Деятельность исполнительных органов государственной власти по предупреждению коррупции (на примере Ульяновской области)
|
Введение 3
Глава 1 Анализ понятий коррупции и коррупционных рисков 6
1.1 Подходы к определению понятия коррупции 6
1.2 Коррупционные риски в деятельности органов государственной власти 13
Глава 2 Деятельность по противодействию коррупции (правовые и организационные основы) 24
2.1 Основы противодействия коррупции в Российской Федерации 24
2.2. Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Ульяновской области 34
Глава 3. Реализация антикоррупционной политики на уровне субъекта Российской Федерации (на примере Ульяновской области) 43
3.1 Создание и совершенствование системы мер, направленных на противодействие коррупции в Ульяновской области 43
3.2 Деятельность исполнительных органов государственной власти Ульяновской области по предупреждению коррупции 51
Заключение 69
Список используемой литературы и источников 71
Глава 1 Анализ понятий коррупции и коррупционных рисков 6
1.1 Подходы к определению понятия коррупции 6
1.2 Коррупционные риски в деятельности органов государственной власти 13
Глава 2 Деятельность по противодействию коррупции (правовые и организационные основы) 24
2.1 Основы противодействия коррупции в Российской Федерации 24
2.2. Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Ульяновской области 34
Глава 3. Реализация антикоррупционной политики на уровне субъекта Российской Федерации (на примере Ульяновской области) 43
3.1 Создание и совершенствование системы мер, направленных на противодействие коррупции в Ульяновской области 43
3.2 Деятельность исполнительных органов государственной власти Ульяновской области по предупреждению коррупции 51
Заключение 69
Список используемой литературы и источников 71
Актуальность темы. История возникновения коррупции тесно связана с историей возникновения и развития государственной власти. Это явление сопровождает многие аспекты жизни гражданина России и других стран с рождения и до самой смерти.
С развитием государственной власти также изменялись формы, причины и последствия коррупционных проявлений. Тем не менее, сущность коррупции осталась неизменной - получение услуги от наделённого определёнными полномочиями лица с вложением сил и средств, непредусмотренным для оказания данной услуги.
Явление коррупции в современной действительности создаёт угрозу государству, обществу, правам человека, а также причиняет ущерб социальной справедливости. Коррупция негативно влияет на экономическое развитие страны и нравственной состояние общества. В настоящее время коррупция - явление интернациональное и затрагивает интересы и благосостояние многих государств.
Среди самых опасных разновидностей коррупции следует выделить коррупцию в системе государственного управления. Она особо опасна, так влечёт за собой утрату доверия населения к органам государственного управления. Граждане не верят в способность государства защитить их законные интересы и права.
Таким образом, в целях выработки наиболее эффективных мер противодействия коррупции требуется глубокое осмысление и понимание сущности явления коррупции.
Степень научной разработки. Тему коррупции в системе государственного управления изучали такие учёные, как М. Гроссман, Дж. Най, С. Роуз-Аккерман, Д. Порт и пр. Вопросу коррупции в указанной сфере также значительное внимание уделяют и российские ученые, а именно Б. Волженкин, В. Андрианов, П. Кабанов, Г. Сатаров, А. Семинин, Д. Шестаков и др.
Целью данной работы является исследование коррупции в сфере деятельности органов государственного управления, её понятия, причин и поиски способов предупреждения данного негативного явления.
В соответствии с указанной целью, определён ряд задач:
1. Рассмотреть явление коррупции с точки зрения разных направлений науки.
2. Изучить проблему коррупционных рисков в деятельности органов государственного управления.
3. Проанализировать правовые и организационные основы противодействия коррупции в государстве.
4. Рассмотреть и проанализировать эффективность мер, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений в деятельности исполнительных органов государственной власти.
5. Предложить собственные рекомендации по совершенствованию принимаемых антикоррупционных мер в сфере государственного управления.
Объектом исследования является коррупция в сфере государственного управления как негативное общественное явление.
Предметом исследования является коррупция в сфере государственного управления, её понятие, причины возникновения и предупреждение.
Методы исследования. В основу настоящего исследования положены совокупность общенаучных методов познания: методы анализа и синтеза, дедукции, индукции и обобщения, системный подход.
Реализация поставленных задач работы осуществлялась с помощью ряда специальных методов. Структурно-функциональный подход применялся для раскрытия сущности коррупции, ее форм, сфер проявлений; формально-юридический метод и метод толкования применялись для исследования правового регулирования предупреждения правонарушений коррупционной направленности в сфере государственного управления; методы моделирования и обобщения использовались для выявления перспективных направлений и разработки рекомендаций по совершенствованию механизмов предупреждения правонарушений коррупционной направленности в сфере государственного управления.
Научная новизна сформулированных в работе выводов состоит в том, что впервые обобщены и систематизированы меры по совершенствованию правового и институционального механизмов предупреждения правонарушений коррупционной направленности в сфере государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации (Ульяновской области). В работе предложены эффективные механизмы предотвращения и противодействия проявлениям коррупции в системе государственного управления.
