Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие и специфика формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 7
1.2. Возможности уроков математики в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников 16
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 30
2.1. Выявление актуального уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 30
2.2. Проектирование и организация опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики 46
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 68
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие и специфика формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 7
1.2. Возможности уроков математики в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников 16
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 30
2.1. Выявление актуального уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 30
2.2. Проектирование и организация опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики 46
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 68
В связи с переменами, происходящими в современном обществе, необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства, которое требует определить цели образования с учетом государственных, социальных и личностных потребностей и интересов. Поэтому в качестве приоритетного направления указывается необходимость обеспечить развивающий потенциал новым образовательным стандартам. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
Развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества, а также способности организовывать свою деятельность, которые составляют в начальной школе «умение учиться», можно сегодня, формируя у младших школьников универсальные учебные действия. Освоив универсальные учебные действия, учащиеся могут самостоятельно успешно усваивать новые знания и умения, так как у них формируется умение учиться. Это объясняется тем, что универсальные учебные действия являются обобщенными действиями, порождающими мотивацию к учению , и позволяющим учащимся освоить различные предметной области познания.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта младшего школьника играет формирование познавательных универсальных учебных действий. Развитие познавательных учебных действий является основой для совершенствования всех остальных видов универсальных учебных действий.
В последнее время особое внимание педагогов и психологов уделяется вопросам развития универсальных учебных действий. В исследованиях А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой Формирование универсальных учебных действий рассматривается в качестве основной образовательной задачи. О.А. Карабановой, А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской определены основные критерии проверки эффективности формирования универсальных учебных действий, в работах М.Р. Битяновой, Е.В. Бунеевой, А.А. Вахрушева, А. Г. Асмолова, Т.В. Бегловой, Л.Г. Петерсон разработаны метапредметные тесты для диагностики универсальных учебных действий, А.Г. Асмоловым, О.А. Карабановой перечислены и обоснованы психологические требования к развитию универсальных учебных действий на всех этапах обучения.
Однако проблема формирования познавательных учебных действий на уроках математики не нашла своего отражения в исследованиях последних лет, хотя математика является одним из основных предметов в начальной школе и обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. В ходе математического развития у младших школьников формируются психические функции и процессы, совершенствуется наглядно - действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Математика обладает исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной деятельности .
Следует отметить, что огромный обучающий и развивающий потенциал уроков математики в начальной школе сегодня используется учителями начальных классов для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников незначительно.
Таким образом, следует выделить наличие противоречия между необходимостью преобразования процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и недостатком научно-обоснованных методических рекомендаций по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Проблема исследования заключается в выявлении форм и методов работы на уроках математики, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Это обусловило выбор темы исследования «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики».
Объектом исследования является процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность разработанного комплекса педагогических условий по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики будет проходить эффективнее, если:
• создавать проблемные ситуации (общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы);
• использовать методы педагогики сотрудничества: совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение (логические универсальные действия)
• применять индивидуально - дифференцированный подход посредством разноуровневых заданий (общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)
• внедрять такие методы компетентно - ориентированного обучения как исследовательская деятельность и проектная деятельность(общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)
• опираться на такие методы информационного коммуникативных технологий как знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска (логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия).
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
2. Выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
3. Разработать педагогические условия по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
4. Доказать эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные и апробированные педагогические условия по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики могут быть использованы в практической работе педагогов начальной школы.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературы);
• эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, эксперимент).
База исследования: ГБОУ СОШ № г.9 г. Сызрань.
Развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества, а также способности организовывать свою деятельность, которые составляют в начальной школе «умение учиться», можно сегодня, формируя у младших школьников универсальные учебные действия. Освоив универсальные учебные действия, учащиеся могут самостоятельно успешно усваивать новые знания и умения, так как у них формируется умение учиться. Это объясняется тем, что универсальные учебные действия являются обобщенными действиями, порождающими мотивацию к учению , и позволяющим учащимся освоить различные предметной области познания.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта младшего школьника играет формирование познавательных универсальных учебных действий. Развитие познавательных учебных действий является основой для совершенствования всех остальных видов универсальных учебных действий.
В последнее время особое внимание педагогов и психологов уделяется вопросам развития универсальных учебных действий. В исследованиях А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой Формирование универсальных учебных действий рассматривается в качестве основной образовательной задачи. О.А. Карабановой, А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской определены основные критерии проверки эффективности формирования универсальных учебных действий, в работах М.Р. Битяновой, Е.В. Бунеевой, А.А. Вахрушева, А. Г. Асмолова, Т.В. Бегловой, Л.Г. Петерсон разработаны метапредметные тесты для диагностики универсальных учебных действий, А.Г. Асмоловым, О.А. Карабановой перечислены и обоснованы психологические требования к развитию универсальных учебных действий на всех этапах обучения.
Однако проблема формирования познавательных учебных действий на уроках математики не нашла своего отражения в исследованиях последних лет, хотя математика является одним из основных предметов в начальной школе и обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. В ходе математического развития у младших школьников формируются психические функции и процессы, совершенствуется наглядно - действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Математика обладает исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной деятельности .
Следует отметить, что огромный обучающий и развивающий потенциал уроков математики в начальной школе сегодня используется учителями начальных классов для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников незначительно.
Таким образом, следует выделить наличие противоречия между необходимостью преобразования процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и недостатком научно-обоснованных методических рекомендаций по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Проблема исследования заключается в выявлении форм и методов работы на уроках математики, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Это обусловило выбор темы исследования «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики».
