Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах 9
1.2 Характеристика развивающих игр М. Монтессори как средства
формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах 15
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори 24
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет
с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах 24
2.2 Содержание работы по формированию у детей 4-5 лет
с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори 40
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах 50
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 64
Приложение Б Количественные результаты констатирующего эксперимента 66
Приложение В Наглядные примеры развивающих игр М. Монтессори и их аналогов, направленных на развитие представлений о цвете предметов 67
Приложение Г Наглядные примеры развивающих игр М. Монтессори и их аналогов, направленных на развитие представлений о форме предметов 68
Приложение Д Наглядные примеры развивающих игр М. Монтессори и их аналогов, направленных на развитие представлений о величине предметов 69
Приложение Е Наглядные примеры развивающих игр М. Монтессори и их аналогов, направленных на развитие умения различать предметы на ощупь 70
Приложение Ж Наглядные примеры развивающих игр М. Монтессори и их аналогов, направленных на развитие умения различать предметы по звучанию 71
Приложение И Количественные результаты контрольного среза 72
Первой ступенью познания ребенка дошкольного возраста является сенсорное освоение окружающего мира.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс, в ходе которого развивается восприятие ребенка, накапливается сенсорный опыт, формируется представление об окружающем мире.
У детей дошкольного возраста главную роль в развитии сенсорных способностей играет освоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это общепринятые представления, знания о свойствах предметах, их разновидностях, качестве и связи между собой. Усвоение сенсорных эталонов подразумевает умение использовать представления образа и выделять их свойства в самых разнообразных ситуациях. Эти образы можно использовать в качестве «единиц измерения» при оценке свойств предмета.
Сенсорное развитие ребенка, которое выражается в формировании представлений о форме, величине, цвете, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов является результатом его сенсорного воспитания.
В психолого-педагогических исследованиях Л.А. Венгер, И.В. Мелехиной, В.Ю. Нечаева, Г.А. Урунтаевой рассматривается сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста. Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддьяков занимались изучением проблемы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста. Проведя исследования, педагоги пришли к выводу, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из главных сторон дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте игровая деятельность (развивающие игры) несет в себе большие потенциальные возможности сенсорного развития ребенка.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы формирования у детей 4-5 лет представлений о сенсорных эталонах в процессе игровой деятельности (развивающих игр).
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах и недостаточным использованием развивающих игр М. Монтессори в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности развивающих игр М. Монтессори в формировании у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
Предмет исследования: развивающие игры М. Монтессори как средство формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори будет возможным, если:
- отобраны развивающие игры М. Монтессори и их аналоги, направленные на формирование у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда играми М. Монтессори и их аналогами;
- включены развивающие игры М. Монтессори и их аналоги в совместную деятельность ребенка и взрослого в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори.
2. Выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах .
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования в области сенсорного развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, С.С. Водчиц, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков);
- исследования о значении игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.П. Зарин, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53 «Чайка» г. о. Тольятти. В исследование приняли участие 12 дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности развивающих игр М. Монтессори и их аналогов в формировании у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах; подобраны аналоги развивающих игр М. Монтессори по формированию у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (29 источников), 8 приложений. Работа иллюстрирована 2 рисунками и 14 таблицами.
На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах является актуальной в данном возрасте и требует дальнейшего теоретического осмысления.
В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, было раскрыто значение развивающих игр М. Монтессори в формировании у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс, в ходе которого развивается восприятие ребенка, накапливается сенсорный опыт, формируется представление об окружающем мире.
У детей дошкольного возраста главную роль в развитии сенсорных способностей играет освоение сенсорных эталонов. Усвоение сенсорных эталонов подразумевает умение использовать представления образа и выделять их свойства в самых разнообразных ситуациях.
В психолого-педагогических исследованиях Л.А. Венгер, И.В. Мелехиной, В.Ю. Нечаева, Г.А. Урунтаевой рассматривается сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста. Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддьяков занимались изучением проблемы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста. Проведя исследования, педагоги пришли к выводу, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из главных сторон дошкольного воспитания. Кроме вышеотмеченных исследователей, вопросы сенсорного развития детей дошкольного возраста рассматривала и М. Монтессори, подробно описывающая методику развития тактильного чувства, чувства зрения, звука.
Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах в экспериментальной группе на констатирующем этапе показало, что высокий уровень у детей не выявлен, средний уровень наблюдается у 42% детей (5 человек), а низкий уровень у 58% детей (7 человек).
