Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ)

Работа №71151

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
256
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ 7
1.1. Проблема формирования музыкального вкуса у детей
дошкольного возраста в педагогической теории и практике 7
1.2. Особенности организации культурных практик в
образовательном процессе детского сада 15
1.3. Педагогические условия формирования музыкального вкуса у
детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках... 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНЫХ
ПРАКТИКАХ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ) 35
2.1. Диагностика уровня сформированности музыкального вкуса у
детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Апробация педагогических условий по формированию музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста в
культурных практиках (на примере музыкальной гостиной) 42
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ


Музыкальное искусство, обладая огромной силой воздействия на ребенка дошкольного возраста, способно влиять на его сознание, взгляды на жизнь, убеждения и, в конечном итоге, - на формирование его мировоззрения. Воздействуя на духовную жизнь человека, музыка способствует становлению его гармоничной личности. Этот процесс начинается с детства, и именно дошкольный возраст является необходимым и важным этапом формирования предпосылок многих ценных качеств будущей личности.
Важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше в детстве. Необходимо воспитывать с дошкольного возраста умение глубоко чувствовать и понимать музыкальное искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. В дошкольном возрасте необходимо доносить до сердца ребенка красоту музыкального произведения, так как, чувствуя многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступень культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
Процесс приобщения к музыкальному искусству многогранный и сложный. Важную роль в нем играет музыкальный вкус, как способность адекватно воспринимать и эмоционально-эстетически оценивать музыкальные произведения, выбирая среди них истинно-художественные.
Формирование музыкально вкуса содержит в себе огромный потенциал для развития способностей, воспитания культуры, жизненного самоопределения каждой личности.
Вопросами музыкального воспитания детей дошкольного возраста занимались Н.А. Ветлугина, Е.В. Волкова, Е.В. Болотова, О.В. Гридчин, В.В. Домогацких, Г.Т. Исхакова, Н.В. Карташов, Н.Г. Кононова,
Т.Ю. Кулагина, Н.А. Метлов, И.Б. Нестерова, Г.П. Новикова, О.П. Радынова, А.Л. Савушкина, Т.А. Серде, Е.М. Скотарева и др. Проблема развития детей в музыкальной деятельности рассматривается в трудах Н.А. Ветлугиной, А.Г. Гогоберидзе, А.И. Катинене, Г.М. Чумичевой и др.
В работах Н.А. Ветлугиной, Д.И. Воробьевой, И.Л. Дзержинской, Д.Б. Кабалевского, Н.А. Метловой, О.П. Радыновой и др. отражен опыт формирования музыкального вкуса детей в музыкальной деятельности в дошкольном образовании.
Анализ научных исследований показал, что, несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы формирования музыкального вкуса у детей дошкольного возраста, многие ее аспекты остаются недостаточно изученными.
В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для музыкального развития детей, что вкус к музыке лучше всего формируется в эстетической и музыкальной деятельности, которые соответствуют эмоциональной природе восприятия дошкольника. Поэтому на процесс формирования музыкального вкуса у детей дошкольного возраста влияет организация культурных практик в образовательном процессе детского сада. Н.Б. Крылова культурные практики рассматривает как тип организации и самоорганизации детской деятельности дошкольника, требующей и воспроизводящей определенный набор социально-нормативных характеристик на определенном возрастном этапе дошкольного детства, как разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
Анализ научных публикаций показал, что проблема формирования музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках недостаточно исследована. Мы выявили противоречие между необходимостью формирования музыкального вкуса у детей дошкольного возраста, и недостаточной обоснованностью условий формирования музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках.
В связи с эти мы выбрали тему исследования «Формирование музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках (на примере музыкальной гостиной)».
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий формирования музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках.
Разрешение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: педагогические условия формирования музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках (на примере музыкальной гостиной).
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках (на примере музыкальной гостиной) будет эффективным, если:
- способствовать музыкальному восприятию ребенком дошкольного возраста музыкальных произведений;
- развивать у детей дошкольного возраста способность самостоятельно оценивать (на основании накопленных ранее впечатлений и знаний) эмоциональное содержание музыки, музыкальный образ, выразительные средства;
- обеспечивать методическое сопровождение процесса формирования музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть проблему формирования музыкального вкуса у детей дошкольного возраста в педагогической теории и практике.
2. Рассмотреть особенности организации культурных практик в образовательном процессе детского сада.
