Введение 3
Глава 1 Анализ научно - методической литературы по теме исследования 7
1.1 Анатомо-физиологическая характеристика юношей 16-17 лет 7
1.2 Сила - как физическое качество и особенности его развития в старшем школьном возрасте 12
1.3 Факторы, влияющие на развитие силы 17
1.4 Научное обоснование развития силовых способностей в фитнесе 20
1.5 Особенности влияния занятий по фитнесу на организм юношей 26
Глава 2 Методы и организация исследования 32
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 37
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 39
3.1 Характеристика педагогического эксперимента 39
3.2 Исследование уровня развития силовых качеств у юношей 16-17 лет в начале эксперимента 49
3.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования 52
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Актуальность исследования. Кикбоксинг, на сегодняшний день, один из самых популярных видов единоборств в молодежной среде. Требования, предъявляемые к физической подготовке юных спортсменов - высоки. Совершенствование силовых качеств и физической подготовки является приоритетной задачей в данном виде единоборств [16, 33, 52].
Результаты исследований показали значительный прирост силовых способностей у юношей, занимающихся фитнесом [39, 53, 55]. Кроме того, занятия фитнесом являются простым и доступным средством физической подготовки. Тренировки способствуют: увеличению мышечной силы, укреплению связок и суставов, формируют силовые показатели, выносливость организма, развивают волевые качества, уверенность в своих силах, повышают общую работоспособность всего организма.
Таким образом, правильно подобранные и организованные занятия по фитнесу могут стать тем средством, которое улучшит силовые способности юношей, занимающихся кикбоксингом и повысит их интерес к здоровому образу жизни и физической культуре.
На основании выше сказанного, актуальным является необходимость разработки новых тренировочных фитнес-программ, способствующих повышению силовых показателей и адаптированных для юношеского организма.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юношей-кикбоксеров в возрасте 16-17 лет, занимающихся фитнесом.
Предмет исследования: фитнес-программа, направленная на развитие силовых способностей у юношей 16-17 лет, занимающихся кикбоксингом.
Цель исследования: изучение влияния фитнеса на развитие силовых способностей у юношей 16-17 лет, занимающихся кикбоксингом.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение разработанной нами тренировочной фитнес-программы, позволит повысить уровень развития силовых способностей, расширит представление юношей- кикбоксеров 16-17 лет о дополнительных возможностях других систем физической подготовки.
Задачи:
1. Определить уровень силовых способностей у юношей 16-17 лет, занимающихся кикбоксингом.
2. Разработать и апробировать тренировочную программу по фитнесу, направленную на развитие силовых способностей у юношей 16-17 лет, занимающихся кикбоксингом.
3. Экспериментально доказать эффективность разработанной тренировочной программы по фитнесу, направленной на развитие силовых способностей у юношей 16-17 лет, занимающихся кикбоксингом.
Методы исследования определялись в соответствие с целью и задачами работы: анализ научно-методических литературных источников, организация опытно-экспериментальной работы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• научно-теоретические основы оздоровительного фитнеса (О.В. Криживецкая 2018, Т.Б. Кукоба 2020, Н.Н. Грудницкая 2019 и др.);
• основные концепции физического развития силовых способностей (В.В. Брянцев 2017, Ж.К. Холодов 2013, Д.Н. Черногоров 2013 и др.).
Опытно-экспериментальная база исследования. Тренировочный процесс осуществлялся на базе спортивного зала "Арсенал" г.о. Тольятти. Всего в эксперименте участвовало 30 подростков. Были сформированы две группы юношей: контрольная и экспериментальная, по 15 человек в каждой.
На первом этапе (сентябрь 2020 - январь 2021 г.) анализировалась и обобщалась научно-методическая литература по проблеме исследования.
Определялись задачи исследования. Проводился подбор тестов для определения уровня развития силовых способностей у юношей 16-17 лет.
Второй этап (февраль 2021-декабрь 2021 г.) включал в себя основной педагогический эксперимент. Всего в эксперименте участвовало 30 подростков. Тестирование проводилось дважды, в феврале и декабре 2021 года. Юноши обеих групп были примерно равны по показателям физического состояния. В указанный промежуток времени экспериментальная группа занималась по специально разработанной тренировочной фитнес-программе три раза в неделю по 60 мин. В контрольной группе занятия проводились по стандартной фитнес-программе. Все данные второго этапа эксперимента фиксировались в протоколах.
Третий этап исследования (январь 2022 - апрель 2022 г.) заключался в обработке статистических данных, полученных в ходе педагогического эксперимента, были сделаны ключевые выводы, а также разработаны практические рекомендации по теме исследования. Все полученные материалы были представлены в виде выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Научная новизна исследования заключается в выявленной эффективности разработанной тренировочной программе по фитнесу для повышения уровня силовых способностей у юношей 16-17 лет, занимающихся кикбоксингом в соответствии с современными требованиями; обоснованы наиболее информативные показатели.
Теоретическая значимость заключается в том, что исследование способствует решению научной проблемы, играющей важную роль для фитнеса и осуществляющей изыскание действенных способов формирования силовых качеств у юношей 16-17 лет.
Практическая значимость исследования раскрывается в изучении динамики силовых способностей и физической подготовленности юношей- кикбоксеров 16-17 лет, занимающихся фитнесом. Предложен новаторский подход, который дает возможность вносить изменения в учебно-тренировочный процесс.
Достоверность полученных результатов подтверждается научной обоснованностью основных положений теории, адекватностью применяемых методов, целью, предметом и задачами исследования, непосредственным участием автора в эксперименте по решению исследовательских задач; применением и проверке результатов исследований на практике в спортивном учреждении; собранными положительными результатами эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования достигались посредством участия автора в научно-практических конференциях с результатами его работы, а также на кафедре физического воспитания Тольяттинского государственного университета.
