ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 9
§ 1. Различные подходы к понятию творческой познавательной активности 9
§ 2. Психолого-педагогические основы формирования творческой активности 16
§ 3. Анализ программ, учебников, опыта работы школ и вузов по теме исследования творческой познавательной активности 21
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 31
§ 4. Дифференцированное обучение как форма организации познавательной творческой активности 31
§ 5. Математическое упражнение как средство развития познавательной творческой активности 51
§ 6. Конкретно - индуктивный метод введения математического понятия 61
§ 7. Формирование познавательной творческой активности старшеклассников на уроках геометрии 65
§ 8. Элективный курс «Мир профессий и математика 75
§ 9. Констатирующий этап эксперимента и его результаты 85
Выводы по второй главе 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
Система российского общего образования развивается на основе системно-деятельностного подхода. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предусматривает требования к организации образовательного процесса в общеобразовательной школе (Федеральный, 2012), среди которых:
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
• активная учебно-познавательная деятельность;
• формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию.
ФГОС усиливает значимость творческой познавательной активности школьников, которая является ведущим фактором успешного обучения.
Исследования отечественных ученых: В. В. Афанасьева, В. И. Андреева, Л. С. Выготского, В. А. Гусева, А. Л. Жохова, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, Г. И. Саранцева, Е. И. Смирнова, А. В. Хуторского, В. Д. Шадрикова, Т.И. Шамова и другие способствовали развитию теории и практики формирования творческой активности школьников
Т.И. Шамова формулирует творческую активность, «как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как количественную или качественную характеристику деятельности, проявляющуюся в интенсивности, напряженности деятельности, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний. Творческая активность проявляется в деятельности, проходящей, как во внешнем (моторном), так и во внутреннем (умственном) планах, в деятельности напряженной, достигающей поставленных целей» [68].
В. В. Афанасьев дает следующее определение: «творческая активность
• это деятельность личности, обеспечивающая ее включение в процесс созидания нового, предполагающая внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новые ситуации, изменения способа действия при решении учебных задач».
Анализ ранее выполненных работ диссертационных работ, посвященных творческой познавательной активности, показал, что они были рассмотрены в аспекте:
• Информационно - коммуникационные технологии как средство развития творческой активности учащихся на внеурочных занятиях по математике (Митенев Ю.А., 2012г.);
• Теория и практика формирования творческой активности будущих учителей математики в педагогическом вузе (Дорофеев С.Н., 2000г.);
• Теоретические основы формирования и развития творческой математической деятельности учащихся на уроках математики (Середа Т.Ю., 2005г.);
• Поисково-исследовательские задачи по алгебре и геометрии как средство развития творческого мышления учащихся математических классов (Воробьев В.В., 2005г.)
• Методическая система формирования творческих умений у старшеклассников на уроках математики с использованием электронных образовательных ресурсов (Абрамов Е.В., 2007г.).
• Формирование познавательной активности старшеклассников сельской школы на уроках математики (Каракотова М. Х., 2006г.)
Таким образом, проведенный анализ научно-педагогической и методической литературы показал, что тема «Формирование творческой познавательной активности старшеклассников в процессе обучения математике» является актуальной и недостаточно изученная.
Развивать творческие способности детей является потребностью жизни, практики обучения и воспитания. Развитию школьника, как личности, и ее творческого потенциала способствует творческая познавательная активность, которая обеспечивает реконструкцию и преобразование деятельности. Даже в психологии, творчество рассматривается как «механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию» (А.Я. Пономарев), а творческая деятельность школьника является наиболее продуктивной.
Творческие способности лучше всего развивать через познавательный интерес, не принуждая учащихся к изучению новой темы. Творческая активность предоставляет широкие возможности для развития всех потенциальных сил учеников.
Существуют разные мнения ученых, что можно отнести к творческой активности: созидание нового, новые подходы к идеям, решениям или решение специальных задач, характеризующихся необычностью, сложностью, не традиционностью. Творческая познавательная активность учеников связана с решением упражнений и задач, которые требуют своеобразных подходов и могут быть решены различными способами.
