Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства

Работа №107531

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы76
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
203
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства 10
1.1 Основные психолого-педагогические подходы к формированию представлений о прошлом предметного мира у детей 6-7 лет 10
1.2 Особенности формирования представлений о прошлом предметного мира у детей 6-7 лет посредством произведений искусства 19
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства 29
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о прошлом предметного мира у детей 6-7 лет 29
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства 40
2.3 Выявление динамики уровней сформированности представлений о прошлом предметного мира у детей 6-7 лет 49
Заключение 59
Список используемой литературы 63
Приложение А Критерии, показатели и диагностический инструментарий исследования 66
Приложение Б Диагностические методики 67
Приложение В Результаты выявления уровней сформированности представлений о прошлом предметного мира у детей КГ и ЭГ (констатирующий этап) 70
Приложение Г Тематический план работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства 71
Приложение Д Результаты выявления уровней сформированности представлений о прошлом предметного мира у детей КГ и ЭГ (контрольный этап) 76

Актуальность исследования. Современный этап развития общества требует от человека активного познавательного отношения к действительности, к объектам окружающего мира. Потребность познания действительности должна формироваться с дошкольного возраста.
В многочисленных исследованиях психологов и педагогов предметный мир выступает как объект умственной, трудовой, изобразительной деятельности детей, как средство нравственного воспитания дошкольников. Предметы окружают ребёнка с момента его рождения и сопровождают всю жизнь. В предметах зафиксирован культурный опыт человечества, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях. Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.
Формирование представлений о прошлом предметного мира влечет за собой изменение воспринимаемой ребенком картины мира, его стремление познать эти преобразования, принимать в них активное участие. Овладевая пониманием ретроспективы вещного окружения, ребенок формирует представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, материал, строение, функция, назначение, создание и преобразование, то есть признаках, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека.
Отметим, что проблема познания предметного мира детьми дошкольного возраста не является новой для педагогической теории и практики. Большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка внесли такие ученые как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, А.М. Леушина, О.В. Дыбина и многие другие. Предметный мир учёными рассматривается с одной стороны, как совокупность объектов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, функциями, назначением, историей создания, с другой - как орудие предметной, игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого.
Задачи и содержание ознакомления с предметным миром детей дошкольного возраста раскрываются в работах Н.Л. Гущиной, О.В. Дыбиной, М.В. Крулехт, А.Ю. Кузиной и других. Так, О.В. Дыбина раскрывает важность процесса ознакомления детей с предметным миром и его значимость в познании социальной действительности. М.В. Крулехт подчёркивает необходимость оказания помощи в раскрытии сущности предмета (назначение, особенности конструкции, материала).
Методы ознакомления детей с предметным миром рассматриваются Е.В. Аргатюк, А.К. Бондаренко, А.Ю. Кузиной, Л.Ю. Павловой, А.А. Сорокиной. Так, А.А. Сорокина утверждает, что одним из эффективных средств ознакомления с предметным миром является дидактическая игра. По мнению Е.В. Аргатюк и Н.В. Линник использование учебных исследований оказывает положительное влияние на формирование представлений о предметном мире у детей старшего дошкольного возраста. Согласно А.Ю. Кузиной, наиболее оптимальным средством формирования представлений дошкольников о прошлом предметного мира является проектная деятельность, которая также позволяет развивать самостоятельность и независимость от взрослого в познании окружающей действительности.
Анализ научно-теоретической литературы и публикаций по теме настоящего исследования показал, что в практике дошкольных образовательных организаций недостаточно учитываются возможности произведений искусства как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о прошлом предметного мира. Несмотря на то, что именно произведения искусства отражают образ и стиль материальной культуры прошлого, эволюцию образа жизни, изменения мировоззрения людей и развитие возможностей. На основании вышеизложенного было сформулировано противоречие: между необходимостью формирования представлений о прошлом предметного мира у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием произведений искусства искусств для организации данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
Для разрешения данного противоречия в теории и практике современного дошкольного образования мы сформулировали проблему исследования: каковы возможности произведений искусства в формировании у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства.
Объектом настоящего исследования является процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира.
