ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством ИКТ 8
1.1 Теоретический анализ проблемы развития мыслительных операций у детей 4-5 лет 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством ИКТ 11
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством ИКТ 16
2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у детей 4-5 лет 16
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством ИКТ 29
2.3 Выявление динамики в развитии мыслительных операций у детей 4-5 лет 35
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложения 49
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством ИКТ 8
1.1 Теоретический анализ проблемы развития мыслительных операций у детей 4-5 лет 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством ИКТ 11
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством ИКТ 16
2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций у детей 4-5 лет 16
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством ИКТ 29
2.3 Выявление динамики в развитии мыслительных операций у детей 4-5 лет 35
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложения 49
Актуальность исследования заключается в том, что дети, с раннего детства, получающие много информации, должны не только ее освоить, но вычленить для себя только самое необходимой. Осуществление данного процесса тесно связано с уровнем развития у детей мыслительных операций.
Мыслительные операции, являются неотъемлемой частью логического мышления, характерного для образования. Эмоциональное состояние, волевые усилия также влияют на специфику мыслительных операций.
Процесс мыслительных операций у каждого ребенка индивидуален. Развитие мыслительных операций у детей 4-5 лет осуществляется не только в процессе обучения, но и в процессе игры, ведущей деятельности дошкольника. Процесс обучения ребенка через игру, через получение положительных эмоций, позволяет добиться успеха во всестороннем развитии мыслительных операций у детей среднего дошкольного возраста.
О.К. Тихомировым и другими исследователями мотивационно-эмоциональный аспект регуляции мышления рассматривается в контексте семантической теории мышления.
Проблемой эмоциональная регуляция у детей занимались исследователи: В.Т. Носатов, В.А. Пермякова, Т.Н. Овчинникова, Т.В. Егорова, Н. Менчинская. Вопросами зависимости умственной продуктивности от эмоциональных факторов - А.Н. Цымбалюк, З.И. Калмыкова, И.Ю. Кулагина.
Исследовательские работы Ю.Б. Гиппенрейтера, О.А. Путиловой, Л.М. Новиковой, М.А. Нгуена, Д.В. Рыжова и др. связаны с изучением условий формирования мыслительных операций в детском возрасте. Педагоги, психологи сходятся во мнении, что развитие эмоционального интеллекта весьма затруднительно без организации специальных условий .
Современные образовательные программы, ориентированные на применении принципиально новых информационно-компьютерных технологий в обучении детей, способствуют целенаправленному интеллектуальному развитию детей с раннего дошкольного возраста.
Несмотря на то, что большинство исследователей осознают важность развития мыслительных операций у детей с раннего возраста, о чем свидетельствует анализ работ педагогов и психологов, данная проблема является недостаточно изученной.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречия:
• между необходимостью развития мыслительных операций у детей 4-5 лет и недостаточной изученностью психолого-педагогических условий этого процесса;
• между потребностью в развитии мыслительных операций у детей 4-5 лет и недостаточной представленностью в этом процессе информационно-компьютерных технологий.
Выше изложенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние психолого-педагогических условий на развитие мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий.
Объект исследования - процесс развития мыслительных операций у детей 4-5 лет.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: развитие мыслительных операций у детей 4-5 лет будет эффективным, при следующих психолого-педагогических условиях:
• организованной и реализованной НОД по развитию мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий;
• обогащенной развивающей предметно-пространственной среды, дидактическими материалами по развитию у детей 4-5 лет мыслительных операций посредством информационно-компьютерных технологий;
• осуществление просвещения родителей в вопросах развития мыслительной деятельности у детей 4-5 лет посредством информационно-коммуникационных технологий.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены задачи исследования.
1. На основе анализа проблемы развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста, раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить основные понятия по данной проблеме.
2. Выявить уровень развития мыслительных операций у детей 4-5 лет.
3. Разработать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий.
