Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общие положения о дочерних обществах 6
1.1 История развития отечественного и зарубежного законодательства, регламентирующего деятельность дочерних обществ 6
1.2 Понятие и особенности дочерних обществ, созданных на территории РФ 12
Глава 2 Правовой статус дочерних обществ РФ в предпринимательской деятельности 16
2.1 Основания возникновения дочерних обществ, осуществляющих предпринимательскую деятельность 16
2.2 Правосубъектность, ответственность и взаимодействие основного хозяйственного и дочернего обществ 20
2.3 Порядок привлечения дочерних обществ к гражданско-правовой ответственности 24
Глава 3 Проблемы реализации дочерними обществами своего правового статуса 33
3.1 Обязательные указания основного общества дочернему 33
3.2 Проблемы применения солидарной ответственности основного хозяйственного общества по сделкам дочернего общества 36
3.3 Проблемы возмещения убытков, причиненных основным хозяйственным обществом дочернему обществу 39
Заключение 46
Список используемой литературы и используемых источников 50
Актуальность темы исследования. Объединение организаций и граждан для достижения имущественных, социальных, политических и иных целей, удовлетворения материальных и духовных потребностей - объективная закономерность общественного развития. Проблема объединений является предметом исследования не только права, но других наук, в том числе философии, социологии, психологии, истории, политологии. Существуя в различных сферах общественной жизни и научных знаний, категория «объединение» является многоплановой, многофакторной, многозначной. К некоторым формам объединений право остается безучастным, другие же, напротив, становятся предметом правового регулирования, наделяются свойствами субъекта правоотношений.
К таким объединениям относятся дочерние организации, которые находятся под прямым или косвенным контролем их «материнской» организации.
Основной целью большинства коммерческих организаций является получение прибыли от их законной предпринимательской деятельности. Создание под своим руководством дочерних предприятий является лишь инструментом реализации для получения материальной и/или иной выгоды.
В данной выпускной квалификационной работе будут рассмотрены дочерние общества в предпринимательской деятельности.
Цель настоящего исследования: рассмотреть и проанализировать основные положения дочерних обществ и предприятий, оценить правовой статус дочерних обществ РФ в предпринимательской деятельности и выявить проблемы правового регулирования реализации дочерними обществами своего статуса.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
• раскрыть общие положения о дочерних обществах;
• определить правовой статус дочерних обществ РФ в предпринимательской деятельности;
• установить проблемы реализации дочерними обществами своего правового статуса.
Объектом изучения в данной работе являются правовые отношения, субъектом которых является хозяйственные общества, имеющих статус дочерних обществ.
Предметом исследования выступают материальные и процессуальные нормы, а также материалы судебной практики, касающиеся реализации функций дочерних предприятий и их взаимодействия с иными участниками рыночных отношений, а также государственными структурами.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили труды следующих авторов: М.В. Вронской, Л.И. Александрова, О.А. Владимирова, И.В. Евстафьева, М. В. Вронская, Е. Ёлгина, Е. Смолякова, А. Мельников, А.А. Жгулёв, В.Э. Керимов, Л.Л. Кофанов, П.А. Михненко и др.
Нормативно-правовую основу исследования составляет: Конституция Российской Федерации, Налоговый Кодекс РФ, Федеральные законы и иные подзаконные нормативно-правовые акты в части регламентации работы дочерних обществ в предпринимательской деятельности.
Методологическая основа исследования состоит их общенаучных (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнительный, системный, статистический) и специальных (социологические: экспертные оценки; правовых: сравнительно-правовой, историко-правовой, системно-структурный и правового моделирования) методах исследования.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка использованной литературы и списка литературных источников.
Механизм правового регулирования дочерних обществ имеет глубокие исторический корни. История становления и развития правового регулирования взаимоотношений основных (контролирующих) и дочерних обществ тесно связан с историей становления и развития механизма правового регулирования корпораций. Современный этап становления и развития механизма правового регулирования дочерних обществ ассоциируется с ГК РФ, а также специальными федеральными законами, которые определяют правовой статус хозяйственных обществ.
