Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Работа №108492

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы143
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста 8
1.1 Проблема развития творческих способностей в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Условия развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения 21
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения 36
2.1 Диагностика уровня сформированности творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения 36
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков, способствующего развитию творческих способностей на уроках литературного чтения 46
2.3 Анализ и обобщение результатов 62
Выводы по второй главе 71
Заключение 73
Список используемой литературы 75
Приложения 81

В современных социокультурных условиях, в эпоху непрерывного реформирования, внедрения инноваций, обществу необходим неординарно мыслящий человек, который способен своевременно и эффективно искать выход из проблемных ситуаций, проектировать конечный результат своей деятельности, продуктивно преодолевать трудности, стоящие перед ним, а также наиболее эффективно организовывать деятельность, которая связана с решением задач, поставленных перед ним обществом. Только такой человек способен адаптироваться в быстро меняющихся условиях, а также успешно реализовывать себя в любой сфере деятельности. Именно творческий подход к делу является предпосылкой к формированию у учащегося активной жизненной позиции.
Основы стремления к творческому развитию закладываются на начальных этапах развития личности ребенка. Так как младший школьный возраст является сензитивным для развития творческого начала у ребенка, то из этого следует, что на данном этапе возрастает необходимость в разработке новых требований к начальному этапу становления личности ребенка, в частности, это касается начальной ступени школьного образования, которая во многом определяет её дальнейшее развитие. Однако практика показывает, что большинство педагогов начальных классов не создают необходимых условий для развития творческих способностей у младшего школьника.
Необходимо отметить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования акцент делается на организацию образовательного процесса, способствующего развитию творческих способностей, инициативности и креативности личности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование.
Проблема творческих способностей у младших школьников является актуальной, так как именно творческий человек способен преобразовать общество и стать активным субъектом своей деятельности.
В рамках педагогики и психологии данный вопрос широко рассматривался в работах многих известных ученых. Б.М. Теплов дал определение понятию «творческие способности», определил их сущность, признаки, а также разработал теорию развития способностей. Л.С. Выготский выделил ряд характеристик способностей, рассматривал их основные составляющие, кроме того, совместно с Л.И. Божович, В.В. Давыдовым и В.А. Петровским заложил основу для определения характера творческой деятельности младших школьников. В.Н. Дружинин, в свою очередь, обозначил основные подходы к проблеме трактовки творческих способностей человека. Такие ученые, как А.Н. Лук, Д.Б. Богоявленская, A. М. Матюшкин, Дж. Гилфорд, Т.В. Кудрявцев и другие в своих трудах выделяли основные компоненты творческих способностей.
Помимо того, в нашей работе отражены труды такого автора, как B. И. Загвязинский, который рассматривал особенности взаимодействия учителя и учащегося в рамках творческой деятельности. В работах и исследованиях В.Н. Дружинина, Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, Е.А. Корсунского, Б.М. Теплова отображены основные аспекты развития творческих способностей младших школьников, особенности их формирования в рамках учебной деятельности, условия, которые необходимо создать для наиболее эффективного формирования вышеуказанных способностей, а также влияние среды на формирование творческих способностей у младших школьников. Диагностику изучаемых нами способностей рассматривали такие зарубежные и отечественные ученые- методисты, как Э.П. Торренс, Дж. Гилфорд, Е.Е. Туник.
Однако, несмотря на многообразие подходов к организации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся, в целом данная проблема освещена, на наш взгляд, недостаточно.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями между:
• потребностями общества в творческих личностях, которые способны неординарно подходить к решению поставленных перед ними задач и трудностями в разработке и внедрении в образовательных процесс условий, повышающих эффективность и продуктивность развития творческих способностей младших школьников в рамках образовательного процесса;
• уровнем подготовленности по данному аспекту учителей начальных классов и актуальными задачами образования, касающихся применения и расширения перечня форм, методов, технологий, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников.
На основании выделенных нами противоречий, анализа психолого- педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы образовательной школы, была сформулирована проблема исследования: каковы условия развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения?
Все вышеизложенное обусловило выбор темы данной работы: «Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность создания психолого-педагогических условий для развития творческих способностей у младших школьников.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей у младших школьников.
Предмет исследования - развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза данной работы базируется на предположении о том, что процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения будет осуществляться наиболее эффективно, если учитель начальных классов будет :
• применять систему упражнений, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников;
• применять на уроках приемы творческого исследования произведений, чтения с остановками;
• создавать ситуации, способствующие увеличению уровня самостоятельности младшего школьника;
• использовать различные формы работы на уроках литературного чтения.
Цель, объект, предмет обусловили постановку задач исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей у младших школьников.
2. Исследовать уровень творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения, используя ряд диагностических методик.
3. Разработать и внедрить упражнения по развитию творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Проанализировать и обобщить результаты, полученные в ходе проведения исследования.
Методы исследования: теоретические методы - анализ, обобщение психолого-педагогической литературы, нормативных документов об образовании, сравнение; эмпирические - метод тестов, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ школа №91, г.о. Тольятти, 3 «А» и 3 «Б» классы.
Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, а также разработанная система упражнений могут быть использованы учителями начальных классов для развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме, рассматриваемой нами в данной работе, мы раскрыли значение понятия «способности», остановившись на детальном рассмотрении понятия «творческие способности». В процессе изучения творческих способностей, проанализировав мнения ведущих психологов-педагогов по данному аспекту, мы пришли к выводу о том, что творческие способности - это синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности.
В нашей работе мы также обратили свое внимание на проблему определения понятия творческих способностей, опираясь на психолого - педагогическую литературу, выявили три различных подхода к данной проблеме. В рамках данной работы, нами было описано значение творческих способностей для человека. Кроме того, мы выделили условия, которые способствуют развитию творческих способностей младших школьников в целом, а также на уроках литературного чтения.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой являлась проверка выдвинутой в исследовании гипотезы, а также диагностика творческих способностей младших школьников, их развитие на уроках литературного чтения посредством разработанных упражнений. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Данная работа проводилась на базе МБУ школа №91 г.о. Тольятти. В эксперименте принимали участие 3 «А» класс в количестве 26 человек и 3 «Б» класс в количестве 23 человек. На основе выбранных нами критериев мы выделили три уровня развития творческих способностей: высокий, средний низкий.
На констатирующем этапе эксперимента мы продиагностировали учащихся выбранных нами классов посредством теста креативных способностей Э.П. Торренса (образная батарея), методики Л.Ю. Субботиной «Наборщик», опросника креативности Д. Джонсона. По результатам диагностики нами был определен экспериментальный класс - 3 «А» и контрольный - 3 «Б».
Основной целью формирующего эксперимента явилась реализация выделенных нами педагогических условий по эффективному развитию творческих способностей школьников, а также разработанных упражнений.
После проведения формирующего этапа эксперимента был выполнен контрольный этап, целью которого является определение эффективности проведенной работы по формированию творческих способностей младших школьников, а также анализ экспериментальных данных, полученных в ходе исследования. Мы получили положительную динамику в экспериментальной группе по всем диагностируемым компонентам, а также отметили повышение значений уровней развития творческих способностей: низкий уровень стал меньше на 15%, высокий уровень увеличился на 19%, а средний уровень остался неизменным. В контрольной группе произошли незначительные изменения, что еще раз доказывает мысль о том, что помимо использования стандартной программы, в образовательный процесс необходимо внедрять упражнения творческого характера, а также использовать интерактивные методы обучения, создавались ситуации, способствующие увеличению уровня самостоятельности младшего школьника.
Таким образом, все задачи, которые были поставлены нами в начале работы, были выполнены, а гипотеза исследования доказана.


