Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №106983

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2021
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1 Особенности формирования дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования дивергентного мышления во внеурочной деятельности 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности 19
2.1 Выявление уровня формирования дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности 19
2.2 Апробация психолого-педагогических условий формирования дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности 33
2.3 Динамика формирования дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности 41
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение А Список детей, принимающих участие в экспериментальной работе 54
Приложение Б Игры, игровые упражнения на формирование дивергентного мышления 55
Приложение В Показатели уровня развития дивергентного мышления у младших школьников 56

Актуальность исследования. Мыслительная деятельность - является не простой функцией психики индивида. Непосредственно мыслительная деятельность даёт возможность составлять предложения и овладевать речевой деятельностью. Дивергентная же мыслительная деятельность закладывается уже в младших классах школы. Интенсивное развитие зарождается в младших классах, а усовершенствование будет происходить на всех жизненных этапах индивида. Исследуя работы Л.С. Выготского, А.З. Зака, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддьякова, можно выделить что, интенсивное развитие структуры логики мыслительной деятельности начинается в пять лет и продолжается до одиннадцати. Из того можно сделать вывод, что формирование мыслительной деятельности необходимо организовывать уже младшем школьном возрасте. Это объясняется тем, что в данном возрасте имеют место быть определённые важные требования, эти требования в дальнейшем не повторимы, поэтому то, что дети освоить в этом возрасте не успеют, дополнить в дальнейшем придется очень сложно, а возможно и не удаться вовсе. «Учитывая точку зрения Н.Н. Поддьякова, мы видим, что дети старшего дошкольного возраста восприимчивы к пониманию основных приемов дивергентного мышления, таких как: сравнение, сериация, классификация.» [1, с. 3].
«Шансы усвоения отдельных приемов дивергентного мышления описана в психологических исследованиях Е.Л. Агаевой, А.Ф. Говорковой, И.Л. Матасовой, Л.Ф. Обуховой и др. В работах была определена способность совершенствования некоторых дивергентных приёмов мышления.» [16, с.34].
Дивергентная мыслительная деятельность наиболее важна для работы познания детей младшего школьного возраста.
Данный уровень сформированности мыслительной деятельности, что вступает в полную силу в младшем школьном возрасте, обладает важным значением для получения знаний в образовательном учреждении и на протяжении всей жизни индивида. Развитие многочисленных действий познания наиболее значимо в младшем школьном возрасте, например, такие как память, мыслительная деятельность, восприятие, воображение. Формирование мыслительной деятельности а так же речевой деятельности занимает важную роль если брать во внимание все познавательные процессы. Успеваемость в обучении в будущем скажется на сформированность дивергентной мыслительной деятельности. «Свойства дивергентного мышления детей младшего школьного возраста изучали такие выдающиеся ученые Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков и другие.» [16, с.35].
Но в настоящее время существует противоречие между необходимостью развития дивергентного мышления у младших школьников и неполных наработок психолого-педагогических условий для данного процесса.
Данная ситуация формирует проблему исследования: каковы условия формирования дивергентного мышления у младших школьников во внеурочной деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий, способствующих формированию дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности
Объект исследования: процесс формирования дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: формирование дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективно, при обеспечении следующих условий:
• организация поэтапной работы по формированию дивергентного мышления от элементарных операций анализа и синтеза до абстрагирования и конкретизации;
• определение игр и игровых упражнений, направленных на формирование дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности;
• использование разработанного комплекса игр по формированию дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, с целью определения особенностей формирования дивергентного мышления младших школьников, во внеурочной деятельности.
2. Выявить уровень дивергентного мышления младших школьников.
3. Разработать способы формирования дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Апробировать способы формирования дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий, контрольный этапы, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования явились:
• положения об общих и специфических закономерностях мышления (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский);
• концепция о системной организации высших психических функций и речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
• теории мышления (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.);
• положения о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, М.С. Певзнер);
• исследования в области психологии и неврологии (И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, Л.И. Тигранова, О.Н. Усанова и др.).
Новизна исследования заключается в том, что определена актуальность проблемы формирования дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности, а так же выделены психолого-педагогические условия, способствующие формированию дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
Теоретическая значимость объясняется тем, что обоснованы способы формирования дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности, определены диагностические методики для выявления уровня сформированности дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
Практическая значимость: данные, которые были получены в ходе исследования и разработанный комплекс игр по формированию дивергентного мышления младших школьников во внеурочной деятельности могут быть использованы во время организации образовательного процесса в образовательной организации.
База исследования: МБОУ СОШ №13 г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края. В исследовании принимало участие 30 человек.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 наименования), 3 приложения. Работа проиллюстрирована 17 таблицами и 8 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной ВКР были решены вопросы, которые изучают оригинальность развития творческой мыслительной деятельности у младших школьников во внеурочной деятельности.
Анализированные литературные данные помогли понять в полной мере сущность такого понятия как «дивергентность» и «мыслительная деятельность». Мыслительная деятельность - обладает преимуществом обобщения и имеет непрямую форму отражения в психике, так же устанавливает связь между изученными предметами.
«Дивергентная мыслительная деятельность - такое мышление, которое проявляется взаимодействуя с творчеством, в любом его проявлении. Традиционные операции ума: умение сравнивать, производить анализ, синтезировать, абстрагировать, обобщать и классифицировать» [13, с.39].
«Дивергентная мыслительная деятельность может развиваться уже в начальных классах, то есть в младшем школьном возрасте. Ученики уже имеют конкретные условия, параметры, для овладения мыслительной деятельностью в полной мере, данные операции характерны для возраста учеников. Проблематизация дивергентной мыслительной деятельности заключается в том, что ко всему прибавляется ещё и утомление детей, а так же низкое внимание и память, малый объем труда в целом. При отсутствии коррекционного обучения ученики с трудом знакомятся с творческим анализированием и обобщением. Ученикам требуется коррекционно- формирующая помощь» [24, с. 12]..
Следующая поставленная задача ВКР решилась нами с помощью экспериментальной работы. В экспериментальной деятельности были задействованы дети, в составе 30 человек. Нами изучена оригинальность мыслительной деятельности школьников, посредством методических разработок известных авторов-психологов. Результатом работы на констатирующем этапе стало выявление не соответствия творческой мыслительной деятельности возрасту детей.
Нами найден спектр различных оригинальностей творческого мышления детей восьмого года жизни. Например, анализирование и синтезирование информации, способность обобщать, классифицировать, строить какие либо связи между предметами, всё вышеперечисленное находится у детей на низком уровне. Младшие школьники демонстрируют недостаточное для их возраста восприятие, а так же низкую работу в процессе какой либо деятельности. Нами проведена коррекционная работа, с целью формирования творческой мыслительной деятельности. На формирующем этапе осуществлялась разработка и апробация систем игровых упражнений по формированию творческой мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста вне уроков. В процессе выбора игровых упражнений была учтена работа младших школьников в целом. Нами использованы игровые упражнения, опросники, наглядности, природные объекты и т.п.
Далее что бы доказать положительное влияние на творческую мыслительную деятельность детей нами организован контроль исследования. Этот контроль осуществлялся согласно тем же методическим разработкам, что и на констатирующем этапе работы.
На контрольном этапе работы уже была видна положительная динамика.
Численность учеников, которые демонстрировали низкий уровень, значительно понизилось. Численность учеников, которые демонстрировали средний уровень, так же значительно возросло. Исходя из полученной информации по результатам на контрольном этапе можно сделать вывод, что формирующий этап эффективен. Так же необходимо выделить, что цель, поставленная нами в начале исследования достигнута, гипотеза доказана, задачи решены.


