Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Понятие юридической ответственности государственных служащих 8
1.1 Понятие «государственный служащий» 8
1.2 Виды ответственности государственных служащих 16
1.3 Действующее законодательство, регулирующее ответственность государственных служащих 24
Глава 2 Реализация юридической ответственности государственных служащих 31
2.1 Основания и механизмы ответственности государственных гражданских служащих 31
2.2 Особенности реализации ответственности государственных гражданских служащих 36
Глава 3 Проблемы совершенствования ответственности государственных служащих 47
3.1 Анализ привлечения к ответственности государственных гражданских служащих 47
3.2. Теоретические модели и рекомендации для стабилизации ответственности государственных служащих 52
3.3 Методы укрепления «обратной связи» как средства совершенствования ответственности государственных служащих 61
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 71
Актуальность исследования. В последнее десятилетие власти Российской Федерации организовали условия для создания необходимых правовых, институциональных и политических рамок. Россия продвинулась вперед в принятии инструментов управления эффективностью, которые отслеживают прогресс в достижении целей национального развития. Целевые показатели во все большей степени определяют деятельность федеральных учреждений и регионов; информация о результатах деятельности все чаще используется для корректировки инструментов политики, разработки программ и расходов. Были предприняты важные шаги для привлечения внимания граждан к оказанию государственных услуг. Для граждан разработаны четкие правила и стандарты обслуживания. Новые, инновационные механизмы, такие как многофункциональные сервисные центры и интернет-порталы, облегчают все большему числу граждан и фирм доступ к услугам государственного управления и доступ к ним [61, с. 62].
Однако независимо от стадий развития теории права и государства, все еще важными, всегда актуальными выступают вопросы, связанные с юридической ответственностью государственных гражданских служащих. Серьезную роль, с точки зрения теории и практики, в ходе образования в РФ правового государства и гражданского общества, а также реализации глобальных преобразований в административной и экономической деятельности, которые нельзя представить без проведения реформ в институте государственной службы, играет изучение и глубокий анализ сложностей, относящихся к юридической ответственности государственных гражданских служащих [61, с. 63].
В условиях процесса внедрения демократических принципов в политическую и социально-экономическую сферы деятельности, а также установления общих человеческих ценностей в социуме происходит постоянный количественный и качественный рост противозаконных деяний и других преступлений, совершаемых государственными служащими, то есть непосредственно реформаторами. Это подтверждают статистические данные. Так, за 10 месяцев 2018 года были совершены 27 143 преступления коррупционной направленности, что на 1,9% больше, чем за аналогичный период 2017 года [48, с. 34].
Нарушения закона со стороны государственных гражданских служащих, особенно должностных лиц, которые наделены юридическими правами, отличаются наиболее серьезной опасностью, так как затрагивают свободы и права граждан, правопорядок, интересы государства, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью. Именно по этой причине организация эффективной государственной гражданской службы, которая рассматривается в неотделимой связи со всей системой государственного управления, выступает важным и обязательным фактором консолидации отечественной демократической государственности, наращивания авторитетного влияния и действенности власти.
Юридическая (правовая) ответственность заключается в том, что в ней используются какие-либо имущественные, взыскательные меры, наказания за совершение правового нарушения, другими словами, за действия или бездействия, которые признаны законодательной системой опасными и недопустимыми. Российской законодательной системой учитывается гражданско-правовая, дисциплинарная, административная, уголовная, материальная и юридическая ответственность относительно госслужащих. Поэтому основной государственной задачей выступает формирование эффективно работающих механизмов, дающих возможность уменьшить число нарушений государственных гражданских служащих.
Степень разработанности темы. Правовая ответственность государственных гражданских служащих до принятия Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ не рассматривалась как система, то есть ответственность служащих отдельных правоохранительных органов, военнослужащих и иных органов государственного управления изучалась независимо друг от друга и самостоятельно, при этом исследования носили отраслевой характер. В настоящее время юридическая ответственность государственных служащих изучается в работах таких исследователей, как А. П. Агапов, Г. В. Атаманчук, А. А. Гришковец, А. А. Малышев, Д. В. Миронов, Д. А. Радченко, Ю. Н. Старилов и т.д. Однако, юридически-правовая ответственность государственных гражданских служащих и ее реальная ситуация практически не изучены. Таким образом, необходимо осуществить комплексное исследование юридическая ответственности государственных гражданских служащих на примере субъекта РФ.
Целью исследования является изучение ответственности государственных служащих и проблематика современного ее состояния на уровне субъекта РФ.