Мы предположили, что формирование у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах посредством развивающих игр М. Монтессори будет возможным, если:
- отобраны развивающие игры М. Монтессори и их аналоги, направленные на формирование у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда играми М. Монтессори и их аналогами;
- включены развивающие игры М. Монтессори и их аналоги в совместную деятельность ребенка и взрослого в режимных моментах. Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровня сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах. Высокий уровень на контрольном этапе отмечается у 8% детей (1 человек), средний уровень у 50% детей (6 человек), низкий уровень на контрольном этапе зафиксирован у 42% детей (5 человек).
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующего этапа работы уровень сформированности у детей 4-5 лет с задержкой психического развития представлений о сенсорных эталонах изменился в лучшую сторону. Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в результате проделанной работы, также можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута.
1. Бабиева Н. С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов // Перспективы науки. № 2 (77). 2016. 85 с.
2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студентов педвузов. М. : НЦ ЭНАС, 2002. 134 с.
3. Богомолова М. И. Сенсорное развитие детей в педагогической системе Марии Монтессори. Ульяновск : Вектор-С, 2015. 195 с.
4. Богомолова М. И. Основные направления сенсорного воспитания детей в отечественной педагогике в конце ХХ века // Академический журнал Западной Сибири. № 1. 2014. 133 с.
5. Борисенко М. Г. Смотрим, видим, запоминаем: развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. СПб. : Паритет, 2003. 128 с.
6. Борякова Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития: учеб.-метод. пособие. М. : ТЦ Сфера, 2007. 79 с.
7. Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников. Минск : БрГУ,
2017. 322 с.
8. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2018. 144 с.
9. Венгер Л. А. Генезис сенсорных способностей. М. : Педагогика- пресс, 2016. 56 с.
10. Войлокова Е. Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие. СПб. : КАРО, 2005. 304 с.
11. Гиниятова С. Ю. Сенсорное развитие ребенка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО // Фундаментальная и прикладная наука. № 3. 2016. 67 с.
12. Дьяченко О. М. Психическое развитие дошкольников. Серия: Библиотека для родителей. М. : Педагогика, 2014. 128 с.
13. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание : программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М. : Просвещение, 2005. 272 с.
14. Иванов В. Н. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета: модель воспитания детей раннего возраста. М. : ВЛАДОС, 2016. 310 с.
15. Карапетян А. М. Сенсорное развитие дошкольников //Новое слово в науке: перспективы развития. 2014. № 2 (2). 323 с.
16. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. М. : Издательский центр Академия, 2018. 416 с.
17. Курашова Р. А. Сенсорное развитие дошкольников. М.: Новое знание, 2006. 345 с.
18. Мелехина И. В. Сенсорное развитие - фундамент умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. СПб. : Заневская площадь, 2014. 382 с.
19. Метиева Л. А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. М. : Книголюб, 2008. 120 с.
20. Пашкова И. В. Формирование перцептивных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи : материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых; аспирантов и магистрантов. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 228 с. URL : https:// elar.uspu.ru/handle/uspu/2232 (дата обращения: 17.02.2021)
21. Платонова Т. Е. Содержание сенсорного развития детей дошкольного возраста // Психолого-педагогическое образование в вузе: прошлое, настоящее, будущее Материалы Международной научно¬практической конференции, посвященной 45-летию кафедры психологии ФГБОУ ВПО «улгпу им. И.Н. Ульянова». Ульяновск : 2014. 348 с.
22. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада. М. : Педагогика, 2015. 35 с.
23. Реан А. А. Психология детства: учебник. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК,
2018. 368 с.
24. Рудакова Е. А. Развитие сенсорно-перцептивных процессов детей раннего дошкольного возраста // Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Чебоксары : ООО Центр науч. сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. 396 с. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=32584217 (дата обращения: 11.02.2021).
25. Сакулина Н. П. Сенсорное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей. М. : Просвещение, 2001. 176с.
26. Соловьева О. Н. Сенсорное развитие дошкольников // Наука и современность № 17. 2012. 360 с.
27. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие. М. : Изд. центр «Академия», 2012. 312 с.
28. Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника: теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 2015. 345 с.
29. Фатихова Л. Ф. Диагностика и коррекция сенсорно-перцептивной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями // Современное дошкольное образование. Теория и практика. М. : «МозаикаСинтез», 2016. 77 с.