Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА)

Работа №106552

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольное образование

Объем работы125
Год сдачи2017
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством произведений устного народного творчества 11
1.1 Психолого-педагогические основы развития выразительных средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 11
1.2 Потенциал устного народного творчества в формировании выразительности речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 20
Вывод по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию выразительных средств речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи на примере устного народного творчества 29
2.1 Изучение уровня сформированности выразительных средств речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи 29
2.2 Содержание и организация работы по формированию выразительных средств речи у детей 5-7 лет с ОНР на материале устного народного творчества 56
2.3 Динамика в сформированности у детей 5-7 лет с ОНР выразительных средств речи 80
Вывод по второй главе 93
Заключение 95
Список используемой литературы 97
Приложение 105

Старший дошкольный возраст - это возраст активного вхождения в мир социальных отношений, познания социума, определения своего места в нем. Уровень речевого развития ребенка будет определять, насколько успешным будет его адаптация в этом мире.
Развитие речи включается в себя несколько направлений, одно из которых формирование выразительных средств речи. От того, насколько речь ребенка будет выразительна, эмоционально насыщена, понятна для собеседника, во многом зависит возникновение эмпатии при общении. Выразительность речи трактуется психологами как составляющая коммуникативного процесса (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, М.И. Лисина и др.) и как средство выражения эмоций (В.А. Артемов, К. Изард, А.Г. Ковалев и др.). Выразительные средства речи, зачастую, являются более информативными для собеседника при общении, чем слова. Освоение дошкольниками указанных средств имеет свою специфику. Наиболее актуальна эта проблема для детей с общим недоразвитием речи, для которых характерно отставание в развитии основных характеристик устной речи. Ученые подчеркивают связь усвоения экспрессии речи с общим речевым и эмоциональным развитием ребенка.
В старшем дошкольном возрасте наблюдается снижение импульсивности детских эмоций, совершенствуется речь, что, в свою очередь, приводит к значительному снижению выразительных характеристик речи. Такая особенность в развитии детской речи послужила основой для определения старшего дошкольного возраста как сензитивного в целенаправленном формировании у детей экспрессии речи. Именно в этот период дошкольного детства у детей появляется «языковое» чутье, своеобразные общие речевые способности.
Однако, вследствие несформированности фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) страдает связность их высказываний, что существенно влияет на их поведение в момент речевой коммуникации. Перечисленные недостатки речевой системы создают затруднения в овладении выразительными средствами речи детьми данной группы. Речь детей монотонна, мало выразительна, однообразна. Все эти проблемы, если ими не заниматься в детском возрасте, вызывают в дальнейшем трудности общения с окружающими, которые, в свою очередь, мешают детям выстраивать полноценные отношения со сверстниками.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о наличии интереса педагогов и психологов к проблеме овладения детьми выразительными средствами и творческого преобразования речи (Л.И. Айдарова, Н.В. Гавриш, К.Т. Патрина, И.Н. Позерт, О.В. Постникова, Н.А. Туранина, В.К. Харченко, К.Е. Хоменко и др.). Однако в перечисленных исследованиях идет речь о развитии выразительности речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормой речевого развития.
Кроме того, несмотря на достаточное количество исследований, касающихся развития речи детей с ОНР: Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Захарова, Т.Б. Филичева, Е.А. Карпушкина, Р.И. Лалаева, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, - до сих пор не выстроилась целостная система, описывающая особенности овладения выразительными средствами речи, отсутствует единая научно обоснованная методика коррекции речевых нарушений, которая помогла бы решить проблему овладения средствами выразительности речи детьми, имеющими речевые нарушения.
В отечественной дошкольной педагогике с целью развития выразительности речи используются различные средства: театрализованные игры, театрализованная деятельность (Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Г.Ф. Кузина, О.И. Соловьёва и др.), художественная литература (Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Л.Я. Панкратова, Е.А. Флерина). Между тем, возможности устного народного творчества еще недостаточно изучены в области речевой коррекции у детей с ОНР.
Устное народное творчество обладает огромными потенциальными возможностями, служит могучим, действенным средством формирования выразительных средств речи. Фольклор обогащает эмоции, развивает воображение. Именно напевность, мелодичность, лаконичность, ритмичность образцов устного народного творчества позволяют работать с такими характеристиками речи, как интонационное оформление высказываний, темпо-ритмическая организация речи, высотный и силовой диапазон голоса. Устное народное творчество предоставляет речевые образцы, подражание которым позволяет обогатить качество речи, превратить её в хорошо «настроенный» инструмент общения.
Во ФГОС ДО говорится о необходимости направить социально-коммуникативное развитие дошкольников на «формирование социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания», транслируемых другому человеку. Данные положения свидетельствуют о необходимости развития эмоциональной сферы ребенка- дошкольника, умений выражать собственные эмоции и «считывать» эмоциональное состояние партнера по общению. Подобные задачи возможно решить с помощью воспитания выразительных средств речи.
Актуальность исследования.
• Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на выпускника, обладающего социальным и эмоциональным интеллектом, выразительными средствами коммуникативной сферы при выстраивании контактов с другими людьми.
• Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне основывается на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности развития у детей 5-7 лет выразительных средств речи. Именно старший дошкольный возраст является сенситивным для целенаправленного формирования у детей экспрессии речи, появляется «языковое» чутье.
• Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных организаций существуют затруднения в вопросах формирования у детей 5-7 лет с ОНР выразительных средств речи по причине отсутствия методики по обозначенной теме.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса, можно выделить противоречия:
• между потенциальными возможностями устного народного творчества в овладении мелодикой языка, интонационными средствами выразительности и недостаточным использованием его возможностей в современном обществе;
• между необходимостью выполнять требования ФГОС ДО, обеспечивать качество образования, социализацию детей с речевыми нарушениями в обществе и отсутствием необходимых методик формирования выразительной речи дошкольников с ОНР.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определили проблему исследования: каковы возможности устного народного творчества в формировании выразительных средств речи у детей 5-7 лет с ОНР.
Таким образом, несомненная актуальность проблемы развития выразительных средств речи у детей с ОНР и недостаточная разработанность использования возможностей устного народного творчества обусловили тему нашего исследования: «Формирование выразительных средств речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи на материале устного народного творчества».
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования выразительности речи детей 5-7 лет с ОНР средствами устного народного творчества.
Объект исследования: процесс формирования выразительных средств речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: устное народное творчество как средство формирования выразительных средств речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза базировалась на предположении о том, что:
