Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПРЕДПОСЫЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Работа №107125

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольное образование

Объем работы107
Год сдачи2017
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей 7-го г. ж. предпосылок познавательных универсальных учебных действий 8
1.1Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования познавательных универсальных учебных действий у старших дошкольников 17
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование формирования у детей 7-го г. ж. предпосылок познавательных УУД 33
2.1. Выявление уровня сформированности предпосылок познавательных УУД у детей 7-го г. ж 33
2.2. Методика формирования познавательных УУД у старших дошкольников 47
2.3. Контрольный срез 72
Заключение 80
Список используемой литературы 83
Приложение А 91
Приложение Б 94
Приложение В 95
Приложение Г 96

На современном этапе развития общества и внедрения в систему российского дошкольного образования федеральных государственных образовательных стандартов, приоритетной становится задача достижения нового, современного качества дошкольного образования. Пересматриваются требования к обучению дошкольников в условиях нарастающих социальных и технологических изменений, связанных с быстрым развитием и внедрением в практику средств информационных технологий[3]. Для того чтобы социализация в информационном обществе сегодня была успешной, важны не только предметные результаты освоения обучающимся дошкольного цикла, но и его умение учиться, способностью к автономному, независимому усвоению новейших знаний и умений [53]. Необходимо стремиться к непрерывному образованию и саморазвитию. Отвечая запросам личности, общества и государства, дошкольное образование должно обеспечивать освоение обучающимися общенаучных понятий и обобщенных способов действий, а также формирование способности их использования в практике решения личностно значимых задач [55]. Таким образом, в структуре требований предъявляемым к результатам освоения учащимися основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы три группы образовательных результатов: личностные, предметные и метопредметные.
Согласно ФГОС, основу метопредметных образовательных результатов составляют универсальные учебные действия (УУД) [51]. Наиболее полная программа развития УУД, а также ее методология и модель представлены группой ученых под руководством А.Г. Асмолова (Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов). Термин «универсальные учебные действия» определяется ими как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса[4].
В связи с данным обстоятельством можно сказать, что на сегодняшний день обществом предъявляются повышенные требования к предшкольной подготовке первоклассника, актуализируются проблемы школьной зрелости, организации подготовительной к школе работы, а также готовности детей к систематическому обучению [1;21].
Нами были выделены противоречия, значительно тормозящих развитие системы предшкольной подготовки, адекватно отвечающим тенденциям модернизации образования в РФ:
• между адекватно обусловленным ростом требований к предшкольному обучению детей, готовящихся к поступлению в первый класс и увеличением количества детей, не подготовленных к школе;
• между ориентированностью образования на непрерывность и недостатком скоординированности систем дошкольного и начального школьного образования в требованиях, содержании, технологиях.
В следствии этого, для адаптации старших дошкольников к школьному обучению, необходима организационная работа по формированию предпосылок познавательных УУД с использованием ИТ.
Объектом исследования - является процесс формирования познавательных УУД.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования предпосылок УУД у старших дошкольников.
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия в формировании познавательных УУД у детей 7-го г. ж.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) Изучить формирование предпосылок познавательных УУД в психолого-педагогической литературе.
2) Выявить уровень сформированности предпосылок познавательных УУД у детей 7-го года жизни.
3) Разработать и апробировать методику формирования познавательных УУД у детей 7-го г.ж..
Гипотеза: процесс формирования предпосылок познавательных УУД у старших дошкольников будет более эффективным, если:
• определены показатели и уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий;
• разработана программа «Интерактивные, занимательные задачи», направленная на формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий;
• определены способы использования ИТ и их поэтапное применение при формировании предпосылок познавательных универсальных учебных действий в рамках программы «Интерактивные, логические задачи».
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе работы данные имеют прямое отношение к разработке теоретических проблем подготовленности современных детей к школьному обучению, вносят определенный вклад в освоение закономерностей основного развития детей дошкольного возраста, что способствует более эффективной подготовке ребенка к школьному образованию.
Практическая значимость: итоги данного эксперимента могут оказать содействие родителям и педагогам в организации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста по формированию УУД посредствам ИТ, целью которой является эффективная подготовка к школе.
Научная новизна: - подготовлен комплекс методических приёмов и средств формирования УУД; - разработано содержание деятельности по формированию УУД; - представлены критерии оценивания результатов по формированию УУД дошкольников.
Методы исследования. В эксперименте применялся ряд взаимодополняющих методов: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение, анализирование полученных данных); эмпирические (педагогический эксперимент, содержащий констатирующий, формирующие и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественные и качественные исследования полученных данных).
Методологическую основу исследования составили: философские положения о всеобщей связи и взаимодействии; дидактический метод познания как основа научной педагогики; теория деятельностного и системного подходов к изучению педагогических процессов и явлений.
Теоретической основой исследования выступили:
• системно-деятельностный и культурно-исторический подходы, базирующиеся на положениях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.;
• проектирование универсальных учебных действий в начальной школе и их предпосылок в дошкольном возрасте (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.);
• исследования организации интеграции в образовательном процессе (В.В. Краевский, А.В. Петровский, Н.Ф. Талызина, В.С. Леднев и др.);
• исследования влияния логических операции на формирование математического мышления у дошкольников старшего возраста и школьников младшего возраста (Т.В. Гарачук, О.А. Еник, О.А. Холодова и др.).
Организация исследования. Экспериментальная работа проводилось на базе детского сада АНО ДО Планета детства «Лада» № 134 «Веснушки» г. Тольятти, Самарской области. В исследовании участвовало 22 ребенка подготовительной группы, из них 12 девочек и 10 мальчиков. Возраст испытуемых 6 - 7 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на конференциях разного уровня, на педагогических советах дошкольной образовательной организации, заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. «Познавательные универсальные учебные действия» определяется нами как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
2. Разработана и апробирована программа «Интерактивные, занимательные задачи», направленная на формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 7-го г.ж.
3. Определены способы использования ИТ и их поэтапное применение при формировании предпосылок познавательных универсальных учебных действий в рамках программы «Интерактивные, логические задачи».
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа проиллюстрирована таблицами, диаграммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив и проанализировав психолого-педагогические исследования по проблеме формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 7-го года жизни, мы пришли к выводу, что данный вопрос в настоящее время очень актуален. Современное общество изменяется, развивается стремительно. Это влечет за собой изменения в жизни людей, в том числе изменения в образовании. Для того чтобы человек мог жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, ему необходимо быть гибким, восприимчивым к информации, умеющим самостоятельно решать жизненные ситуации различного рода, уметь определять степень важности различных событий, ставить приоритеты.
Предпосылки познавательных учебных действий - это поэтапное формирование определенных качеств и умений, необходимых дошкольнику для плодотворного восприятия современного, информационного мира. Познавательные универсальные учебные действия имеют возможность всесторонне, углубленно, но при этом в соответствии с возрастом, познать окружающий мир ребенку, научиться самому искать, находить нужную информацию и применить ее в своей деятельности [18].
Для того чтобы организовать процесс формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет, возникает потребность создать определенные педагогические условия. Необходимо определить ряд показателей познавательных универсальных учебных действий, соответствующих предложенной возрастной группе и в соответствии с ними составить программу по формированию предпосылок познавательных универсальных учебных действий. Очень важной задачей для педагога является сохранение психоэмоционального спокойствия детей, не смотря на обширную учебную нагрузку, лежащей на плечах современного дошкольника.
В ходе исследования было установлено, что вопрос формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Нами была проведена диагностика на предмет сформированности предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 7-го года жизни в дошкольном образовательном учреждении. На основе полученных данных, был сделан вывод о необходимости внедрения в процесс обучения курса по формированию предпосылок ПУУД. Для того чтобы это сделать, мы изучили технологию О.А. Холодовой «За три месяца до школы», успешно зарекомендовавшей себя, в качестве спецкурса. Проанализировав информацию, мы создали курс «Занимательные и интерактивные задачи» на основе технологии О.А. Холодовой. Разработанная нами программа включает в себя систему заданий, которая представляет собой курс по развитию познавательных универсальных учебных действий для детей 6-7 лет, с использованием интерактивной доски.
С сентября 2016 года по ноябрь 2016 года нами проводилась работа по формированию предпосылок познавательных универсальных учебных действий в подготовительной к школе группе. Чтобы проверить каким образом данная методика повлияла на формирование познавательных универсальных учебных действий, был проведен контрольный срез. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу об эффективности разработанной нами программы по формированию предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 7-го г.ж. «Занимательные и интерактивные задачи». Таким образом, были реализованы все поставленные нами задачи.
В работе представлена разработанная комплексная психолого-педагогическая диагностика сформированности предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет. Выделены показатели, диагностические методики, уровни (высокий, средний, низкий) сформированности предпосылок познавательных универсальных учебных действий.


