Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством виртуальных экскурсий 9
1.1 Особенности формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае 9
1.2 Виртуальные экскурсии как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае 15
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством виртуальных экскурсий 24
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о родном крае 24
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством виртуальных экскурсий 47
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о родном крае 58
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Приложение А Характеристика выборки исследования 74
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 75
Приложение В Конспекты образовательной деятельности с применением виртуальных экскурсий 80
Приложение Г Результаты исследования на этапе контроля 125
В условиях современного общества особую актуальность приобретает проблема отсутствия у детей дошкольного возраста знаний об истории и культуре родного края. В настоящее время прослеживается утрата интереса подрастающего поколения к изучению истории своей страны и народа, к культурному наследию, о чем свидетельствует низкий уровень гражданской культуры. В качестве одной из первичных ступеней воспитания патриотических качеств личности выступает формирование представлений о родном крае. На государственном уровне отмечается повышенный интерес к данной проблеме, доказательством чего служит «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», в которой подчеркивается, что задачей современной системы образования является воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, с высокой нравственной позицией, уважающих права и свободы личности, способных к проявлению национальной и религиозной толерантности. «Конвенция о правах ребенка» (статья 29) также акцентирует внимание на ориентации образования на воспитании уважения к культурной самобытности, языку, национальным ценностям страны и родного края ребенка.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной деятельности в области образования служит защита и развитие национальных и региональных культур и особенностей в условиях многонационального государства, что предусматривает необходимость изучение детьми традиций и культуры родного края и региона. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования также освещаются вопросы формирования у дошкольников чувства принадлежности к малой родине, выработке ценностного к ней отношения, что является неотъемлемой составляющей социального развития ребенка, и находит отражение в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Кроме того, в рамках познавательной области отдельное внимание уделяется комбинированию программного и краеведческого материала для выработки у детей элементарных представлений о самом себе и окружающих, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях, традициях и праздниках, о планете Земля.
Родоначальниками исследования вопросов ознакомления дошкольников с родной страной и городом считаются представители советской педагогики - М.И. Богомолова, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, С.А. Козлова, К.Д. Ушинский, в трудах которых освещаются проблемные аспекты нравственно-патриотического воспитания детей. Современная наука представлена относительно новыми подходами: Е.Б. Алтабаева, С.А. Козлова, Э.К. Суслова в рамках, которых анализируются методы и приемы ознакомления дошкольников с родным городом, краем.
Таким образом, анализ нормативно-правовой базы и ведущих исследований в контексте проблемы исследования доказывает важность обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным этапом для овладения представлениями о родном крае. В период дошкольного детства ребенок обладает особой восприимчивостью и обучаемостью, способен познавать непосредственно окружающие его объекты, но дошкольникам трудно оперировать абстрактными образами. Это детерминировано наглядно-действенным мышлением дошкольников, которое к старшему дошкольному возрасту постепенно преобразуется в наглядно-образное. В дошкольном возрасте закладываются первоосновы для последующего развития нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой родине. В 6-7 лет дети уже не только могут вербально обозначить название страны, города (посёлка), но и знать, улицы, районы, особенности местности, природные объекты, а также традиции, быт, народные промыслы родного края. Несмотря на многообразие форм, методов и приемов работы в дошкольной организации, в настоящее время в условиях информатизации образования недостаточное внимание уделяется такому средству, как виртуальные экскурсии.
На основании вышеизложенного становится возможным определить противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае и недостаточным использованием потенциала виртуальных экскурсий в данном процессе.
На основании данного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности виртуальных экскурсий в формировании у детей 6-7 лет представлений о родном крае?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством виртуальных экскурсий».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством виртуальных экскурсий.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае.
Предмет исследования: виртуальные экскурсии как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством виртуальных экскурсий будет возможным, если:
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами для проведения виртуальных экскурсий;
• тематика и содержание виртуальных экскурсий подобраны в соответствии с краеведческой направленностью и с учетом возрастных особенностей детей 6-7 лет;
• виртуальные экскурсии включены в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
С учетом цели и гипотезы исследования, нами были определены и выделены следующие задачи.
1. Проанализировать теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством виртуальных экскурсий.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о родном крае.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством виртуальных экскурсий.
Для реализации поставленных нами задач применялся комплекс методов исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством виртуальных экскурсий); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, представленный констатирующим, формирующим и контрольным этапами; тестирование); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования по формированию представлений о родной стране, крае, городе у детей старшего дошкольного возраста (Е.Ю. Александрова, Н.В. Алешина, Н.Г. Волобуева, А.Л. Захарчук, С.А. Козлова, Е.В. Коротаева, Т.С. Комарова, С.Н. Николаева, М.Ю. Новицкая, Н.Г. Пантелеева, А.Н. Фролова);
• подходы по организации историко-краеведческой работы при ознакомлении детей с малой родиной (Е.Б. Алабаева, Е.Ю. Александрова, Ю.Е. Антонов, Р.И. Жуковская, А.Л. Захарчук, Н.В. Мельникова);
• исследования процесса приобщения детей к изучению родного края и его культуры на региональном уровне (Г.Н. Абросимова, Г.Н. Данилина, Г.В. Иванова, Л.Ю. Ильина, М.Ю. Новицкая, А.А. Остапец, Л.И. Русских, М.Е. Трубачева);
• подходы по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем (Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, А.В. Коломеец);
• исследования организации виртуальных экскурсий в образовательном процессе дошкольников (И.А. Белякина, М.Д. Бостан, О.В. Драчкова, Ю.В. Строгонова, Н.В. Устюжанина).