1. Айзенк, Г. Интеллект : новый взгляд [Текст] / Г. Айзенк // Вопросы психологии. - 1995, № 1, С. 111-131.
2. Ананьев, Б. Г. О соотношении способностей и одаренности [Текст] Б.Г. Ананьев. - М. : АПН РСФСР, 1962. - 308 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
4. Банзелюк, Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет [Текст] / Е. И. Банзелюк // Вопросы психологии. - 2008. - №3. - С. 55-60.
5. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности : Учеб. пособие [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. - СПб. : СПГУТД, 2009. - 268 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - СПб. : Питер, 2009. - 434 с.
7. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст] / О.В. Боровик. - М. : Центр гуманитар. лит. «РОН» : Секачев, 2010. - 52 с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк [Текст] : Кн. для учителя / Л.С. Выготский. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 93 с.
9. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. -Минск : Современное слово, 2002. - 479 с.
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 2005. - 222 с.
11. Гаврилова, Т.В. Развитие творческих способностей школьников при работе с произведением С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» [Текст] / Т.В. Гаврилова // Начальная школа. - 2014. - №9. - С. 20-23.
12. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта [Текст] / Под ред. А.М. Матюшкнина. - М. : Прогресс, 1987. - 520 с.
13. Григорьева, О.А. Социальные условия развития творческих способностей детей [Текст] / О.А. Григорьева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2012. - №4. - С.25-28.
14. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2012. - 358 с.
15. Дружинин, В.Н. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. - 1994. - №4 - С. 35-40.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