Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ И СВЕРСТНИКАМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №81270

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
230
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические основы формирования учебного общения с учителем и сверстниками младших школьников на уроках литературного чтения 5
1.1 Сущность и особенности учебного общения у младших школьников 22
1.2 Формы формирования учебного общения с учителем и сверстниками младших школьников на уроках литературного чтения 31
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Исследовательская работа по проблеме формирования учебного общения с учителем и сверстниками младших школьников на уроках литературного чтения 33
2.1 Цели и задачи исследовательской работы 46
2.2 Реализация формирования учебного общения с учителем и сверстниками младших школьников на уроках литературного чтения 78
Выводы по второй главе 79
Заключение 82
Список литературы

Актуальность проблемы формирования учебного общения учеников, начальной школы с учителем и сверстниками связана с социокультурной ситуацией. В последние годы происходит "возврат" государства и педагогического сообщества в воспитание. В связи с этим становятся актуальными вопросы об условиях, механизмах, формах эффективного воспитания. Задача воспитания сегодня - развивать самостоятельность и ответственность школьников как субъектов своего жизненного пути и социального взаимодействия. Одним из условий решения этой задачи является формирование опыта позитивного взаимодействия в различных сферах социальной жизни. Учебная сфера - одна из значимых сфер жизнедеятельности школьников. Гуманистический характер взаимодействия в учебно-воспитательном процессе является одним из принципов государственной политики в образовании. Закон об образовании РФ[16 с. 1].При этом гуманистическое педагогическое общение как форма взаимодействия педагога с ребёнком (классом) понимается как общение на принципах доверия, уважения, сотрудничества, раскрывающее личностный потенциал школьника[14 с. 34].
Такой опыт может дать уклад школьной жизни, воспитательную систему школы рассматривали такие ученые как В.А. Караковский, Л.И. Новиква, Н.Л. Селиванова, А.Н. Тубельский. Однако в школах, где воспитательная система не развита, решающим фактором воспитания остаётся непосредственное взаимодействие учитель-школьник в учебной и внеучебной ситуациях, между тем не рассматривается учебное общение между детьми[12,23,41].
Воспитательным возможностям взаимодействия педагог-школьник посвящены исследования А.А. Андреева, С.Н. Батраковой, А.А. Бодалева, А.В. Кан-Калика, О.В. Кирилловой, Н.В. Кузьминой, В.Т. Панкина, А.К. Марковой, B.J1. Моложавенко, Ю.А. Маркова, А.Н. Острогорского, В.Д. Шадрикова, В.Д. Ширшова и др.
Большинство современных авторов в качестве фактора, наиболее значимого для воспитания, выделяют способы учебного общения (У.Глассер, В.В. Игнатова, Т.А. Ковалев, Н.Н.Михаилова, JI.A. Петровская, В.Я. Пилиповский, А.И.Резник, И.П. Терновая, М.Д.Цымпеу). Но в исследовании педагогического общения, как правило, не разводятся урочные и внеурочные ситуации. Исключение - подходы В.А. Караковского, Э.С. Кузнецовой и А.Н. Бардиан, Н.Е. Щурковой.
В ФГОС НОО приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения «учиться». Достижение этой цели становится возможным благодаря развитию у учащихся умений учебного общения, которое обеспечивает возможности для самостоятельного осуществления деятельности учения, постановки учебных целей, поиска и использования средств и способов их достижения; для контроля и оценки учебной деятельности и ее результата(Ю. А. Маркова). Они создают условия развития личности, ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми людьми и сверстниками; обеспечивают личности готовность к непрерывному образованию и т.д.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и нормативных документов вытекает следующее противоречием одной стороны, ФГОС НОО обязывает формировать коммуникативные УУД, а с другой стороны, педагогам недостаточно методических материалов по формированию учебного общения младших школьников.
Проблема: каковы формы формирования учебного общения с учителем и сверстниками у младших школьников.
Тема исследования: «Формирование учебного общения с учителем и сверстниками младших школьников на уроках литературного чтения»
Цель: изучить теоретические аспекты проблемы организации учебного
общения младших школьников с учителем и сверстниками на уроках литературного чтения и подобрать учебного общения с учителем и сверстниками у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования учебного общения младших школьников с учителем и сверстниками.
Предмет: процесс формирования учебного общения с учителем и сверстниками у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия учебного общения.
2. Изучить особенности формирования учебного общения у младших школьников.
4. Изучить уровень сформированности учебного общения.
3. Подобрать формы работы по формированию учебного общения на уроках литературного чтения.
Методы исследования: систематизация, тестирование, констатирующий эксперимент, методы математической статистики.