Объектом исследования является процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность разработанного комплекса педагогических условий по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики будет проходить эффективнее, если:
• создавать проблемные ситуации (общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы);
• использовать методы педагогики сотрудничества: совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение (логические универсальные действия)
• применять индивидуально - дифференцированный подход посредством разноуровневых заданий (общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)
• внедрять такие методы компетентно - ориентированного обучения как исследовательская деятельность и проектная деятельность(общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)
• опираться на такие методы информационного коммуникативных технологий как знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска (логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия).
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
2. Выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
3. Разработать педагогические условия по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
4. Доказать эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные и апробированные педагогические условия по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики могут быть использованы в практической работе педагогов начальной школы.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературы);
• эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, эксперимент).
База исследования: ГБОУ СОШ № г.9 г. Сызрань.
Анализ теоретической литературы позволил установить, что познавательные универсальные учебные действия младшего школьника - это действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности и направленные на познавательное развитие личности младшего школьника. В структуру познавательных действий универсальных учебных действий входят логические универсальные действия, знаково-символические познавательные действия, приемы решения задач, моделирование.
В работе выделен ряд особенностей познавательных универсальных учебных действий. Во-первых, формирование познавательных универсальных учебных действий имеет тесную связь с возрастными психологическими особенностями и возможностями учащихся. Во-вторых, формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника определяется содержанием учебных предметов. Большая роль при формировании познавательных универсальных учебных действий отводится математике, которая является универсальным и мощным методом познания.
К содержанию познавательных универсальных учебных действий, формируемых на уроках математики относится осознание учеником наличия свойств предмета - общих, различных, существенных, несущественных, необходимых, достаточных; ученик умеет моделировать; использует знаково-символические записи математического понятия; владеет приемами по анализу и синтезу объекта и его свойств; использует индуктивное умозаключение; выводит следствия из определённого понятия; умеет приводить контрпримеры
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики может осуществляться на 4 этапах - вводно-мотивационном, этапе открытия математических знаний, этапе формализации знаний и этапе обобщения и систематизации. Для каждого этапа существуют ряд приемов, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Проведение экспериментального исследования уровня сформированности познавательных УУД младших школьников выявило преимущественно средний уровень, у детей недостаточно сформированы логические действия, знаково-символические познавательные действия, что проявляется в неустойчивой ориентации на речевую действительность, дети при анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста, при создании схемы решения не учитывают все связи между данными условия и требованием, применяют стереотипные способы решения, дети могут выделить ряд смысловых единиц текста задачи, но способны только к нахождению в анализируемых схемах их частей, соответствующих смысловым единицам.
В ходе формирующего эксперимента был реализован ряд педагогических условий по формированию познавательных УУД: проблемные ситуации; организация совместной деятельности, эвристической беседы, коллективного вывода; применение разноуровневых заданий; использование проектной деятельности; информационно-коммуникативные технологии.
Проведение контрольного исследования показало положительную динамику в уровне сформированности познавательных УУД у школьников экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента по сравнению с контрольной группой. Высокий уровень сформированности познавательных УУД повысился на 20%, низкий уровень стал ниже на 16%, что свидетельствует об эффективности проведенной нами педагогической работы по формированию познавательных УУД на уроках математики.
На основании проведенного экспериментального исследования можно сделать вывод об эффективности разработанных нами педагогических условий по формированию познавательных УУД младших школьников на уроках математики
В работе выделен ряд особенностей познавательных универсальных учебных действий. Во-первых, формирование познавательных универсальных учебных действий имеет тесную связь с возрастными психологическими особенностями и возможностями учащихся. Во-вторых, формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника определяется содержанием учебных предметов. Большая роль при формировании познавательных универсальных учебных действий отводится математике, которая является универсальным и мощным методом познания.
К содержанию познавательных универсальных учебных действий, формируемых на уроках математики относится осознание учеником наличия свойств предмета - общих, различных, существенных, несущественных, необходимых, достаточных; ученик умеет моделировать; использует знаково-символические записи математического понятия; владеет приемами по анализу и синтезу объекта и его свойств; использует индуктивное умозаключение; выводит следствия из определённого понятия; умеет приводить контрпримеры
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики может осуществляться на 4 этапах - вводно-мотивационном, этапе открытия математических знаний, этапе формализации знаний и этапе обобщения и систематизации. Для каждого этапа существуют ряд приемов, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Проведение экспериментального исследования уровня сформированности познавательных УУД младших школьников выявило преимущественно средний уровень, у детей недостаточно сформированы логические действия, знаково-символические познавательные действия, что проявляется в неустойчивой ориентации на речевую действительность, дети при анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста, при создании схемы решения не учитывают все связи между данными условия и требованием, применяют стереотипные способы решения, дети могут выделить ряд смысловых единиц текста задачи, но способны только к нахождению в анализируемых схемах их частей, соответствующих смысловым единицам.
В ходе формирующего эксперимента был реализован ряд педагогических условий по формированию познавательных УУД: проблемные ситуации; организация совместной деятельности, эвристической беседы, коллективного вывода; применение разноуровневых заданий; использование проектной деятельности; информационно-коммуникативные технологии.
Проведение контрольного исследования показало положительную динамику в уровне сформированности познавательных УУД у школьников экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента по сравнению с контрольной группой. Высокий уровень сформированности познавательных УУД повысился на 20%, низкий уровень стал ниже на 16%, что свидетельствует об эффективности проведенной нами педагогической работы по формированию познавательных УУД на уроках математики.
На основании проведенного экспериментального исследования можно сделать вывод об эффективности разработанных нами педагогических условий по формированию познавательных УУД младших школьников на уроках математики
Подобные работы
- Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Организация развития логических универсальных учебных действий у
младших школьников на уроках математики при использовании комплекса заданий развивающего характера
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством моделирования
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018