4. Выявить динамику в развитии мыслительных операций у детей 4-5 лет.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (методики «Нелепицы», «Раздели на группы», «Последовательность событий», тест на проверку словесно-логического мышления); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретической основой исследования являлись:
• концепция социального развития ребенка дошкольного возраста (С.А. Козлова);
• теория о взаимосвязи интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский);
• теорию амплификации, как методологическую основу ФГОС (А.В. Запорожец);
• идеи о мышлении и эмоциях (Д. Дорнер и Я. Куля (J.Kuhl));
• положения об использовании информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации, представленные в трудах: И. И. Комарова, П. Г. Рагулина, А. В. Туликова
Новизна исследования заключается в разработке психолого-педагогических условий развития мыслительной деятельности у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании развития мыслительной деятельности у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная НОД, по развитию мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий, может быть использована в работе воспитателей и специалистов других дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 «Золотая рыбка» городского округа Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка используемой литературы (21 источник), 4 приложений.
Мыслительные операции, являются неотъемлемой частью логического мышления, характерного для образования. Эмоциональное состояние, волевые усилия также влияют на специфику мыслительных операций.
Процесс мыслительных операций у каждого ребенка индивидуален. Развитие мыслительных операций у детей 4-5 лет осуществляется не только в процессе обучения, но и в процессе игры, ведущей деятельности дошкольника. Процесс обучения ребенка через игру, через получение положительных эмоций, позволяет добиться успеха во всестороннем развитии мыслительных операций у детей среднего дошкольного возраста.
О.К. Тихомировым и другими исследователями мотивационно-эмоциональный аспект регуляции мышления рассматривается в контексте семантической теории мышления.
Проблемой эмоциональная регуляция у детей занимались исследователи: В.Т. Носатов, В.А. Пермякова, Т.Н. Овчинникова, Т.В. Егорова, Н. Менчинская. Вопросами зависимости умственной продуктивности от эмоциональных факторов - А.Н. Цымбалюк, З.И. Калмыкова, И.Ю. Кулагина.
Исследовательские работы Ю.Б. Гиппенрейтера, О.А. Путиловой, Л.М. Новиковой, М.А. Нгуена, Д.В. Рыжова и др. связаны с изучением условий формирования мыслительных операций в детском возрасте. Педагоги, психологи сходятся во мнении, что развитие эмоционального интеллекта весьма затруднительно без организации специальных условий .
Современные образовательные программы, ориентированные на применении принципиально новых информационно-компьютерных технологий в обучении детей, способствуют целенаправленному интеллектуальному развитию детей с раннего дошкольного возраста.
Несмотря на то, что большинство исследователей осознают важность развития мыслительных операций у детей с раннего возраста, о чем свидетельствует анализ работ педагогов и психологов, данная проблема является недостаточно изученной.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречия:
• между необходимостью развития мыслительных операций у детей 4-5 лет и недостаточной изученностью психолого-педагогических условий этого процесса;
• между потребностью в развитии мыслительных операций у детей 4-5 лет и недостаточной представленностью в этом процессе информационно-компьютерных технологий.
Выше изложенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние психолого-педагогических условий на развитие мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий.
Объект исследования - процесс развития мыслительных операций у детей 4-5 лет.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: развитие мыслительных операций у детей 4-5 лет будет эффективным, при следующих психолого-педагогических условиях:
• организованной и реализованной НОД по развитию мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий;
• обогащенной развивающей предметно-пространственной среды, дидактическими материалами по развитию у детей 4-5 лет мыслительных операций посредством информационно-компьютерных технологий;
• осуществление просвещения родителей в вопросах развития мыслительной деятельности у детей 4-5 лет посредством информационно-коммуникационных технологий.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены задачи исследования.
1. На основе анализа проблемы развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста, раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить основные понятия по данной проблеме.
2. Выявить уровень развития мыслительных операций у детей 4-5 лет.
3. Разработать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий.
4. Выявить динамику в развитии мыслительных операций у детей 4-5 лет.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (методики «Нелепицы», «Раздели на группы», «Последовательность событий», тест на проверку словесно-логического мышления); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретической основой исследования являлись:
• концепция социального развития ребенка дошкольного возраста (С.А. Козлова);
• теория о взаимосвязи интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский);
• теорию амплификации, как методологическую основу ФГОС (А.В. Запорожец);
• идеи о мышлении и эмоциях (Д. Дорнер и Я. Куля (J.Kuhl));
• положения об использовании информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации, представленные в трудах: И. И. Комарова, П. Г. Рагулина, А. В. Туликова
Новизна исследования заключается в разработке психолого-педагогических условий развития мыслительной деятельности у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании развития мыслительной деятельности у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная НОД, по развитию мыслительных операций у детей 4-5 лет посредством информационно-компьютерных технологий, может быть использована в работе воспитателей и специалистов других дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 «Золотая рыбка» городского округа Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка используемой литературы (21 источник), 4 приложений.