Содержание дефиниции «дочернее общество» дано законодателем в ст. 67.3 ГК РФ и федеральных законах, которые определяют правовой статус хозяйственных обществ. К характерным особенностям механизма правового регулирования дочерних обществ относится: наличие элементов опосредованного экономики-правового управления (контроля), который включает включение в закон критериев (оснований) отнесения хозяйственных обществ в число дочерних обществ, распределение ответственности между основных (контролирующим) и дочерним обществом; дочерние общества являются самостоятельными участниками гражданского оборота, поскольку являются юридическими лицами; дочерними обществами могут быть или ООО или АО.
Гражданское и корпоративное законодательство не запрещает хозяйственным товариществам иметь дочерние общества. Дочернее общество может иметь несколько контролирующих обществ, которые могут влиять на решения, принимаемые дочерним обществом. Правовой статус дочернего общества, как правило, возникает в момент создания хозяйственного общества. Хозяйственное общество также может приобрести статус дочернего общества в процессе свой деятельности. Основным условием признания наличия взаимоотношений основного (контролирующего) и дочернего общества - возможность влиять на решения, принимаемые дочерним обществом.
Критерии, на основании которых устанавливается данное отношения: участие в уставном капитале хозяйственного общества; наличие договора (соглашения) между обществами (товариществом и обществом); иные критерия. Следовательно, перечень критериев, на основании устанавливаются основного (контролирующего) и дочернего общества, является открытым.
Дочерние общества - это не организационно-правовая юридических лиц. Хозяйственные общества, обладающие правовым статусом дочернего общества, имеют признаки юридического лица. Особенностью дочерних обществ является то, что механизм правового регулирования дочерних обществ включает в себя нормы, которые регламентируют взаимодействие основного (контролирующего) и дочернего общества - способы контроля (управления) дочерних обществ, а также распределение ответственности между основным (контролирующим) и дочерним обществом.
Способы контроля (управления) дочерних обществ условно можно разделить на две группы: правовые и организационные. Правовые способы контроля (управления) дочерних обществ перечислены в ст. 67.3 ГК РФ. К организационным способам можно отнести распределение направлений деятельности и функций основным (контролирующим) и дочерним обществом; организационное проектирование; создание систем мотивации органов управления дочерних обществ.
Основные (контролирующие) общества могут быть привлечены к субсидиарной и солидарной ответственности за действия (бездействия), совершаемые дочерними обществами. Солидарная ответственность - это вид гражданско-правовой ответственности, который применяется к основным (контролирующим) и дочерним обществам, если права третьих лиц нарушены действиями (бездействиями) дочерних лиц, совершенными по указанию или с согласия основных (контролирующих) лиц. Применяя солидарную ответственность для дочерних обществ, созданных в организационно-правовой форме АО, правоприменитель, по нашему мнению, должен руководствоваться ст. 67.3 ГК РФ, не требующей включение права основного (контролирующего) давать обязательные для дочернего общества указания или согласие на совершение сделок в устав дочернего общества или соглашение между основным (контролирующим) и дочерним обществом. Субсидиарная ответственность применяется при банкротстве дочерних обществ.
Обязательные указания основного (контролирующего) хозяйственного общества (товарищества) - это обязательный элемент правоотношений, которые связаны с привлечением основных (контролирующих) хозяйственных обществ (товариществ) к солидарной ответственности по обязательства дочерних хозяйственных обществ. На основании анализа гражданского (корпоративного) законодательства, научной юридической литературы и правоприменительной практики можно выделить следующие признаки обязательных указаний: законность; конкретность (определенность); инициативность. Факультативным признаком обязательных указаний является обязательность. Это обусловлено тем, что в настоящее время применение солидарной ответственности возможно при наличии обязательных указаний или при наличии согласия основного (контролирующего) общества на совершении сделки дочерним обществом.
Механизм правового регулирования привлечения основных (контролирующих) обществ (хозяйств) к солидарной ответственности не лишен недостатков. Большая их часть связана с нормами, на основании которых определяется наличие или отсутствие отношений основного (контролирующего) и дочернего общества (соотношение дефиниций «решения общества» и «решения органов управления общества»; определение перечня решений, влекущих корпоративный контроль; включение в законодательство оценочных понятий).
