Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера посредством виртуальных экскурсий 10
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования у детей
6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера 10
1.2 Роль виртуальных экскурсий в формировании у детей 6-7 лет
экологических представлений о природе Крайнего Севера 19
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей
6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера посредством виртуальных экскурсий 25
2.1 Диагностика уровня сформированности у детей 6-7 лет
экологических представлений о природе Крайнего Севера 25
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей
6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего
Севера посредством виртуальных экскурсий 41
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет
экологических представлений о природе Крайнего Севера 59
Заключение 66
Список используемой литературы 70
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента 73
Приложение Б Анкета для педагогов по вопросам экологического образования детей старшего дошкольного возраста .. 74
Приложение В Перспективный план по ознакомлению детей 6-7 лет с природой Крайнего Севера с использованием виртуальных экскурсий 75
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента 77
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста основано на духовных, моральных и социокультурных ценностях и принятых в Российском обществе правил и норм поведения на благо личности, семьи и общества. Природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, так как является основой существования человека на Земле.
Каждый из нас любит родной край в большей или меньшей степени. Навыки, приобретенные у детей дошкольного возраста, позволяют им понимать и демонстрировать свои представления о природе родного края в повседневной жизни.
Северная природа является безграничным ресурсом нравственного обогащения детей дошкольного возраста, ее изучение позволяет развивать у детей интерес, внимание, стимулирует активную речь.
В условиях Крайнего Севера, где ограниченна возможность общения с природой, довольно тяжело знакомить детей с окружающей средой, и формировать у детей 6-7 лет экологические представления о природе родного края.
Анализ методической литературы, периодических публикаций показывает, что в традиционной практике дошкольного образования Северных регионов накоплен положительный опыт формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о природе родного края - природе Крайнего Севера. Но эта проблема недостаточно раскрыта, материал по этому вопросу не систематизирован и требует дополнительных исследований.
В исследованиях доказывается эффективность различных форм и методов в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста о природе родного края. С.Н. Николаева., Н.Н. Рыжова определяют экскурсии в природу, как наиболее эффективное средство комплексного воздействия на формирование экологического образования личности ребенка. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения, которая развивает у детей эмоциональную отзывчивость, закладывает основы их экологической культуры.
Современное дошкольное образование в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования объективно требует качественно нового подхода к образованию дошкольников. Образование должно быть развивающим, обогащать ребенка представлениями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы. Соответственно должны претерпеть изменения способы, средства, методы обучения детей.
В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования поднимается вопрос об активном использовании информационных технологий в дошкольных образовательных организациях» [22].
В современном мире образование невозможно без информационно-коммуникационных технологий. Поэтому информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как одно из новых и мощных средств развития детей.
Возможности информационно-коммуникационных ресурсов в дошкольных образовательных организациях делают образовательную деятельность более наглядной и интересной, повышают уровень мотивации воспитанников, обогащают развивающую предметно-пространственную среду дошкольных образовательных организации.
Природа Крайнего Севера своеобразна, и подавляющее большинство ее объектов недоступно для близкого контакта и изучения, но с помощью информационно-коммуникационных технологий дошкольники могут увидеть те объекты и явления природы, которые невозможно увидеть в ближайшем окружении. Климатические особенности региона, суровые условия и долгая зима ограничивают возможность общения человека с природой в естественных условиях, и поэтому сложнее организовать экологические экскурсии, как важную форму экологического образования.
Данную проблему позволяет решить внедрение информационно - коммуникационных технологий, нового вида экскурсий - виртуальных, которые позволят очутиться детям в природном окружении Крайнего Севера, не выходя из группы. Педагоги-практики доказывают, что дети с радостью воспринимают такие виртуальные туры, а информация, которая при этом им преподносится, воспринимается гораздо лучше, чем просто рассказ с иллюстрациями.
«Методика организации виртуальных экскурсий для детей изучались такими учеными как Ю.В. Строгонова, Е.С. Плаван, они рассматривают виртуальные экскурсии, прежде всего, как эффективный инновационный инструмент, с помощью которого стало возможным расширить кругозор, обогатить и углубить» [25] представления детей старшего дошкольного
возраста. Авторы указывают, что «виртуальная экскурсия дает возможность посетить недоступные места, увидеть животных в естественных условиях проживания, конечно, она не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление» [25] о многообразии природы родного края, побывать там, где ты не был. Однако следует указать, что возможности организации краеведческих виртуальных экскурсий для детей дошкольного возраста рассмотрены недостаточно.
Таким образом, анализ научной литературы, материалов Интернет- ресурсов, периодических изданий позволил выделить следующие противоречия:
- между признанием педагогами важности формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о природе родного края и недостаточной оснащенностью специальным информационным оборудованием многих дошкольных образовательных организаций провинциальных городов, а как следствие, возникают трудности в использовании информационно-коммуникационных технологий, в том числе и применение виртуальных экскурсии;
- между недостаточной методической проработанностью вопроса использования виртуальных экскурсий в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций и внедрения новой интерактивной формы работы с детьми - виртуальной экскурсии.
