Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экспериментальное обоснование влияния здоровьесберегающих технологий на воспитание силы юношей, занимающихся тяжёлой атлетикой

Работа №112217

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура в избранном виде спорта

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы воспитания силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой 9
1.1 Сила как физическое качество 9
1.2 Особенности анатомо-физиологического развития юношей 15
1.3 Особенности воспитания силы в тяжелой атлетике 19
Глава 2 Методы и организация исследования 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 33
Глава 3 Результаты и их обсуждение 38
3.1 Внедрение здоровьесберегающих технологий 38
3.2 Обоснование эффективности опытно-экспериментальной работы 48
Заключение 65
Список используемой литературы 71
Приложение А Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой 75

Актуальность исследования. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет развитие физической культуры, оздоровление нации и формирование здорового образа жизни населения как актуальную составную часть политики России.
Направленность данного положения обусловлена тем фактом, что в современных условиях развития общества наблюдается резкое снижение состояние здоровья населения и сокращение продолжительности жизни, в связи с чем достаточно остро встает проблема пропаганды здорового образа жизни и привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой [32].
Кроме того, здоровье и здоровый образ жизни молодежи - «качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, способность к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой деятельности» [3].
Поэтому приоритетной задачей современного общества должно стать сохранение здоровья молодежи, поскольку данная социальная группа - это не только настоящее, но и будущее общества.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является приоритетным направлением не только для системы образования, но и государственной политики.
Вопросы о здоровье и здоровом образе жизни в настоящее время включены в федеральный компонент государственного образовательного стандарта и примерные программы общего образования.
Одной из важных составляющих работы по формированию здорового образа жизни является соответствующая воспитательная деятельность с обучающимися, организация социально - значимого досуга, создание необходимых условий для занятий физической культурой и спортом, и здесь очень важна роль системы дополнительного образования детей.
Здоровьесберегающая направленность учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования по тяжелой атлетике должна реализовываться с учётом биологического возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня их здоровья.
Однако, согласно современным исследованиям, здоровье молодежи имеет тенденцию к ухудшению.
Так, Е.А. Югова отмечает, ссылаясь на статистические данные, что «здоровье молодежи ухудшается, и связано это, с изменением системы общественных и личностных ценностей» [31].
Зиновьев Н.А. отмечает, что, «состояние здоровья современной молодежи является угрожающим, уровень соблюдения ею ЗОЖ - низким, что является следствием множества факторов» [7].
В качестве основных причин возникновения хронических заболеваний Бабина В.С. называет: «хронический дефицит двигательной активности, психоэмоциональное напряжение, нерегулярное питание, нежелание и неумение вести здоровый образ жизни, нехватка времени для поддержания своего физического здоровья» [2].
Физическая культура и спорт, являясь субъективными аспектами качества жизни, являются важнейшей составной частью здорового образа жизни не только отдельно каждого человека, но и общества в целом. Правильные, систематические занятия физической культурой и спортом с учетом возраста и состояния здоровья без сомнения приносят пользу для занимающихся, способствуя, прежде всего развитию основных физических качеств и повышению функциональных возможностей организма.
Одним из важнейших физических качеств является сила. Кроме этого, развитие силы и силовых способностей у юношей имеет большое прикладное значение в повседневной жизни. Именно это и определяет актуальность данной темы.
В настоящее время в теории и практике физической культуры и спорта уже достаточно глубоко раскрыт вопрос о средствах и методах воспитания силы юношей. Многие авторы отдают предпочтение упражнениям с использованием различных тренажеров, снарядов и отягощений, считая, что они положительно влияют на динамику развития силовых способностей у юношей.
На основе анализа литературы и практического опыта было выявлено противоречие между существующим вниманием к проблеме воспитания силы и недостаточным исследованием влияния здоровьесберегающих технологий на воспитание силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой.
Актуальность и выявленные противоречия обусловили научную проблему исследования, которая заключалась в экспериментальном обосновании влияния здоровьесберегающих технологий на воспитание силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юношей, занимающихся тяжелой атлетикой.
Предмет исследования: влияние здоровьесберегающих технологий на воспитание силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой.
Цель исследования: экспериментально обосновать влияние здоровьесберегающих технологий на воспитание силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой.
