Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет коммуникативных умений в процессе театрализованной игры 10
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования у детей
5-6 лет коммуникативных умений 10
1.2 Театрализованная игра как средство формирования у детей
5-6 лет коммуникативных умений 18
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию у детей
5-6 лет коммуникативных умений в процессе театрализованной игры ... 30
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
коммуникативных умений 30
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет
коммуникативных умений в процессе театрализованной игры. 50
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет
коммуникативных умений 62
Заключение 74
Список используемой литературы 77
Приложение А Список детей 5-6 лет, участвующих в экспериментальном исследовании 82
Приложение Б Количественные результаты диагностики формирования у детей 5-6 лет коммуникативных умений
Актуальность исследования. На сегодняшний день уделяется особое внимание организации дошкольного образования в соответствии с установленными нормами и требованиями на федеральном уровне. В приказе Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) говорится о том, что дошкольники должны овладеть средствами общения. Особая важность данного процесса обусловлена тем, что для полноценно развития личности необходим непрерывный процесс коммуникативного взаимодействия. Для того чтобы получить образование, упростить процесс адаптации в социуме, стать коммуникабельным, детям дошкольного возраста необходимо овладеть коммуникативными умениями.
Во время достижения детьми 5-6-летнего возраста, увеличивается значимость коммуникативных умений. По мнению М.И. Лисиной, при отсутствии у старшего дошкольника элементарных умений общения, процесс его коммуникации с другими людьми, становится причиной повышения тревожности, что негативно влияет на весь процесс обучения. Именно дошкольная ступень образования должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы ребенка 5-6-летнего возраста, готовность и способность к сотрудничеству детей с воспитателем, родителями, со сверстниками, сформировать основы его нравственного поведения, которое определяет взаимодействие личности с окружающими его людьми, а также с обществом.
В основе современной педагогической практики представлены исследования, которые выступают в качестве доказательства важности формирования у ребенка во время формирования коммуникативных умений. Большое количество проведенных исследований свидетельствую о психологическом развитии ребенка благодаря наличию у него коммуникативных умений. По мнению М.И. Лисина и А.В. Запорожец, коммуникативные умения оказывают положительное влияние на общий его уровень деятельности. Необходимо отметить, что многие ученые, среди которых: Г.А. Цукерман и Г.Г. Кравцов, считают, что определить уровень сформированности у ребенка коммуникативных умений можно уже при его поступлении в общеобразовательное учреждение. Ученые считают, что развитие личности происходит в дошкольном возрасте. По этой причине на сегодняшний день существует большое количество методик по всестороннему развитию личности в данный период. В качестве основной деятельности для развития личности дошкольника используется игровая деятельность, где ребенок может отразить и переработать свои знания, навыки, умения, впечатления, эмоции. На данный момент внимание ученых акцентировано на возможности удовлетворить имеющиеся у ребенка потребности при помощи игры. Игра положительно отражается на психологическом развитии дошкольника. С ее помощью развивается воображение, творческое мышление, вариативность мышления, происходит социально-коммуникативное развитие. Необходимо отметить, что социально-коммуникативное развитие влияет на процесс общения ребенка со взрослыми людьми, на формирование у него самостоятельности, целеустремленности, ответственности, на качество общения со сверстниками. Также социально-коммуникативное развитие воспитывает у дошкольника чувство принадлежности к детскому и взрослому обществу.
На сегодняшний день существует большое количество педагогических методик и технологий, направленных на формирование коммуникативных умений дошкольников 5-6 лет. Наиболее эффективной выступает - театрализованная деятельность. При организации театрализованной деятельности в игровой форме происходят количественные и качественные изменения. В процессе театрализованной игры активизируется диалогическая речь и ее интонационный строй, а также словарь ребенка. Необходимость понятно и ясно выражать свои мысли, формируют у ребенка произносимые реплики и реализуемая роль. Вступая во взаимоотношения, воспитанники обмениваются мнениями, обогащают друг друга полученными знаниями, устанавливают контакты. Именно поэтому театрализованная игра выступает ведущим средством формирования коммуникативных умений. Формирования коммуникативных качеств детей дошкольного возраста определены Законом «Об образовании», «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Обозначенные положения актуализирует поиск реальных источников формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Авторы инновационных программ в настоящее время считают более эффективным развитие речи у детей; подготовку его к будущему через театрализованные игры. Это обусловлено тем, что различные образы и переживания развивают духовную сущность. Эмоциональное влияние произведений театрального искусства положительно влияет на усвоение языка, формирует желание делиться своими впечатлениями, при условии развития детской фантазии, способности сопереживать происходящему, раскрепощения ребенка, уверенности в себе, в своих силах.
Решением проблемы формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет является использование театрализованных игр.
