Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №107258

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольное образование

Объем работы102
Год сдачи2017
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы методического сопровождения реализации культурных практик в дошкольной образовательной организации 13
1.1 Характеристика понятия «культурные практики» в дошкольной образовательной организации 13
1.2 Психолого-педагогические аспекты методического сопровождения реализации культурных практик в дошкольной образовательной организации 25
Вывод по первой главе 38
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации методического сопровождения реализации культурных практик в дошкольной образовательной организации 40
2.1 Выявление содержания и характера методического сопровождения реализации культурных практик в дошкольной образовательной организации 40
2.2 Организация и осуществление методического сопровождения реализации культурных практик в дошкольной образовательной организации 55
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы 72
Выводы по второй главе 79
Заключение 81
Список используемой литературы 84
Приложение 93

Современная педагогическая реальность базируется на признании приоритетности образования как ценностно-культурной основы развития человека, обогащения его творческого потенциала и пробуждения механизмов личностного саморазвития. Задача образования — создать культурное пространство для саморазвития личности и научить ее пользоваться свободой во благо себя и других (Е.В. Бондаревская). Конечная цель современного образования — развитие и воспитание человека культуры. Это означает поворот всех компонентов образования к культуре и к человеку как субъекту, способному к культурному саморазвитию (Е.В. Бондаревская, Н.Ф. Голованова, Н.Б. Крылова и др.).
Дошкольное образование обеспечивает начальное звено реализации данной цели. Оно отражает общую, присущую современным образовательным системам ценностную направленность — содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь (А.П. Тряпицына). Культурологический подход позволяет рассмотреть сущность современного дошкольного образования через призму вхождения ребенка в культуру и его культурного развития.
С позиции культурологического подхода дошкольное образование определяется как культурно-ориентированный процесс, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество детей и взрослых. Воспитатель выступает в роли проводника и посредника между ребенком и культурой. Глубоко осознавая особенности дошкольного возраста, воспитатель способен ввести ребенка в мир культуры, оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей.
Данные концептуальные положения нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и документах, отражающих государственную политику в области образования.
Так в документе «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», говорится о том, что воспитание, должно быть направлено на развитие личности, необходимости создания условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Стратегия предполагает обновление воспитательного процесса, основанное на оптимальном сочетании отечественных традиций, современного опыта, достижения научных школ, предусматривающих культурно-исторический системно-деятельностный подходы в развитии личностного потенциала детей и подростков на современном этапе. В связи с этим возникает необходимость переосмысления современной социальной среды, пространства, общества, требований, которые диктует новая ситуация. Особое значение приобретает поиск эффективных путей воспитания самостоятельной, инициативной, активной личности ребенка, создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения обучающихся, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденного Приказом МО РФ от 17.10. 2013 г. №1155.
В пункте 2.9. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования говорится о том, что: «в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы» (2, с 5-7).
В пункте 2.11.2. федерального государственного образовательного стандарта идет речь о том, что: «В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». (2, с 9).
Н.Б. Крылова дает определение: «Культурные практики - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для ребенка виды его самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Эти виды деятельности и поведения он начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию».
О.А. Бакулевич рассматривает понятие «культурные практики», как «ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах со взрослыми, сверстниками и младшими детьми».
Анализ представленных определений понятия «культурные (социокультурные) практики в образовательном процессе» позволяет сделать предположение, что организация и реализация культурных практик в современном образовательном процессе может быть эффективным способом для развития инициативности, воспитания самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Это определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Проблема взаимосвязи культуры и образования активно изучается в последние десятилетия. Образование носит культурообразующую функцию, предполагает активный деятельный характер и субъектную позицию воспитанника. В качестве методологической основы поиска моделей образования, рассматриваемого как культурного процесса, выступают культурологический и личностно-ориентированный подходы (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, А.В. Запесоцкий и др.). Эти подходы трактуются в качестве ведущих методологических оснований для разработки новой модели образования, главной особенностью которой должно стать функционирование по законам культуры и ориентация на индивидуально- личностное становление человека как субъекта культуры.