Проблема исследования - каковы возможности виртуальной экскурсии как средства формирования у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера посредством виртуальных экскурсий».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера посредством виртуальных экскурсий.
Объект исследования - процесс формирования у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера.
Предмет исследования - формирование у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера посредством виртуальных экскурсий.
Гипотеза исследования - мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера посредством виртуальных экскурсий будет успешным, если:
- отобрать экологический материал для разработки содержания виртуальных экскурсий;
- разработать содержание и организовать проведение виртуальных экскурсий, как поэтапную совместную деятельность детей и педагога;
- следовать требованиям, предъявляемым к использованию мультимедийного оборудования;
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера посредством виртуальных экскурсий.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера.
3. Определить и разработать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера посредством виртуальных экскурсий.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Л.М. Макаровой, Д.Ф. Петяевой по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста;
- теоретические положения Н.Н. Подъякова, О.В. Дыбиной об организации работы по реализации модели организация поисково- познавательной деятельности детей дошкольного возраста экологического содержания;
- теоретические положения Р.В. Алябьевой, Ю.В. Строгоновой, Е.С. Плаван об организации виртуальных экскурсий для детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы в аспекте изучаемой проблемы;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий и контрольные этапы), беседа;
- статистические: количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ Детский сад № 18 «Звездочка» города Воркуты. В экспериментальном исследовании принимали участие 16 детей 6-7 лет подготовительной к школе группы.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание виртуальных экскурсий, способствующих формированию у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера; варианты заданий для организации совместной деятельности детей и педагога по закреплению содержания виртуальной экскурсий; алгоритм проектирования виртуальной экскурсии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обосновано содержание поэтапной работы по формированию у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера посредством виртуальных экскурсий в рамках примерного перспективного плана по ознакомлению детей 6-7 лет с природой Крайнего Севера с использованием виртуальных экскурсий; с учетом требований, предъявляемых к использованию мультимедийного оборудования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами дошкольных образовательных организаций разработанного содержания работы по формированию у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера посредством виртуальных экскурсий.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц, 1 рисунок. Основной текст работы изложен на 72 страницах.
Настоящее формирование гуманной личности и экологическое воспитание проходит красной нитью через ознакомление дошкольников с живой природой и через приобщение детей к природе.
В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о природе Крайнего Севера, разобрались в понятии и сущности экологической культуры. Так же выяснили, что старший дошкольный возраст - это период значительных изменений в мышлении: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, ребенок глубже осознает связь между различными явлениями и предметами окружающего мира. Таким образом, у дошкольников формируется база для развития представлений о мире в целом, свое отношение к этому миру, в котором он живет. В этом возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, развиваются познавательные потребности, которые реализуются через поисково-исследовательскую деятельность.
Мы рассмотрели формирование у дошкольников экологических представлений, как одного из главных направлений в решении основных задач экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Выяснили, что ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.
Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы Крайнего Севера.
В условиях Крайнего Севера, где ограниченна возможность общения с природой, довольно тяжело знакомить детей с окружающей средой, и формировать у детей 6-7 лет экологические представления о природе родного края.
В исследованиях С.Н. Николаевой и Н.Н. Рыжовой доказывается эффективность таких форм формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, как традиционные экскурсии в природу.
Экскурсии также являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование экологического образования личности ребенка.
Природа Крайнего Севера своеобразна, и подавляющее большинство ее объектов недоступно для близкого контакта и изучения, но с помощью информационно-коммуникационных технологий дошкольники могут увидеть те объекты и явления природы, которые невозможно увидеть в ближайшем окружении. Данную проблему позволяет решить внедрение информационно- коммуникационных технологий, нового вида экскурсий - виртуальных (интерактивных), которые позволят очутиться детям в природном окружении Крайнего Севера, не выходя из группы.
Рассмотрев взгляды различных ученых, можно сделать вывод о том, что, безусловно, виртуальные экскурсии для детей старшего дошкольного возраста являются эффективным средством формирования представлений о природе Крайнего Севера.
С целью подтверждения актуальности проблемы нами было проведено изучение состояния проблемы формирования у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера на базе МБДОУ Детский сад № 18 «Звездочка» города Воркуты. В эксперименте приняли участие
На основании исследований Л.М. Маневцовой и П.Г. Саморуковой, а также учитывая особенности природы ближайшего окружения, были определены показатели, позволяющие выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера. В соответствии с показателями мы подобрали диагностические задания.