Такие авторы как Л.В. Артемова, О.А. Арышева, И.И. Белоусова, И.А. Зимина, С.А. Козлова, Е.А. Прахова, исследовали проблему влияния театрализованной игры как важной части жизни дошкольника. В трудах А.Е. Антипиной, Т.Ю. Белкиной, М.А. Васильевой, М.Д. Маханева, О.В. Солнцева освещены вопросы непосредственной организации театрализованных игр в дошкольных образовательных учреждениях. Т.И. Бабаева, С.С. Бычкова, О.А. Санькова, А.К. Сиротюк, А.В. Чернецкая, И.В. Янченко обращаются к проблеме формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучения проблемы формирования у детей 5-6 лет коммуникативных умений посредством театрализованной игры позволил выделить противоречие: между необходимостью формирования у детей 5-6 лет коммуникативных умений и недостаточным использованием потенциала театрализованной игры в данном процессе.
На основании выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы потенциальные возможности театрализованной игры в формировании у детей 5-6 лет коммуникативных умений?
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет коммуникативных умений в процессе театрализованной игры.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет коммуникативных умений.
Предмет исследования: театрализованные игры как средство формирования у детей 5-6 лет коммуникативных умений.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет коммуникативных умений в процессе театрализованной игры возможно, если:
- разработан и включен комплекс театрализованных игр в совместную деятельность педагогов и дошкольников в основных режимных моментах дошкольного учреждения;
- обогащена предметно-развивающая среда атрибутами для организации театрализованных игр;
- привлечь родителей к развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет коммуникативных умений в процессе театрализованной игры.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет коммуникативных умений.
3. Разработать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет коммуникативных умений в процессе театрализованной игры.
4. Определить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет коммуникативных умений.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- практические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы;
- качественный и количественный анализ полученных данных.
Методологическая основа:
- теоретические положения о специфике коммуникативных умений детей (JI.C. Выготский, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Н.И. Левшина, И.Н. Курочкина, М.И. Лисина, А.В. Мудрик);
- концептуальные подход к определению содержания коммуникативных умений детей дошкольного возраста (О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, И.В. Груздова, С.А. Козлова);
- концептуальные подходы о роли театрализованной игры в формировании у детей дошкольного возраста коммуникативных умений детей 5-6 лет (Н.В. Ершова, А.В. Аскерова, Т.А. Новикова, И.Е. Киселева, А.В. Лысенко, М.Ю. Башаева, И.И. Лосева).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей формирования у детей 5-6 лет коммуникативных умений в процессе театрализованной игры.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы показатели и уровни сформированности у детей 5-6 лет коммуникативных умений в процессе театрализованной игры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций для решения задач, связанных с формированием у детей 5-6 лет коммуникативных умений в процессе театрализованной игры.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ МО «Детский сад № 11 «Ёлочка» г. Нягани, дети 5-6 лет в количестве 24 человека.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 источника), 2 приложений. Текст работы иллюстрируют 12 рисунков и 11 таблиц.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы изучили и проанализировали педагогическую, психологическую и методическую литературу по выдвинутой проблеме исследования. За методологическую основу были взяты работы следующих выдающихся педагогов, работающих в данном направлении: М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, В.А. Петровского, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Шулешко, Т.А. Репиной.
Проработав специальную литературу, мы выявили, что:
Коммуникация - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность деятельности, развития, образования. Проблема формирования коммуникативных умений приобретает особую актуальность в дошкольном возрасте - периоде развития ребенка, его психики, возможностей эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Коммуникативные умения являются осознанными коммуникативными действиями детей. Это проявляется в способности дошкольников строить общение в соответствии с задачами, адекватно коммуникативной ситуации и партнерам, анализировать и оценивать коммуникативные контакты со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные умения основаны на теоретических знаниях и практической подготовленности, которые включают в себя целенаправленную работу по созданию мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений.
По мнению ученых Л.С. Выготского, Л.Р. Болотиной, Л.В. Боровиковой, С.С Бычковой, С.В. Кахнович и др. наиболее благоприятные условия для формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста создаются в условиях ведущего вида деятельности - игровой».
«По утверждению педагогов и психологов игра является ведущим видом деятельности дошкольника и определяет развитие всех сторон личности ребенка. Именно в игровой деятельности педагог может преподнести новую информацию в наиболее доступном для ребенка виде. В играх ребенок применяет полученные знания и умения. Но для принятия ребенком предлагаемых умений, игры должны быть интересны и желанны ребенку, от этого зависит развитие умений дошкольников» [42].