3. Апробировать педагогические условия формирования музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках (на примере музыкальной гостиной).
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы; беседа;
педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2015 г.) - определение темы дипломной
работы, изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, составление плана исследования; подготовка материала теоретической части.
Второй этап (сентябрь 2015 г. - апрель 2016 г.) - разработка плана экспериментальной работы, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май 2016 г.) - обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы; оформление дипломной работы и подготовка ее к защите.
База экспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 с. Беловское Белгородского района Белгородской области», старшая группа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Уровень воспитания музыкального вкуса, неразрывно связанный с музыкальной культурой личности, постоянно ею совершенствуется. Благодаря этим усилиям ребенку открывается мир звуковых представлений и впечатлений, дающий чувство свободы, познания красоты и самодостаточности. Музыкальный вкус рассматривается способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства Воспитывая музыкальный вкус, мы формируем у ребенка музыкальной сознание, так как понимание и опенка музыки возможны лишь на основе его сложной поисковой работы. Она направлена на выделение, объединение основных элементов звуковой ткани и их осмысление с помощью эмоционально¬ассоциативных комплексов. Эмоции помогают приобретать знания, а мышление углубляет эмоции и делает их более содержательными.
Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками. Культурные практики - это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
В процессе организации и проведения экспериментальной работы (на констатирующем этапе эксперимента) мы определили критерии и показатели сформированности музыкального вкуса детей старшего дошкольного возраста, провели диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста, сделали качественный и количественный анализ результатов обследования, выявили проблемы, связанные с процессом формирования музыкального вкуса у детей старшего дошкольного. На формирующем этапе эксперимента мы разработали содержание работы по формированию музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста, создавали условия для музыкального восприятия ребенком дошкольного возраста музыкальных произведений, решали профессиональные задачи по развитию у детей дошкольного возраста способности самостоятельно оценивать (на основании накопленных ранее впечатлений и знаний) эмоциональное содержание музыки, музыкальный образ, выразительные средства, для эффективного формирования музыкального вкуса у дошкольников мы осуществляли методическое сопровождение процесса формирования музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках в дошкольной образовательной организации. На контрольном этапе эксперимента мы провели повторное диагностическое обследование музыкального вкуса к природе у детей старшего дошкольного возраста после экспериментальной работы и выявили динамику развития музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста: количество детей с высоким уровнем возросло с 3 (15%) до 7 (30%), количество детей со средним уровнем музыкального вкуса изменилось с 10 (50%) до 9 (45%), количество детей с низким уровнем музыкального вкуса снизилось с 7 (35%) до 4 (20%).
На основании результатов педагогического эксперимента мы подтвердили гипотезу исследования, согласно которой процесс формирования музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках (на примере музыкальной гостиной) будет эффективным, если:
- способствовать музыкальному восприятию ребенком дошкольного возраста музыкальных произведений;
- развивать у детей дошкольного возраста самостоятельно оценивать (на основании накопленных ранее впечатлений и знаний) эмоциональное содержание музыки, музыкальный образ, выразительные средства;
- обеспечивать методическое сопровождение процесса формирования музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках в дошкольной образовательной организации.
Таким образом, поставленные перед нами задачи исследования, в основном, решены, и гипотеза нашла свое подтверждение. Вместе с тем, работа над данной проблемой представляется очень важной и будет нами продолжена.



1. Абраменкова В.В. Игровые практики как модели обеспечения безопасного развития ребенка // Детский сад: теория и практика. - 2015. - №5. - С. 58-67
2. Алехина И.В. Методическое сопровождение становления
профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 307-310.
3. Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 5. - С. 38-47
4. Бодраченко И.К. Музыкальные игры в детском саду: для детей 3-5 лет. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 144 с.
5. Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. - 829 с.
6. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.:
Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - 352 с.
7. Бутенко Н.В. Методико-технологическое сопровождение художественно¬эстетического развития детей дошкольного возраста. - М.: Издательство Перо, 2014. - 268 с.
8. Вербенец А.М. Коллекционирование как культурная практика современного дошкольника: феномен, особенности, приемы поддержки // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 5. - С. 76-91.
9. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1983. - 231 с.
10. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с
11. Выродова И.А. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические технологии. - М.: Карапуз, 2012. - 144 с.
12. Галянт И.Г. Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - №2. - С. 53-62.
