Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Президент Российской Федерации в системе власти современной России

Работа №107602

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы42
Год сдачи2018
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Основы статуса Президента Российской Федерации 8
1.1. Понятие и историко-правовые предпосылки становления института
президентства в России 8
1.2. Специфика конституционно-правового статуса главы государства в
Российской Федерации 13
Глава 2. Взаимодействие Президента Российской Федерации с ветвями государственной власти 20
2.1. Президент Российской Федерации и законодательная власть 20
2.2. Президент Российской Федерации и система исполнительной власти 26
2.3. Президент и судебная власть 30
Заключение 34
Список используемых источников

Актуальность темы исследования обусловлена относительно недавней историей становления института президентства в Российской Федерации. Кардинальный «скачок» России из одной формации в другую предопределил необходимость поиска оптимальной модели власти, без чего невозможно поступательное развитие нашей страны. Если во многих зарубежных странах институт президентства имеет многовековую историю, то в условиях России история президентства насчитывает менее трех десятилетий.
Рассмотрение вопроса о статусе Президента невозможно без рассмотрения вопроса о его месте в системе органов государственной власти.
Степень разработанности темы. На данный момент имеется достаточно обширный перечень работ, посвященный правовому статусу главы государства. Главе государства посвящались свои работы исследователи в разные временные эпохи.
Вопросы правового статуса Президента рассматривались в трудах многих представителей современной юридической науки: С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, М.В. Баглая, П.Д. Баренбойма, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина, Б.А. Страшуна, С.М. Шахрая, Б.С. Эбзеева и др.
Между тем, достаточно скромная нормативно-правовая основа правового статуса Президента РФ, оставляет весьма широкий простор для научных исследований.
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, складывающиеся при осуществлении Президентом России своих полномочий.
Предметом данного исследования являются конституционные нормы, закрепляющие его правовой статус по взаимодействию с органами государственной власти России.
Цель работы состоит во всестороннем системном анализе элементов правового статуса Президента России, выявлении проблемных моментов во взаимодействии Президента РФ с иными органами государственной власти, выработке предложений по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: исследовать исторические предпосылки формирования института президентства в России;
проанализировать место и роль главы российского государства в современных реалиях;
раскрыть особенности конституционно-правового статуса Президента России и особенности его взаимоотношений с отдельными ветвями государственной власти;
выявить проблемы во взаимоотношениях Президента РФ с отдельными ветвями государственной власти;
сформулировать предложения по совершенствованию правового механизма взаимоотношений главы государства с отдельными ветвями государственной власти Российской Федерации.
Методологическая основа. В работе применен комплексный подход при изучении материалов и документов, нормативно-правовых актов и научно-теоретической литературы по исследуемой проблематике.
Указанный подход невозможен без использования следующих методов научного познания: диалектический, формально-юридический, исторический, анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Нормативная основа исследования. Данная работа невозможна без анализа нормативной базы: Конституции Российской Федерации, законов и подзаконных актов.
Эмпирическая основа работы представлена судебной практике, прежде всего практика Конституционного Суда Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в исследовании места Президента России с учетом современных реалий.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное исследование может стать основой для последующих исследований по данной проблематике. Предложения по совершенствованию законодательства могут быть задействованы в правотворческой деятельности.
Структура работы обусловлена логикой исследования, ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие политической и правовой мысли, начиная со времен античности, шло по пути поиска оптимальной системы власти. Оно привело в итоге к оформлению в XVII-XVIII вв. классической теории ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную как основы построения демократического государства. Глава государства при данном механизме разделения государственной власти принадлежал к исполнительной ветви. Указанная теория была впоследствии закреплена в законодательных актах большинства иностранных государств. Среди первых из них были США (Конституция США 1787 г.) и Франция (Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.). В дальнейшем идеи классической теории разделения властей были реализованы на практике в целом ряде государств с определенными усовершенствованиями, необходимыми в условиях конкретной страны. В настоящее время данная теория служит прототипом и надежной базой построения эффективного механизма властных отношений в государстве.
Если разобраться в каждой государственной форме более детально, нельзя будет говорить и об общих моделях, так как конкретные модели в государствах очень разнообразны. Они, судя по имеющим место тенденциям в связи с усложняющимися жизненными условиями, будут приобретать новые черты и в дальнейшем.
В нашей стране закрепление и развитие демократических принципов системы власти, в том числе разделения властей, связываются в большей степени с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Однако она была не первым законодательным актом, закрепившим принцип разделения властей, после более чем 70-летнего забвения этой идеи в связи с построением коммунизма. Немногим ранее, в 1990 году, Декларация о государственном суверенитете РСФСР (ст. 13) уже провозгласила данный принцип, признав его одним из главных в правовом государстве для его правильного функционирования. Примерно в это же время в России вводится и институт президентства.
Основной Закон России 1993 года отразил веяния времени, демократическую устремленность, закрепив как основу основ организации государственной власти принцип ее разделения по смешанной модели. Однако принятие в России новой Конституции не было конечной точкой на пути к достижению демократических ценностей, а являлось только его началом, базой для проведения новых реформ по укреплению институтов правового государства.
Как известно, в нем каждая ветвь власти законодательно и фактически независима от другой, а глава государства выполняет функции арбитра и координатора деятельности. Совершенствование механизма «сдержек и противовесов» будет способствовать дальнейшему развитию демократического государства со зрелым гражданским обществом и действенными гарантиями защиты прав и законных интересов граждан.
Исходя из анализа истории Российского государства, с ее «привычкой» к сильному государю, и основываясь на современной тенденции модернизации политической системы, стоит сказать о том, что текущие изменения носят пока в большинстве своем организационный характер, а не функциональный.
Вместе с тем стоит признать, что назрела осознанная обществом и властью необходимость государственных перемен. При этом она постепенно реализуется в принимаемых федеральных законах и программах, которые, несомненно, являются важной вехой на пути к совершенствованию системы государственной власти в нашей стране и ее отдельных элементов (институтов).
Немаловажным элементом, сдерживающим и, в определенной степени контролирующим Президента является законодательная власть. Последняя во многом зависит состояния развитости партийной системы в стране.
Изменения в законе о политических партиях, предусматривающие возможность создания политической партии пятьюстами единомышленниками не столько предоставили гражданам реализовать свое право на объединение, сколько рассредоточили оппозиционные силы. На сегодняшний день создано и зарегистрировано 80 политических партий, причем их названия во многом схожие, что только запутывает простых граждан. Думается время расставит все на свои места, несколько избирательных циклов отправят неконкурентные партии в небытие.
Полагаем высокий статус Президента должен быть сбалансирован возможность реального привлечения к юридической ответственности. На сегодняшний день процедура импичмента во многом является декоративной. Прежде всего трехмесячный срок, установленный для отрешения от должности, является крайне малым. На наш взгляд, необходимо данный срок увеличить до 12 месяцев. Кроме того, необходимо в федеральных конституционных законах «О Конституционном Суде Российской Федерации» и «О Верховном Суде Российской Федерации» и в регламентах данных судов более четко прописать их роль в отрешении процедуре импичмента Президента Российской Федерации.