В результате творческой познавательной активности у учащихся формируется, улучшается, память, мышление, внимание, воображение. Творческая познавательная деятельность оказывает положительное внимание на учебный процесс, тем самым прогрессирует и результат обучения.
Развивать творческую активность у учащихся необходимо непрерывно, систематически на каждом этапе обучения. Формы творческой активности должны быть разнообразными и увлекательными. В результате творческой познавательной активности на уроках математики школьники должны учиться обосновывать, размышлять, вычленять главное и второстепенное, использовать рациональные способы решения задач, доказывать, исследовать, умозаключать.
Для развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения, необходимо сделать содержание изучаемого предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными и творческими.
Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и во внеучебной. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях. Формирование творческой познавательной активности на уроках математики, через решение определенного типа упражнений и задач, в форме увлекательных игр, через дифференцированное обучение обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.
По сравнению с другими предметами, обучение математики обладает преимуществом в плане развития творческой познавательной активности. Но методических разработок, позволяющих формировать творческую познавательную активность у старшеклассников, практически нет.
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной разработанностью данной проблемы и указывает на целесообразность составления методики обучения, направленной на формирование творческой познавательной активности старшеклассников в процессе обучения математике.
Цель исследования — разработать методику обучения, направленную на формирование познавательной творческой активности старшеклассников в процессе обучения математики.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что регулярное использование уровневой дифференциации на всех этапах урока и разбор хотя бы одного развивающего математического задания на каждом уроке, не обязательно сложного или по изучаемой теме, способствует формированию творческой познавательной активности старшеклассников на уроках математики.
Объект исследования — процесс формирования познавательной активности старшеклассников на уроках математики.
Предмет исследования - обучение старшеклассников решению математических задач и упражнений, способствующих формированию творческой познавательной активности.
Задачи исследования:
• изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике;
• выявить теоретические основы и методы формирования качеств творческой познавательной активности;
• разработать методические основы обучения старшеклассников, формирующие познавательную творческую активность.
Поставленные задачи будут решаться использованием следующих методов исследования:
• изучение и анализ педагогической и методической литературы;
• педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, формирующий эксперимент;
• математические методы обработки данных.
Этапы исследования:
1 семестр (2016/17 уч.г.): изучение литературы по теме исследования, определение понятий исследования, анализ содержания обучения старшеклассников математике;
2 семестр (2017/18 уч.г.): определение параметров исследования, разработка плана, проведение качественного анализа характеристик творческой потенциальной активности и предмета исследования (математических упражнений и задач).
3 семестр (2017/18 уч.г.) разработка методических рекомендаций исследования, оформление магистерской диссертационной работы.
4 семестр (2018/19 уч.г.): оформление диссертации, доработка и уточнение ранее представленной информации по работе, проведение эксперимента, описание результатов экспериментальной работы и формулирование выводов.
Теоретическая значимость исследования:
• актуализировано состояние проблемы в педагогической теории и практике, раскрыта сущность, структура, направление творческой познавательной активности;
• намечены перспективы дальнейших исследований проблемы системы развития творческой познавательной активности у старшеклассников на уроках математики;
• предложены рекомендации как по форме организации урока, так и по применению различных видов математических задач и упражнений для старшеклассников по развитию творческой познавательной активности на уроках математики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что рекомендации по развитию творческой познавательной активности, могут быть непосредственно применены в практике у старшеклассников в процессе изучения математике.
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор учеников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Таким образом, при проведении уроков математики целесообразно сделать упор на развивающий характер заданий, на приучение к творческому познавательному труду через работу с книгой и информацией.
Математика предоставляет исключительно благоприятный материал для развития творческих и исследовательских умений школьника на протяжении всего периода знакомства и изучения математики.
В процессе диссертационного исследования «Формирование творческой познавательной активности старшеклассников в процессе обучения математики» в соответствии с целью и задачами были получены выводы и результаты:
1) Понятие «творческой познавательной активности» исследуется и изучается многими учеными, психологами, педагогами на протяжении длительного периода времени. Данное понятие многообразное, ёмкое, многостороннее, сочетающее в себе результат, как умственного труда, так и физического;
2) При изучении теоретического подхода и методов формирования развития творческой познавательной активности старшеклассников на уроках математики определили, что в этом существенная роль принадлежит учебно-методическим комплексам и учителю. Учитель должен:
- проявлять профессионализм,
- уметь подбирать учебный материал для творческого развития учащихся,
- уметь заинтересовывать школьников в изучаемом предмете.