На социокультурный характер педагогической деятельности указывал Г.П. Щедровицкий, при этом он отмечал, что как социокультурный процесс педагогическая деятельность выполняет функцию трансляции и реализации культуры. Педагогическая деятельность выступает как одна из ведущих социокультурных видов деятельности общества. Педагогический процесс является социальным явлением, главное назначение которого - образование подрастающего поколения, то есть формирование культурных ценностей.
С позиции философии теория деятельности рассматривается как специфически человеческий способ отношения к миру, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу.
Основные положения теории деятельности отражены в трудах известных психологов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.С. Кагана и др.
На методологическом уровне проблема деятельности рассматривается в трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.А. Реана, С.Л. Рубинштейна, Б.Д. Эльконина и др., где дается общая психологическая характеристика деятельности: понятие деятельности, ее побудительные причины, цель, структура, определена ее роль в формировании личности.
Наряду с обоснованием проблемы на научно-теоретическом уровне, анализом научных исследований и педагогической практики были выявлены следующие противоречия.
Недостаточно кадровое и методическое обеспечение, отсутствуют четкие алгоритмы реализации культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
В теоретической и методической практике не получила должного обоснования проблема реализации культурных практик педагогами дошкольного образования в аспекте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, как важнейшей составляющей их непрерывного профессионального образования и отсутствием умений рационально их применять в образовательном процессе детского сада.
В системе организации социокультурных практик разработаны формы и методы работы со школьниками и недостаточно представлен методический инструментарий для реализации культурных практик в образовательный процесс дошкольной образовательной организации в работе с детьми дошкольного возраста.
Существующее в традиционной практике методическое обеспечение образовательного процесса, предполагающее наличие методической документации, пособий, материалов и средств осуществления образовательного процесса не в полной мере помогает устранить профессиональные затруднения педагогов. В связи с этим, возрастает роль методического сопровождения введения социокультурных практик в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, под которым в нашем исследовании понимается непрерывная, последовательная совместная деятельность участников образовательного процесса (при ведущей и руководящей роли заместителя заведующего по воспитательно методической работе), направленная на проектирование условий, необходимых для эффективной реализации культурных практик в образовательный процесс дошкольной образовательной организации с детьми дошкольного возраста.
Существующие противоречия определяют актуальность исследования на научно-методическом уровне и позволяют сформулировать проблему проектирования методического сопровождения реализации культурных практик в работе с детьми дошкольного возраста, способствующего эффективному социокультурному развитию личности ребенка дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание методического сопровождения реализации культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс реализация культурных практик в работе с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования: методическое сопровождение реализации культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что качественная реализация культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации будет зависеть от методического сопровождения деятельности воспитателей, включающего:
• мониторинг профессиональной компетентности воспитателей, обеспечивающий реализацию культурных практик в работе с дошкольниками;
• определение содержания и структуры непрерывной совместной деятельности участников образовательного процесса (заместителя заведующего по воспитательно методической работе, воспитателей, детей, родителей);
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды детского сада (создание социокультурной среды).
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.
1) осуществить теоретический анализ проблемы реализации культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации;
2) уточнить содержание понятия «методическое сопровождение реализации культурных практик» в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, его структуру;
3) определить критерии эффективности методического сопровождения реализации культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации;
4) разработать и апробировать содержание и компоненты методического сопровождения реализации культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач будет использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, систематизация и обобщение передового педагогического опыта по данной теме;
• контент - анализ нормативных документов;
• наблюдение за деятельностью участников образовательного процесса (педагогов и детей), анализ программных документов, продуктов деятельности детей, беседа, анкетирование;
• количественный и качественный анализ полученных данных, методы графической обработки результатов.
Теоретической основой исследования являются:
• положения культурологического и личностно-ориентированного подходов в образовании (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, А.В. Запесоцкий);
• положения о социокультурном характере педагогической деятельности (Г.П. Щедровицкий);
• подход Н.Б. Крыловой к определению понятия «культурные практики».
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 167 «Долинка» городского округа Тольятти.
Основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
На первом этапе (2015-2016 гг.) - организационно-подготовительном - определены методологические и теоретические основы исследования; сформулирована проблема, цель, задачи исследования; проведен контент - анализ нормативных документов; отобран диагностический инструментарий для изучения процесса включения культурных практик в работу с детьми дошкольного возраста.
