Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №107098

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 8
1.1 Особенности эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой
психического развития 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции
эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 18
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 26
2.1 Организация и методы исследования эмоциональной сферы у детей
6-7 лет с задержкой психического развития 26
2.2 Разработка и реализация психолого-педагогических условий
коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 40
2.3 Оценка эффективности психолого-педагогических условий
коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 50
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения

Актуальность исследования. Эмоциональную сферу ребенка следует отнести к одной из тех базовых предпосылок общего психического развития, которые являются ядром становления личности ребенка, одним из фундаментальных внутренних факторов, оказывающих определяющее значение на становление психики и психического здоровья ребенка.
Трудности современной социальной ситуации не только не способствуют эмоциональному развитию детей, но и зачастую обедняют его. Это ведет к разнообразным отклонениям в эмоциональном развитии детей, неправильному развитию их эмоциональной сферы. Современные исследования Д.В. Березиной, Е.В. Михайловой, Т.Б. Пискаревой, посвященные изучению особенностей эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития, свидетельствуют о недоразвитии эмоциональной сферы данной группы детей. Говоря об особенностях эмоционально-чувственной сферы детей с задержкой психического развития, Л.С. Выготский к ее отличительным характеристикам отнёс недостаточную дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватные и непропорциональные реакции на воздействие окружающей среды. Н.Л. Белопольской, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой отмечалась специфика эмоций, представляющая собой дифференциальный признак, указывающий на задержку психического развития.
Процесс формирования эмоциональной сферы детей с ЗПР следует отнести к центральному звену системы психологической коррекции. Однако, следует отметить недостаточное число психологических исследований, в которых специально бы раскрывалась проблема эмоций и эмоционального развития у детей, имеющих задержку психического развития. Проблема изучения особенностей эмоциональной сферы у дошкольников, имеющих задержку психического развития, обычно относится к второстепенным задачам, так как авторы делают акцент на других характеристиках детей с такими нарушениями, в частности, на изучении познавательных психических процессов.
Специально организованная педагогическая работа, обеспечивающая коррекцию эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития должна по праву стать частью педагогической стратегии.
Вместе с тем, анализ научной и методической литературы, практики работы с детьми этой категории позволяет выделить противоречие между необходимостью коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития, чувственного характера познания окружающего мира дошкольниками и отсутствием комплексного научно-методического осмысления путей реализации данного направления коррекционной работы.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей 6¬7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
2) выявить уровень развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
3) разработать и внедрить психолого-педагогические условия коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
4) Оценить эффективность психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза: процесс коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- разработан комплекс занятий игровой коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- подобраны и включены в коррекционный процесс произведения художественной литературы, обогащающие словарь эмоциональной лексики при ознакомлении детей с различными эмоциями;
- в процессе коррекционной работы применяются средства изобразительной деятельности, обучающие детей преобразовывать эмоциональные образы в эмоционально-художественные.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы), эмпирические (тестирование, психолого-педагогический эксперимент), методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования), обобщение опыта и массовой практики, интерпретация.
Теоретическая основа исследования:
- исследования, посвященные изучению особенностей эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития Н.П. Белопольской, Н.С. Ежковой, А.П. Жавнерко. Т.Н. Павлий;
- исследования, посвященные развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития В.И. Лубовского, О.В Защиринской;
- исследования, посвященные изучению психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы дошкольников Г.В. Бурменской, А.И. Захарова, О.Л. Карабановой, В.В. Лебединского, А. Г. Лидерс, А.Л. Осиповой, А.С. Спиваковской, А.М. Щетининой.
Новизна исследования заключается в том, что разработаны и описаны психолого-педагогические условия коррекции эмоциональной сферы детей 6¬7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования расширяют научные представления о коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития; разработка и обоснование психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития составит основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с подобными нарушениями.
Практическая значимость состоит в возможности использования на практике педагогами-психологами, педагогами-дефектологами дошкольных образовательный организаций апробированных материалов по диагностике, психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования: СП «Детский сад № 11» ГБОУ СОШ № 38. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (34 источника), 12 приложений. Работу иллюстрируют 13 таблиц и 3 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При анализе психолого-педагогической литературы было установлено что эмоции - это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции образуют основную структурную единицу эмоциональной сферы личности дошкольника. В структуре эмоциональной сферы необходимо также выделить сенсорную систему и эмоциональный опыт.
Эмоциональное развитие сопровождается сложностью, комплексностью и закономерностью. Содержание эмоционального развития и его возрастная динамика зависят от новообразований личности, свойственных для различных этапов онтогенеза, на которые оказывают влияние: социальные условия жизни, оказание грамотной педагогической поддержки, личностная активность детей в различных видах детской деятельности.
Исследование эмоциональной сферы детей с 6-7 лет с ЗПР на этапе констатации показало, что у обследованных детей преобладает низкий и средний уровень развития эмоциональной сферы. Особенностями эмоциональной сферы таких детей является: неумение распознавать и вербализовать эмоции; неумение идентифицировать эмоции; отсутствие владения средствами эмоциональной выразительности.
С целью коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с ЗПР нами были разработаны и реализованы психолого-педагогические условия:
- разработан комплекс занятий игровой коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- подобраны и включены в коррекционный процесс произведения художественной литературы, обогащающие словарь эмоциональной лексики при ознакомлении детей с различными эмоциями;
- в процессе коррекционной работы применяются средства изобразительной деятельности, обучающие детей преобразовывать эмоциональные образы в эмоционально-художественные.
Результаты исследования на этапе контроля подтвердили эффективность психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с ЗПР:
- дети стали лучше понимать эмоциональные состояние других людей (повысилось количество детей с высоким уровнем сформированности данного умения на 20%);
- дети научились лучше идентифицировать эмоции и называть их (количество детей с высоким уровнем сформированности данного умения повысилось на 30%);
- у детей расширился словарь эмоциональной лексики (количество детей с высоким уровнем умения определять эмоции и вербализовать их повысился на 20%);
- дети освоили основные мимические проявления эмоций, научились использовать язык тела и выразительные интонации (на 10% повысилось количество детей с высоким уровнем владения средствами выразительности).
Полученные результаты подтверждают гипотезу нашего исследования об эффективности разработанных психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы у детей 7 лет ЗПР. Подобранный нами практический материал по диагностике и обоснование психолого-педагогических условий коррекции эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития могут быть использованы в практике учителями-логопедами дошкольных образовательный организаций.



