Осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях топливно-энергетического комплекса (на примере СГНУП «СКЦ Природа»)
Введение 4
Перечень сокращений и обозначений 8
1 Основные положения трудового законодательства и процедуры осуществления федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде 9
1.1 Нормативные документы, регламентирующие надзор за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации 9
1.2 Требования законодательства в сфере труда за рубежом 18
1.3 Регламент проведения плановых и внеплановых проверок за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 21
2 Анализ актуальных проблем федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства 27
2.1 Оценка действенности процедуры надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства представителями государственной инспекции труда 27
2.2 Анализ контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в рассматриваемом регионе (Ханты-Мансийский автономный округ) 38
2.3 Актуальные проблемы федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства 44
3 Осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях топливно-энергетического комплекса 50
3.1 Общие сведения по СГНУП «СКЦ Природа», список контрольных вопросов для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства 50
3.2 Осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в организациях топливно-энергетического комплекса на примере СГНУП «СКЦ Природа» 59
3.3 Анализ результатов надзора за соблюдением трудового законодательства 68
Заключение 71
Список используемых источников 75
Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда деятельность работодателей не всегда находится под пристальным вниманием государства, в сфере трудовых отношений установились отрицательные тенденции: рост нарушений трудовых прав работников (незаконные увольнения, невыплата заработной платы, направление работников на предварительный медосмотр за собственный счет, условия труда, не соответствующие нормативным требованиям и т.д.) и ослабление их судебной защиты.
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является эффективной мерой по защите трудовых прав граждан в случае их нарушений. В то же время проведение проверок на предмет соблюдения работодателями требований законодательства о труде систематизирует, заставляет контролировать и нормировать свою деятельность в отношении соблюдения прав работников и подводит к анализу своей деятельности большую часть работодателей.
Таким образом, проблема исследования фокусируется на вопросам нарушения трудового законодательства, а также прочих нормативно - правовых актов, регулирующих вопросы данной отрасли, которые выявляются по результатам проведения федерального государственного надзора. Актуальность проблемы исследования очевидна ввиду необходимости соблюдения законодательства данной сферы для недопущения ущемления прав сотрудников предприятий.
Сегодня перед Рострудом стоит задача сделать надзор в сфере труда современным. Он должен соответствовать как основным ожиданиям работника, так и интересам работодателя. Для этого необходима система, при которой законодательные нормы и требования будут предельно понятными и прозрачными для всех сторон трудовых отношений.
Целью настоящей магистерской диссертации является исследование процедуры осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Объект исследования - система управления охраной труда в СГНУП «СКЦ Природа».
Предмет исследования - анализ соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в СГНУП «СКЦ Природа».
Задачи исследования:
• подобрать и изучить нормативные правовые документы, научные и практические исследования в области осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• выполнить теоретические и практические исследования в области осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• обработать и выполнить анализ полученных результатов исследования;
• сформулировать выводы и рекомендации по результатам мероприятий федерального государственного надзора в СГНУП «СКЦ Природа»;
Новизна исследования. Вопрос осуществления федерального государственного надзора уже рассматривался в ряде научных работ, но анализ результатов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства на предприятии топливно-энергетического комплекса, проведенного нами, применяется впервые для решения проблемы нарушений трудового законодательства и возможности их минимизировать.
Методы и методология проведения исследования. В качестве методов исследования в настоящей диссертационной работе использован метод вторичного анализа данных ранее проведенных плановых и внеплановых проверок государственной инспекции труда в СГНУП «СКЦ Природа».
Теоретическая, научная и практическая значимость. Практическая значимость исследования в рамках написания диссертационной работы определяется в замечаниях по результатам проверок госинспекцией труда. Информация, полученная в ходе анализа предписаний об устранении нарушений, дает возможность работодателям более внимательно относиться к требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и не допускать нарушения, тем самым заботясь о правах работников в области труда.
Научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту:
• результаты изучения нормативных правовых документов, научных и практических исследований в области осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• результаты проведенных теоретических и практических исследований в области осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в СГНУП «СКЦ Природа»;
• анализ полученных результатов исследования;
• выводы и рекомендации по результатам мероприятий федерального государственного надзора в СГНУП «СКЦ Природа».
Апробация результатов. На основании проведенных исследований и обобщении результатов по ним можно сделать выводы о том, что в СГНУП «СКЦ Природа» имеется достаточно большое количество нарушений в области соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Так, нарушения связаны с ознакомлением работников со стандартом предприятия «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда и промышленной безопасностью в СГНУП «СКЦ Природа», с порядком проведения медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, с обеспечением СИЗ, смывающими средствами и оформлением карточек учета их выдачи, с обучением по охране труда, оказанием первой помощи пострадавшим на производстве, с переработкой инструкций по охране труда, с проведением специальной оценки условий труда, с оформлением трудовых договоров.
Личный вклад автора в исследование. В процессе научной исследовательской работы автором проанализированы нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, исследованы нарушения, допущенные на СГНУП «СКЦ Природа», касаемые трудового законодательства, разработаны и предложены рекомендации по устранению замечаний, выявленных в ходе федерального государственного надзора; исследованы и обобщены мнения госинспекторов труда относительно системы действующего законодательства, а также мнения персонала предприятий на предмет соблюдения их трудовых прав.
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 разделов, заключения и списка используемой литературы. Основная часть исследования изложена на 91 странице, текст иллюстрирован 21 таблицей, 9 рисунками.
Подводя итог проведенному исследованию, стоит отметить, что цель, которой явилось исследование процедуры осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, достигнута.
В ходе научной исследовательской работы выполнены поставленные перед исследователем задачи, а именно:
• подобраны и изучены нормативные правовые документы, научные и практические исследования в области осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• выполнены теоретические и практические исследования в области осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• обработан и выполнен анализ полученных результатов исследования;
• сформулированы выводы и рекомендации по результатам мероприятий федерального государственного надзора в СГМУП «СКЦ Природа».
При нарушении трудовых прав гражданин вправе прибегнуть к их защите о стороны государства, поскольку данная процедура закреплена за работником как юридическая гарантия. То есть государство устанавливает определенные гарантии в отношении защиты трудовых прав каждого гражданина, который имеет возможность обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда. Тем не менее, далеко не все граждане пользуются таким своим правом. Отчасти это связано со страхом перед работодателем или с низкой информированностью работников в отношении реализации защиты своих трудовых прав.
Государственная инспекция труда, при осуществлении своих полномочий руководствуется нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Подводя итог проделанной работе, хочется отметить, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является эффективной мерой по защите трудовых прав граждан в случае их нарушений.
Необходимо прийти к равновесию между справедливостью и эффективностью деятельности госинспекторов посредством разведения прав государственных инспекторов и специалистов по охране труда, что увеличит правовую компетентность представителей органов госнадзора и не допустит некорректного взаимодействия и вмешательства одной стороны в деятельность другой.
Говоря о мнении госинспекторов труда в отношении гибкости действующего законодательства о труде, стоит отметить, что по итогам проведенного исследования результаты позволили выявить ряд проблемных вопросов в механизмах существующей системы трудового инфорсмента. В частности: незначительность санкций для работодателей за нарушение трудового законодательства; падение авторитета профсоюзов перед работодателем; слабость профсоюза в ведении равноправного диалога с работодателем; важность коллективного договора; неоднозначность в понимании распределения ответственности в трудовых отношениях между государством, работодателями и работниками; существующее возложение полной ответственности на работодателя; гибкость трудового законодательства; приоритет применения норм ТК РФ
На основании проведенных исследований и обобщении результатов по ним можно сделать выводы о том, что в СГМУП «СКЦ Природа» имеется множество нарушений в области соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Так, нарушения связаны с ознакомлением работников со стандартом предприятия «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда и промышленной безопасностью в СГМУП «СКЦ Природа», с порядком проведения медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, с обеспечением СИЗ, смывающими средствами и оформлением карточек учета выдачи выше перечисленного, с обучением по охране труда, оказанием первой помощи пострадавшим на производстве, с переработкой инструкций по охране труда, с проведением специальной оценки условий труда, с оформлением трудовых договоров.
