Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

Работа №107607

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие и специфика формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 7
1.2. Возможности уроков математики в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников 16
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 30
2.1. Выявление актуального уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 30
2.2. Проектирование и организация опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики 46
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 68

В связи с переменами, происходящими в современном обществе, необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства, которое требует определить цели образования с учетом государственных, социальных и личностных потребностей и интересов. Поэтому в качестве приоритетного направления указывается необходимость обеспечить развивающий потенциал новым образовательным стандартам. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
Развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества, а также способности организовывать свою деятельность, которые составляют в начальной школе «умение учиться», можно сегодня, формируя у младших школьников универсальные учебные действия. Освоив универсальные учебные действия, учащиеся могут самостоятельно успешно усваивать новые знания и умения, так как у них формируется умение учиться. Это объясняется тем, что универсальные учебные действия являются обобщенными действиями, порождающими мотивацию к учению , и позволяющим учащимся освоить различные предметной области познания.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта младшего школьника играет формирование познавательных универсальных учебных действий. Развитие познавательных учебных действий является основой для совершенствования всех остальных видов универсальных учебных действий.
В последнее время особое внимание педагогов и психологов уделяется вопросам развития универсальных учебных действий. В исследованиях А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой Формирование универсальных учебных действий рассматривается в качестве основной образовательной задачи. О.А. Карабановой, А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской определены основные критерии проверки эффективности формирования универсальных учебных действий, в работах М.Р. Битяновой, Е.В. Бунеевой, А.А. Вахрушева, А. Г. Асмолова, Т.В. Бегловой, Л.Г. Петерсон разработаны метапредметные тесты для диагностики универсальных учебных действий, А.Г. Асмоловым, О.А. Карабановой перечислены и обоснованы психологические требования к развитию универсальных учебных действий на всех этапах обучения.
Однако проблема формирования познавательных учебных действий на уроках математики не нашла своего отражения в исследованиях последних лет, хотя математика является одним из основных предметов в начальной школе и обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. В ходе математического развития у младших школьников формируются психические функции и процессы, совершенствуется наглядно - действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Математика обладает исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной деятельности .
Следует отметить, что огромный обучающий и развивающий потенциал уроков математики в начальной школе сегодня используется учителями начальных классов для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников незначительно.
Таким образом, следует выделить наличие противоречия между необходимостью преобразования процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и недостатком научно-обоснованных методических рекомендаций по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Проблема исследования заключается в выявлении форм и методов работы на уроках математики, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Это обусловило выбор темы исследования «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики».
Объектом исследования является процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность разработанного комплекса педагогических условий по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики будет проходить эффективнее, если:
• создавать проблемные ситуации (общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы);
• использовать методы педагогики сотрудничества: совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение (логические универсальные действия)
• применять индивидуально - дифференцированный подход посредством разноуровневых заданий (общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)
• внедрять такие методы компетентно - ориентированного обучения как исследовательская деятельность и проектная деятельность(общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)
• опираться на такие методы информационного коммуникативных технологий как знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска (логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия).
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
2. Выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
3. Разработать педагогические условия по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
4. Доказать эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные и апробированные педагогические условия по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики могут быть использованы в практической работе педагогов начальной школы.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературы);
• эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, эксперимент).
База исследования: ГБОУ СОШ № г.9 г. Сызрань.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретической литературы позволил установить, что познавательные универсальные учебные действия младшего школьника - это действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности и направленные на познавательное развитие личности младшего школьника. В структуру познавательных действий универсальных учебных действий входят логические универсальные действия, знаково-символические познавательные действия, приемы решения задач, моделирование.
В работе выделен ряд особенностей познавательных универсальных учебных действий. Во-первых, формирование познавательных универсальных учебных действий имеет тесную связь с возрастными психологическими особенностями и возможностями учащихся. Во-вторых, формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника определяется содержанием учебных предметов. Большая роль при формировании познавательных универсальных учебных действий отводится математике, которая является универсальным и мощным методом познания.
К содержанию познавательных универсальных учебных действий, формируемых на уроках математики относится осознание учеником наличия свойств предмета - общих, различных, существенных, несущественных, необходимых, достаточных; ученик умеет моделировать; использует знаково-символические записи математического понятия; владеет приемами по анализу и синтезу объекта и его свойств; использует индуктивное умозаключение; выводит следствия из определённого понятия; умеет приводить контрпримеры
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики может осуществляться на 4 этапах - вводно-мотивационном, этапе открытия математических знаний, этапе формализации знаний и этапе обобщения и систематизации. Для каждого этапа существуют ряд приемов, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Проведение экспериментального исследования уровня сформированности познавательных УУД младших школьников выявило преимущественно средний уровень, у детей недостаточно сформированы логические действия, знаково-символические познавательные действия, что проявляется в неустойчивой ориентации на речевую действительность, дети при анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста, при создании схемы решения не учитывают все связи между данными условия и требованием, применяют стереотипные способы решения, дети могут выделить ряд смысловых единиц текста задачи, но способны только к нахождению в анализируемых схемах их частей, соответствующих смысловым единицам.
В ходе формирующего эксперимента был реализован ряд педагогических условий по формированию познавательных УУД: проблемные ситуации; организация совместной деятельности, эвристической беседы, коллективного вывода; применение разноуровневых заданий; использование проектной деятельности; информационно-коммуникативные технологии.
Проведение контрольного исследования показало положительную динамику в уровне сформированности познавательных УУД у школьников экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента по сравнению с контрольной группой. Высокий уровень сформированности познавательных УУД повысился на 20%, низкий уровень стал ниже на 16%, что свидетельствует об эффективности проведенной нами педагогической работы по формированию познавательных УУД на уроках математики.
На основании проведенного экспериментального исследования можно сделать вывод об эффективности разработанных нами педагогических условий по формированию познавательных УУД младших школьников на уроках математики


