Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие креативности младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №118703

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения креативности младших школьников 9
1.1 Проблема исследования креативности в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Педагогические условия развития креативности во внеурочной деятельности на занятиях художественно-изобразительным творчеством 24
Выводы к первой главе 32
Глава 2. Экспериментальное исследование развития креативности младших школьников во внеурочной деятельности при занятиях художественным творчеством 33
2.1 Диагностика уровня развития креативности младших
школьников в художественно-творческой деятельности 33
2.2 Разработка и внедрение методики по развитию креативности
младших школьников во внеурочной деятельности 51
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 65
Выводы ко второй главе 76
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложения 86


Современное образование ориентировано на творческое, креативное развитие личности обучающихся. Перед образованием стоит очень важная задача - не столько вооружить школьника необходимыми знаниями, умениями и навыками, сколько воспитать креативную, инициативную личность, со всем её возможным потенциалом, индивидуальными качествами, способностями. Ученик уже, являясь полноправным участником своего образования, должен быть нацелен на саморазвитие, самопознание и самоопределение в обществе.
Помимо этого, современная социокультурная обстановка, в которой идёт непрерывный процесс переустройства, быстротечных изменений постоянно происходящих во всех сферах человеческой жизни, требует воспитания нового человека, личности, которая не просто будет способна адаптироваться к меняющимся условиям, но и развиваться, находить разнообразные, необычные пути решения многих проблем и задач, стоящих перед ней. Так же, как необходимо образование на протяжении всей жизни, так и важно постоянное развитие творческой личности, раскрытие себя как неиссякаемого источника творческих идей, новых методов решения различных жизненных задач. Личность, что находится в постоянном творческом поиске и добивается лучших результатов в своей деятельности, эффективнее всего реализует себя в социуме, достигает самых больших высот в своём развитии.
Современные социальные тенденции развития общества находят отклик и в основных образовательных документах, такие как ФГОС НОО. В данном стандарте, в требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования, одно из направлений нацелено на развитие творческих способностей, креативности младшего школьника, реализации его потребности в саморазвитии и самосовершенствовании. А это значит, что вопрос развития креативности личности приобретает особую значимость в процессе воспитания подрастающего поколения.
Развитию креативности немалое внимание уделялось со стороны многих учёных, исследователей, теоретиков, практиков и экспериментаторов.
Так, наиболее известные исследователи процессов креативности Дж. П. Гилфорд, Э.П. Торренс, выдвигали свою концепцию креативности как универсальной познавательной творческой способности, отождествляя её с дивергентным мышлением. Дж. П. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности, но позже дополнил их другими, более специфичными для данного явления. Другие исследователи процессов креативности М. Воллах, Н. Коган представляли свою концепцию проявления креативности в более свободных, произвольных условиях , жизненных ситуациях. Собственную концепцию креативности выдвигал и С. Медник. В основе данного процесса он отождествил как конвергентную, так и дивергентную составляющие, говоря об их равной значимости в процессе развития креативности. Помимо этого, связывая креативность с широтой ассоциаций и их не стереотипностью, предложил собственную модель креативного мышления.
Помимо этого, проблемой креативности занимались многие важные исследователи. Так, Л.С. Выготский обосновал гипотезу многоуровневой структуры креативности. Подходил к определению творчества с позиции анализа продукта. Д.Б. Богоявленская исследовала вопрос соотношения и взаимосвязи, интеллекта и креативности, поддавала анализу способы выявления уровня креативности, выявляла связь дивергентного мышления с креативностью личности, анализировала надежность и валидность наиболее известных тестов креативности, исследовала тенденции, концепции в изучении креативности и особенностей её проявления. Е.П. Ильин расширил представления о связи дивергентного мышления как креативной способности, выявил и поддал глубокому анализу различные креативные способности, а также их проявления в жизни.
В методическом плане вопросы диагностики креативности, проблемы её развития, учёта проявлений её показателей, также весьма широко представлены.
Так, Дж. П. Гилфорд разработал тесты, для выявления уровня развития креативности, которые диагностировали как вербальную, так и невербальную стороны данного качества. М. Воллах, Н. Коган предъявляли свою собственную систему диагностики и оценки креативности, основанную на более свободной её оценке в повседневных проявлениях и процессе творчества. С. Медник на основе собственной модели креативного мышления создал тест отдалённых ассоциаций, призванный выявить, насколько склонен человек реализовывать креативные идеи. Позже, на основе теста С. Медника, исследователь Л.Г. Хуснутдинова создала тест речемыслительной креативности.