Не соответствие норм ГК РФ и законодательства, которое регламентирует правовой статус акционерных обществ. По нашему мнению, законодателю следует сделать единообразными нормы, на основании которых определяются признаки обязательных указаний основных (контролирующих) хозяйственных обществ (товариществ). Большая часть недостатков механизма правового регулирования привлечения основных (контролирующих) обществ (хозяйств) к солидарной ответственности нивелируется единообразной судебной практикой. Анализ правоприменительной практики показывает, что суды общей юрисдикции чаще, арбитражные суды, удовлетворяют требования о привлечении основных (контролирующих) обществ (товариществ) по обязательствам дочерних обществ.
Целью включения института субсидиарной ответственности в механизм правового регулирования дочерних обществ является защита и восстановление имущественных интересов дочерних обществ и акционеров (учредителей) дочерних обществ от действий (бездействий) основных (контролирующих) хозяйственных обществ (товариществ), которые могут привести к убыткам.
Возникновение убытков акционеров или участников дочернего общества в случаях доказанности убытков дочернего общества, причиненного основным (контролирующим) хозяйственным обществом (товариществом), считается подтверждённым. Гражданское законодательство предусматривает также возможность привлечения основных (контролирующих) хозяйственных обществ (товариществ) к субсидиарной ответственности при несостоятельности (банкротстве) дочерних обществ.
На практике субсидиарная ответственность применяется достаточно редко. Деликтная ответственность применяется редко, поскольку потерпевшему необходимо доказать большой перечень условий. Правовая норма, закрепленная в ст. 67.3 ГК РФ, применяется редко, поскольку основные общества привлекаются, имея статус «контролирующее должника лицо» (этот статус регламентируется нормами законодательства о несостоятельности (банкротстве).
1. Агашева Ирина Петровна, Бекирова Элина Перитовна. Доктрина «снятия корпоративной вуали»: сущность и практическое применение в условиях экономической и правовой систем в Российской Федерации // ГлаголЪ правосудия. 2018. №2 (16). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/doktrina-snyatiya-korporativnoy-vuali-suschnost-i- prakticheskoe-primenenie-v-usloviyah-ekonomicheskoy-i-pravovoy-sistem-v- rossiyskoy (дата обращения: 19.09.2021).
2. Акционерное общество: история и теория. Диалектика свободы / Михальченко В.А., Функ Я.И., Хвалей В.В.; под общ. ред.: Функ Я.И.; Науч. ред.: Чигир В.Ф. - Минск: Амалфея, 1999. - 608 c.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СПС КонсультантПлюс.
4. Давыдов Д. В. Проблема солидарного исполнения обязательств основным и дочерним обществами государственного холдинга // Пробелы в российском законодательстве. 2008. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-solidarnogo-ispolneniya-obyazatelstv- osnovnym-i-dochernim-obschestvami-gosudarstvennogo-holdinga (дата обращения: 26.09.2021).
5. Захаров А.Н. О некоторых проблемах правового регулирования обязательных указаний основного общества дочернему // Юридический мир. 2013. N 8. С. 21 - 27.
6. Избранные труды по акционерному и торговому праву / Кулагин М.И.; Науч. ред.: Ем В.С. - 2-е изд., испр. - М.: Статут, 2004. - 363 c.
7. Корпоративное право: учебник / отв. ред. И.С. Шиткина. — Москва: Статут, 2018. — 735 с.
8. Ломакин Д.В. Коммерческие корпорации как субъекты корпоративных правоотношений: учебное пособие. М.: Статут, 2020. 146 с.
9. Могилевский С. Особенности формирования органов управления в обществе одного лица // Хозяйство и право. - М., 2006, № 2. - С. 24-28.
10. Определение ВАС РФ от 20.12.2011 N ВАС-14613/11 по делу N А60-41550/2010-С4 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 12.09.2021).
11. Плотников В.С., Плотникова О.В. Анализ теоретических основ концепции консолидированной финансовой отчетности // Экономический анализ: теория и практика. 2016. №11 (458). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-teoreticheskih-osnov-kontseptsii- konsolidirovannoy-finansovoy-otchetnosti (дата обращения: 15.09.2021).
12. Постановление от 16 июля 2020 г. по делу № А73-10895/2019 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 12.09.2021).
13. Постановление от 26 марта 2021 г. по делу № А33-18318/2020 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 12.09.2021).
14. Постановление от 27 января 2021 г. по делу № А56-126956/2019 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 12.09.2021).
15. Постановление от 30 ноября 2015 г. по делу № А27-24543/2014 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 12.09.2021).
...