Полученные результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод, что большинство детей 6-7 лет имеют низкий и средний уровень сформированности экологических представлений о природе Крайнего Севера:
- к низкому уровню мы условно отнесли 9 детей (56,25%);
- к среднему уровню мы условно отнесли 4 ребенка (25%);
- к высокому уровню условно отнесли 3 ребенка (12,5%).
Эти данные свидетельствуют о необходимости поиска и изучения потенциальных возможностей использования виртуальной экскурсии в процессе формирования у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера.
Целью формирующего этапа исследования было: разработать содержание и организовать работу по формированию у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера посредством виртуальных экскурсий.
Мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера посредством виртуальных экскурсий будет успешным, если:
- отобрать экологический материал для разработки содержания виртуальных экскурсий;
- разработать содержание и организовать проведение виртуальных экскурсий, как поэтапную совместную деятельность детей и педагога;
- следовать требованиям, предъявляемым к использованию мультимедийного оборудования.
На первом этапе формирующей работы мы отобрали экологический материал для разработки содержания виртуальных экскурсий, способствующих формированию у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера.
На втором этапе формирующей работы мы разработали содержание виртуальных экскурсий, варианты заданий для организации совместной деятельности детей и педагога по закреплению содержания виртуальной экскурсий; примерный перспективный план по ознакомлению детей 6-7 лет с природой Крайнего Севера с использованием виртуальных экскурсий; алгоритм проектирования виртуальной экскурсии.
На третьем этапе формирующей работы мы организовали проведение виртуальных экскурсий, как поэтапную совместную деятельность детей и педагога.
При разработке содержания и организации виртуальных экскурсий, способствующих формированию у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера для того, чтобы виртуальные экскурсии давали только положительный эффект, мы следовали требованиям, предъявляемым к использованию мультимедийного оборудования.
На контрольном этапе мы выявили динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о природе Крайнего Севера после проведения формирующей работы:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 31%;
- количество детей со средним уровнем увеличилось на 18%;
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об успешности поэтапной работы по формированию у детей 6-7 лет экологических представлений о природе Крайнего Севера, что доказывает верность выдвинутой гипотезы.
Систематическое использование виртуальных экскурсий в детских образовательных учреждениях в сочетании с традиционными методами, позволяют делает процесс формирования у детей 6-7 лет экологических результативным.
1. Алябьева Р. В. Методика проведения экскурсии. М. : Академия, 2004.
2. Афимьина В.С. Маленькие экологи // Ребенок в детском саду. 2009. № 4. С. 47-52; .№ 5. -С. 54-58.
3. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. [и др.]. Детство : Комплексная образовательная программа дошкольного образования. СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. 352 с.
4. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 10-15.
5. Бодракова Н. И. Экологическое воспитание дошкольников
// Детский сад от А до Я. 2008. № 6. С. 104-109.
6. Варламова Н. Ю., Соколова В. С., Кочеткова Н. В. Система экологического воспитания в детском саду // Детский сад от А до Я. 2008. № 6. С. 92-100.
7. Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. 2013. № 6. С. 16-20.
8. Гайнуллова Ф. Проблемы экологического воспитания и образования детей в отечественной и зарубежной педагогике // Детский сад от А до Я. 2008. № 6. С. 46-52.
9. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. 2005. № 6. С. 34-41
10. Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддьяков Н. Н., Зворыгина Е. В. [и др.]. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 192 с.
11. Делицын Л. Л. Развитие информационных и
телекоммуникационных технологий в России как процесс распространения инноваций : дис. кандидата технических наук: 05.25.05. М., 2006. 293 с.
12. Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Уч. пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. - Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2002.
13. Константинова Т. В. Экологическое воспитание в детском саду //Начальная школа плюс До и После. 2005. № 12. С. 39-42.
14. Корецкая С. В. Проект «Использование информационно - коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival. 1september.ru/articles/ 559339/ (дата обращения: 15.03.2022).
15. Крехалева В. А. Воспитание любви к родному краю // Дошкольное воспитание. 2011. № 11. С. 42-46.
16. Микляева Н. В. Интерактивная педагогика в детском саду : Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2012. 128 с.
17. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учебное пособие для. М. : Академия, 2009. 184 с.
18. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Для работы с детьми 3-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2016. 112 с.
19. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учебное пособие. М. : Академия, 2013. 272 с.
20. От рождения до школы : Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), исп. и доп. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
21. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020. № 28. Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View /0001202012210122? (дата обращения: 15.03.2022).
22. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru (дата обращения: 20.07.2021).
23. Рыжова Н. А. Наш дом - природа : Программа экологического образования дошкольников. М. : «Карапуз-дидактика», 2005. 192 с.
24. Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Под редакцией Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. СПб. : «АКЦИДЕНТ», 1998. 318 с.
25. Строгонова Ю. В., Плаван Е. С. Виртуальные экскурсии как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 15.2. С. 181-182. URL: https://moluch.ru/archive/149/41716/ (дата обращения: 15.03.2022).