В.Н. Дружинин разработал собственную градацию креативных ассоциаций, применяемую для более объективной оценки креативности, доказал эффективность использования игровых ситуаций в развитии креативности. Н.В. Хазратова создала отдельную методику диагностики креативности для детей, учитывая их возрастные особенности, связанные с недостаточным развитием некоторых навыков, необходимых для выявления уровня креативности.
В практическом плане, система развития креативности младших школьников, имеет свои практические решения. Так, А.А. Никитин создал собственную воспитательную систему «Личность-Творец-Художник», которая предполагала развитие креативности через систему художественно - эстетического обучения младшего школьника в условиях внеурочной деятельности.
Помимо этого, программу развития креативных способностей учащихся начальных классов в системе внеурочной деятельности представляют Н.И. Спиглазова и С.Н. Васильев, где система внеурочных занятий нацелена на развитие креативности в гармоничном единстве с другими творческими качествами, в процессе разнообразной и насыщенной творческой работы.
Однако, несмотря на представленную разработанность проблемы, существует ещё целый ряд проблем, требующих научно-методического разрешения. Одна из таких заключается в том, что в методическом плане недостаточно представлены пути развития креативности у младших школьников во внеурочной деятельности, с помощью различных средств художественного творчества, в системе художественно-эстетического образования. Кроме того, не построена логичная система развития качеств креативности, нет единых, чётко сформулированных показателей креативности, развитие которых является основой для работы с данным качеством.
Исходя из всего вышеизложенного, следует сформулировать цель, объект, предмет, задачи, методы, базу исследования, выявить гипотезу и практическую значимость.
Цель: выявить и доказать эффективность условий реализации процесса развития креативности во внеурочной деятельности младших школьников.
Объект исследования: процесс развития креативности младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия развития креативности в художественно-эстетической деятельности младших школьников (на примере кружка «Волшебная палитра»).
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития креативности младших школьников во внеурочной деятельности .
2. Выявить уровень развития креативности младших школьников контрольной и экспериментальной группы.
3. Разработать методику развития креативности младших школьников во внеурочной деятельности с помощью различных средств художественного творчества.
4. Доказать эффективность разработанной методики по развитию креативности младших школьников.
Гипотеза исследования:
Процесс развития креативности младших школьников во внеурочной деятельности будет проходить успешнее, если:
- в работе реализовывать условия свободного творчества ребёнка, совместного творчества со сверстниками и взрослым;
- создать безопасное творческое пространство, атмосферу игровой деятельности детей в творчестве;
- использовать разнообразие видов художественно -творческой деятельности младшего школьника, включать игровые элементы в творчество детей;
- применять творческие минутки, разнообразные и необычные техники работы с материалами.
Методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этап).
3. Наблюдение за младшими школьниками в процессе исследования.
4. Анализ полученных результатов с целью выявления динамики показателей развития креативности у младших школьников.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №20»
Практическая значимость: данная работа может использоваться учителями начальных классов, педагогами-психологами, педагогами дошкольного образования в их практической деятельности по работе с развитием креативности детей, их творческих способностей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, при написании бакалаврской работы была исследована проблема развития креативности у младших школьников во внеурочной деятельности. Целью исследования было выявить и доказать эффективность условий реализации процесса развития креативности во внеурочной деятельности у младших школьников. Цель исследования обосновывалась тем, что на практике недостаточно полно представлены пути развития креативности у младших школьников во внеурочной деятельности в системе художественно-эстетического образования.