На втором этапе (2015-2016 гг.) - содержательно-технологическом - разработаны и апробированы содержание и компоненты методического сопровождения реализации культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
На третьем этапе (2017 г.) - итогово-диагностическом - обобщены результаты эксперимента и оформлены материалы диссертационного исследования.
Научная новизна исследования будет заключаться в следующем: разработано содержание и инструментарий методического сопровождения реализации культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования будет заключаться в том, что:
• уточнено понятие «методическое сопровождение реализации культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации», которое рассматривается как непрерывная, последовательная совместная деятельность участников образовательного процесса (при ведущей и руководящей роли заместителя заведующего по воспитательно методической работе), направленная на проектирование условий, необходимых для эффективного включения культурных практик в образовательный процесс дошкольной образовательной организации;
• выделены критерии эффективности (непрерывность, системность, опережающий характер) и описаны уровни (достаточный, недостаточный) методического сопровождения реализации культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования будет определяться тем, что возможен перенос осмысленного в работе теоретико-практического опыта методического сопровождения реализации культурных практик в деятельность дошкольных образовательных организаций.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Методическое сопровождение реализации культурных практик в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, представляет непрерывную, последовательную совместную деятельность участников образовательного процесса (при ведущей и руководящей роли заместителя заведующего по воспитательно методической работе), направленную на проектирование условий, необходимых для эффективного включения культурных практик в работу с детьми дошкольного возраста.
2. Структура методического сопровождения включает мониторинг и повышение профессиональной компетентности воспитателей в разных формах методической работы в дошкольной образовательной организации; актуализацию компонентов методического обеспечения реализации культурных практик в работе с детьми дошкольного возраста на локальном и частно-методическом уровнях; обогащение развивающей предметно-пространственной среды детского сада.
3. Эффективность методического сопровождения реализации культурных практик в образовательном процессе ДОО определяется критериями: непрерывность (длительность, последовательность методической помощи); системность (взаимодействие участников образовательного процесса: заместителя заведующего по ВМР, воспитателей, детей, родителей); опережающий характер (обеспечение развития образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки).
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы (71 источник). Основной текст диссертации изложен на 92 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме методического сопровождения, позволяет сделать вывод о том, что понятие методическое сопровождения в психолого-педагогических исследованиях трактуется по-разному. По мнению большинства педагогов-исследователей, методическое сопровождение педагогического процесса на современном этапе характеризуется, как деятельность, способная совершенствовать и развивать профессиональную компетентность педагогических работников в вопросах качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса.
В психологии сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (Г. Бардиер, М.Р. Битянова). Успешно организованное сопровождение помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна (А.П. Тряпицына).
Решая вопрос о повышении качества образования, педагогам дошкольных образовательных организаций, необходимо осуществлять поиск и апробацию эффективных форм организации детской деятельности, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Одной из таких форм является проектировании и реализация культурных практик в дошкольной образовательной организации. Педагоги детского сада столкнулись с рядом трудностей. Сложности возникают в выборе деятельности и планировании работы при реализации культурных практик, проектировании и организации развивающей предметно-пространственной среды, установление партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми при реализации культурных практик. Поэтому возникает необходимость в организации и осуществлении методического сопровождения реализации культурных практик в ДОО.
Таким образом, методическое сопровождение в педагогике рассматривают как непрерывную, последовательную совместную деятельность участников образовательного процесса (при ведущей и руководящей роли заместителя заведующего по ВМР), направленная на проектирование условий, необходимых для эффективной реализации культурных практик в образовательный процесс ДОО с детьми дошкольного возраста (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына). Недостаточно изучена проблема методического сопровождения реализации культурных практик педагогами дошкольного образования в аспекте ФГОС ДО.
Во многих педагогических исследованиях подчеркивается важность взаимодействия дошкольников разных возрастов. В процессе взаимодействия старших дошкольников с младшими каждый из детей является носителем различного социального опыта, который оказывает определенное влияние на формирование личности, формирование отношений с окружающими. В процессе межвозрастного взаимодействия воспитанников старшие дети учатся уступать, защищать, заботится о младших, а младшие - подражают поступкам старших детей, учатся у них ответственности и организованности. Усвоенный опыт отношений способствует всестороннему развитию дошкольников, формированию у них активности, инициативности и самостоятельности. Исходя из данных убеждений, мы предположили, что реализация культурных практик по межвозрастному взаимодействию воспитанников будет максимально способствовать повышению качества дошкольного образования, повышению уровня социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников, повышению уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОО.
