Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада посредством наблюдений 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада 8
1.2 Характеристика наблюдений как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада 11
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада посредством наблюдений 15
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада 15
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада посредством наблюдений 29
2.3 Выявление динамики сформированности у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада 38
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 52
Приложение Б Сводные таблицы по итогам констатирующего эксперимента 53
Приложение В Сводные таблицы по итогам контрольного эксперимента 54
Воспитательная значимость природного мира достаточно велика. Природный мир очень красочный и многогранный. Он способен внести во внутренний мир ребенка достаточно важные ценности, без которых ему не обойтись в жизни. Общение с природой оказывает плодотворное влияние на ребенка, помогает быть ему добрее и мягче. Вовлечение детей в мир природы предполагает достаточно тесное общение с ней.
Экологическое миропонимание является результатом становления, развития и совершенствования нашего общества. Основной стержень его закладывается еще в раннем детстве в процессе зарождения потенциала природно-предметной составляющей.
Экологическая образованность дошкольников заключается в знакомстве с растительным миром, акцентируя внимание на экологической направленности данного знакомства, осознания основных принципов и идей экологической сферы нашей природы.
В условиях детского сада воспитанники узнают природный мир, его красочность и разнообразие в течение всего учебного года. На участке дошкольного учреждения воспитанники знакомятся с миром растений и наблюдают за их изменением в течении их жизненного цикла.
В процессе наблюдений за растениями у воспитанников формируется ряд познавательных качеств, таких как восприятие, мышление, воображение, в том числе закладываются навыки развития внимания и памяти.
Тематика формирования позитивного отношения к растениям отображена в работе В.Г. Грецовой. Она считает, что базой для благоприятного отношения является приобретение знаний о растениях как живых жителях природного мира в том числе, важное значение приобретает деятельность воспитанников детского сада и развитие таких качеств, как доброта, отзывчивость.
Значимые вопросы формирования представлений о растениях у детей 5-6 лет изложены в работах А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Л.А. Венгера.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада и недостаточным использованием наблюдений в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности наблюдений в формировании у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада посредством наблюдений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада посредством наблюдений.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада.
Предмет исследования: наблюдения, как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада посредством наблюдений будет возможен, если:
• отобраны растения на участке детского сада для наблюдений в соответствии с критериями отбора;
• обогащен центр природы картотекой наблюдений за растениями на участке детского сада;
• разработано и включено содержание наблюдений за растениями на участке детского сада в совместную деятельность педагога и детей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада посредством наблюдений.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада посредством наблюдений.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическую основу исследования составили:
• положения об экологическом образовании дошкольников на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова);
• национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (С.В. Алексеев, С.А. Степанов, Б. Шарье);
• исследования об использовании наблюдения в процессе формирования представлений о растительном мире у детей дошкольного возраста (О.Г. Романенко).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности использования наблюдений в формировании у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированное™ у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада посредством распознающих наблюдений может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МАОУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок» города Тольятти. В исследовании приняли участие 20 дошкольников 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (30 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 15 рисунками и 3 таблицами.
На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
Усвоение доступных, систематизированных знаний о растительном мире является важной задачей экологического образования дошкольников. Экологическая образованность дошкольников заключается в знакомстве с растительным миром, акцентируя внимание на экологической направленности данного знакомства, осознания основных принципов и идей экологической сферы нашей природы.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показал следующее. Построение образовательной работы с детьми по формированию представлений о мире растений осуществляется в русле экологического образования, при реализации задач образовательной области «Познавательное развитие».
Эффективное решение соответствующих задач определяется определением программы знаний с учетом возрастных особенностей детей и определением содержания наблюдения, обеспечивающего их освоение.
Для проведения диагностики уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о растительном мире мы определили показатели и комплекс диагностических заданий по их изучению.
В процессе констатирующего этапа нами была проведена диагностика детей, которая показала, что необходима более эффективная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о растительном мире и использование в образовательном процессе наблюдения на участке детского сада.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о растениях на участке детского сада посредством наблюдений будет возможен, если:
• отобраны растения на участке детского сада для наблюдений в соответствии с критериями отбора;
• обогащен центр природы картотекой наблюдений за растениями на участке детского сада;
• разработано и включено содержание наблюдений за растениями на участке детского сада в совместную деятельность педагога и детей.
На контрольном этапе эксперимента мы еще раз определили уровень развития представлений о растительном мире у детей 5-6 лет, используя те же методики, что и на констатирующем этапе.
По итогам контрольного среза можно сделать следующие выводы, что уровень сформированности представлений у детей 5-6 лет о растительном мире значительно повысился, что свидетельствует об эффективности поведенной работы на формирующем этапе и верности выдвинутой гипотезы.
Таким образом, можно отметить, что работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о растительном мире посредством наблюдения дала положительные результаты и может быть рекомендована для использования в дошкольных организациях.
1. Актуальность экологического воспитания дошкольников. / сост. С. Н. Николаева. М. : Академия развития, 1991. 121 с.
2. Бабинцева Л. И. Труд и наблюдения в уголке природы. // Дошкольное воспитание. 1961. № 1. С. 46-48.
3. Бонева Б. Н. Формирование представлений и понятий о сезонных явлениях в жизни растений у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. Дис кан. пед. наук. М., 1973. 16 с.
4. Борисова З. Влияние труда в уголке природы на умственное развитие детей. // Дошкольное воспитание. 1986. № 6. С. 16-18
5. Васильева А. И. Развитие наблюдения у детей старшего дошкольного возраста (На материале ознакомления с природой). Автореф. дис кан. пед. наук. Минск, 1972. 26 с.
6. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М. : Просвещение, 1984. 252 с.
7. Ветрова Н. И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. кан. пед. наук. Рига, 1974. 25 с.
8. Виноградова Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе. // Дошкольное воспитание. 1981. № 5. С. 24-27.
9. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой. М. : Просвещение, 1982. 112с.
10. Винтер Н. А., Каминский Н.Г. Растения для уголков живой природы. М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1937. 136 с.
11. Временный государственный образовательный стандарт. // Педагогика. 1997. № 6. С. 31-37
12. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования. / по ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. 100 с.
13. Ёлкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль : Академия развития, 2001. 192 с.
14. Золотова Е. И. Знакомим старших дошкольников с миром растений: методическое пособие. М. : Логос, 2012. 282 с.
15. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование. М. : Академия, 2013. 187 с.
...