Для достижения цели исследования, на начальном этапе нами была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, выяснены взгляды исследователей на определение понятия креативности и процессов, характеризующих её, выделены основные подходы к определению креативности. Это позволило нам сделать вывод о том, что в психолого-педагогической литературе нет общего определения креативности, и единого понимания закономерностей её действия на практике, а потому надо рассматривать закономерности развития креативности с учётом различных её проявлений. Такой подход к изучению проблемы позволил нам выявить как общие показатели креативности, которые упоминались во многих исследованиях и подходах, так и более частные, которые выделялись реже, но между тем раскрывали креативность в более полном объеме, лучшем понимании её особенностей. Выделение показателей креативности позволило подобрать наиболее валидные и надёжные методики для изучения уровней развития креативности в экспериментальной части. Помимо этого, были изучены и подробно рассмотрены возрастные особенности развития креативности в младшем школьном возрасте, были рассмотрены как общие закономерности развития креативности, так и закономерности развития её отдельных показателей. На этом основании был сделан вывод о том, что в процессе развития креативности, особую важность приобретает учёт индивидуальных особенностей развития креативности. Далее были изучены и выделены условия развития креативности во внеурочной деятельности, рассмотрена реализация данных условий в педагогическом процессе. Позже данные условия легли в основу разработки и реализации методики по развитию креативности у младших школьников. Изучение условий развития креативности позволило сделать вывод, что все эти условия взаимосвязаны друг с другом, взаимозависимы и совместно действуют в едином процессе, что позволяет наиболее эффективно развивать нужное качество.
В экспериментальной части нашего исследования, в экспериментальной и контрольной группах учащихся, были реализованы методики по изучению уровней развития креативности. При этом были использованы методики как на изучение развития общих показателей креативности, так и более частных, тех, что связаны с художественно - творческой деятельностью младших школьников. В результате мы пришли к важному выводу о том, что развитие креативности у младших школьников находится примерно на одинаковых уровнях, и лишь отличается некоторыми особенностями развития отдельных показателей, и тем, что в контрольной группе результаты несколько выше, чем в экспериментальной. Этот вывод позволил нам построить работу в экспериментальной группе с учётом особенностей развития креативности её учащихся. Далее была разработана и реализована в экспериментальной группе методика по развитию креативности у младших школьников во внеурочной деятельности. При этом при её построении и реализации соблюдались не только ранее выделенные эффективные условия развития креативности, но и осуществлена логика движения от простого к сложному, учтена взаимосвязь показателей креативности, зависимых друг от друга в едином процессе развития. После этого, на заключительном этапе исследования, были повторно проведены те же методики, что и на начальном этапе эксперимента, с целью выявления динамики показателей развития креативности в обеих группах. При этом, во всех случаях динамика показателей экспериментальной группы была более выражена, а проявления в развитии креативности у учащихся данной группы более явными, чем в контрольной группе. Это позволило нам сделать вывод о том, что разработанная методика доказала свою эффективность в процессе развития креативности младших школьников во внеурочной деятельности, в художественно-творческом процессе.
Проведённое исследование позволило доказать нашу гипотезу о том, что процесс развития креативности у младших школьников во внеурочной деятельности будет проходить успешнее, если в работе реализовывать условия свободного творчества ребёнка, совместного творчества со сверстниками и взрослым; создать безопасное творческое пространство, атмосферу игровой деятельности детей в творчестве; использовать разнообразие видов художественно-творческой деятельности младшего школьника, включать игровые элементы в творчество детей; применять творческие минутки, разнообразные и необычные техники работы с материалами. Кроме того важно способствовать гармоничному развитию качеств креативности в единой связи и взаимодействии друг с другом, последовательно выстроить работу в логике движения от простого к сложному, применяемой как к реализации упражнений, так и к системе развития показателей креативности.



1. Айзенк, Г.Ю. Проверьте свои способности [Текст] / Г.Ю. Айзенк. - СПб. : Система-плюс, 1996 г. - 174 с.
2. Анисимова, Р.В. Театрально-игровая деятельность в духовно¬нравственном развитии школьника [Текст] / Р.В. Анисимова // Начальная школа. - 2013. - №5. - С. 96-97
3. Банзелюк, Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет [Текст] / Е. И. Банзелюк // Вопросы психологии. - 2008. - Вып. 3. - С. 55-60.
4. Баранцева, О.И. Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности [Текст] / О.И. Баранцева // Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 81- 83
5. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. - СПб. : СПГУТД,
2006.- 268 с.
