Введение 8
1. Обзор литературы 11
2. Объект и методы исследования 20
3. Разработка и создание интерьерного светильника по технологии художественной ковки . 22
3.1. Аналитический обзор аналогов и прототипов объекта 22
3.2. Систематизация и комплексный анализ функций объекта 27
3.3. Предметный анализ элементов конструкции изделия 31
3.4. Разработка эскиза изделия; выбор стиля и уровня стилизации 35
3.5. Выбор материалов и расчет конструкции изделия 43
3.6. Этапы изготовления и сборки изделия 49
4. Результаты проведенной разработки 54
5. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 57
6. Социальная ответственность 70
Заключение 85
Список публикаций 87
Список используемых источников 88
Приложение А Эскиз изделия 90
Приложение Б Визуализация 3Б-модели 91
Технология художественной ковки известна человечеству с давних времен. Количество и разнообразие объектов, создаваемых по данной технологии, крайне велико и ограничивается лишь фантазией авторов и свойством материала. При помощи данной технологии стало возможно создавать не только объекты с жесткой геометрией и симметричной конструкцией, но и практически любые пластичные формы, что достигается за счет пластики самого используемого материала - металла. В современном мире, где использование металлов распространено крайне широко, художественная ковка не только не потеряла свою актуальность, но и нашла новые применения, в совокупности с современными технологиями. В данном проекте рассматривается сочетание технологии ковки с современными стилевыми решениями, влияние свойств материала и особенностей технологических операций на конечную форму объекта, а также решением проблем некоторых особенностей формообразования, связанных с переносом визуальных свойств объектов живой природы на кованое изделие, чем и обуславливается актуальность работы.
Целью данной работы было создание изделия по технологии художественной ковки. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• ознакомление с технологией художественной ковки и последующее ее освоение;
• обзор существующих аналогов и прототипов проектируемого изделия;
• систематизация и анализ различных функций изделия;
• создание эскиза на основе сделанного анализа;
• разработка непосредственной технологии создания изделия;
• изготовление изделия в реальную величину;
• составление отчета по проделанной работе и технической документации к изделию.
Объектом исследования является сама технология художественной ковки, как в целом, так и применительно к конкретному изделию. В исследовании рассмотрены инструменты, основные технологические операции и этапы создания изделия, а также материалы, применяемые в данной технологии. Несмотря на то, что за прошедшее время технология не претерпела значительных изменений в плане основных операций, появились некоторые новые инструменты и способы из использования, что также отражено в исследовании.
Предметом исследования является непосредственно разработка дизайнерского изделия по технологии художественной ковки. В исследовании содержатся этапы эскизирования и проектирования изделия, подбор материалов, расчеты конструкции, а также непосредственно технология изготовления проекта. Помимо этого, описаны различные сложности, возникавшие в процессе разработки и создания изделия, их влияние на изменение формы объекта и общей концепции проекта.
Процесс разработки дизайнерского изделия всегда сопряжен с творческой работой и анализом. Если технология художественной ковки существует давно, то создание непосредственной формы изделия - это личный вклад конструктора и дизайнера. Новизна данной работы обуславливается именно поиском этой формы, разработкой оригинальной конструкции изделия, применительно к этой технологии. Практическим результатом этой разработки является законченный объект интерьерного дизайна, который выполняет практическую функцию светильника, а также представляет собой самостоятельный арт-объект, или же дополняющий интерьерную композицию предмет.
Реализация разработанного изделия согласно выбранной технологии происходила в несколько этапов, описанных в разделе, посвященном изготовлению объекта. Результатом проделанной работы является рабочее изделие в натуральную величину, изготовленное по технологии художественной ковки с применением других технологий обработки и соединения металлов (резание, сварка). Промежуточные результаты работы также обсуждались в рамках доклада на международной научно-практической конференции «Теория и практика дизайна», проводившейся в Томском Институте Бизнеса в апреле 2016 года. По итогам обсуждения, в проект были внесены поправки, что отражено более подробно в разделе, посвященном проектированию объекта.
Технология художественной ковки известна человечеству с давних времен. В современном мире, где использование металлов распространено крайне широко, художественная ковка не только не потеряла свою актуальность, но и нашла новые применения, в совокупности с современными технологиями. В данном проекте было рассмотрено сочетание технологии ковки с современными стилевыми решениями, влияние свойств материала и особенностей технологических операций на конечную форму объекта, а также решением проблем некоторых особенностей формообразования, связанных с переносом визуальных свойств объектов живой природы на кованое изделие.
В процессе разработки были проанализированы и классифицированы функции декоративных светильников и стандартные элементы конструкции. Также был проведен анализ уровней стилизации в формообразовании объектов бионического дизайна, что повлияло на выбор конечной формы изделия.