Предмет исследования: произведения искусства как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства возможно, если:
• осуществлен отбор произведений изобразительного искусства, доступных для понимания и восприятия детьми 6-7 лет;
• организовано поэтапное ознакомление детей старшего дошкольного возраста с прошлым предметного мира с использованием произведений искусства;
• в процесс ознакомления детей 6-7 лет с прошлым предметного мира включено использование игровых упражнений, самостоятельная творческая деятельность, вербальные методы обучения (рассказ, беседа) по содержанию отобранных произведений искусства.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные психолого-педагогические подходы к формированию представлений о прошлом предметного мира у детей 6-7 лет.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира.
3. Экспериментально апробировать содержание и организацию работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства.
4. Выявить динамику уровней сформированности у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение;
• эмпирические: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы;
• методы обработки результатов: количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ Школа № 1560 «Лидер» дошкольное отделение детский сад «Совёнок», г. Москва.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• положения об особенностях познания предметного мира детьми дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.В. Дыбина, С.А. Козлова, М.В. Крулехт, Н.В. Линник, Т.С. Суворова);
• подходы к определению роли произведений искусства в формирования у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире (В.М. Булгакова, Н.М. Конышева, В.Б. Косминская, Я.Ю. Ленсу).
Новизна исследования заключается в определении возможностей использования произведений изобразительного искусства как средства формирования представлений о прошлом предметного мира; разработке комплекса занятий по формированию у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства.
Теоретическая значимость исследования: состоит в обобщении психолого-педагогических подходов к формированию представлений о прошлом предметного мира у детей 6-7 лет; выявлении способов использования произведений искусства в процессе формирования представлений о прошлом предметного мира у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организаций, педагогами дополнительного образования для организации занятий, составления планов-конспектов мероприятий по формированию у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников), 5 приложений. Для иллюстрации текста используются 10 таблиц, 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 65 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научно-педагогической литературы по теме исследования, представленный в первой главе настоящей выпускной квалификационной работы, позволил сделать следующие выводы.
Старший дошкольный возраст является важным в развитии личности индивида, так как именно в данный возрастной период закладываются основы отношения к окружающему миру в результате качественных психических новообразований. Для этого в дошкольной педагогике идет активный поиск эффективных методов, приемов и технологий развития детей старшего дошкольного возраста, чтобы дать им больший простор для познавательной и творческой деятельности. В рамках такой деятельности особое значение имеет окружающий ребенка предметный мир.
Исследователи отмечают, что предметная среда оказывает значительнее воздействие на развитие ребенка, она является первым полем для деятельности ребенка, он активно старается понять назначение тех или иных предметов, ищет похожие черты и признаки, чтобы затем научиться их группировать, определять свойства предметов. Все это является своеобразным началом, толчком для творческой деятельности ребенка, в результате которой он будет преобразовывать окружающее пространство. Приобщение к предметному миру может быть эффективным с точки зрения «здесь и сейчас», однако знакомство детей с историческими знаниями о прошлом предметов и о том какими они были раньше, до преобразования в форму, знакомую им сейчас, делает этот процесс значительно эффективнее. Представления детей о прошлом, настоящем и будущем предметов позволяют ребенку видеть окружающий мир в динамике, временном движении и развитии.
Процесс знакомства детей с окружающим предметными миром есть наиболее значимая составляющая дошкольного образования, когда происходит познавательное и интеллектуальное развитие ребенка, осуществляется социальная интеграция и адаптация, формируются и совершенствуются коммуникативные навыки. Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим предметным миром строится в соответствии с тремя этапами: спонтанно-исследовательским, вариативным, творчески-преобразующим. В качестве наиболее эффективных средств организации работы по формированию представлений о прошлом предметного мира у детей 6-7 лет выделяют: игровую деятельность (дидактические и сюжетно-ролевые игры), исследовательскую и проектную деятельность, чтение детской художественной литературы, ознакомление с предметами искусства.
В процессе работы с произведениями искусства решается не только задача эстетического и нравственного развития детей дошкольного возраста, расширения активного словарного запаса, умений и навыков говорения и письма, монологической речи, но также представлений о прошлом предметного мира. Искусство способно обогатить ребенка впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметах, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности, что, в свою очередь, расширяет кругозор, представления о мире. Таким образом, использование произведений искусства является эффективным средством формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира.
Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства была проведена на базе ГБОУ Школа №1560 «Лидер», г. Москва. В исследовательской работе приняли участие дети 6-7 лет в общем количестве 20 человек, которые были разделены нами на группы: контрольная группа (10 детей) и экспериментальная группа (10 детей). Диагностический инструментарий исследования составили: беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной), игра «Когда это было?», методика «Нарисуй предмет будущего» (О.В. Дыбина) и методика «Закончим картинку художника» (О.В. Дыбина).
На констатирующем этапе исследования нами было установлено, уровень сформированности представлений о прошлом предметного мира у детей 6-7 лет, как в контрольной, так и в экспериментальной группе, преимущественно низкий и средний: у дошкольников не сформирована система представлений о предметах как продуктах деятельности взрослого, о происхождении предметов рукотворного мира; недостаточный уровень сформированности умения прогнозировать будущее; неспособность вести поиск и находить возможности преобразования предмета, реализовать эти возможности.
На формирующем этапе экспериментальной работы нами было предложено и апробировано содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства. Разработанное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства включало в себя 13 занятий, продолжительностью 30 минут, проводимых 2 раза в неделю в течение 2 месяцев.
В рамках работы были использованы разнообразные методы организации образовательной деятельности: рассматривание и обсуждение репродукций картин известных российский и зарубежных художников (К. Коровина, И. Репина, В. Васнецова, Караваджо, Ван Гога и других), беседы, просмотр предметных картинок, лексические, дидактические, подвижные игры и психологические упражнения, творческие (рисование , лепка) и исследовательские задания (проект), чтение фрагментов произведений детской художественной литературы (К. Чуковский, С. Маршак).
На контрольном этапе эксперимента проведенный анализ результатов позволяет говорить о динамике формирования у детей 6-7 лет в экспериментальной группе представлений о прошлом предметного мира: количество дошкольников с высоким уровнем увеличилось на 40%, со средним уровнем снизилось на 30%, с низким - на 10%. В контрольной группе в уровне сформированности представлений о прошлом предметного мира у детей 6-7 лет значимых изменений не было выявлено.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что разработанные и реализованные содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством произведений искусства являются эффективными и могут быть использованы педагогами дошкольного образования для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о предметах как продуктах деятельности взрослого, представлений о происхождении предметов рукотворного мира, формирования умения детей видеть перспективу предметов, то есть уметь прогнозировать их будущее, вести поиск и находить возможности преобразования предмета, умения реализовать эти возможности. Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза доказана.


1. Антонова А. В., Гацуцина А. А. Ознакомление дошкольников с предметным миром в дидактических играх с конструктором LEGO // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2019. №6. С. 60-64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41496123 (дата обращения: 16.05.2022).
2. Артёмов Е. С., Чинаева О. П. Некоторые теоретические и практические проблемы эстетического воспитания // Вопросы философии. 2017. № 4. С. 36-38.
3. Булгакова В. М. Роль изобразительного искусства в развитии школьника // Вестник научных конференций. 2019. №3-3 (43). С. 40-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37624334 (дата обращения: 16.05.2022).
4. Венгер Л. А. Психология: учебное пособие. М.: Просвещение, 2009. 336 с.
5. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. М. : Педагогика, 2017. 344 с.
6. Выготский Л. С. Психология развития. М. : Юрайт, 2018. 302 с.
7. Гацуцина А. А. Знакомство детей с предметным миром через дидактическую игру // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. М. : Международная академия наук педагогического образования, 2019. С. 201-205.
8. Гумерова Р. Р. Предметный мир как основной фактор развития речи // Novaum.ru. 2020. № 24. С. 128-130. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=42805976 (дата обращения: 16.05.2022).
9. Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром: учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2008. 128 с.
10. Дыбина О. В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей : монография. М. : Педагогическое общество России, 2002. 162 с.
11. Дыбина О. В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М. : ТЦ Сфера, 2004. 160 с.
12. Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной реальности: учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного образования. Самара : Изд-во Сангпо, 2017. 218 с.
13. Ермолина А. Ю. К вопросу понятийного потенциала термина «детская картина мира» // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 24. С. 1149-1153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44652730 (дата обращения: 16.05.2022).
14. Загидуллина Г. И. Воспитание у дошкольников ценностного отношения к предметному миру // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы. Казань : Познание, 2017. С. 90-91.
15. Козлова С. А., Кожокарь С. В., Шукшина С. Е., Шахманова А. Ш. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром : учебно-методическое пособие для бакалавров. М. : МГПУ, 2015. 188 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