Гипотеза исследования: использование в учебно-тренировочном процессе здоровьесберегающих технологий способны оказать влияние на воспитание силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой.
Задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2) Разработать и апробировать программу с использованием здоровьесберегающих технологий, направленную на воспитание силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой.
3) Экспериментально обосновать влияние здоровьесберегающих технологий на воспитание силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды отечественных и зарубежных учёных в области физиологии, физической культуры и спорта.
Теоретическую основу исследования составили:
• теория и методика физической культуры, авторы В.М. Зациорский, Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов;
• идеи о взаимосвязанности физической активности и здоровья молодежи, авторы Н.И. Волков, Ю.Д. Железняк, А.Г. Сухарев;
• исследования о влиянии физической культуры на здоровье и здоровый образ жизни, авторы Н.А. Агаджанян, И.В. Радыш, В.Г. Бауэр, Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич;
• теория и практика занятий с отягощениями, авторы И.В. Бельский, Ю.В. Верхошанский, Г.П. Виноградов, А.Н. Воробьев, Л.С. Дворкин, В.Н. Селуянов, Э.Хоули, Д. Френкс.
Методы исследования:
1) Анализ литературных источников по теме исследования.
2) Оценка уровня здоровья.
3) Тестирование физической подготовленности.
4) Оценка силовых способностей.
5) Педагогический эксперимент.
6) Педагогическое наблюдение.
7) Методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования: -МБУ СШОР №13.
В исследовании приняло участие 20 юношей, занимающихся тяжелой атлетикой, в возрасте 16-18 лет, все юноши были распределены на 2 группы - контрольную и экспериментальную, по 10 человек в каждой. До эксперимента все юноши прошли медицинский осмотр и не имели противопоказаний к учебно-тренировочным занятиям.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) Разработана и апробирована программа с использованием здоровьесберегающих технологий, направленная на воспитание силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой.
2) Экспериментально обосновано влияние здоровьесберегающих технологий на воспитание силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обосновании эффективности влияния здоровьесберегающих технологий на воспитание силы юношей, занимающихся тяжёлой атлетикой.
Практическая значимость исследования. Разработанная экспериментальная программа с использованием здоровьесберегающих технологий, направленная на воспитание силы юношей, занимающихся тяжёлой атлетикой, может использоваться в системе дополнительного образования по физической культуре.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается четкой определенностью исходных методологических позиций; применением системы методов, адекватных предмету исследования; комплексным анализом изучаемых процессов и явлений; непротиворечивостью выводов и оценок полученных результатов.
Личное участие автора состоит в следующем:
• исследованы теоретико-методические основы воспитания силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой;
• сформулированы методы и организация исследования;
• разработана и апробирована программа с использованием здоровьесберегающих технологий, направленная на воспитание силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой;
• экспериментально обосновано влияние здоровьесберегающих технологий на воспитание силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой.
Апробация и внедрение результатов работы производились на протяжении всего педагогического исследования и были представлены: на отчетных конференциях по научно-исследовательским работам, Межвузовской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и методики физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры» (2020-21 г.) и публикациях в журналах.
На защиту выносятся:
1) Экспериментальная программа с использованием здоровьесберегающих технологий, направленная на воспитание силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой.
