, тестирование; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Теоретическую основу исследования составили:
- общая теория мышления (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гельперин, А.Н. Леонтьев);
- теория развития мышления (Л.В. Занков, Л.А. Люблинская, Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская).
- положения психологии и педагогики о возможности и необходимости развития логических операций мышления у детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, З.А. Зак, Н.Н. Поддьяков);
- исследования развития логических приемов мышления дошкольников в процессе формирования счетной деятельности (З.А. Михайлова, Л.М. Фридман, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, Е. Агаева, А.В. Белошистая);
- теории развития логических приемов мышления дошкольников посредством игровой деятельности (Л.А. Венгер, Л.Ф. Тихомирова, Н.И. Чуприкова, А.И. Савенков, М.Н. Перова и др.).
Новизна работы заключается в определении психолого-педагогических условий развития у детей 4-5 лет логического мышления.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе обоснованы психолого-педагогические условия развития у детей 4-5 лет логического мышления.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования воспитателями и педагогами-психологами дошкольных организаций комплекса непрерывной образовательной деятельности с применением мнемотаблиц, способствующей развитию у детей 4-5лет логического мышления.
Экспериментальная база исследования. МБДОУ Курагинский детский сад №1 «Красная шапочка», в исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 4-5лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы (одна теоретическая и одна практическая), заключение, список используемой литературы (50 источников), 2 рисунка, 12 таблиц, З приложения.
Исследование, проведенное в рамках данной работы, показало, что развитие логического мышления у детей4-5 года имеет очень большое значение для успешного развития интеллекта и последующего школьного обучения. Мышление это процесс умственно-познавательной деятельности человека, с помощью которого появляется возможность в своем воображении преобразовывать окружающую действительность. Процесс логического мышления - это, прежде всего, синтез и анализ, в процессе которого из объекта выделяется его свойства, стороны и составляющие элементы.
Анализ специальной педагогической литературы по проблеме исследования позволил сформулировать определение понятия, лежащего в основе данного исследования «логическое мышление детей 4-5 лет» Логическое мышление детей 4-5 лет-это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями», а также выделить и обосновать психолого-педагогические условия, которые окажут положительное влияние на уровень их развития.
К психолого-педагогическим условиям, согласно гипотезе, были отнесены:
- создание картотеки дидактических игр в соответствии с показателями развития у детей 4-5 лет логического мышления;
- включение в совместную деятельность педагога и детей дидактических игр для развития у детей 4-5 лет показателей логического мышления;
- разработка и реализация комплекса непрерывной образовательной деятельности с применением мнемотаблиц, направленного на развитие операций логического мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).
На констатирующем этапе эксперимента, посредством пяти методик у детей 4-5 лет было зафиксировано преобладание низкого и среднего уровней развития логического мышления, что и сориентировало нас на осуществление дальнейшей работы по ее развитию.
На формирующем этапе исследования была разработана картотека дидактических игр в соответствии с показателями развития логического мышления у детей 4-5 лет, проведены дидактические игры и реализован комплекс непрерывной образовательной деятельности с применением мнемотаблиц, направленные на развитие операций логического мышления у детей.
На контрольном этапе эксперимента, проводимого по тем же методикам, что и констатирующий этап, выявлена положительная динамика в развитии логического мышления детей 4-5 лет. Низкий уровень на констатирующем этапе составлял 25 % , в то время как на контрольном этапе он был зафиксирован только у 5 % детей, средний и высокий уровни развития логического мышления у детей на контрольном этапе выросли на 10 %, по сравнению с констатирующим этапом эксперимента.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, гипотеза подтверждена, а цель исследования достигнута.
Анализ специальной педагогической литературы по проблеме исследования позволил сформулировать определение понятия, лежащего в основе данного исследования «логическое мышление детей 4-5 лет» Логическое мышление детей 4-5 лет-это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями», а также выделить и обосновать психолого-педагогические условия, которые окажут положительное влияние на уровень их развития.
К психолого-педагогическим условиям, согласно гипотезе, были отнесены:
- создание картотеки дидактических игр в соответствии с показателями развития у детей 4-5 лет логического мышления;
- включение в совместную деятельность педагога и детей дидактических игр для развития у детей 4-5 лет показателей логического мышления;
- разработка и реализация комплекса непрерывной образовательной деятельности с применением мнемотаблиц, направленного на развитие операций логического мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).
На констатирующем этапе эксперимента, посредством пяти методик у детей 4-5 лет было зафиксировано преобладание низкого и среднего уровней развития логического мышления, что и сориентировало нас на осуществление дальнейшей работы по ее развитию.
На формирующем этапе исследования была разработана картотека дидактических игр в соответствии с показателями развития логического мышления у детей 4-5 лет, проведены дидактические игры и реализован комплекс непрерывной образовательной деятельности с применением мнемотаблиц, направленные на развитие операций логического мышления у детей.
На контрольном этапе эксперимента, проводимого по тем же методикам, что и констатирующий этап, выявлена положительная динамика в развитии логического мышления детей 4-5 лет. Низкий уровень на констатирующем этапе составлял 25 % , в то время как на контрольном этапе он был зафиксирован только у 5 % детей, средний и высокий уровни развития логического мышления у детей на контрольном этапе выросли на 10 %, по сравнению с констатирующим этапом эксперимента.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, гипотеза подтверждена, а цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет описательной речи
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогические условия развития децентрации детьми 5-6 лет
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2023 - Педагогические условия развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ «АКТИВИТИ»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия развития у детей 6-7 лет словесно-логического мышления
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Развитие у детей 5–6 лет умения сравнивать в процессе рассматривания иллюстраций к литературным произведениям (Дошкольное образование, Вятский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022



