Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭКСКУРСИЙ

Работа №106879

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4050 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
222
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5 -6 лет представлений о родном городе
1.1Проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о родном
городе в психолого-педагогических исследованиях
1.2Роль интерактивных экскурсий в формировании у детей 5 -6 лет
представлений о родном городе
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством интерактивных
экскурсий
2.1Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений
о родном городе
2.2Методика формирования у детей 5-6 лет представлений о родном
городе посредством интерактивных экскурсий
2.3Определение эффективности экспериментальной работы по уровню
сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством интерактивных экскурсий
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Проблема формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о родном городе привлекала взгляды многих учёных педагогов и психологов.
В современных условиях глубоких преобразований в общественной жизни патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений деятельности с молодым поколением. На современном этапе появляется такая важная необходимость, как возвращение к лучшим традициям нашего народа, обращение к его истории, к вечным понятиям - род, родство, Отечество.
При решении поставленной проблемы мы исходили из основных теоретических положений психолого-педагогической науки, согласно которым воспитанием люблю к своей Отчизне является важной и сложной задачей, как считают педагоги (К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Н.А. Добролюбов, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К. Насыри и др.) и современные исследователи (М.И. Богомолова, Р.И. Жуковская, И.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и др.).
В аспекте исследования формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе нам важно выделить основы чувства любви к Родине у детей 5-6 лет, а также особенности формирования представлений о родном городе посредством интерактивных экскурсий.
Изучением развития чувства патриотизма у детей занимались известные отечественные педагоги дошкольного воспитания - К.Д. Ушинский и Е.Н. Водовозова и др. Они полагали, что развивать чувство любви к Родине необходимо с раннего возраста. Идея народности явилась основополагающим положением воспитания. Это суждение базировалось на общефилософской концепции непосредственно-чувственной основы патриотизма [16, с. 89].
Вопросы патриотического воспитания детей занимали и по сей день занимают одно из центральных мест среди направлений педагогических исследований. Традиция исследования данного вопроса берет корни в отечественной педагогике с работ К.Д. Ушинского, К.Н. Вентцеля, В.А. Сухомлинского [8, с. 121].
В.А. Сухомлинский утверждал, что задачи патриотического воспитания могут эффективно решаться при определенных условиях: во - первых, если поддерживается взаимодействие с семьей. Во-вторых, между педагогами и родителями определены взаимоотношения партнерства и доверия. Данное взаимодействие педагогов и родителей способствуют воспитанию ценностного отношения к традициям, сохранению семейных связей.
А.С. Макаренко, С.А. Козлова, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, Т.А. Куликова в изучении проблем патриотического воспитания отмечают, что путь приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры проходит через понимание своих национальных ценностей и родной культуры.
Современные исследователи, поднимая проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, немаловажное место отводят разным аспектам патриотического воспитания таким как: формирование культуры поведения (Н.Е. Щуркова); формирование гуманных отношений (А.М. Виноградова); формирование любви к Родине (С.А. Козлова); воспитание нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста (Т.А. Шорыгина) [35, с. 138].
И.А. Агапова, И.В. Богачева, Л.А. Кондрынская в изучении проблемы патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста освещали методы, формы и средства патриотического воспитания. А также давали научно-практические рекомендации по организации системы работы по патриотическому воспитанию в образовательных организациях.
Для становления теории и практики патриотического воспитания детей дошкольного возраста в нашей стране большое значение имели работы теоретического и методического характера С.А. Козловой, Н.В. Алешиной, Н.Б. Зацепиной, Н.Ф. Виноградовой, а также опыт разработки парциальных программ по патриотическому воспитанию.
