Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
1.1. Понятие о координационных способностях, классификация, сенситивные периоды 7
1.2. Физиологические механизмы формирования и обеспечения координационных способностей 16
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1.Задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.3. Организация исследования 29
ГЛАВА III. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 8-9 ЛЕТ С УЧЕТОМ ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ 31
3.1. Изменение уровня развития координационных способностей юных хоккеистов 8-9 лет после эксперимента 31
3.2. Оценка отставленного эффекта развития координационных способностей хоккеистов 8-9 лет после воздействия экспериментальной программы 34
3.3. Обсуждение результатов исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Актуальность. Постоянное совершенствование технического мастерства спортсменов вовремя все возрастающей конкуренции необходимо для достижения высоких спортивных результатов. Повышение уровня координационных способностей (КС) - это наиболее перспективное направление при технической подготовке спортсменов самого высокого уровня. Повышение технического мастерства спортсменов достигается тем, что они становятся более сильными и ловкими за счет улучшения двигательной координации и стабильности исполнения технических приемов вопреки различным помехам.
Множество научных исследований посвящено значительной части этих аспектов, и они активно используются тренерами в их практической работе. Исключения составляют работы, посвященные совершенствованию координационных способностей. Что касается хоккея с шайбой, как одного из видов спорта, который сложно-координирован, то здесь необходимо создать целую систему, строго направленную на становление и формирование различных видов способности к координации. И для этого вида спорта исследования этой области очень важны.
Анализ научно-методических работ, интервьюирование тренерского состава свидетельствует об ограниченном исследовании проблемы, как и когда формируются у детей, играющих в хоккей шайбой, координационные способности, и какой возрастной период наиболее благоприятен для развития того или иного вида КС.
Снижение результата тренировочного процесса является следствием того, что у тренерского состава хоккеистов нет программ, подтвержденных научными исследованиями, которые отражают совершенствование способностей к координации, учитывая индивидуально типологические особенности.
Все эти выявленные проблемы явились причиной исследования способов систематического решения задач, которые построены на дифференцированном подходе и которые направлены на совершенствование КС юных хоккеистов.
Объектом исследования стал процесс тренировок, улучшающий основные способности к координации у ребят-хоккеистов.
Предметом исследования - программа улучшения базовых КС 8-9 летних хоккеистов, которая учитывает особенности их телосложения на начальном подготовительном этапе.
Цель исследования - проанализировать, описать и эмпирически обосновать методику повышения качества способности координации, исходя из типа телосложения мальчиков 5-9 лет, играющих в хоккей, в начальном периоде тренировок.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
1. Разработать критерии оценки уровня сформированности разных видов координационных умений как при отборе в хоккейную спортивную группу, так и на самих тренировках.
2. Изучить динамику развития КС у 8-14-летних ребят, занимающихся в секции хоккея.
3. Выявить уровень развития КС у 8-9-летних хоккеистов с учетом типа телосложения.
4. Обосновать теоретически и экспериментально программы совершенствования КС, учитывая тип телосложения 8-9-летних хоккеистов.
5. Подготовить практические рекомендации для тренеров, которые помогают совершенствовать КС у хоккеистов, учитывая их тип телосложения, в начальном периоде подготовки.
Методы исследования. Поставленные задачи решались с использованием метода анализа научной и методической литературы, оценки типа телосложения, педагогического наблюдения, а также метода тестовых процедур, методов математической статистики и педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования. Для повышения технического мастерства юных хоккеистов и эффективности их тренировок необходимо изучить степень развития основных соответствующих возрасту координационных умений у спортсменов разнотипного телосложения и на этой основе создать программу, позволяющую улучшить эти способности на начальном этапе тренировочного процесса.
Научная новизна видится в следующем:
• создана единая программа, включающая тесты и шкалу дифференцированной оценки, определяющую степень сформированности разных видов способности к координации у юных хоккеистов;
• определены закономерности роста базовых КС (реагирующей, сохранения равновесия, ориентации в пространстве, кинестетической), связанные с возрастом юных спортсменов. Определены периоды, наиболее благоприятные для улучшения основных способностей к координации;
• обоснована теоретически и эмпирически программа повышения координационных способностей у 8-9-летних спортсменов-хоккеистов с учетом типа телосложения на начальном тренировочном этапе.
Теоретическая значимость исследования видится в том, что результаты работы уточняют теоретические положения о содержании понятия координационные способности и методическое понимание того, как должна строиться система тренировок юных хоккеистов, направленная на совершенствование их координационных способностей.
Практическая значимость определяется тем, что результаты проведенных исследований могут быть использованы в практике использования комплексной программы по тестированию уровня развития способности скоординированных действий. Она предполагает дифференцированно оценивать уровень развития разных видов координации, а также направлена на совершенствование этого вида действий, играющих в хоккей мальчиков 8-9 лет, с учетом типа телосложения на начальном этапе подготовки.
В результате проведения исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. Созданная нами комплексная программа тестирования дает возможность, используя шкалы дифференцированной оценки, установить уровень сформированности различных способностей к координации движений таких, как реагирующая, ориентировочная, дифференцировочная, кинестетическая, а также способности к сохранению равновесия у детей и подростков 8-14 лет, играющих в хоккей. Это позволяет, опираясь на результаты тестирования, сделать тренировки индивидуализированными.