Выбор материалов являлся важной частью разработки объекта. В результате анализа рынка существующих материалов были подобраны отвечающие требованиям, предъявляемым к конструкции изделия не только по прочности и надежности, но и с точки зрения технологии сборки и соединения деталей в единый объект, что позволило избежать возможных проблем на этапе реального изготовления. На основе данных о выбранных материалах был произведен уточненный расчет конструкции, что дало представление о реальных характеристиках изделия на этапе проектирования.
Самым трудоемким процессом разработки была непосредственно сборка изделия. Она была сопряжена не только с наибольшим количеством опасных факторов, но и значительным процентом проблем, возникавших в процессе всей разработки изделия. Однако возникавшие проблемы были решены, что позволило в конечном итоге создать рабочее изделие, отвечающее нормативам и требованиям, предъявляемым к объектам данного типа.
При экономической оценке изделия была вычислена себестоимость и цена разработки напольного интерьерного светильника «Dandelion» при единичном производстве, с учетом заработных плат разработчиков. Вычисленные данные позволили оценить не только реальную стоимость разработки индивидуального дизайн-проекта, но также конкурентоспособность изделия и ресурсоэффективность всего исследования в целом. Следует отметить, что повышения ресурсоэффективности также удалось добиться за счет использования современных средств автоматизированного проектирования, позволивших сократить время разработки, составления технической документации, а также избежать некоторых возможных проблем на этапе прототипирования.
Подводя итоги проведенной работы можно отметить, что на выходе получен проект, удовлетворяющий технологическим и художественным требованиям, а также нормативам производственной и экологической безопасности. Изделие разработано с учетом заявленной технологии и современных направлений в дизайне. Практическая значимость разработки связана с созданием реального изделия, которое может быть впоследствии улучшено и воссоздано в производственных условиях.
1. Технология художественной обработки металлов / В.Ю. Пирайнен, М.А. Иоффе, О.Н. Магницкий. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009.
2. Художественная ковка и слесарное искусство / Семерак Г., Богман К. - М.: Изд-во Машиностроение, 1982г.
3. Художественная ковка и литье Москвы / В. Ледзинский, Анатолий Теличко, Александр Зверев. - М.: изд-во Машиностроение, 1989г.
4. Металл в интерьере. Metal Interoir Decoration / Елена Игнатьева, Светлана Георгиева, Мария Козырева. - М.: Изд-во Мир Металла, 2012, 212 с.
5. Художественная ковка / Рябушкина С.А. - М.: изд-во Мир металла, 2011г.
6. Кухта М. С., Соколов А. П., Данила К. Г. Анализ процессов формообразования в дизайне декоративных светильников. // Дизайн. Материалы. Технология. Ц 2012.
7. Кухта М.С., Соколов А.П., Сокур К.С. Художественно-проектные решения и современные технологии арт-объектов средового дизайна. // Известия Томского политехнического университета. - 2011
8. Кухта М.С. Дизайн и технологии. Томск: STT, 2017 - 170 с.
9. Кондратьева Ю.М., Кухта М.С. Стилизация и репликация бионических форм в дизайне кованых интерьерных светильников. // Научный журнал Томского института бизнеса «Gaudeamus Igitur» Теория и практика современного дизайна, Томск, 2016.
10. Миронова А.Н. Бионические формы в создании предметной среды и интерьера/А.Н. Миронова, В.Ю. Немцева - Мурманск: Изд-во МГПУ, 2009
11. Рудольф Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие - М.: Издательство «Прогресс», 1974.
12. Сталь конструкционная. Марки и сплавы. [Электронный ресурс]. - URL: http://metallicheckiy-portal.ru/, свободный
13. Освещенность рабочего места. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mtomd.info/, свободный.
14. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение:
учебно-методическое пособие / И.Г. Видяев, Г.Н. Серикова, Н.А. Гаврикова, Н.В. Шаповалова, Л.Р. Тухватулина З.В. Криницына; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского
политехнического университета, 2014.
15. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда : учебное пособие для вузов / П. П. Кукин [и др.]. — 5-е изд., стер. — Москва: Высшая школа, 2009. — 335 с.: ил. — Для высших учебных заведений. —Безопасность жизнедеятельности. — Библиогр.: с. 333.
16.Охрана труда. [Электронный ресурс]. - URL: http://trudova-ohrana.ru/, свободный.
17.Экология: учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - 19-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
18. Сравнительная оценка жизненного цикла источников света. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russianelectronics.ru/, свободный.
19. СНиП II - 4 - 79. Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования..- М.: Госкомсанэпиднадзор, 1996.
20. СанПиН 2.1.8 2.2.4.1190-03. Физические факторы производственной среды. - М.: Госкомсанэпиднадзор, 2003