6. Башук, Т.И. Система творческих заданий по развитию коммуникативных навыков учащихся [Текст] / Т.И. Башук // Начальная школа. - 2013. - № 5. - С. 28-32
7. Белова, Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Э.П. Торренса [Текст] / Е.С. Белова // Психологическая диагностика. - 2004. - Вып. 1. - С. 21-40
8. Берк, Л.А. Развитие ребенка [Текст] / Л.А. Берк. - СПб. : Питер, 2006. - 678 с.: ил. - (серия «Мастера психологии»)
9. Бибикова, Н.В. Развитие креативности детей в начальной школе [Текст] / Н.В. Бибикова // Журн. начальная школа плюс до и после. - 2012. - №11. - С. 1-4
10. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Могография [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2009. - 416 с.
11. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 302 с.
12. Гейвин, Х. Когнитивная психология [Текст] / Х. Гейвин. - СПб. : Питер, 2003. - 272 с.
13. Гилфорд, Дж.П. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж.П. Гилфорд //
Психология мышления: Сб. переводов и англ. - М.: Издат. группа
«Прогресс», 1995. - 534 с.
14. Дерманова, И.Б. Креативность, личностные особенности и
стратегии совладения младших школьников [Текст] / И.Б. Дерманова, М.А. Крылова // Ананьевские чтения: Материалы научно-практической
конференции. - 2004. - СПб. - С. 384-386.
15. Дорфман, Л.Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности [Текст] / Л.Я. Дорфман // Личность, креативность, искусство. - 2003. - Вып. 5. - С. 89-120
16. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.: ил. - (серия «Мастера психологии)
17. Ермакова, Е.С. Психологические закономерности формирования гибкости продуктивного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : дис. ... доктора психологических наук : защищена 19.09.2006 : утв. 23.03.2007 / Е.С. Ермакова. - СПб. : Изд-во Ленинг. гос. университета, 2006. - 443 с.
18. Жукова, Е.С. Два подхода в исследовании творческих способностей [Текст] / Е.С. Жукова // Материалы IV съезда Российского психологического общества. Т.1. - М., 2007. - С. 370
19. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 448 с. : ил. - (серия «Мастера психологии»)
20. Иренкова, И.Ю. Формирование положительной мотивации к учению - уроки стихотворчества [Текст] / И.Ю. Иренкова // Начальная школа. - 2014. - № 8. - С. 56-58
21. Каменская, В.Г. Психология развития: общие и специальные вопросы [Текст] / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 368 с.
22. Козленко, В. Н. Проблема креативности личности [Текст] / В.Н. Козленко // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная ; под. ред. Я. А. Пономарева. - М., 1990. - С. 131-148.
23. Кравцева, И.Ю. Художественное творчество учащихся во внеурочной деятельности [Текст] / И.Ю. Кравцева // Начальная школа. -
2014.- №1. - С. 85-89.
24. Кулк, И.Н. Психология искусства [Текст] / И.Н. Кулка ; пер. И.В. Олива. - М. : Гуманитарный Центр, 2014. - 560с.
25. Ландау, Э. Одарённость требует мужества : Психологическое сопровождение одарённого ребёнка [Текст] / Э. Ландау. - М. : Академия, 2002. - 144 с.
26. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л.Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2007. - 256 с. : ил. - (серия «Психологический практикум»)
27. Лепская, Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков». Пособие для учителя [Текст] / Н.А. Лепская. - М.: НПЦНХО, 1995. - 54 с.
28. Макшанов, С.И. Психогимнастика в тренинге [Текст] / С.И. Макшанов, Е.Н. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2000. - 256 с.
29. Маслоу, А. Х. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб. : Питер, 2009. - 351 c.: ил. - (серия «Мастера психологии»)
30. Меркулова, Н.В. Развитие креативности взрослых и детей в процессе совместной художественной деятельности [Текст] / Н.В. Меркулова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - №6. - С. 73-75
31. Никитин, О.Д. Креативное отношение личности к себе и миру в художественно-творческой деятельности [Текст] / О.Д. Никитин, Е.Н. Лиханова, А.В. Криницина // Педагогика искусства. - 2015. - №11. С. 47-55
32. Новикова, Н.А. Творческий подход в художественном образовании [Текст] / Н.А. Новикова // Педагогика искусства. - 2015. - №4. - С. 45-52
33. Обухова, Л.Ф. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте [Текст] / Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова. - М. : Изд-во Моск. Ун-та,2007.- 257 с.