Детей важно не просто учить, а учить развивая;
3) Развитие творческой познавательной активности должно происходить на всех этапах урока;
4) Необходимо использовать дифференцированный подход к обучению, позволяющий раскрывать индивидуальность учащихся. В работе приведены задания по использованию дифференцированного подхода на всех этапах урока, на примере темы «Признак перпендикулярности прямой и плоскости»;
5) Нестандартные уроки и математические упражнения способствуют развитию познавательной творческой активности. Если нестандартные уроки рекомендуется проводить не часто, то применять на уроках разбор и решение нестандартных математических упражнений необходимо систематически и регулярно. В работе приведены различные варианты нестандартных математических упражнений для старшеклассников;
6) Задания по геометрии многообразные и каждый вид задач, в той или иной мере, способствует развитию творческой поисковой активности.
7) Внеурочная деятельность в форме элективных курсов является еще одним пунктом и способом развития творческой познавательной активности.
Таким образом, в работе рассмотрены различные методы и способы развития творческой познавательной активности старшеклассников на уроках математики. Значит, все поставленные задачи решены, а цель магистерской диссертации достигнута.
1. Абрамов Е. В. Методическая система формирования творческих
умений у старшеклассников на уроках математики с использованием
электронных образовательных ресурсов: дис: кан. пед. Наук: 13.00.02/
Абрамов, Евгений Викторович; Волгоград,2007, 185с.
2. Александров А.Д. Математика: алгебра и начала математического
анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват.
организаций: базовый и углубл. уровни А.Д. Александров, А.Л. Вернер,
В.И.Рыжик.-М.:Просвещение,2014.-255с.
3. Атаманская Г.А. Организация уровневой дифференциации учащихся
в процессе обучения математике// Международный студенческий научный
вестник. – 2014. – No 4.;
4. Афанасьев В. В. Формирование творческой активности студентов
в процессе решения математических задач. Диссертация на соискание ученой
степени кандидата педагогических наук Ярославль, 1996 — 168 с.
5. Балаян Э.Н. 800 лучших олимпиадных задач по математике для
подготовке к ЕГЭ:9-11 классыЭ.Н.Балаян.-Ростов нД:Феникс,2013-317 с.
6. Боженкова Л.И. Развитие способности понимания в обучении
математике материалы международной научно-практической конференции.
2016г.
7. Болтянский В. Г. К проблеме дифференциации школьного
математического образования / В. Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер // Математика
в школе. 1988. №3. С. 9-13.
8. Борисова А.М. О заданиях на формирование математической
граммотности журнал Математика в школе 2015 №9
9. Вандышева Е. В. Из опыта работы по повышению эффективности уро
ка.// Математика в школе 1959,№ 5– С.22-26.
10. Всероссийская конференция. Математика и общество.
Математическое образование на рубеже веков., Дубна, сентябрь, 2000.— М.:
МЦНМО, 2000.— 664 с.
11. Гайдаржи Г. Х. Аспекты обучения магистров решению
нестандартных задач Математика и математическое образование: сборник
трудов по материалам VIII международной научной конференции
«Математика. Образование. Культура» (к 240-летию Карла Фридриха Гаусса),
26-29 апреля 2017 г., Россия, г. Тольятти /под общ. ред. Р.А. Утеевой. -
Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. - 468 с.: обл.
12. Геометрия. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений:
базовый и профил. Уровни [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутусов, С.Б. Кадомцев и др.]
-22-е изд.- М.: Просвещение, 2013, - 255с
13. Гнеденко Б. В. О развитии мышления и речи на уроках математики.//
Математика в школе 1976,№ 3– С.8-13.
14. Грищенко Е.В. О влиянии логических тестов на развитие мышления
учащихся журнал Математика в школе 2013 №5
15. Дворянинов С.В. Листаем немецкий учебник...Рассматриваем
картинки...жур.Математика в школе 3/2013.
...