В ходе теоретического анализа проблемы мы пришли к выводу о том, что необходимо разработать и апробировать программу методического сопровождения реализации культурных практик по межвозрастному взаимодействию воспитанников. При разработке программы был подобран диагностический инструментарий.
В ходе экспериментальной деятельности полученные данные свидетельствуют о том, что разработанная и апробированная программа методического сопровождения реализации культурных практик по межвозрастному взаимодействию воспитанников в ДОО характеризуется достаточным уровнем, является эффективной и результативной. После ее осуществления в экспериментальной группе дошкольников показатели уровня сформированности социально -коммуникативной компетентности значительно улучшились. У педагогов ДОО повысился уровень сформированности профессиональной компетентности, все педагогические работники, участвующие в эксперименте имеют оптимальный уровень сформированности профессиональной компетентности, готовы делиться опытом работы среди коллег детского сада и в городском педагогическом сообществе, готовы к внедрению инноваций. Воспитатели систематически планируют работу по реализации культурных практик по межвозрастному взаимодействию воспитанников в различных видах детской деятельности, организуют взаимодействие детей разных возрастов в режимных моментах, в образовательной деятельности по инициативе самих детей и инициативе взрослых.
Таким образом, мы можем говорить, о результативности методического сопровождения реализации культурных практик по межвозрастному взаимодействию воспитанников, о том, что цель исследования достигнута, а выдвинутая гипотеза подтверждена.


1. Анфисова, С.Е. Технология культурных практик формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие [Текст] / С.Е. Анфисова, О. В Дыбина, О.П. Болотникова. - Центр педагогического образования, 2014. - 144 с.
2. Асмолов, А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: проблемы разработки и значение для общества, государства, семьи, ребенка [Текст] / А.Г. Асмолов. - Институт стратегических исследований в образовании РАО, 2012 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.isiorao.ru/Progect/experience1/Asmolov.php.
3. Бабаева, Т.И. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада [Текст] / Т.И. Баева, О.В. Солнцева //Журнал Детский сад: теория и практика. - 2015.- № 5. - С. 17-21.
4. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развития [Текст] / Т.М. Бабунова. - Магнитогорск, 2004. - 217 с.
5. Богуславская, Т.Н. Проблемы и перспективы модернизации муниципального управления дошкольным образованием [Текст] / Т.Н. Богуславская // Социально-экономические и политические процессы в современной России: анализ, прогноз. - Оренбург: Агентство ПРЕССА, 2011.- С.180-182.
6. Брунер, Жд. Культура образования [Текст] / Жд. Брунер. - М.: Просвещение, 2006. - 119 с.
7. Бюллетень ВАК министерства образования и науки РФ/ Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст] - Доклад. - Нижний Новгород: 19 апреля 2010 года.
8. Веракса, Н.Е. Критерии оценки качества работы дошкольных образовательных учреждений (по видам учреждений) в рамках перехода на новую систему оплаты труда [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.А. Никитина, Т.Н. Богуславская, Т.А. Легова. - М.: Центр психологического сопровождения образования ТОЧКА ПСИ, 2010. - 128 с.
9. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 137 с.
10. Верещагина, Н.В. Диагностика педагогического процесса в старшей группе (от 5 до 6 лет) ФГОС [Текст] / Н.В. Верещагина. - Детство - Пресс, 2015. - 17с.
11. Ганаева, Е.А. Повышение квалификации руководителей: маркетингово-технологический подход [Текст] / Е.А. Ганаева // Журн. Высшее образование в России. - 2005. - № 15. - С. 16-23.
12. Голубович И. В. Свидетельствование как культурная практика и как объект исследования в современном гуманитарном знании. Одесса, 2012. - С.- 24-27.
13. Губанова, В. Развитие игровой деятельности [Текст] / Н.В. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 115с.
14. Гудова, М.Ю. Современное чтение как деятельность, культурная практика и социальный институт [Текст] / М.Ю. Гудова. - Челябинск, 2011. - С.100-104.
15. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования [Текст] / А.Я. Данилюк.- Ростов на Дону: Изд-во Рост. Пед.ун-та, 2000. - 440 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