2) Определение эффективности использования данной программы для воспитания силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и содержит 10 рисунков, 8 таблиц. Основной текст работы представлен на 72 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении представим основные выводы и результаты исследования:
1) Исследованы теоретико-методические основы воспитания силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой. Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет напряжения мышц. Помимо того, что «силовая подготовка является одним из ключевых видов подготовки в различных видах спорта с активной двигательной деятельностью, она еще и служит средством общеразвивающей и оздоровительной тренировки. Повышение показателя абсолютной силы, экономизация работы мышц, увеличение мышечной массы, уменьшение жировой прослойки, задержка возрастных изменений в мышцах и потеря мышечной массы, улучшение кровообращения, увеличение плотности костной ткани, улучшение подвижности в суставах и эластичности связочного аппарата, осуществление профилактики травматизма, сохранение естественных изгибов позвоночника, задержка дегенерации межпозвоночных дисков, повышение лабильности и возбудимости нервной системы, совершенствование регуляции мышечного напряжения - основные результаты воздействия тренировок с отягощениями» [11]. Принято различать абсолютную и относительную силу мышц. Тяжелая атлетика - циклический, скоростно-силовой вид спорта, входящий в программу олимпийских игр. Силовая подготовка учащихся во внеурочное время осуществляется, как правило, в постоянно работающих секциях, руководимых преподавателем. Тренировки проводятся на протяжении учебного года. Занятия организуются в форме уроков и проводятся 2-3 раза в неделю по 1,5 часа. Одновременно на тренировке занимается группа из 25 — 30 учащихся. Силовые упражнения выполняются как круговым, так и обычным методами. Для занятий следует отвести специальное помещение, в котором обязательно должны быть стойки для приседаний, скамейки для выполнения упражнений в положении лежа, гимнастическая стенка, перекладина, небольшие брусья, гимнастический конь и козел. Инвентарь включает разнообразные снаряды: не менее трех штанг любой конструкции или самодельных, несколько пар 16, 24 и 32 килограммовых гирь, набор гантелей разборных и литых разного веса. Большую часть оборудования и инвентаря можно изготовить самостоятельно в мастерских училища или на базовом предприятии. Тренировочные занятия проводятся на протяжении учебного года с сентября по июнь - 9 месяцев. Теоретические сведения по вопросам силовой подготовки рекомендуется излагать в краткой, простой и доступной форме, используя материалы данного пособия. Обязательное условие занятий тяжелой гимнастики - активное использование средств, обеспечивающих всестороннее физическое развитие учащихся. На общую физическую подготовку целесообразно отводить 40 -50 % времени. На специальную силовую подготовку необходимо отводить 50 - 60 % времени и использовать его для занятий непосредственно силовыми упражнениями. В секционных занятиях должна обеспечиваться преемственность с силовой подготовкой, проводимой на уроках физического воспитания. Это выражается в том, что на секционных занятиях необходимо в первую очередь обеспечить разностороннюю общую силовую подготовку учащихся. Учащиеся обязательно должны совершенствоваться в тех же упражнениях, развивающих все крупные мышечные группы, которые выполняются на уроках, дополняя их упражнениями, развивающими отдельные мышцы или локальные мышечные группы.
2) Разработана программа по внедрению здоровьесберегающих технологий в рамках учебно-образовательного процесса. Здоровьесберегающая направленность учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования по тяжелой атлетике должна реализовываться с учётом биологического возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня их здоровья. Цель внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий обучения в МБУ СШОР №13 «Волгарь» - обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Участники обеих групп занимались по стандартной программе спортивной школы, но в заключительной части занятия с участниками экспериментальной группы дополнительно проводили дыхательную гимнастику по методике Стрельниковой. Во время выполнения дыхательной гимнастики организм насыщается кислородом, а из-за сосредоточения на упражнениях меняется работа эндокринной системы.
В кровь начинают поступать гормоны удовольствия (эндорфины), которые способствуют расслаблению мышц и помогают быстро восстановить способность к построению сложных логических конструкций. Также участники ЭГ особое внимание должны были уделять восстановительной работе. Важнейшим средством восстановления после тренировочных нагрузок для участников ЭГ являлось обеспечение рационального режима дня, создание необходимых гигиенических условий во время тренировочных занятий и бытовых удобств во время отдыха. В качестве активных средств восстановления применялись упражнения, проводимые на открытом воздухе и в зале, с оптимальным чередованием нагрузок и отдыха. Дополнительные средства восстановления: водные процедуры (душ, теплая ванна, гидромассаж, парная, суховоздушная баня); спортивный массаж; медико-биологические средства (витамины, рациональное питание, восстановительные напитки, коктейли, фармакологические и растительные средства). Кроме того, все участники экспериментальной группы 1 раз в неделю, по пятницам после тренировок посещали русскую баню с веником и аромамаслами. Баня — это эффективное средство восстановления после тяжёлых физических нагрузок, что обусловлено влиянием температуры на организм человека. Тяжёлые физические нагрузки вызывают накопление молочной кислоты в организме. Как и любая кислота, находясь в мышцах, она причиняет физическую боль, мешает мышцам восстановиться, поэтому от нее нужно избавляться. Во время парения молочная кислота выводится из организма максимально быстро, и когда она покидает тело, мышцы опять чувствуют себя хорошо, расслаблено, можно выполнять работу дальше. Полученные результаты исследования в экспериментальной группе показали эффективность разработанной нами программы. На основании полученных данных можно сделать вывод, что разработанная программа по внедрению здоровьесберегающих технологий, направленная на воспитание силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой может быть использована в практической деятельности в системе дополнительного образования.