База исследования: Филиал муниципального общеобразовательного учреждения средней образовательной школы №4 города Миньяра Ашинского муниципального района Челябинской области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные формы могут быть использованы в работе учителей начальных классов на уроках литературного чтения для формирования общения учителя и сверстниками младших школьников.
Работа состоит из: введение, 2-х глав, выводы по главам, заключение и список использованной литературы, из источников 65, таблиц 5, рисунков5.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность проблемы формирования учебного общения учеников начальной школы с учителем и сверстниками связана с социокультурной ситуацией. В последние годы происходит "возврат" государства и педагогического сообщества в воспитание. В связи с этим становятся актуальными вопросы об условиях, механизмах, формах эффективного воспитания. Задача воспитания сегодня - развивать самостоятельность и ответственность школьников как субъектов своего жизненного пути и социального взаимодействия. Одним из условий решения этой задачи является формирование опыта позитивного взаимодействия в различных сферах социальной жизни. Учебная сфера - одна из значимых сфер жизнедеятельности школьников.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и нормативных документов мы выделили противоречие между требованиями ФГОС НОО о необходимости коммуникативные УУД, и вниманием педагогов к формированию учебного общения младших школьников с учителем и сверстниками и сформулировали проблему нашего исследования:
каковы методы формирования учебного общения у младших школьников.
Таким образом, целью нашей исследовательской рабаты стало: изучение теоретических аспектов проблемы организации учебного общения с учителем и сверстниками у младших школьников на уроках литературного чтения и формы общения.
В результате анализа психолого-педагогической литературы мы, вслед за У.Глассер, В.В. Игнатова, Т.А. Ковалев, Н.Н.Михаилова, JI.A. Петровская, В.Я. Пилиповский, А.И.Резник, И.П. Терновая, М.Д.Цымпеу, У.Глассер, В.В. Игнатова, Т.А. Ковалев, Н.Н.Михаилова, JI.A. Петровская, В.Я. Пилиповский, А.И.Резник, И.П. Терновая, М.Д.Цымпеу. Понимаем под учебным общением - совокупность способов действия, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих школьнику способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Мы выдели виды учебного общения:
5. Моделирование педагогического общения;
6. Организация непосредственного общения;
7. Управления общением;
8. Анализ хода и результатов осуществленной технологии общения.
И. П. Терновая учебное общение в процессе обучения в начальной школе выполняют следующие функции:
1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
3) обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Выделим особенности коммуникативной задачи как функциональной единицы общения. Во-первых, она играет роль побудителя ответного речевого или неречевого действия. Во-вторых, коммуникативная задача есть продуктивно-рецептивная единица, т.е. она включает речевую деятельность (действия) как говорящего, так и слушающего.
В практической части нашего исследования на начальном этапе нами были проведены диагностики с учащимися второго класса, направленные на изучение уровня сформированности учебного общения с учителем и сверст-никами, которые показали средние результаты. 
Нами была проведена методика «Кто прав» Г.А. Цукерман, которая включала в себя несколько заданий:
Умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками, А. С. Александровская.
«Дорога к дому» (модифицированный вариант «Архитектор- строитель») с целью выявления уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Левая и правая стороны" (Ж. Пиаже) Рукавичка Г. А. Цукермана
На формирующем этапе мы разработали и реализовали серию методов, которые в организованном педагогическом процессе помогут повысить уровень сформированности учебного общения у учеников младших классов.



1. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева - М.: Просвещение,2012. - 74-78с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2008.-151 с.
3. Ахметова, М.Н. Учебное общение школьников/ М.Н.Ахметова - 2009. - 166-171с.
4. Бабосов, Е.М. Конфликтология: Учебное пособие / Е.М. Бабосов - Мн.: «ТетраСистемс», 2001. - 464с.
5. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.С. Белкин - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 192 с.
6. Богуславский, М.В. Достижения и уроки системы Л.В. Занкова/ Практика образования,2008. №3
7. Брагуца, А.В. Развитие учебного общения младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца- 2011. - 53-56с.
8. Вакуленко, Е.А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения/ Е.А. Вакуленко - 2012. - 44-46с.
9. Виды универсальных учебных действий / Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова-М., 2010г.
10. Водянский, А.А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений / А.А. Водянский - 2009. - 30-33с.
11. Выготский, Л.С. Психология. /Л.С. Выготский - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000. - 1008с.
12. Давыдова, Н.Н., Смирных, О.В. Учебное общение в младшей школе /Н.Н. Давыдова, О.В. Смирных - 2012. - 167-175с. 