Положения, выносимые на защиту:
• совершенствование силовых способностей и физической подготовленности юношей 16-17 лет, занимающихся кикбоксингом, требует разработки тренировочных программ по фитнесу, благоприятно влияющих на их физическое развитие;
• разработанная тренировочная программа по фитнесу способствует улучшению показателей силовых способностей у юношей 16-17 лет, занимающихся кикбоксингом.
Программа апробирована в процессе проведения занятий по фитнесу с юношами 16-17 лет. Вклад автора в проведении исследований составил 80%.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы из 58 наименований, 5 из них иностранных. В работе представлено 11 рисунков и 13 таблиц. Основной текст работы изложен на 73 страницах.
По данной теме исследования нами была изучена доступная литература, а также отобраны наиболее информативные методы исследования. Регулярные занятия фитнесом «несут» пользу для здоровья, они оказывают оздоровительное воздействие на организм молодежи и лучшим образом подходят для развития и совершенствования силовых способностей у юношей-кибоксеров в возрасте 16-17 лет.
Нами была разработана и апробирована тренировочная программа по фитнесу для юношей-кикбоксеров 16-17 лет. Занятия проводились три раза в неделю по 60 минут. Особенностью нашей программы было то, что в основную часть занятий были включены кардио- и силовые упражнения, направленные на развитие выносливости и силовых способностей юношей. Всего было проведено 108 занятий по разработанной тренировочной фитнес- программе.
По результатам контрольного тестирования нами было установлено, что по показателям развития силовых способностей экспериментальная и контрольная группы были примерно одинакового уровня.
За период исследования произошли изменения, как в контрольной группе, так и в экспериментальной группе.
В экспериментальной группе за период эксперимента результаты по всем контрольным тестам имеют достоверные изменения. Прирост в тестах: «Приседание на одной ноге «пистолет»» (46,8%), «Подтягивание на перекладине» (30,5%), «Вис на перекладине на согнутых руках» (9,96%). В контрольной группе изменились показатели подготовленности по «Прыжку в длину с места», до эксперимента они составляли 207,8 см, а по окончанию 209 см. Прирост этой группы (0,57%). Также удалось вычислить, что по тесту «Бросок набивного мяча» прирост у контрольной группы составил 14,27 см (4,03%).
Регулярные занятия фитнесом, преимущественно кардио- и силовой направленности, способствуют развитию силовых способностей учащихся.
В научных работах доказано, что под влиянием систематического использования упражнений силовой направленности у учащихся улучшается состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также опорно-двигательного аппарата [49,52].
Предлагаемая нами программа существенно расширит представление юношей-кикбоксеров 16-17 лет о дополнительных возможностях других систем физической подготовки.
В данной работе мы рассмотрели: особенности развития силовых способностей у школьников; основные факторы, влияющие на их развитие; описали методы силовой подготовки; дали морфофункциональную характеристику развития юношей 16-17 лет; предложили тренировочную программу по фитнесу, которую можно использовать для развития силовых способностей у юношей-кикбоксеров.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физической культуры [Текст] : учеб.пособие / Б.А. Ашмарин. М. : Просвещение, 1990. 136 с.
2. Брянцев В.В. Методика развития силовых способностей у студентов в рамках элективного курса по ОФП: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. М. : РУТ (МИИТ), 2017. 42 с.
3. Вайцеховский С.М. Книга тренера [Текст] / С.М. Вайцеховский. М. : Физкультура и спорт, 1979. 312. с.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте [Текст] / Ю.В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 2012. 215 с.
5. Власова И.А. Оздоровительный фитнес: учеб. пособие / И. А. Власова, О.А. Иваненко, Челяб. гос. ин-т культуры. Челябинск : ЧГИК, 2017. 157с.
6. Волкова А.А. Психология и педагогика для студентов вузов [Текст] / Волкова А. А., Димитрова. Ростов н/Д. : Феникс, 2005. 249 с.
7. Головин В.А., Масляков В.А., Коробков А.В. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. Головина В.А., Маслякова В.А., Коробкова А.В. и др. М. : Высш. Школа, 1983. 391 с.
8. Грудницкая Н.Н., Смышнов К.М., Мазакова Т.В. Оздоровительный фитнес: учебное пособие (курс лекций). - 3-е изд., перераб. и дополн. Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2019. 139с.
9. Дворкин Л.С. Опыт базовой силовой подготовки школьников 12-14 лет различной силовой специализации [Текст] / Л.С. Дворкин, С.Ф. Евтушенко, А.А. Хабаров / Физкультура и спорт. - 2000. - № 1. - С. 34-38.
10. Дворкин Л.С. Методика силовой подготовки школьников 13-15 лет с учетом их соматической зрелости [Текст] / Л.С. Дворкин, С.Ф. Евтушенко, А.А. Хабаров / Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 3. - С. 34-35.
11. Дорохов Р.Н. Силовая подготовка школьников [Текст] / Р.Н. Дорохов, А.Н. Хорунжий; под общ. ред. Р.Н. Дорохова. Смоленск, 2009. 186 с.
12. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций) УдГУ Ижевск, 2010. 196 с.
13. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М. : Издательский центр Академия, 2013. 64 с.
14. Железняк Ю.Д. Методика обучения физической культуре [Текст]: учеб.для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подготовки «Пед. образование» профиль «Физ. культура» / Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина ; под ред. Ю.Д. Железняка. - М. : Академия, 2013. 256 с.
15. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. [Текст] / В.М. Зациорский. - М., Физкультура и спорт, 2010. 212 с.
...