В основу театрализованной деятельности заложена совместная деятельность ребенка и взрослого, умение договариваться, а также выполнять групповые задания. Детей нельзя научить общаться при отсутствии взаимодействия, речи и пр. Ребёнка необходимо научить отвечать на вопросы, задаваемые взрослым, задавать их, высказывать свое мнение, налаживать взаимодействие, устанавливать доверительные, эмоционально положительные, личностные контакты с окружающими, правильно спорить, оказывать поддержку разговору.
По окончании театрализации дети обсуждают то, какие детали понравились, что им запомнилось, роли каких героев хотелось бы исполнить повторно. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели.
Обилие информации, пластичность материала, широкий спектр моделей человеческих взаимодействий, близость к проблемам детей дошкольников 5-6 лет позволяет говорить о важности использования театрализации при формировании коммуникативных умений. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте театрализованная игра является эффективным методом развития коммуникативных умений.
Таким образом, в процессе участия ребенка в театрализованной игре, происходит формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Для исследования уровня сформированности коммуникативных умений у детей 5-6 лет нами использовались специально подобранные методики.
Экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ МО «Детский сад № 11 «Ёлочка» г. Нягани. В работе принимали участие дети 5-6 лет в количестве 24 человека. В исследовании приняли участие дети двух старших групп в возрасте 5-6 лет в количестве 24 человек. Дошкольники, участвовали в проведении констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. На начальном этапе у детей старшего дошкольного возраста возникали проблемы в общении со сверстниками, большая часть детей не учитывала эмоциональное состояние партнера по коммуникации.
Для решения проблемы, был разработан комплекс игр, направленных на формирование коммуникативных умений детей 5-6 лет. Результаты проведенного исследования стали основой для организации работы по формированию коммуникативных умений у детей 5-6 лет посредством театрализованных игр. У детей контрольной и экспериментальной группы преобладает низкий и средний уровень коммуникативных умений. Это говорит о том, что 8 человек - 66% из экспериментальной группы, и 9 человек - 74% из контрольной группы не часто проявляют самостоятельность в общении, свободно контактируют со взрослыми, но испытывают затруднение в установлении коммуникативного контакта со сверстниками. После того, как мы внедрили разработанный нами комплекс игр на формирование коммуникативных умений, и провели контрольную диагностику, мы увидели, что дети стали общительнее и инициативнее в коммуникации, в диалогической речи дети научились пользоваться короткой или развернутой формой высказывания.
Таким образом, мы выявили, обосновали и опытно-практическим путем исследовали влияние театрализованных игр на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. По итогам проведения нашего исследования можно отметить, что выдвинутая нами гипотеза оказалась достоверной. Проделанной нами работы недостаточно для решения проблемы формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет, поэтому ее необходимо продолжить.
1. Башаева М. Ю. Волшебный мир сказок: профилактическая психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников / Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада», ДС № 206 «Сударушка» г.о. Тольятти. Ульяновск, 2018. 71 с.
2. Воронич Е. А. Развитие коммуникативных умений старших
дошкольников в группах различной направленности: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Место защиты: Ленингр. гос. ун-т им.
А.С. Пушкина. СПб. 2017. 278 с.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Вопросы психологии. № 6. 2016. С.34-35.
4. Генинг А. С. Формирования у детей интереса к русскому фольклору / Образования. 2017. №1. С. 20-22.
5. Головина Б. Г. Танцевально-игровое творчество дошкольников. URL:
http: //detstvogid.ru/tantsevalno-igrovoe-tvorchestvo-doshk/.html (дата
обращения: 15.02.2020).
6. Горшкова Е. В. Развитие выразительных движений у дошкольников : учебное пособие. М. : Author's club, 2018. 365 с.
7. Ельцова О. М. Воспитание духовности через приобщение к русской народной культуре: учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс, 2012. 336 с.
8. Еманова С. В. Дополнительное образование в детском саду : учебное пособие. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганский государственный университет». К. : Курганский гос. университет, 2018. 120 с.
9. Ершова Н. В. Становление речи как средства общения. Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет. СПб. : Детство-пресс, 2018. 23 с.
10. Калямова Л. Р. Особенности формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет // Наука и образование : новое время. 2015 №6 С. 264-267.
11. Киселева И. Е. Педагогические условия развития интереса к театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в театральной студии в ДОО : монография / Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики. Ульяновск : Зебра, 2018. 69 с.
12. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие : для программы среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образован е». 16-е изд., стер. М. : Академия, 2019. 431 с.
13. Кочеков В. Ф. Театрализация на основе элементарного музицировали : методическое пособие. Челябинск : Цицеро, 2018. 50 с.
14. Куликова О. Л. Формирование коммуникативных умений у детей 5¬7 лет в музыкально-игровой деятельности / дис. канд. пед. наук : Ярославль, 2013. 235 с.