1. Амонашвили, Ш.А. В школу - с шести лет [Текст] / Ш.А. Амоншвили. - М.:2006.
2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой [Текст] / Н.Б. Аникеева. - М.: 2007.
3. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст] / Н.В. Апатова. - М.: Изд-во РАО, 1994. - 228с.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / ред. : А.Г. Асмолов. - М.: «Просвещение». 2011. - 152 с.
5. Баврин, И.И. Занимательные задачи по математике [Текст] // Баврин, И.И., Фрибус Е.А. - М. : 2010.
6. Богатырев, А.Н. Учителю технологии (трудового обучения) о современных информационных технологиях [Текст] / А.Н. Богатырев, А.В. Ко­птелов, Г.Н. Некрасова. - Киров 1998. - 114с.
7. Боженкова, Л.И. Универсальные учебные действия, и цели обучения математике [Текст] / Л.И Боженкова, С.П. Беребердина // Стандарты и мониторинг в образовании: науч.-метод. и информ. журн. - 2012. - № 1(82). - C. 46-51.
8. Бурмакина, В.Ф. Метапредметность как условие формирования у школьников умения учиться [Текст]/ В.Ф. Бурмакина// Журн. Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2015. - Стерлитамак ч.2 - С. 11-13.
9. Виноградова, Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] // Начальное образование: науч.-метод. журн. - М. : Русский журнал, 2008. - №2. - С. 3-9.
10. Виноградова, Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Иностр. яз. в шк. : науч.-метод. журн. - М., 2008. - №4. - С. 11-15.
11. Воровщиков, Д.В.Справочник заместителя директора школы: журнал[Текст]// -М. : МЦФЭР, 2012. - № 5. - С. 67-76.
12. Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников [Текст] / С.Г. Воровщиков // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени : журнал. - М. : МЦФЭР, 2012. - №5. - С. 33-40.
13. Воровщиков, С.Г. Разработка метапредметной образовательной программы в начальной школе [Текст] / С.Г. Воровщиков // Управление начальной школой : Качественное образование с первой ступени :журнал. - М. : МЦФЭР, 2013. - №1. - С. 5-13.
14. Воройщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий [Текст]/ Под ред. С.Г. Воровщикова. Н.П. Авериной. - М.: УЦ «Перспектива», 2013. - 280 с.
15. Воройский, Ф.С. Информатика: новый систематизированный толковый словарь - справочник: вводный курс по информатике и вычислительной техники в терминах [Текст]/ Ф.С. Воройский. - М.: ФИЗМАТЛИТ 2001. - 564с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