13. Дейкина, А.Д. Новации в методике преподавания русского языка / Рус¬ский язык в школе. - 2002г.
14. Дьячкова, С.В. Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений/ С.В. Дьячкова- 2012. - 78-83с.
15. Ефросинина, Л.А. Урок - важнейшее условие формирования учебного общения/ Л.А. Ефросинина- 2012. - 49-57с.
16. Автор книги:Коллектив АвторовЖанр:Педагогика, Наука и Образование текст с изменениями и дополнениями на 2013 г 21с.
17. Желтовская, Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская- 2011. - 50-57с.
18. Зайцева, К.П. Формирование учебного общения младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева- 2011. - 78-83с.
19. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко -М.: Феникс, 2010. - 320с.
20. Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О.В. Клубович- 2011. - 50-51с.
21. Козюренко, М.А. Оценка сформированности учебного общения с помощью метода наблюдения/ М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова - 2011. - 15-19с.
22. Крайнева, Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий/ Т.А. Крайнева- 2012. - 24-30с.
23. Кухтинская, И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся/ И.В. Кухтинская- 2012. - 13-15с.
24. Леонова, Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е.В. Леонова, А.В. Плотникова - 2011. - 91-96с.
25. Локтионова, И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении / И.Ю. Локтионова - 2010. - 4-9с. 
26. Мали, Л.Д. Коммуникативно деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе/ Л.Д. Мали - 2012. -76-80с.
27. Матюхина, М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие/ М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. - Волгоград.: Перемена, 2005. - 215 с.
28. Неупокоева, Н.М. Коммуникативная культура педагога / Н.М. Неупокоева. - 2004.
29. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов/ И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова - 2012. - 6-13с.
30. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой-М., 2009.
31. Пахнова, Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре / РЯШ. - 2004г., №4.
32. Педагогические технологии Текст: учеб. пособие / авт. -сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007.
33. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. -М., 2014.
34. Разуваева, В.Ю. Умение слушать собеседника — коммуникативное универсальное учебное действие/ В.Ю. Разуваева - 2012. - 22-24с.
35. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под редакцией А.Г. Асмолова- М.: Просвещение, 2010. - 160с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
37. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни -М.: Московский центр качества образования, 2010г. 
38. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.
39.Чиндилова, О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий/ О.В. Чиндилова- 2011. - 3-6с.
40. Чумак, К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся/ К.Ю. Чумак - 2011. - 82-86с.
41. Шакина, Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универ-сальных действий школьников через технологию сотрудничества/ Г.В. Шакина- 2012. - 17-22с.
42. Шкуричева, Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности/ Н.А. Шкуричева- 2011. - 4-10с.
43. Дьячкова С.В. Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений/ С.В. Дьячкова// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 10. - С. 78-83.
44. Ефросинина Л.А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий/ Л.А. Ефросинина// Начальная школа. - 2012. - № 2. - С. 49-57.
45. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская// Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 50-57.
46. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 78-83.
47. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь/ Л.А. Карпенко.- Москва, Феникс, 2010 г. - 320 с.
48. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 50-51. 
49. Козюренко М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения/ М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 15-19.
50. Крайнева Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий/ Т.А. Крайнева// Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 24-30.
51. Кухтинская И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся/ И.В. Кухтинская// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 13-15.
52. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е.В. Леонова, А.В. Плотникова// Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91-96.
53. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении/ И.Ю. Локтионова// Начальная школа. - 2010. - № 12. - С. 4-9.
54. Мали Л.Д. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе/ Л.Д. Мали// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 8. - С. 76-80.
55. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие/ М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. - Волгоград.: Перемена, 2005. - 215 с.
56. Неупокоева Н.М. Коммуникативная культура педагога/ Н.М. Неупокоева. - Курган, 2004.
57. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов/ И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова// Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6-13.
58. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие/ В.Ю. Разуваева// Начальная школа. - 2012. - №
9. - С. 22-24. 
59. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
60.Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школь-никами коммуникативных универсальных учебных действий/ О.В. Чиндилова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.
61. Чумак К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся/ К.Ю. Чумак// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 6. - С. 82-86.
62. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества/ Г.В. Шакина// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 5. - С. 17-22.
63. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство раз-вития коммуникативной компетентности/ Н.А. Шкуричева// Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 4-10.
64. Терновая И. П. доцент кафедры социальной педагогики и психологии института имени А. П. Чехова ... - Саратов: Научная книга, 2008. -С.43.
65. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности/ Н.А. Шкуричева// Начальная школа. -2011.-№11.-С.4-1


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