Задачами исследования, в соответствии с целью, являются:
• изучение понятия «государственный гражданский служащий»;
• рассмотрение особенностей и видов юридической ответственности государственных гражданских служащих;
• анализ существующей законодательной системы, которая регулирует юридическую ответственность государственных гражданских служащих на уровне субъекта;
• определение основ и механизмов правовой ответственности государственных гражданских служащих;
• оценка соблюдения правовой ответственности государственных гражданских служащих в Самарской области;
• оценка реального состояния правовой ответственности государственных гражданских служащих;
• выделение теоретических моделей и рекомендация для стабилизации юридический ответственности государственных гражданских служащих, методов укрепления «обратной связи» как средства ее совершенствования.
Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, которые возникают в процессе реализации, применения и установления юридической ответственности государственных гражданских служащих.
Предметом исследования выступают теоретические модели и рекомендации для стабилизации общественных отношений, возникающих в результате реализации, применения и установления юридической ответственности государственных гражданских служащих.
Нормативную базу магистерской работы составили официально зарегистрированные акты Российской Федерации: Конституция России, федеральная законодательная система, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти РФ, постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ.
Методологическая основа исследования. Одним из основных методов, использующихся в данном диссертационном исследовании, является метод диалектики. На его основе было проанализировано понятие «государственный гражданский служащий», особенности и виды юридической ответственности государственных гражданских служащих, а также реальная ее ситуация.
Теоретическая основа исследования. При анализе особенностей и видов юридическая ответственности были изучены труды Ю. М. Буравлева [11, 12], В. Д. Граждана [19], А. А. Иванова [31], Н. В. Витрука [15], Д. А. Липинского [44, 45], Р. Л. Хачатурова [44, 71] и т.д. Понятие «государственный гражданский служащий», действующее законодательство, регулирующее их юридическую ответственность, основания и механизмы их работы были рассмотрены в работах таких ученых, как: А. П. Агапов [2], Г. В. Атаманчук [5], А. А. Гришковец [22], А. А. Малышева [48], Д. В. Миронов [52], Д. А. Радченко [59], Ю. Н. Старилов [64] и др.
Обобщая положения, изложенные в работе, можно прийти к следующим заключениям. Понятия «гражданский государственный служащий» рассматривается в нескольких аспектах: уголовно-правовая, административно-правовая, государственно-правовая точка зрения. Гражданским государственным служащим является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы и осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях гражданской службы в соответствии с актами о назначении на должности и со служебными контрактами и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Государственные гражданские служащие являются специальными субъектами права - должностными лицами, осуществляющими задачи и функции государственной власти. Законодательная система, которая определяет правовой статус госслужащих, предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную, материальную и гражданско-правовую ответственность. Хотя какой-либо отдельный государственный гражданский служащий не отвечает за персональную гражданско-правовую ответственность перед лицом, которое пострадало из-за действий, имеющих связь с исполнением или ненадлежащим исполнением им служебных обязательств.
Под юридической ответственностью понимается применение по отношению к правонарушителю мер государственного принуждения. Основными ее принципами выступают: недопустимость удвоения ответственности, ответственность за вину, индивидуализация наказания, целесообразность, неотвратимость наступления, справедливость и законность. Основными видами юридической ответственности государственных гражданских служащих являются: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и материальная.
Юридическая ответственность государственных гражданских служащих - это разновидность юридической ответственности, так как она выражается в едином правовом явлении, которое существует в совокупности отрицательных и положительных сторон, отражается в особенной сфере жизнедеятельности - государственном управлении, и имеет связь с квалифицированной деятельностью специальных субъектов права - государственных гражданских служащих. Юридическая ответственность госслужащего приходит из-за ее основной обязанностью осуществлять признание, соблюдение и защищать права и свободы человека и гражданина.
Правовая ответственность государственного гражданского служащего представляет собой предусмотренную правовыми нормами юридическую обязанность государственного гражданского служащего, который соответствующим образом осуществляет соблюдение наложенных на него должностных полномочий. Случай, когда эти полномочия им не исполняются либо не соответствуют требованиям исполнения, представляет собой юридическая обязанность, которая появляется на основании факта свершения должностного правового нарушения, нужно претерпеть на основе осуждения неблагополучный результат, который выражается в ограничениях личного, организационного, имущественного или прочего характера.