13. Гогоберидзе А.Г, Деркунская В.А. Детство с музыкой: современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 650 с.
14. Гогоберидзе А.Г. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в детском саду: современный взгляд на проблему / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская // Детский сад от А до Я. - 2010. - №3. - С. 4-14.
15. Горина Л.В. Организация художественно-эстетической деятельности дошкольников как культурной практики // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 5. - С. 92-99
16. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка // Справочник музыкального руководителя. - 2014. - №2. - С.10-15.
17. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
18. Детям от 2 до 7 лет. Развивающая музыка. Знакомимся с инструментами симфонического оркестра. - М., 2010.
19. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
20. Дубогрызова Г.Н. Теория и технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС. (Учебно-методическое пособие). - Армавир, АГПА, 2014. - 122 с.
21. Зак А.З., Мадорский Л.Ф.. Музыкальное воспитание ребенка. - М., 2011.
22. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2010.
23. Каблучко Л.Б.Требования к содержанию дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО // электронный ресурс. Режим доступа:
http://a2b2.ru/methods/4124_18112014g_kabluchko_lbtrebovaniya_k_soderjaniyu doshkolnogo_obrazovan
24. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. Учебно-методическое пособие. - СПБ: Детство-Пресс, 2010. - 304 с.
25. Коган Л.Н. Художественный вкус. - М., 1968. - 212 с.
26. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. - 157 с.
27. Корепанова М.В. Культурные практики как основа проектирования образовательной деятельности дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 5. - С. 30-37
28. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 264с.
29. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование,
2000.
30. Крылова Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. - М.: Сентябрь, 2007.
31. Лащенко Н.Д. Философско-педагогический взгляды Е.И. Рерих. - СПб., 2003. - 128 с.
32. Лыкова И.А., Протасова Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Детский сад: теория и практика. - 2015. - №5. - С. 6-17
33. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста : методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 143 с.
34. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. - М., 2010.
35. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие для студ. Учрежд. высш. проф. Образования М.: Издательский центр «Академия», 20013. - 208 с.
36. Музыкальная психология: конспект лекций / Сост. И.В.Щербина. - Симферополь: КУКИиТ, 2011. - 77 с.
37. Нефедова Л.К. Антропологические вопросы И. Канта и приобщение ребенка к художественной практике // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 5. - С. 100-107.
38. Новикова Е.Б. Опыт включения дошкольников в культурную практику импровизации // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 5. - С. 108-112.
39. Новицкая В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. канд. пед. наук. - Санкт-Петербург , 2007. - 24 с.
40. Окружающий мир и музыка: учебно-игровые занятия и мероприятия для детей 4-6 лет / авт.-сост.: И.Н. Головачева, О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2009. - 143 с.
41. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования // Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 334 с.
42. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. - М., 2011.
43. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Академический Проект; Трикста, 2008. - 400с.
44. Программа развития системы российского музыкального образования на
период с 2015 по 2020 годы и план мероприятий по ее реализации // Электронный ресурс. Режим доступа:
http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/list.php?SECTION_ID=59536
45. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. - М., 2003.
46. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Владос, 1994. - 223 с.
47. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2011.
48. Резцова Т.М., Русанова В.И. Основы развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 69-71.
49. Родина Н.М. Культурные практики в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика. - 2015. - №5. - С. 24-29
50. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: пособие для музыкальных руководителей. - М.: Айрис-пресс, 2004.
- 58 с.
51. Синева Е.В., Соснина А.М. Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 100-102.
52. Сучкова И.М., Головнева Г.В. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. - М., 2011.
53. Тарасова К.В. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки / К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан; Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. - М.: Мозаика-Синтез,
2001. - 127 с.
54. Теплова А.Б. Культурные практики детства // Детский сад: теория и практика. - 2015. - №5. - С. 18-23
55. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Издание третье, исправленное и дополненное. Учебное пообие.
- М.: «Учебно-методический издательский центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2010. - 240 с.
56. Торопова А.В. Развитие целостности личности через чувственное наполнение музыкального сознания ребенка / Методология педагогики музыкального образования (Научная школа Э.Б. Абдуллина). - М., 2007. - С. 167-181.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96с.
58. Фенькина А.А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника // Педагогическое образование в России. - 2014. - №5. - С.23-27.
59. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. - М., 1987. - 184 с.
60. Щетинина А.М. Условия овладения ребенком позиции субъекта деятельности // Детский сад: теория и практика.- 2015. - №1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