34. Опарина, Н.А. Театрализация как метод работы организатора досуга младших школьников [Текст] / Н.А. Опарина // Начальная школа. - 2014. - №6. - С. 97-98
35. Петрова, Л.М. Возрастные особенности когнитивной сферы младших школьников и подростков [Текст] : автореф. дис. ... канд. наук. : защищена 13.05. 2008 : утв. 24.10.2008 / Л.И. Петрова. - СПб. : Изд-во Ленинг. гос. Университета, 2008. - 21 с.
36. Петрова, О.О. Возрастная психология [Текст] / О.О. Петрова. - Ростов н/Д. : «Феникс», 2005. - 224 с.
37. Разумникова, О.М. Роль конвергентных и дивергентных процессов в креативности: значение факторов пола и возраста [Текст] / О.М. Разумникова, М.В. Прибыткова // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. Т.3. - М., 2007. - С. 109
38. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К.Р. Роджерс. - М. : Эксмо-Пресс, 2001. - 185 с.
39. Романцев, М.Г. Креативный фактор и привлекательность избранной студентами специальности [Текст] / М.Г. Романцев, Г.И. Михалевская // Ананьевские чтения : Тезисы научно-практической конференции. - 2001. - Вып. 3. - С. 185-186
40. Сорокина, М.А. Методы психологии [Текст] / М.А. Сорокина // Ежегодник РПО. - 1997. - Вып. 1. - С. 35-43.
41. Стернберг, Р. Дж. Интеллект успеха [Текст] / Р.Дж. Стернберг. - М. : Попурри, 2015. - 400 с.
42. Стернберг, Р. Дж. Отточите свой интеллект [Текст] / Р.Дж. Стернберг. - М. : Попурри, 2013. - 625 с.
43. Стернберг, Р. Дж. Практический интеллект [Текст] / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт. - СПб.: Питер, - 2002. - 272 с.: ил. - (серия «Мастера психологии»)
44. Трифонова, Л.Т. Организация сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Л.Т. Трифонова // Начальная школа. - 2013. - № 4. - С. 51-54
45. Туник, Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб.: Питер. - 2013. - 320 с.: ил. - (серия «Практическая психология»)
46. Туник, Е.Е. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников [Текст] / Е.Е. Туник, В.П. Опутникова. - СПб.: Речь, 2005. - 104 с.
47. Фархшатова, И. А. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / И.А. Фархшатова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т.13. - С. 94-103.
48. Фрейд З.Ш. «Я» И «Оно» [Текст] / З.Ш. Фрейд. - СПб. : Азбука,
2015.- 288 с.
49. Фромм, Э. З. Искусство быть [Текст] / Э. З. Фромм ; пер. А. Александровой // Новая философия : собр. соч. - М. : Изд-во АСТ, 2013. -351 с.
50. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследований [Текст] / М. А. Холодная. - СПб: Питер бук, 2002. - 264с.
51. Хрящева, Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире: психологические проблемы самореализации личности [Текст] / Н.Ю. Хрящева. - СПб. : Питер, 1998. - с. 171
52. Хрящева, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге [Текст] / Н.Ю. Хрящёва. - СПб. : Речь, 2014. - 272 с. ISBN: 978-5-9268-1677-5
53. Хуснутдинова, Л. Г. Исследование речемыслительной креативности личности [Текст] : дис. ... канд. психол. Наук : защищена 17.04.1993 : утв.
23.10.1993 / Л.Г. Хуснутдинова. - М. : Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 1993. - 276 с.
54. Чернилевская О.Н. Организация внеурочной художественной деятельности младших школьников [Текст] / О.Н. Чернилевская // Начальная школа. - 2015. - №9. - С. 75-77
55. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Шайдурова. - М.: Торговый Центр,2008.- 147 с.
56. Шило, Т.Б. Система развития вербальной креативности младшего школьника [Текст] / Т.Б. Шило // Начальная школа. - 2014. - №9. - С.12-15
57. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей [Текст] / Н.Б. Шумакова. - М. : Воронеж, 2004. - 336 с.
58. Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики [Текст] / Е.И. Щебланова. - М. : Воронеж, 2004. - 366 с.
59. Юнг, К.Г. Психоанализ и искусство [Текст] / К.Г. Юнг. - М. : Когито-Центр, 2011. - 184 с.
60. Юркевич, В.С. О «наивной» и «культурной» креативности [Текст] / В.С. Юркевич, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев // Основные современные концепции творчества и одаренности. - М. : Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 1997. - С. 127-142


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