ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР М. МОНТЕССОРИ
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах 9
1.2 Характеристика развивающих игр М. Монтессори как средства
формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах 15
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори 24
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет
с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах 24
2.2 Содержание работы по формированию у детей 4-5 лет
с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори 40
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах 50
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 64
Приложение Б Количественные результаты констатирующего эксперимента 66
Приложение В Наглядные примеры развивающих игр М. Монтессори и их аналогов, направленных на развитие представлений о цвете предметов 67
Приложение Г Наглядные примеры развивающих игр М. Монтессори и их аналогов, направленных на развитие представлений о форме предметов 68
Приложение Д Наглядные примеры развивающих игр М. Монтессори и их аналогов, направленных на развитие представлений о величине предметов 69
Приложение Е Наглядные примеры развивающих игр М. Монтессори и их аналогов, направленных на развитие умения различать предметы на ощупь 70
Приложение Ж Наглядные примеры развивающих игр М. Монтессори и их аналогов, направленных на развитие умения различать предметы по звучанию 71
Приложение И Количественные результаты контрольного среза 72
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах 9
1.2 Характеристика развивающих игр М. Монтессори как средства
формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах 15
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори 24
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет
с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах 24
2.2 Содержание работы по формированию у детей 4-5 лет
с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори 40
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах 50
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 64
Приложение Б Количественные результаты констатирующего эксперимента 66
Приложение В Наглядные примеры развивающих игр М. Монтессори и их аналогов, направленных на развитие представлений о цвете предметов 67
Приложение Г Наглядные примеры развивающих игр М. Монтессори и их аналогов, направленных на развитие представлений о форме предметов 68
Приложение Д Наглядные примеры развивающих игр М. Монтессори и их аналогов, направленных на развитие представлений о величине предметов 69
Приложение Е Наглядные примеры развивающих игр М. Монтессори и их аналогов, направленных на развитие умения различать предметы на ощупь 70
Приложение Ж Наглядные примеры развивающих игр М. Монтессори и их аналогов, направленных на развитие умения различать предметы по звучанию 71
Приложение И Количественные результаты контрольного среза 72
Первой ступенью познания ребенка дошкольного возраста является сенсорное освоение окружающего мира.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс, в ходе которого развивается восприятие ребенка, накапливается сенсорный опыт, формируется представление об окружающем мире.
У детей дошкольного возраста главную роль в развитии сенсорных способностей играет освоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это общепринятые представления, знания о свойствах предметах, их разновидностях, качестве и связи между собой. Усвоение сенсорных эталонов подразумевает умение использовать представления образа и выделять их свойства в самых разнообразных ситуациях. Эти образы можно использовать в качестве «единиц измерения» при оценке свойств предмета.
Сенсорное развитие ребенка, которое выражается в формировании представлений о форме, величине, цвете, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов является результатом его сенсорного воспитания.
В психолого-педагогических исследованиях Л.А. Венгер, И.В. Мелехиной, В.Ю. Нечаева, Г.А. Урунтаевой рассматривается сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста. Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддьяков занимались изучением проблемы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста. Проведя исследования, педагоги пришли к выводу, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из главных сторон дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте игровая деятельность (развивающие игры) несет в себе большие потенциальные возможности сенсорного развития ребенка.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы формирования у детей 4-5 лет представлений о сенсорных эталонах в процессе игровой деятельности (развивающих игр).
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах и недостаточным использованием развивающих игр М. Монтессори в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности развивающих игр М. Монтессори в формировании у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
Предмет исследования: развивающие игры М. Монтессори как средство формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори будет возможным, если:
- отобраны развивающие игры М. Монтессори и их аналоги, направленные на формирование у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда играми М. Монтессори и их аналогами;
- включены развивающие игры М. Монтессори и их аналоги в совместную деятельность ребенка и взрослого в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори.
2. Выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах .
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования в области сенсорного развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, С.С. Водчиц, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков);
- исследования о значении игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.П. Зарин, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53 «Чайка» г. о. Тольятти. В исследование приняли участие 12 дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности развивающих игр М. Монтессори и их аналогов в формировании у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах; подобраны аналоги развивающих игр М. Монтессори по формированию у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (29 источников), 8 приложений. Работа иллюстрирована 2 рисунками и 14 таблицами.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс, в ходе которого развивается восприятие ребенка, накапливается сенсорный опыт, формируется представление об окружающем мире.
У детей дошкольного возраста главную роль в развитии сенсорных способностей играет освоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это общепринятые представления, знания о свойствах предметах, их разновидностях, качестве и связи между собой. Усвоение сенсорных эталонов подразумевает умение использовать представления образа и выделять их свойства в самых разнообразных ситуациях. Эти образы можно использовать в качестве «единиц измерения» при оценке свойств предмета.
Сенсорное развитие ребенка, которое выражается в формировании представлений о форме, величине, цвете, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов является результатом его сенсорного воспитания.
В психолого-педагогических исследованиях Л.А. Венгер, И.В. Мелехиной, В.Ю. Нечаева, Г.А. Урунтаевой рассматривается сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста. Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддьяков занимались изучением проблемы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста. Проведя исследования, педагоги пришли к выводу, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из главных сторон дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте игровая деятельность (развивающие игры) несет в себе большие потенциальные возможности сенсорного развития ребенка.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы формирования у детей 4-5 лет представлений о сенсорных эталонах в процессе игровой деятельности (развивающих игр).