15. Курочкина И. Н. Некоторые аспекты социализации личности ребенка дошкольного возраста в современных культурно-исторических условиях : монография. М. : Школьная книга, 2018. 64 с.
16. Левшина Н. И. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Детский сад : теория и практика. 2014. № 6 (42). С. 94-103.
17. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М. : Московский психолого-социальный институт, 2015. 384 с.
18. Лосева И. И. Проектирование и методическое сопровождение
социально-коммуникативного развития детей: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. Ульяновск : Зебра, 2017. 67 с.
19. Макалева О. М. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста : учеб. для студ. учреждений высш. проф. Образования. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Академия, 2017. 186 с.
20. Марцинковская Л. М. Развивающие занятия с детьми // Наука. 2016. №1. С. 111-114.
21. Матвеева А. К. Методика развития речи и обучения грамоте дошкольников. Элементный состав. М. : ЗАО Информ, 2015. 114 с.
22. Мещерякова С. Ю. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. М. : Просвещение, 2015. С. 16-17.
23. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика : теория воспитания : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ю. В. Микляева. 3-е изд., стер. М. : Академия, 2015. 205 с.
24. Минеева Ю. В. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №7. С. 35-37.
25. Мириманова М. С. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста : учебник : для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование» / 2-е изд., стер. М. : Академия, 2019. 248 с.
26. Монина Н. П. История и теория праздничной культуры : учебно¬
методическое пособие. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский
государственный университет им. Ф. М. Достоевского». Омск : Издательство Омского государственного университета, 2019. 80 с.
27. Можгова Е. И. Театрализованные игровые занятия для детей от 5 лет. СПб. : Детство-Пресс, 2019. 116 с.
28. Новикова Т. А. Дошкольное воспитание // Театрализованная деятельность как условие социализации дошкольника. Братск, 2014. №11. С.27-29.
29. Олейникова О. П. Театр в детском саду: Детство и общество. 2017. №1. С. 125-127.
30. Пономарева Т. А. Игровая технология в формировании коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения : Учебно-методическое пособие. Министерство образования и науки РФ, Министерство спорта РФ, Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ «Уральский государственный университет физической культуры». Стерлитамак : СИФУ, 2018. 116 с.
31. Рылеева А. С. Социально-личностное развитие и самоопределение дошкольников (в схемах и таблицах). Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганский государственный университет». Курган : Курганский государственный ун-т. 2018. 106 с.
32. Рябкова И. А. Ролевое замещение в игре дошкольников в условиях разной предметной среды : автореферат дис. кандидата психологических наук : 19.00.13 / Место защиты : Психол. ин-т РАО. М. 2019. 28 с.
33. Смирнова Е. О. Дети с трудностями в общении : агрессивность, обидчивость, застенчивость, демонстративность. 2-е изд. М. : Русское слово, 2020. 157 с.
34. Степанова Н. А. Содержательные компоненты коммуникативной компетентности педагогов в аспекте преемственности в период детства // Мир детства и образование : сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ, 2014. С. 246-249.
35. Устьянцева Э. А. Театрализованная деятельность как средство
развития коммуникативных умений дошкольника: электронный //
Международный студенческий научный вестник, 2017. № 4. URL:
http://eduherald.ru/ru/article/view7idM7406 (дата обращения: 17.02.2020).
36. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ): электронный // С изменениями от 05.05.2014. URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158523/ (дата обращения: 29.02.2020).
37. Ханова Т. Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве // Вестник Мининского университета. 2016. № 3(16). С. 22-25.
38. Чернокова Т. Е. Формирование коммуникативных умений у детей
5-6 лет посредством игр-драматизаций: электронный. СДО. 2016. №8(70). URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-
sposobnostey-u-detey-5-6-let-posredstvom-igr-dramatizatsiy (дата обращения: 15.02.2020).
39. Шашенкова Е. А. Методическое обеспечение образовательного процесса в дошкольных организациях : учебник. М. : Академия, 2019. 270 с.
40. Шереметьева Е. В. От рождения до первой фразы : тернистый путь общения : монография / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». Челябинск : ЮУр ГГПУ, 2019. 281 с.
41. Шубина И. Б. Драматургия и режиссура зрелищных форм. Соучастие в зрелище, или Игра в миф : учебно-методическое пособие. СПб. : Лань : Планета музыки, cop. 2019. 238 с.
42. Яковлева А. А. Развитие коммуникативных умений у детей 5-6 лет в играх-драматизациях: электронный // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по мат. LXXVI междунар. студ. науч.- практ. конф. № 4(76). URL: https ://sibac.info/archive/guman/4(76).pdf (дата обращения: 17.02.2020).
43. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Под общей редакцией В. И. Яшиной. 8-е изд., М. : Академия, 2018. 445 с.