1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ). ст. 84 // СЗ РФ. - 2014. - № 9. - Ст. 851.
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http: //www.pravo .gov.ru, 06.02.2014.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
4. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277; Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
5. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
6. Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-03 «О международных договорах Российской Федерации» (ред. от 25.12.2012 г.) // СЗ РФ. — 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7579.
7. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-03 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013 г.) // Российская газета. — № 267. - 2013. - 27 ноября.
8. Указ Президента РФ от 13.04.1996 № 549 (ред. от 12.02.2015) «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального собрания Российской Федерации в законотворческом процессе» // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1842.
9. Указ Президента РФ от 11.08.2003 г. № 961 «О Совете при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия» (ред. от 16.04.2007 г.) // СЗ РФ. 2007. - № 17. - Ст. 1999.
10. Указ Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. — 2012. — № 22. — Ст. 2754.
11. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 23.03.2018) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. № 11- П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от З октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» // СЗ РФ. - 1996. - № 19. - ст. 2320.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 № 10-П «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. № 5.
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 N 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 6.
15. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 17.01.2018) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
16.Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 № 283-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дудика Андриана Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 43, части третьей статьи 59 и статьи 85 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
Нормативно-правовые акты, утратившие силу:
17.Закон СССР от 14 марта 1990 года № 1360-I «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» 14 марта 1990 г. // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. - 1990. - № 12. - Ст. 189.
Специальная литература:
18.69,85 % избирателей, принявших участие в референдуме,
проголосовали «за» // См.: Известия. 1991. 27 марта.
19. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 347.
20. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция
конституционного статуса // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. № 1. 1998. С. 8-10.
21. Безруков А.В. Роль законодательной власти в системе разделения властей и механизме обеспечения правопорядка в России // Современное право. 2015. № 6. С. 25 - 29.
22. Бекмурадов К.А. Значение конституционных согласительных процедур в системе разделения властей Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 94 - 100.
23. Бондарец Е.Б. Конституционно-правовой статус главы государства в системе власти современной России: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2014.
24. Васильев А.А. Концепция разделения властей и идея органического единства верховной власти в консервативной правовой доктрине России // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 8. С. 11 - 14.
25. Комарова В.В. Конституционная система власти России и принцип разделения властей // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 36 - 46.
26. Коновалова Л.Г. Разделение властей с четко обозначенными и реальными полномочиями парламента как признак парламентаризма // Российский юридический журнал. 2017. № 3. С. 39 - 54.
27. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917 г. — декабрь 1991 г.). - М., 1994.
28. Коровникова Е.А. Отрешение Президента от должности как форма парламентского контроля // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17.
29. Краснов М.А. Доктрина «подразумеваемых (скрытых) полномочий» главы государства в российской конституционно-правовой практике // Конституционный вестник. 2010. № 2 (20). С. 68-81.
30. Кривая роста. [Электронный ресурс] Официальный сайт «Российской газеты». http://www.rg.m/2012/09/27komwtsia-site.html.
31.Окуньков, ЛА. Президент Российской Федерации. — М., 1996. С. 11¬19.
32. Расследование преступлений коррупционной направленности.
[Электронный ресурс] Официальный сайт Следственного комитета РФ. http://www.sledcom.m/conuptiow/mquest. html (дата доступа 30.03.2018).
33. Статистика коррупции. [Электронный ресурс] // Официальный сайт
газеты «Взгляд». — URL: http://vz.m/society/2010/12/9/453490.html
(дата доступа 30.03.2018).
34. Югов А.А. Единство и дифференциация публичной власти: система разделения властей // Российская юстиция. 2017. № 9. С. 5 - 8.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