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах и недостаточным использованием развивающих игр М. Монтессори в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности развивающих игр М. Монтессори в формировании у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
Предмет исследования: развивающие игры М. Монтессори как средство формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори будет возможным, если:
- отобраны развивающие игры М. Монтессори и их аналоги, направленные на формирование у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда играми М. Монтессори и их аналогами;
- включены развивающие игры М. Монтессори и их аналоги в совместную деятельность ребенка и взрослого в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори.
2. Выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах .
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования в области сенсорного развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, С.С. Водчиц, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков);
- исследования о значении игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.П. Зарин, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53 «Чайка» г. о. Тольятти. В исследование приняли участие 12 дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности развивающих игр М. Монтессори и их аналогов в формировании у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах; подобраны аналоги развивающих игр М. Монтессори по формированию у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (29 источников), 8 приложений. Работа иллюстрирована 2 рисунками и 14 таблицами.
На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах является актуальной в данном возрасте и требует дальнейшего теоретического осмысления.
В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, было раскрыто значение развивающих игр М. Монтессори в формировании у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс, в ходе которого развивается восприятие ребенка, накапливается сенсорный опыт, формируется представление об окружающем мире.
У детей дошкольного возраста главную роль в развитии сенсорных способностей играет освоение сенсорных эталонов. Усвоение сенсорных эталонов подразумевает умение использовать представления образа и выделять их свойства в самых разнообразных ситуациях.
В психолого-педагогических исследованиях Л.А. Венгер, И.В. Мелехиной, В.Ю. Нечаева, Г.А. Урунтаевой рассматривается сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста. Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддьяков занимались изучением проблемы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста. Проведя исследования, педагоги пришли к выводу, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из главных сторон дошкольного воспитания. Кроме вышеотмеченных исследователей, вопросы сенсорного развития детей дошкольного возраста рассматривала и М. Монтессори, подробно описывающая методику развития тактильного чувства, чувства зрения, звука.
Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах в экспериментальной группе на констатирующем этапе показало, что высокий уровень у детей не выявлен, средний уровень наблюдается у 42% детей (5 человек), а низкий уровень у 58% детей (7 человек).
Мы предположили, что формирование у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори будет возможным, если:
- отобраны развивающие игры М. Монтессори и их аналоги, направленные на формирование у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда играми М. Монтессори и их аналогами;
- включены развивающие игры М. Монтессори и их аналоги в совместную деятельность ребенка и взрослого в режимных моментах. Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровня сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах. Высокий уровень на контрольном этапе отмечается у 8% детей (1 человек), средний уровень у 50% детей (6 человек), низкий уровень на контрольном этапе зафиксирован у 42% детей (5 человек).
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующего этапа работы уровень сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах изменился в лучшую сторону. Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в результате проделанной работы, также можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах является актуальной в данном возрасте и требует дальнейшего теоретического осмысления.
В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, было раскрыто значение развивающих игр М. Монтессори в формировании у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс, в ходе которого развивается восприятие ребенка, накапливается сенсорный опыт, формируется представление об окружающем мире.
У детей дошкольного возраста главную роль в развитии сенсорных способностей играет освоение сенсорных эталонов. Усвоение сенсорных эталонов подразумевает умение использовать представления образа и выделять их свойства в самых разнообразных ситуациях.
В психолого-педагогических исследованиях Л.А. Венгер, И.В. Мелехиной, В.Ю. Нечаева, Г.А. Урунтаевой рассматривается сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста. Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддьяков занимались изучением проблемы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста. Проведя исследования, педагоги пришли к выводу, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из главных сторон дошкольного воспитания. Кроме вышеотмеченных исследователей, вопросы сенсорного развития детей дошкольного возраста рассматривала и М. Монтессори, подробно описывающая методику развития тактильного чувства, чувства зрения, звука.
Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах в экспериментальной группе на констатирующем этапе показало, что высокий уровень у детей не выявлен, средний уровень наблюдается у 42% детей (5 человек), а низкий уровень у 58% детей (7 человек).
Мы предположили, что формирование у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори будет возможным, если:
- отобраны развивающие игры М. Монтессори и их аналоги, направленные на формирование у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда играми М. Монтессори и их аналогами;
- включены развивающие игры М. Монтессори и их аналоги в совместную деятельность ребенка и взрослого в режимных моментах. Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровня сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах. Высокий уровень на контрольном этапе отмечается у 8% детей (1 человек), средний уровень у 50% детей (6 человек), низкий уровень на контрольном этапе зафиксирован у 42% детей (5 человек).
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующего этапа работы уровень сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах изменился в лучшую сторону. Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в результате проделанной работы, также можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Система работы по сенсорному развитию детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Система работы по сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - Система коррекционной работы по развитию цветовосприятия у старших дошкольников c задержкой психического развития средствами информационно - коммуникационных технологий
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Использование игровых технологий в работе по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая программа коррекции восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Развитие сенсорных эталонов у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017