В исследовании дан анализ проблемы мотивационно-эмоциональной регуляции детей среднего дошкольного возраста. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы определил содержание мотивационно-эмоциональной регуляции детей среднего дошкольного возраста, под которым мы понимаем целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельностью дошкольника, заключающийся в развитии мыслительной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий. На следующем этапе исследования был проведен эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
В процессе констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития мыслительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста при условии использования информационно-коммуникационных технологий. На этом этапе экспериментальной работы участвовало 18 детей среднего дошкольного возраста (9 детей экспериментальной группы (далее ЭГ) и 9 детей контрольной группы (далее КГ)) группы средней Б МБУ детского сада № 34 «Золотая рыбка» г.о. Тольятти. Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили разработать перспективный план для дальнейшей работы.
В процессе проведения формирующего эксперимента принимала участие экспериментальная группа детей среднего дошкольного возраста с целью разработки и апробации содержания занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий, направленных на развитие мыслительной деятельности при условии сочетания различных форм работы. Работа была проведена по двум блокам: организация образовательной деятельности с использованием ИКТ; организация и проведение дидактических игр. По завершению формирующего эксперимента были повторно проведены методики контрольного среза с целью сравнения уровня развития мыслительной деятельности до апробации занятий и после при условии сочетания различных форм работы. Проанализировав данные полученные в ходе контрольного среза, мы можем наблюдать положительную динамику, произошедшую в экспериментальной группе, она свидетельствует об эффективности проведенного нами формирующего эксперимента со старшими дошкольниками ЭГ. В основном все эти знания были взяты детьми из их личного опыта, полученного в процессе проведения нами специально организованной работы в этом направлении. Иначе обстоит ситуация в контрольной группе, где положительной динамики не наблюдается или наблюдается совсем незначительная положительная динамика.
Анализ психолого-педагогической литературы определил содержание мотивационно-эмоциональной регуляции детей среднего дошкольного возраста, под которым мы понимаем целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельностью дошкольника, заключающийся в развитии мыслительной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий. На следующем этапе исследования был проведен эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
В процессе констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития мыслительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста при условии использования информационно-коммуникационных технологий. На этом этапе экспериментальной работы участвовало 18 детей среднего дошкольного возраста (9 детей экспериментальной группы (далее ЭГ) и 9 детей контрольной группы (далее КГ)) группы средней Б МБУ детского сада № 34 «Золотая рыбка» г.о. Тольятти. Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили разработать перспективный план для дальнейшей работы.
В процессе проведения формирующего эксперимента принимала участие экспериментальная группа детей среднего дошкольного возраста с целью разработки и апробации содержания занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий, направленных на развитие мыслительной деятельности при условии сочетания различных форм работы. Работа была проведена по двум блокам: организация образовательной деятельности с использованием ИКТ; организация и проведение дидактических игр. По завершению формирующего эксперимента были повторно проведены методики контрольного среза с целью сравнения уровня развития мыслительной деятельности до апробации занятий и после при условии сочетания различных форм работы. Проанализировав данные полученные в ходе контрольного среза, мы можем наблюдать положительную динамику, произошедшую в экспериментальной группе, она свидетельствует об эффективности проведенного нами формирующего эксперимента со старшими дошкольниками ЭГ. В основном все эти знания были взяты детьми из их личного опыта, полученного в процессе проведения нами специально организованной работы в этом направлении. Иначе обстоит ситуация в контрольной группе, где положительной динамики не наблюдается или наблюдается совсем незначительная положительная динамика.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ 3Б-МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ДОСУГОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВИРТУАЛЬНЫМ МИРОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Развитие логического мышления младших школьников посредством применения цифровых образовательных ресурсов на уроке
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Обогащение представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023 - Специфика логопедической работы по запуску речи у неговорящих детей в условиях образовательного центра (Московский городской педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Система работы по использованию информационных технологий у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019