• формирование выразительных средств речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи проходит поэтапно: от умения слышать и выделять экспрессивные средства в речи окружающих людей, обозначая их словом, до умения самостоятельно использовать полученные знания для передачи эмоционального состояния в собственной речи;
• выразительные характеристики речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи формируются в процессе реализации деятельностного подхода;
• формирование выразительных средств речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи необходимо осуществлять за счет подбора произведений устного народного творчества в соответствии с показателями сформированности данной характеристики речи у детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа теории и практики специального образования охарактеризовать процесс формирования выразительных средств речи у детей 5-7 лет с ОНР, выявить и обосновать потенциальные возможности устного народного творчества в данном процессе.
2. Определить комплекс диагностических заданий, критерии, показатели и уровни сформированности у детей 5-7 лет с ОНР выразительных средств речи и выявить уровень сформированности у детей 5-7 лет с ОНР выразительности речи.
3. Разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования у детей 5-7 лет с ОНР выразительности речи на материале устного народного творчества.
Теоретическую основу исследования составляют:
• положение Л.С. Выготского о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей;
• положение о деятельностном подходе (Л.С. Выготский, П.Я. Г альперин, А.П. Леонтьев);
• положение о переходе (интериоризации) внешней деятельности во внутренний план в процессе обучения (теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина);
• исследования по проблеме речевого развития детей с общим недоразвитием речи и формирования интонационно-выразительных средств у дошкольников с речевыми нарушениями (Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Л.Р. Забродина, Л.А. Копачевская, Л.А. Позднякова, А.Н. Полозова, Е.Е Шевцова).
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности); эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседа; методы количественной и качественной обработки данных.
База проведения исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46 «Игрушка» г. о. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей 5-7 лет с ОНР.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2015 по 2017 годы.
Первый этап - поисково-аналитический (2015-2016 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий.
Изучались психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, по изучаемой проблеме, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2016 - 2017 гг.). Реализована программа экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
Третий этап - заключительно-обобщающий (2017 г.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Новизна исследования:
• обоснована возможность формирования у детей 5-7 лет с ОНР выразительных средств речи на материале устного народного творчества;
• определены критерии и показатели сформированности у детей 5-7 лет с ОНР выразительных средств речи, разработан комплекс диагностических заданий.
Теоретическая значимость исследования:
• определены теоретические подходы формирования у детей 5-7 лет с ОНР выразительных средств речи;
• обоснованы содержание, формы, методы формирования у детей 5-7 лет с ОНР выразительных средств речи на материале устного народного творчества.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов:
• дополненная педагогическая диагностика речевого развития дошкольников, направленная на изучение сформированности у детей 5-7 лет с ОНР выразительности речи;
• методика формирования выразительных средств речи у детей 5-7 лет с ОНР средствами устного народного творчества.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования нашли свое отражение в сборнике научных статей «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» (Тольятти 2015 г., 2016 г., 2017 г.), в сборнике «Материалы студенческой научно-практической конференции «Дошкольник на современном этапе» (28 марта - 12 апреля 2016, Тольятти, 2016), в сборнике «Материалы международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов» (7 - 28 ноября 2016, Тольятти, 2016).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование выразительных средств речи у дошкольников 5-7 лет с ОНР проходит поэтапно: от умения слышать и выделять экспрессивные средства в речи окружающих людей, обозначая их словом, до умения самостоятельно использовать полученные знания для передачи эмоционального состояния в собственной речи.
2. Выразительные характеристики речи формируются в приобретении опыта практической деятельности при организации речевой коммуникации детей 5-7 лет с ОНР на материале устного народного творчества.
3. Формирование выразительных средств речи у дошкольников необходимо осуществлять средствами произведений устного народного творчества, подобранных в соответствии с критериями (восприятие речи и воспроизведение речи) и показателями.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 75 источников, 31 таблицы и 4 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования было установлено, что проблема формирования у детей 5-7 лет с ОНР выразительных средств речи является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам уточнить понятия «интонация и «просодия», которые мы рассматриваем как эквивалентные: термин «интонация» употребляется в широком понимании, т.е. как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, темпа, тембра, ритма, логического ударения, силы и высоты голоса - и является аналогом термина «просодия».
Процесс формирования у детей 5-7 лет с ОНР выразительных средств речи характеризуется нами как ряд качественных преобразований: от появления умения слышать и выделять средства выразительности в речи окружающих людей, обозначая их словом, до умения самостоятельно использовать полученные знания для передачи эмоционального состояния в собственной речи, формирующиеся в процессе деятельностного подхода.
Поскольку устное народное творчество дает речевые образцы, подражание которым позволяет обогатить качество речи, превратить её в хорошо «настроенный» инструмент общения благодаря своей напевности, мелодичности, лаконичности, ритмичности, мы подобрали произведения в соответствии с выделенными нами показателями и использовали их (малые и большие фольклорные жанры) в формировании выразительных средств речи.
В работе представлена модифицированная диагностика сформированности у детей 5-7 лет с ОНР выразительных средств речи. Выделены критерии (восприятие в импрессивной речи и воспроизведение в собственной речи выразительных средств), показатели (14 умений) и уровни (низкий, средний, высокий) сформированности выразительных средств речи.
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что выразительные средства речи у дошкольников формируются в процессе специально организованной работы на основе подражания интонационно оформленной речи взрослых. Однако, вследствие отсутствия внимания педагогов в своей практической деятельности ко всем компонентам выразительности в равной степени, превалированию использования в коррекционной работе произведений современных детских поэтов и писателей над произведениями устного народного творчества, а также отсутствием постоянства закрепления речевого материала в разных видах детской деятельности и в повседневной жизни, речь детей с ОНР отличается монотонностью, вялостью, невнятностью, что и показали результаты констатирующего эксперимента.
В ходе исследования определено и доказано, что формирование у детей 5-7 лет выразительных средств речи в разных видах деятельности происходит успешно при реализации поэтапной работы, обеспечивающей овладение умениями слышать и воспроизводить средства речевой выразительности (ритм, логическое ударение, сила и высота голоса, темп, тембр, интонация). Умения детей слышать и выделять эти средства, обозначая словом, а затем самостоятельно использовать в речи, учитывая их характеристики и ситуацию общения, обеспечивает сформированность выразительных средств речи.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
Дальнейшая разработка проблемы может быть посвящена изучению психолого-педагогических условий формирования основ публичного выступления у детей 5-7 лет с ОНР.