Большинство исследователей делают акцент на важности и значимости воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но, к сожалению, не предлагают целостной системы патриотического воспитания. Обращение к отдельным аспектам проблемы формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста является характерной спецификой исследований по данной проблеме. Так, например, подход к воспитанию патриотических чувств у дошкольников представлен в работах Т.Н. Дороновой, но само понятие «формирование патриотизма» не применяется. Такие исследователи как, Т.И. Бабаева, Т.С. Комарова,
В.И. Логинова, Т.А. Ротанова, Н.А. Ноткина, Л.Е. Никонова, О.Л. Князева, Е.В. Пчелинцева, М.Д. Маханева, Е.И. Корнеева, в своих работах делают акцент на необходимости приобщения детей к культурному достоянию народа. С.Н. Николаева в своих работах рассматривает становление патриотических чувств через призму экологического воспитания. Т.А. Куликова и С.А. Козлова рассматривают возможность формирования у детей дошкольного возраста патриотических чувств посредством познания своей Родины и родного города. Они отмечают, что развитие патриотических чувств необходимо начинать с приобщения к ценностям своей семьи, группового и культурно-регионального сообщества.
Таким образом, формирование представлений о родном городе становится необходимым условием патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Анализ и обобщение научно-методической и программно-методической литературы показывает, что проблема формирования у дошкольников представлений о родном городе является актуальной и требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.
Наряду с этим можно выделить существующее противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов работы для решения данной задачи в условиях дошкольной образовательной организации.
Наиболее эффективной формой ознакомления детей с родным городом является экскурсия. Экскурсии дает возможность расширить кругозор детей методами наглядности и художественного слова. Поэтому в нашем исследовании в качестве основного средства формирования у детей 5 -6 лет представлений о родном городе мы рассматриваем интерактивные экскурсии.
В настоящее время определенную популярность получают интерактивные экскурсии. Интерактивные экскурсии - это вид экскурсий, экскурсионные программы которых предполагают не только восприятие словесной и наглядной информации, но и взаимодействие детей с различными средствами и участниками мероприятия (становятся персонажами сказок, разгадывают тайны, шарады и загадки и др.).
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
-необходимостью развития у детей 5-6 лет познавательного интереса к родному городу, его истории и культуре как основы патриотизма;
-неразработанностью методики организации и проведения интерактивных экскурсий в ДОО.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством интерактивных экскурсий.
Объектом исследования является процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе.
Предмет исследования - интерактивные экскурсии как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством интерактивных экскурсий может реализовываться наиболее успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
-уточнить понятие «интерактивная экскурсия» с учетом специфики работы с дошкольниками 5-6 лет;
-разработать методику организации и проведения интерактивных экскурсий с детьми 5-6 лет в условиях ДОО;
-включить интерактивные экскурсии по ознакомлению с родным городом в образовательный процесс старшей группы.
В исследовании решались следующие задачи:
1)изучить и проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе;
2)выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном городе;
3)разработать и экспериментально проверить методику формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством интерактивных экскурсий.
Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы: методы аналитического исследования (теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий,
формирующий, контрольный этапы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретической основой исследования явились положения исследований:
-концепции социального развития ребенка дошкольного возраста (С.А. Козлова);
- исследований по формированию представлений о родной стране, родном городе у детей старшего дошкольного возраста (Т.А. Березина, Д.Н. Дубина, О.Л. Князева, Н.Ю. Майданкина, С.К. Назарова, Е.К. Ривина, Т. Поштарева).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 28 «Ромашка» г.о. Тольятти Самарской области.
Новизна исследования заключается в том, что на основе анализа современных теорий и технологий патриотического воспитания обоснована возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством интерактивных экскурсий.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке методики проведения интерактивных экскурсий для детей 5 -6 лет в условиях ДОО, способствующих формированию у детей представлений о родном городе.
Практическая значимость исследования: материал по
формированию представлений о родном городе может быть рекомендован педагогам ДОО, студентам педагогического и психолого-педагогического направлений подготовки и родителям дошкольников. Результаты исследования могут быть полезными для разработки методических рекомендаций воспитателям дошкольных образовательных организаций по организации процесса формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством интерактивных экскурсий.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников), и 7 приложений. Текст работы иллюстрируют 3 рисунка, 19 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были исследованы особенности формирования представлений у детей 5-6 лет о родном городе посредством интерактивных экскурсий.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования у детей 5-6 лет представление о родном городе посредством интерактивных экскурсий является актуальной в наше время.