1. Абрамова Г.С. Развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2018. № 121-2. С.11- 13.
2. Алексеев Б.Г. Психология. М. : Просвещение, 2012. 220 с.
3. Анисимов О.С. Логико-семиотические аспекты механизма мышления // Мир психологии. 2019. № 2. С. 25- 37.
4. Архангельская И.В. Тетрадь для творческих работ младших школьников // Золотое кольцо России. 2015. 222 c.
5. Батяева С.В. К проблеме формирования языковой способности у детей младшего школьного возраста // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 8-1 (62). С. 73- 76.
6. Берсенева Н.В. Динамика развития творческого мышления в онтогенезе// Культурно-историческая психология. 2018. № 3. С. 60- 66.
7. Болотова А.К. Психология мышления и проблемное обучение. М. : Просвещение, 1983. 46 с.
8. Борытко Н.М. Взаимосвязь вербально-логического мышления и обобщающей функции речи у детей. 2016. 215 с.
9. Вичев В.В. Основные закономерности психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. 2019. №5. С. 29 - 38.
10. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей школьного возраста. М. : Персэ, 2013. 143 с.
11. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у младших школьников. М. : АСТ: Астрель, 2017. 158 с.
12. Выготский Л. С. Мышление и речь //Собр. соч. : В 6 т. М., 2020. Т. 2. 220 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. : Педагогика-пресс, 2018. 536 с.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2015. 92 с.
15. Выготский Л.С. Психология личности. М. : Луч, 2019. 362 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