1. Абдурахимова, Д.А. Использование народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.01. - Ташкент, 1998. - 15 с.
2. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку [Текст] / Л.И. Айдарова. - М. : Педагогика, 1978. - 144 с.
3. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст] / В.М. Акименко. - 3-е, стер. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 77 с.
4. Акулова, О.В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.07. - Санкт-Петербург, 1999. - 20 с.
5. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- 3-е изд., стереотип. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М. : Академия, 2000. - 400 с.
6. Алиева, С.Т. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества [Текст]: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук: 13.00.01. - Махачкала, 2004. - 18 с.
7. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: уч. пос. для вузов [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 319 с.
8. Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.03 . - Москва, 2005. - 15 с.
9. Бабина, Г.В. Практикум по логопедии: дизартрия [Текст] / Г.В. Бабина, Л.И Белякова, Е.Л Идес. - М. : ПРОМЕТЕЙ, 2012. - 104 с.
10. Богуш, А.М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Богуш, Е.П. Аматьева, С.К. Хаджирадева. - Х. : Ранок, 2011. - 288 с.
11. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии :уч-метод. пособие [Текст] / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. - Ставрополь : СГПИ, 2008. - 224 с.
12. Блохина, Л.Б. Методика анализа просодических характеристик речи. Методические рекомендации [Текст] / Л.Б. Блохина, Р.К. Потапова. - М. : МГПИИЯ, 1977. - 84 с.
13. Брызгунова, Е.А. Звуки и интонация русской речи [Текст] / Е.А. Брызгунова. - М. : Русский язык, 1977. - 281 с.
14. Бухвостова, С.С. Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста:пособие для студентов факультета дошкольного воспитания и работников дет. садов [Текст] / С.С. Бухвостова; Курский гос. пед. ин-т. - Курск :Курск.гос. пед. ин-т, 1976. - 58 с.
15. Ващенко, С.В. Работа над баснями как реализация языковой способности у дошкольников с ОНР[Текст] // Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка лиц с проблемами в развитии : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 15-16 мая 2008 г.) : в 2-х ч. Ч. 2 / отв. ред. Н.А. Першина ; ред. Н. Б. Шевченко [и др.]. - Бийск : БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. - 398 с. -с.192.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