Экспериментальная база исследования. Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко» р. п. Большое Мурашкино Нижегородской области. В эксперименте приняли участие 18 детей в возрасте 6-7 лет.
Новизна исследования состоит в разработке виртуальных экскурсий для формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании содержания работы с использованием виртуальных экскурсий, которое может составить основу для более широких научных представлений о средствах формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результатами и содержанием работы смогут пользоваться воспитатели при построении работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о родном крае.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 наименований) и 4 приложений. Работа содержит 16 таблиц и 6 рисунков. Основной текст работы изложен на 73 страницах.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для воспитания социально-нравственных чувств и качеств детей, данный возраст является сензитивным для воспитания любви к родному краю, чувства гордости за него, формировать потребность изучать его достопримечательности. Проблема формирования представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной, что подтверждается нормативно-правовыми документами, а также научными исследованиями, раскрывающие вопросы патриотического воспитания.
Проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы.
Для решения первой задачи был проведен анализ состояния рассматриваемой проблемы, определены педагогические возможности виртуальной экскурсии в процессе формирования представлений о родном крае, показана необходимость разработки регионально ориентированных программ педагогического сопровождения, которые будут содействовать формированию у дошкольников ценностного отношения к малой родине и формировать чувство сопричастности к историческому прошлому родного края. Применение в педагогической деятельности виртуальных экскурсий как инновационной формы работы позволяет обновить содержание образовательного процесса, удовлетворяющего современным требованиям.
В рамках решения второй задачи осуществлялось выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о родном крае. Выбор показателей осуществлялся с опорой на диагностические задания Т.Г. Кобзевой, которые мы модифицировали с учетом предмета нашего исследования: наличие общих представлений о родном крае; о символике родного поселка; об историко-географических и природных компонентах поселка; о достопримечательностях и памятных местах; наличие положительного эмоционального отношения к родному поселку. Результаты по всем диагностическим заданиям показали, что в экспериментальной группе, как и в контрольной, у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развиты представления о родном поселке.
При решении третьей задачи была разработана образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению со спецификой родного поселка с помощью виртуальных экскурсий. Тематические блоки работы педагога с детьми по ознакомлению с родным поселком включали 3 блока: «Страницы истории посёлка Большое Мурашкино», «Нет на земле места краше», «Промышленность посёлка Большое Мурашкино и Нижнего Новгорода», в каждом проводились виртуальные экскурсии.
На контрольном этапе эксперимента выявлена положительная динамика в уровнях сформированности у детей 6-7 лет представлений о родном крае в экспериментальной группе: так, низкого уровня знаний не выявлено, прирост среднего уровня знаний составил 22%, высокого 33%. В контрольной группе произошли незначительные изменения в уровнях знаний.
Реализация гипотезы позволяет сделать вывод, что в рамках формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством виртуальных экскурсий результативным явилось обогащение предметно-пространственной среды детского сада занимательными и оригинальными предметами и материалами; необходимость подбора и содержания виртуальных экскурсий по Большому Мурашкино в соответствии с краеведческой направленностью и возрастными особенностями дошкольников; обязательное включение виртуальных экскурсий в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее, а только позволяет определить перспективные области дальнейшего изучения.
1. Александрова Е. Ю. Знакомим дошкольников с родным городом. М. : ТЦ Сфера, 2014. 112 с.
2. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) : конспекты занятий. М. : УЦ Перспектива, 2014. 294 с.
3. Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей. М. : АРКТИ, 2003. 168 с.
4. Белякина И. А. Метод интерактивной экскурсии в системе дошкольного образования // Интерактивное образование. 2017. № 69. С. 1-2.
5. Богомолова М. И. Проблема семьи и семейного воспитания в российском наследии // Известия Саратовского университета. Педагогика. 2015. Т. 15. Вып. 3. С. 101-105.
6. Бостан М. Д. Виртуальная экскурсия как средство социализации старших дошкольников // Вестник науки и образования. 2017. Т. 2. № 12 (36). С. 95-97.
7. Виноградова Н. Ф. Концепция начального образования : «Начальная школа XXI века». М. : Вентана-Граф, 2017. 64 с
8. Волобуева Н. Г., Морозова Ж. В. О формировании знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае на примере Чукотки // Концепт. 2016. Т. 15. С. 1141-1145.
9. Горина С. Г., Сорочкина Е. М. Виртуальная экскурсия как современное направление применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе // Наука и перспективы. 2018. № 1. С. 53-57.
10. Гусев Д. А. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. 2014 № 21.1 (80.1). С. 170-173. URL: https://moluch.ru/archive/80/13847/ (дата обращения: 07.04.2021).
11. Данилина Г. Н. Дошкольнику - об истории и культуре России : пособие для реализации гос. программы «Патриот. воспитание граждан Рос. Федерации на 2001-2005 годы». М. : АРКТИ, 2005. 181 с.
12. Драчкова О. В. Виртуальные экскурсии как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о достопримечательностях родного города // Совушка. 2021. № 2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 07.04.2021).
13. Жуковская Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада. М., 2016. 268 с.
14. Захарова Л. М., Котлякова Т. А. Региональные ценности в содержании дошкольного образования // Детский сад от А до Я. 2014. № 2(68). С. 44-53.
15. Захарчук А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. № 2. С.25-27.
...