Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №106241

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством ИКТ 8
1.1 Теоретический анализ проблемы развития мыслительных операций у детей 4-5 лет 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством ИКТ 11
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством ИКТ 16
2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у детей 4-5 лет 16
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством ИКТ 29
2.3 Выявление динамики в развитии мыслительных операций у детей 4-5 лет 35
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложения 49

Актуальность исследования заключается в том, что дети, с раннего детства, получающие много информации, должны не только ее освоить, но вычленить для себя только самое необходимой. Осуществление данного процесса тесно связано с уровнем развития у детей мыслительных операций.
Мыслительные операции, являются неотъемлемой частью логического мышления, характерного для образования. Эмоциональное состояние, волевые усилия также влияют на специфику мыслительных операций.
Процесс мыслительных операций у каждого ребенка индивидуален. Развитие мыслительных операций у детей 4-5 лет осуществляется не только в процессе обучения, но и в процессе игры, ведущей деятельности дошкольника. Процесс обучения ребенка через игру, через получение положительных эмоций, позволяет добиться успеха во всестороннем развитии мыслительных операций у детей среднего дошкольного возраста.
О.К. Тихомировым и другими исследователями мотивационно-эмоциональный аспект регуляции мышления рассматривается в контексте семантической теории мышления.
Проблемой эмоциональная регуляция у детей занимались исследователи: В.Т. Носатов, В.А. Пермякова, Т.Н. Овчинникова, Т.В. Егорова, Н. Менчинская. Вопросами зависимости умственной продуктивности от эмоциональных факторов - А.Н. Цымбалюк, З.И. Калмыкова, И.Ю. Кулагина.
Исследовательские работы Ю.Б. Гиппенрейтера, О.А. Путиловой, Л.М. Новиковой, М.А. Нгуена, Д.В. Рыжова и др. связаны с изучением условий формирования мыслительных операций в детском возрасте. Педагоги, психологи сходятся во мнении, что развитие эмоционального интеллекта весьма затруднительно без организации специальных условий .
Современные образовательные программы, ориентированные на применении принципиально новых информационно-компьютерных технологий в обучении детей, способствуют целенаправленному интеллектуальному развитию детей с раннего дошкольного возраста.
Несмотря на то, что большинство исследователей осознают важность развития мыслительных операций у детей с раннего возраста, о чем свидетельствует анализ работ педагогов и психологов, данная проблема является недостаточно изученной.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречия:
• между необходимостью развития мыслительных операций у детей 4-5 лет и недостаточной изученностью психолого-педагогических условий этого процесса;
• между потребностью в развитии мыслительных операций у детей 4-5 лет и недостаточной представленностью в этом процессе информационно-компьютерных технологий.
Выше изложенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние психолого-педагогических условий на развитие мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий.
Объект исследования - процесс развития мыслительных операций у детей 4-5 лет.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: развитие мыслительных операций у детей 4-5 лет будет эффективным, при следующих психолого-педагогических условиях:
• организованной и реализованной НОД по развитию мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий;
• обогащенной развивающей предметно-пространственной среды, дидактическими материалами по развитию у детей 4-5 лет мыслительных операций посредством информационно-компьютерных технологий;
• осуществление просвещения родителей в вопросах развития мыслительной деятельности у детей 4-5 лет посредством информационно-коммуникационных технологий.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены задачи исследования.
1. На основе анализа проблемы развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста, раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить основные понятия по данной проблеме.
2. Выявить уровень развития мыслительных операций у детей 4-5 лет.
3. Разработать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий.
4. Выявить динамику в развитии мыслительных операций у детей 4-5 лет.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (методики «Нелепицы», «Раздели на группы», «Последовательность событий», тест на проверку словесно-логического мышления); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретической основой исследования являлись:
• концепция социального развития ребенка дошкольного возраста (С.А. Козлова);
• теория о взаимосвязи интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский);
• теорию амплификации, как методологическую основу ФГОС (А.В. Запорожец);
• идеи о мышлении и эмоциях (Д. Дорнер и Я. Куля (J.Kuhl));
• положения об использовании информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации, представленные в трудах: И. И. Комарова, П. Г. Рагулина, А. В. Туликова
Новизна исследования заключается в разработке психолого-педагогических условий развития мыслительной деятельности у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании развития мыслительной деятельности у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная НОД, по развитию мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий, может быть использована в работе воспитателей и специалистов других дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 «Золотая рыбка» городского округа Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка используемой литературы (21 источник), 4 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В исследовании дан анализ проблемы мотивационно-эмоциональной регуляции детей среднего дошкольного возраста. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы определил содержание мотивационно-эмоциональной регуляции детей среднего дошкольного возраста, под которым мы понимаем целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельностью дошкольника, заключающийся в развитии мыслительной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий. На следующем этапе исследования был проведен эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
В процессе констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития мыслительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста при условии использования информационно-коммуникационных технологий. На этом этапе экспериментальной работы участвовало 18 детей среднего дошкольного возраста (9 детей экспериментальной группы (далее ЭГ) и 9 детей контрольной группы (далее КГ)) группы средней Б МБУ детского сада № 34 «Золотая рыбка» г.о. Тольятти. Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили разработать перспективный план для дальнейшей работы.
В процессе проведения формирующего эксперимента принимала участие экспериментальная группа детей среднего дошкольного возраста с целью разработки и апробации содержания занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий, направленных на развитие мыслительной деятельности при условии сочетания различных форм работы. Работа была проведена по двум блокам: организация образовательной деятельности с использованием ИКТ; организация и проведение дидактических игр. По завершению формирующего эксперимента были повторно проведены методики контрольного среза с целью сравнения уровня развития мыслительной деятельности до апробации занятий и после при условии сочетания различных форм работы. Проанализировав данные полученные в ходе контрольного среза, мы можем наблюдать положительную динамику, произошедшую в экспериментальной группе, она свидетельствует об эффективности проведенного нами формирующего эксперимента со старшими дошкольниками ЭГ. В основном все эти знания были взяты детьми из их личного опыта, полученного в процессе проведения нами специально организованной работы в этом направлении. Иначе обстоит ситуация в контрольной группе, где положительной динамики не наблюдается или наблюдается совсем незначительная положительная динамика.