В существующей законодательной системе России построен межотраслевой комплексный и многофункциональный институт правовой ответственности специальных правовых субъектов - государственных гражданских служащих. Установление места правовой ответственности государственных гражданских служащих в системе юридической ответственности имеет методическую важность, поскольку это дает право структурировать приобретенные в исследовательской работе знания о категории «юридическая ответственность государственных гражданских служащих» и структурировать их.
Законодательная система о государственной гражданской службе является несовершенной. Законодатель специально не относит к числу принципов госслужбы принцип «ответственности государственных гражданских служащих за надлежащее исполнение своих должностных обязанностей». Неустойчиво закреплены основания дисциплинарной ответственности, а также наблюдается тенденция неполноты и неверности закрепления в должностных регламентах обязанностей госслужащих.
Основаниями юридической ответственности государственных гражданских служащих выступают: процессуальное, фактическое, нормативное (юридическое). Основным механизмом юридической ответственности является правовой, который в свою очередь, тесно связан с понятием «правонарушение». Среди главных признаков выделяют такие, как: неотвратимость наказания; осознанный, волевой характер; вред; внешняя выраженность; наличие всех элементов.
Анализ реальной ситуации юридической ответственности государственных гражданских служащих показал, что за последние пару лет увеличилось количество преступлений, совершаемых государственными гражданскими служащими, большинство из которых остаются без наказанными. Юридическая ответственность практически не реализуется по причине того, что нормативно-правовой контроль за государственными гражданскими служащими в силу ряда причин нарушен.
Основными теоретическими моделями и рекомендациями для стабилизации юридический ответственности государственных гражданских служащих являются: внедрение этического кодекса, расширение мер дисциплинарного воздействия, зафиксировать подразделение мер дисциплинарного воздействия на государственных служащих на основные и дополнительные меры, внесение дополнительных пунктов и изменений в ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», создание независимого института, к полномочиям которого относится регламент за исполнением положений справедливости и законности.
Одним из главных методов укрепления «обратной связи как средства совершенствования юридической ответственности государственных гражданских служащих выступает методика поощрения, способствующая достижению целей прочих госслужащих добросовестным образом осуществлять служебные обязательства.
Наиважнейшей задачей сегодня является создание эффективного механизма работы гражданского общества, которое будет способно быстро реагировать на позитивные и на негативные результаты деятельности государственных органов. Помимо этого, важно обеспечить не только неизбежность правовой ответственности государственных гражданских служащих, но и дать гарантии на защиту их прав и свобод. Для стабилизации реальной ситуации юридической ответственности государственных гражданских служащих необходимо совершенствование законодательства и активное использование метода «обратной связи».
1. Авдеенкова М.П. Система юридической ответственности в современной России / М.П. Авдеенкова // Государство и право. - 2017. - № 7. - С.15-16.
2. Агапов А.П. Административное право / А.П. Агапов. - М.: Юрайт, 2018. - 874с.
3. Агеева Н.Г. Правовые основы Российского государства. - М.: «АСТ», 2019 г. - 416с.
4. Алехина О. Проблемы в профессиональном развитии современных государственных служащих / О. Алехина // Полис. - №7. - 2018. -С.82-88.
5. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография / Г.В. Атаманчук. - М.: РАГС, 2018. - 312с.
6. Барабашев А.Г. Ретроспективный анализ основных направлений модернизации системы государственного управления и государственной службы / А.Г. Барабашев, А.В. Клименко // Вопросы государственного и муниципального управления. - № 3. - 2018. - С.36-72.
7. Безверхов А.Г. Служебные правонарушения: тенденции развития норм / А.Г. Безверхов // Российская юстиция. - 2017. - № 4. - С.27-28.
8. Болдырев А.Н. Правовые основы становления современной государственной службы в Российской Федерации / А.Н. Болдырев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2019. - № 8. - С.16-17.
9. Бриллиантов А.В Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / В.А. Блинников, А.В. Бриллиантов, О.А. Вагин. - М.: Проспект, 2015. - 1184с.
10. Буравлев Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы / Ю.М. Буравлев. - М.: Юрист, 2018. - 154c.
11. Буравлев Ю.М. Конституционно-правовые основы государственной службы и целесообразность ее интеграции с муниципальной службой / Ю.М. Буравлев // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - №10. - С.20-21.
12. Буралев Ю. М. Юридическая ответственность государственных служащих, обусловленная оценкой эффективности служебной деятельности / Ю. М. Буралев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018. - № 4. - С.33-34.
13. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494c.
14. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
15. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. - М.: Норма, 2017. - 291c.
...