3) Проведена оценка эффективности опытно-экспериментальной работы. Полученные результаты исследования в экспериментальной группе показали эффективность разработанной нами программы. При повторной экспресс-оценке уровня здоровья было отмечено улучшение его как среди юношей КГ, так и среди юношей ЭГ. При этом улучшение среди участников ЭГ было более явным - но результатам повторно оценки юношам ЭГ был присвоен высокий уровень здоровья, в то время как у участников КГ он остался на уровне выше среднего. Была выявлена тенденция к улучшению всех показателей физической подготовленности у юношей КГ и ЭГ. Однако, юноши экспериментальной группы показали лучшие результаты. На основании полученных данных можно сделать вывод: в результате исследования установлено, что выполнение предложенных рекомендаций способствует улучшению физической подготовленности юношей. Была выявлена тенденция к увеличению всех показателей развития силы в экспериментальной и контрольных группах у юношей, занимающихся тяжелой атлетикой. Однако, юноши экспериментальной группы показали лучшие результаты.
Таким образом, в рамках исследования была разработана и апробирована программа с использованием здоровьесберегающих технологий, направленная на воспитание силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой.
Проведенный педагогический эксперимент наглядно продемонстрировал эффективность разработанной программы: все показатели (уровня здоровья, физической подготовленности, силовых способностей) были улучшены. Причем, у участников ЭГ прирост всех показателей был значительно выше, чем у участников КГ.
Следовательно, полученные результаты исследования в экспериментальной группе показали эффективность разработанной нами программы.
На основании полученных данных можно сделать вывод: в результате исследования установлено, что использование разработанной программы с использованием здоровьесберегающих технологий способствует не только воспитанию силы юношей, занимающихся тяжелой атлетикой, но и улучшает уровень здоровья и показателей физической подготовленности.


1. Алейникова, Т.В. Возрастная психофизиология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.В. Алейникова. - Ростов-на- Дону.: ЦВВР, 2000. - 454 с.
2. Бабина, В. С. Проблема здоровья студенческой молодежи / В. С. Бабина // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - С. 572-575.
3. Биомеханика : учебник для студентов средних и высших учебных заведений по физической культуре / В. И. Дубровский, В. Н. Федорова. - Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 669 с.
4. Блиснов, М.В. Средства и методы педагогического контроля при занятиях мужчин силовыми упражнениями с оздоровительной направленностью : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / М.В. Блиснов. - Санкт-Петербургский НИИ физ. Культуры. - Санкт-Петербург, 1997. - 16 с.
5. Верхошанский, Ю.В. Специальная силовая подготовка / Ю.В. Верхошанский // Легкая атлетика. - 2001. - № 1. - С. 29-36.
6. Дворкин, Л.С. Силовая подготовка школьников: учеб. пособие / Л.С. Дворкин, А.А. Хабаров. - Краснодар: КГАФК, 2017. - 236 с.
7. Зиновьев, Н.А. Формирование здорового образа жизни у студентов технического вуза в процессе занятий физической культурой. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н.А. Зиновьев. - Санкт-Петербург - 2018. - 27 с.
8. Иванов, В.Д. Силовая подготовка: методы, принципы, методические приемы / В.Д. Иванов, М.Е. Алексеев, Р.Ф. Гарипов // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. -№ 1 (7). - С. 277-280
9. Ильин, Е.П. Психология спорта. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 352с.
10. Лях, В.И. Физическая культура 5-11 классы: комплексная программа / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение. - 2010. - 135 с.
11. Манжелей, И. В. Методический практикум по физической культуре: учебно-методическое пособие для студентов / И.В. Манжелей, С.Н. Черняков. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2016. - 80 с.
12. Образцов, П.И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы и методика / П.И. Образцов. - Орел, 2012. - 145 с.
13. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 302 (ред. от 26.05.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
14. Попов, Г.И. Биомеханика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Физическая культура" / Г. И. Попов. -. - Москва : Академия, 2008. - 253с.
15. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 302 (ред. от 26.05.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