1. Арефьева, О.М. Технологии формирования универсальных учебных действий в начальной школе [Текст] / О.М. Арефьева // Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы XIV Региональной научно-практической конференции. Часть 1. - Махачкала, 2010. - с.94 - 101.
2. Артемьева, Л.В. Мониторинг универсальных учебных действий учащихся в начальной школе [Текст] / Л.В. Артемьева // Управление качеством образования. - 2011. - № 5. - С. 55 - 59.
3. Асмолов, А.Г. Теория формирования и развития универсальных учебных действий [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. — М.: Просвещение, 2010. — 151 с.
5. Арсланьян, В.П. ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект) [Текст] / В.П.Арсланьян, Г.А.Стюхина. - М., Первое сентября, 2014. - 162 с.
6. Батырева, С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий [Текст] / С.Г. Батырева. - М., Просвещение, 2014. - 56 с.
7. Баранова, Г.А. Формирование личностных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами учебника [Текст] / Г.А. Баранова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 4. - С. 31-38.
8. Битянова, М.Р. Метапредметные универсальные учебные действия: какой линейкой мерить? УУД - новые образовательные цели [Электронный ресурс] // Сайт Центра психологического сопровождения образования ТОЧКА ПСИ // Режим доступа:
http://www.tochkapsy.ru/index.php?inc=copilka&;
9. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М. ; Воронеж : Ин-т практической психологии, 2015. - 349 с.
10. Бусова, М.Н. Формирование и оценка универсальных учебных действий [Текст] / М.Н. Бусова, Л.В. Грачева. М., 2012.
11. Буданова, О.В. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования [Текст] / О.В. Буданова// Завуч начальной школы. - 2011. -№. 5 - С. 39 - 42.
12. Блохина, Е.А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Е.А. Блохина // Начальная школа плюс до и после. - № 3. - 2016. - С. 20-23.
13. Выготский, Л.С. Собр. соч. [Текст] / Л.С. Выготский. — М., 2014. — Т. 4. - 372 с.
14. Воровщиков, С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения [Текст] / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др. - М. : «5 за знания», 2010. - 402 с.
15. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий. Внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения : Монография [Текст] / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. - М. : Прометей, 2015. - 245 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