Исследователи проблемы патриотического воспитания (С.А. Козлова, Т.А. Куликова, М.И. Богомолова и др.) отмечают, что у детей дошкольного возраста развитие патриотических чувств необходимо начинать с приобщения к ценностям своей семьи, группового и культурно-регионального сообщества. Формирование представлений о родном городе становится необходимым условием патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Выявление уровня представлений о родном городе показало, что 60% детей имеют низкий уровень представлений о родном городе. Это связано с тем, что у детей не сформированы представления и знания об истории родного города, достопримечательностях и памятниках. В наше время, родители уделяют данному аспекту мало времени, ни акцентируют внимание детей на важности знания своего родного города.
Формирование у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством интерактивных экскурсий возможно, если:
-уточнить понятие «интерактивная экскурсия» с учетом специфики работы с дошкольниками 5-6 лет;
-разработать методику организации и проведения интерактивных экскурсий с детьми 5-6 лет в условиях ДОО;
-включить интерактивные экскурсии по ознакомлению с родным городом в образовательный процесс старшей группы.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики использования интерактивных экскурсий в формировании представлений о родном городе, а также положительную динамику.
После проведенного формирующего этапа, анализ результатов показал, что высокий уровень повысился на 15%; средний уровень повысился 45% и составил 85%. Низкий уровень понизился на 60% и в экспериментальной группе контрольного среза отсутствует.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о эффективности разработанной методики формирования у детей 5-6 лет представлений о родном городе посредством интерактивных экскурсий.


1.Александрова, Е.Ю. Знакомим дошкольников с родным городом [Текст]/ Е.Ю. Александрова. - Москва : ТЦ сфера, 2014. - 112 с.
2.Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты и разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст]/ Е.Ю. Александрова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 203 с.
3.Алёшина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом [Текст]/ Н.В. Алёшина. - Москва : ЦГЛ, 2008. - 111 с.
4.Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст]/ Н.В. Алёшина. - Москва : ЦГЛ, 2007. - 156 с.
5.Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей [Текст]/ Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - Москва : АРКТИ, 2003. - 168 с.
6.Белякина, И.А. Метод интерактивной экскурсии в системе дошкольного образования [Текст] / И.А. Белякина // Интерактивное образование. - 2017. - №69. - С. 1-2.
7.Волобуева, Н.Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем [Текст]/ Н.Г. Волобуева // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. октябрь 2011 г. - Челябинск : Два комсомольца, 2011. - Ч. I. - С. 68-71.
8.Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах: учебно - методическое пособие [Текст]/ В.В. Воронов. - Москва : Педагогическое общество России, 2002. - 192 с.
9.Емельянов, Б.В. Экскурсоведение: учебник [Текст]/ Б.В.
Емельянов. - Москва : Советский спорт, 2010. - 185 с.
10.Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада [Текст]/ А.Д. Жариков. - Москва : Просвещение, 1980. - 192 с.
11.Жуковская, Р.И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада [Текст]/ Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова. - Москва : Просвещение, 1990. - 176 с.
12.Захарчук, А.Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников [Текст]/ А.Л. Захарчук // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2. - С.25-27.
13.Ильина, Л.С. Воспитание историей родного края [Текст]/ Л.С. Ильина, Е.Ф. Загайнова // Воспитание дошкольников. - 2012. - №3. - С. 8385.
14.Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников: учебно-методическое пособие [Текст]/ О.Л. Князева, О.Ю. Князева, М.Д. Маханева. - Москва : Детство-пресс, 2011. - 324 с.
15.Кобзева, Т.Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: дисс. канд. пед. наук: 13. 00. 01 [Текст]/ Т.Г. Кобзева. - Волгоград, 2014. - 347 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