Данные замечания могут повлечь за собой не только штрафы со стороны надзорных органов. Нарушения, выявленные в ходе проверки, имеют негативные перспективы развития и для работодателя, и для сотрудников предприятия. Так, сотрудники организации имеют риск получения производственных травм и профессиональных заболеваний из-за несвоевременно или некорректно организованных медицинских и психиатрических осмотров, неправильного применения средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, плохой организации обучения безопасным методам и приемам работы, а также оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
Поэтому, анализируя результаты плановых и внеплановых проверок государственной инспекцией труда на предмет соблюдения трудового законодательства СГМУП «СКЦ Природа» можно дать следующие рекомендации:
• стоит обратить внимание на организационные моменты, касаемые ведения журналов, переработки и разработки инструкций, проведение мероприятий, связанных с медицинскими осмотрами и психиатрическим освидетельствованием;
• отвести особое внимание техническим мероприятиям по обеспечению безопасности рабочих мест и использованию инструмента. Не допускать к работам с использованием инструмента не обученных в должном порядке работников;
• важно продумать и проанализировать компетентность рабочих, связанных с эксплуатацией того или иного оборудования. Отработать мероприятия по повторной аттестации рабочих при использовании инструмента, возможно на этапе анализа и правильной оптимизации кадров удастся минимизировать риск возникновения травматизма при использовании инструмента;
• обозначить всю важность и значимость соблюдения техники безопасности рабочим, донести до персонала, в первую очередь, до руководителей структурных подразделений реальную потребность в качественном обучении безопасным приемам работы;
• организовать отдел или службу, которая будет заниматься обучением сотрудников по охране труда, оказанию первой помощи на производстве, нормам работы в электроустановках.
Можно сказать, что поставленные в исследовании задачи решены в полном объеме.
1. Афанасьева, Г. И. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства как способ защиты трудовых прав и свобод / Г. И. Афанасьева // сборник Всероссийской научно-практической конференции «Экономика, политика, право, образование в современном информационном обществе: новые парадигмы». - Иркутск. : Изд-во Иркутского государственного университета, 2011. - С. 116-119.
2. Конвенция № 81 Международной организации труда (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ) «Об инспекции труда в промышленности и торговле» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/konventsija-n-81-mezhdunarodnoi-organizatsii-truda-ob/ (дата обращения: 19.04.2019).
3. Федеральный закон от 11.04.1998 № 58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/2559225/ (дата обращения: 19.04.2019).
4. Федеральный закон от 11.04.1998 № 58-ФЗ «Протокол 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901756159 (дата обращения: 19.04.2019).
5. Конвенция № 150 Международной организации труда «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/8315346 (дата обращения: 19.04.2019).
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.06.2019) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=326361 &fl d= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.8076628182356427#05855197385669555 (дата обращения: 19.04.2019).
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) [Электронный ресурс]. URL:
http://ivo.garant.ru/#/document/12125268/ (дата обращения: 19.04.2019).
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 -ФЗ (ред. от 29.05.2019) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=325656&fl d=134&dst=1000000001,0&rnd=0.010911707587959008#032676757968267367 (дата обращения: 24.04.2019).
9. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=326345&fl d= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.8178930251306104#08390460049431572 (дата обращения: 24.04.2019).
10. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.rU/#/document/12136354/ (дата обращения: 24.04.2019).
11. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.rU/#/document/12146661/ (дата обращения: 02.04.2019).
12. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.rU/#/document/12112505 (дата обращения: 02.04.2019).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении положения о федеральной службе по труду и занятости» [Электронный ресурс]. URL:
http://ivo.garant.ru/#/document/12135990/ (дата обращения: 02.04.2019).
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12177032/ (дата обращения: 20.04.2019).
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.rU/#/document/12185976/ (дата обращения: 20.04.2019).
...