2. Рост степени развития координационных способностей у детей и подростков 8-14 лет, связанной с возрастными особенностями, - неравномерен, так как за временем, когда эти способности ускоренно развиваются, следует время их стабилизации или снижения. Период первого типа наблюдается у детей 8-9 летнего возраста, занимающихся хоккеем.
3. Определено, что хоккеисты 8-9 лет с различным типом телосложения имеют разную степень развития базовых КС. Более высокие результаты по степени роста способности к дифференцированию и реагированию показывают хоккеисты мышечного и дигестивного типов телосложения. У хоккеистов, принадлежащих торакальному и астеническому соматотипу, показатели уровня сформированности как ориентационной, так и тактильно-кинестетической способности выше. Проанализировав результаты тестирования, которые оценивали степень развитости способности у хоккеистов разного типа телосложения держать равновесие и с предельной частотой двигать кистью, мы достоверных различий не выявили.
4. Мы разработали программу и апробировали ее. Она призвана эффективно воздействовать на развитие координационных способностей 8-9 летних хоккеистов, когда они только начинают тренироваться, при этом обязательно обращается внимание на тип их конституции. Сама программа включает три этапа и состоит из комплекса упражнений, которые направлены на улучшение таких КС, как ориентационная и дифференцирующая, кинестетическая, реагирующая, ритмическая и способность держать равновесие. Так же в программе предусматривается индивидуальный подход улучшения КС в зависимости от типа телосложения детей, играющих в хоккей, что делает тренировки более эффективными.
5. Результаты применения экспериментальной программы показали, что темпы увеличения способностей координации движений различны. Так, способности к ориентации и дифференцированию движений, т.е. параметры пространства наиболее высокие (> 40 %); показали средние темпы приращения (25 % - 40 %) - двигательные способности, способности поддерживать предельный темп движений руки; самые низкие темпы повышения (<25 %) у способностей к сохранению равновесия.
6. Программа по повышению качества координационных способностей на начальном этапе подготовки у детей 8-9 лет, занимающихся хоккеем, когда учитывается тип телосложения, помогает не только повысить уровень развития основных способностей координировать движения, но и поднять уровень особых проявлений координации и некоторых показателей таких двигательных качеств, как сила и быстрота. Все это содействует повышению как физической, так и технической подготовленности спортсменов.
1. Анохин, П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса / А.П. Анохин. - М.: Наука, 2008. - С. 125 - 150.
2. Аршавская, Э.И. Физиология и физкультура. (О физиологических основах физического воспитания в различные возрастные периоды) / Э.И. Аршавская, В.Д. Розанова - М.: Знание, 2005. - 79.
3. Аршавский, И.А. Очерки по возрастной физиологии [электронный ресурс] / И.А. Аршавский. - Режим доступа: http://www.rulit.me/books/vozrastnaya-fiziologiya-fiziologiya-razvitiya- rebenka-read-415541-221.html. - 467 с.
4. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития [электронный ресурс] / И.А. Аршавский. - Режим доступа: http://www.nehudlit.ru/books/fiziologicheskie-mekhanizmy.html. - 270 с.
5. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физиче скомвоспитании [электронный ресурс]/ Б.А. Ашмарин. - Режим доступа: http: //nashaucheba.ru/v59720/ашмарин_б. а._теория_и_методика_физическо го_воспитания?раде=17. -223 с.
6. Бальсевич, В.К. Проблемы физического воспитания младших школьников / В.К. Бальсевич // Советская педагогика - 1981. - № 7. - С. 12-20.
7. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 2013. - 349 с.
8. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии [электронный ресурс] / Н.А. Бернштейн. - Режим доступа: http://bmsi.ru/issueview/f0bfd219-61cd-422a- 8881-541c21c464b8/files/publication.pdf. -288 с.
9. Бабкин, А.И. Измерение ловкости у младших школьников /А.И. Бабкин, С.И. Серегина // Физкультура в школе, - 2003. - № 6 - С. 6-8.
10. Букатин А.Ю. и др. Начальное обучение юных хоккеистов (8-10 лет): учеб.пособие / Букатин А.Ю., Колузганов В.М., Иванов В.П.- М,Б и., 2011 - 67с.
11. Фарфель В.С. Физиология спорта [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://booksonline.com.ua/view.php7bookM64275. - 384 с.
12. Васильева О.Н., Леонов, Л.А. Особенности выработки точностного движения у детей 7 лет [текст]// Новые исследования по возрастной физиологии. - 2008. - № 1 (14). - С. 101-105.
13. Васильков Г. А. Важное средство развития ручной ловкости младший школьник) /Г.А. Васильков // Физкультура в школе. - 2013. - № 1. - С. 26-28.
14. Верхошанский Ю.В. Основы специальной подготовки спортсменов [электронный ресурс] / Ю.В. Верхошанский - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/234669/. - 331 с.
15. Верхошанский Ю.В. Закономерности морфофункциональной специализации организма спортсмена как научная предпосылка управления трени- ровкой в спорте / Ю.В. Верхошанский // Антропогенетика, антропология и спорт: материалы II Всесоюз. симпозиума. - Винница, 2012. - T. 1. - С. 37-38.
...