1. Белопольская, Н.П. Психологическая диагностика личности детей
с задержкой психического развития [Текст] / Н.П. Белопольская. - М.:
Когито-Центр, 2015. - 191 с.
2. Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР [Текст] / Н.Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. - 2013. - №2. - С. 33¬43.
3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л.Н. Блинова. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2015. - 136 с.
4. Венгер, Л.А. Детская психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 2015. - С. 29-108.
5. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В.К.Вилюнас. - М. : МГУ, 2016. - 143 с.
6. Воропаева, И.П. Эмоции и педагогический потенциал семиотики [Текст] / И.П. Воропаева // Мир психологии. - 2012. - № 4. - С. 203-209.
7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / Под ред. С.Г. Шевченко. - М. : Наука. - 2016. - 172 с.
8. Ежкова, Н.С. Педагогическая поддержка эмоционального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.С. Ежкова. - Тула, Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2015. - 134 с.
9. Ежкова, Н.С. Дошкольное образование и мир детских эмоций:
теоретикометодические основы взаимовлияния: Моногр. [Текст] /
Н.С. Ежкова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2014. - 159 с.
10. Жавнерко, А.П. Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в контексте их социализации [Текст] /А.П.Жавнерко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXI междунар. науч.-практ. конф. № 2(59). -
Новосибирск : СибАК, 2016. - С. 154-161.
11. Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка [Текст] / А.В. Запорожец, Я.З.Неверович // Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - С. 59-73.
12. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / А.В.Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д.Кошелева. - М. : Просвещение, 2015 - 176 с.
13. Защиринская, О.В. Психология детей с ЗПР: Хрестоматия [Текст] / О.В.Защиринская. - СПб. : Речь. - 2017. - 432 с
14. Изард, К. Психология эмоций [Текст] / К. Изарт. - СПб.: Питер, 2003. - 464 с.
15. Карелина, И.О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации : избранные научные статьи [Текст] / И.О.Карелина. - Прага : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera- CZ», 2017. - 122 c.
16. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д.Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А.Шаграевой, С.А.Козловой. - М.: Академия, 2013. - 176 с.
17. Лубовский, В.И. Психологические особенности детей с ЗПР [Текст] / В.И.Лубовский // Дефектология. - 2012. - №4. - С. 15-29.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества [Текст] / В.С. Мухина. - М. : Академия, 2014. - 456 с.
19. Никольская, А.А. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / А.А.Никольская. - Дубна: Феникс +, 2014. - С. 198-212.
20. Ольшанникова, А.Е. Эмоции и воспитание [Текст]/ Педагогика и психология / А.Е. Ольшанникова, Л.А. Рабинович. - М.: Знание, 2013. - №10. - 79 с.
21. Павлий, Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы у детей с ЗПР [Текст] / Т.Н.Павлий. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во пед.ин- та, 2017. - 99 с.
22. Пазухина, И.А. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет [Текст] / И.А. Пазухина. - М. : АСТ, 2014. - 165 с.
23. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития [Текст] /
B. И. Лубовский, Г.Р.Новикова, В.Ф. Шалимов // Дефектология. - 2016. - №5. - С. 34-37.
24. Психические особенности дошкольников с ЗПР [Текст] / Под ред. Ломпшера И. - М.: Педагогика, 2014. - 184 с.
25. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т.А.Власовой. - М.: Просвещение, 2014. - 119 с.
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
C. Л.Рубинштейн. - М.: 2015. - 474 с.
27. Симонов, В.П. Что такое эмоция? [Текст] / В.П. Симонов. - М., 2016 - 160. с.
28. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного учреждения [Текст] /Под ред. Т.Г. Неретиной. - М.: Баласс, 2015. - 240 с.
29. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического
развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учебно¬
методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов : Николаев, 2014. - 68 с.
30. Щетинина, А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмо-ционального состояния человека [Текст] / А.М. Щетинина // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 60-66.
31. Экман, П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь [Текст] / П.Экман. - М. : Академия, 2013. - 336 с.
32. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2013. - 387 с.
33. Эмоциональные нарушения в детском возрасте [Текст] / В.В.Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: МГУ, 2016. - 197 с.
34. Якобсон, П.М. Почему надо воспитывать чувства детей [Текст] / П.М.Якобсон. - М. : Просвещение, 2014. - 75 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