1. Абдурахманов, Р.А. Мотивационная сфера дошкольника [Текст] /Р.А. Абдурахманов. - M., 2013. - 107 с. [Электронный ресурс]. URL:
http s: //psyera.ru/4566/motivacionnaya-sfera-do shkolnika
2. Аветисян, С.В. ИКТ как средство ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста в условиях НОД [Текст] / С.В. Аветисян - M., 2017. - 256 с. [Электронный ресурс]. URL:
https://scienceforum.ru/2017/article/2017029645
3. Асеев, В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие [Текст] / В.Г. Асеев.- Иркутск, 1989. - 76-79 с.
4. Батенова, Ю.В. Особенности развития мышления дошкольника в условиях игровой компьютерной деятельности[Текст] / Ю.В. Батенова. - M., 2011. - 63 с. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-myshleniya-doshkolnika-v- usloviyah-igrovoy-kompyuternoy-deyatelnosti
5. Брушлинский, А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности [Текст] /А.В. Брушлинский // Вопросы психологии. - 1982.- № 2.- С. 28-40.
6. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] : Учебное пособие / Л.Н. Вахрушева. - М. : Форум, 2016. - 96 c.
7. Веккер, В.М. Психические процессы [Текст] / В.М. Веккер. - Ленинград, 1981. -Т. 3.
8. Виноградов, Ю.Е. Влияние эмоциональных состояний на различные виды интеллектуальной деятельности [Текст] / Ю.Е. Виноградов // Психологические исследования творческой деятельности. - М., Наука, 1975.
9. Виноградов, Ю.Е.О влиянии «эмоционального закрепления» на процесс решения сложных мыслительных задач [Текст] / Ю.Е. Виноградов, A.A. Виноградова // «Искусственный интеллект» и психология. - М.: Наука, 1976.
10. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования[Текст] /Ю.М. Гурвиц. - М.: Сфера, 2010.
11. Езопова, С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции [Текст] / С.А. Езопова//Дошкольная педагогика. - 2007. - №6.
12. Ефимов, И.О. О вреде и пользе компьютера и телевизора [Текст] / И.О. Ефимов // Дошкольная педагогика. - 2010. - №5.
13. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - ил. - 752 с.
14. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ [Текст] / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1989. - 352 с.
15. Ломов, Б.М. Психические процессы и общение [Текст] / Б.М. Ломов// Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С.151-164.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