Практическое значение полученных результатов состоит в том, что в совокупности они составляют научно-методологическую основу для практического совершенствования органами государственной власти, институтами гражданского общества мер по повышению действенности механизмов предупреждения правонарушений коррупционной направленности в сфере государственного управления.
Теоретические положения и выводы исследования могут помочь органам государственной власти и органам местного самоуправления при диагностировании (выявлении) проблем и определении направлений антикоррупционной деятельности.
С развитием государственной власти также изменялись формы, причины и последствия коррупционных проявлений. Тем не менее, сущность коррупции осталась неизменной - получение услуги от наделённого определёнными полномочиями лица с вложением сил и средств, непредусмотренным для оказания данной услуги.
Явление коррупции в современной действительности создаёт угрозу государству, обществу, правам человека, а также причиняет ущерб социальной справедливости. Коррупция негативно влияет на экономическое развитие страны и нравственной состояние общества. В настоящее время коррупция - явление интернациональное и затрагивает интересы и благосостояние многих государств.
Среди самых опасных разновидностей коррупции следует выделить коррупцию в системе государственного управления. Она особо опасна, так влечёт за собой утрату доверия населения к органам государственного управления. Граждане не верят в способность государства защитить их законные интересы и права.
Таким образом, в целях выработки наиболее эффективных мер противодействия коррупции требуется глубокое осмысление и понимание сущности явления коррупции.
Степень научной разработки. Тему коррупции в системе государственного управления изучали такие учёные, как М. Гроссман, Дж. Най, С. Роуз-Аккерман, Д. Порт и пр. Вопросу коррупции в указанной сфере также значительное внимание уделяют и российские ученые, а именно Б. Волженкин, В. Андрианов, П. Кабанов, Г. Сатаров, А. Семинин, Д. Шестаков и др.
Целью данной работы является исследование коррупции в сфере деятельности органов государственного управления, её понятия, причин и поиски способов предупреждения данного негативного явления.
В соответствии с указанной целью, определён ряд задач:
1. Рассмотреть явление коррупции с точки зрения разных направлений науки.
2. Изучить проблему коррупционных рисков в деятельности органов государственного управления.
3. Проанализировать правовые и организационные основы противодействия коррупции в государстве.
4. Рассмотреть и проанализировать эффективность мер, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений в деятельности исполнительных органов государственной власти.
5. Предложить собственные рекомендации по совершенствованию принимаемых антикоррупционных мер в сфере государственного управления.
Объектом исследования является коррупция в сфере государственного управления как негативное общественное явление.
Предметом исследования является коррупция в сфере государственного управления, её понятие, причины возникновения и предупреждение.
Методы исследования. В основу настоящего исследования положены совокупность общенаучных методов познания: методы анализа и синтеза, дедукции, индукции и обобщения, системный подход.
Реализация поставленных задач работы осуществлялась с помощью ряда специальных методов. Структурно-функциональный подход применялся для раскрытия сущности коррупции, ее форм, сфер проявлений; формально-юридический метод и метод толкования применялись для исследования правового регулирования предупреждения правонарушений коррупционной направленности в сфере государственного управления; методы моделирования и обобщения использовались для выявления перспективных направлений и разработки рекомендаций по совершенствованию механизмов предупреждения правонарушений коррупционной направленности в сфере государственного управления.
Научная новизна сформулированных в работе выводов состоит в том, что впервые обобщены и систематизированы меры по совершенствованию правового и институционального механизмов предупреждения правонарушений коррупционной направленности в сфере государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации (Ульяновской области). В работе предложены эффективные механизмы предотвращения и противодействия проявлениям коррупции в системе государственного управления.
Практическое значение полученных результатов состоит в том, что в совокупности они составляют научно-методологическую основу для практического совершенствования органами государственной власти, институтами гражданского общества мер по повышению действенности механизмов предупреждения правонарушений коррупционной направленности в сфере государственного управления.
Теоретические положения и выводы исследования могут помочь органам государственной власти и органам местного самоуправления при диагностировании (выявлении) проблем и определении направлений антикоррупционной деятельности.
В результате проведённого исследования сформулированы следующие выводы:
1. Коррупцию можно определить, как сложное социальное явление, оказывающее разлагающее воздействие на государство и общество, при котором лица, уполномоченные на реализацию государственных (управленческих) функций, используют свое служебное положение в нарушение правовых норм и норм морали в целях своего или группового обогащения. Коррупция имеет огромное разнообразие форм её проявления, оказывает разрушительное действие на систему любого государства, именно поэтому противодействие коррупции является первостепенной задачей государственного значения. Полноценное знание специфики данного негативного явления позволяет найти максимально эффективные способы и методы борьбы с этим явлением. Деятельность по противодействию коррупции должна осуществляться с учётом существующего многообразия форм, причин и условий этого отрицательного социально-правового явления.
2. Оценка коррупционных рисков является одним из основных инструментов предупреждения коррупции в деятельности исполнительных органов государственной власти. Она позволяет определить, насколько принимаемые антикоррупционные меры адекватны способам и формам совершения коррупционных правонарушений, тем самым увеличивая эффективность ресурсов (материальных, кадровых, финансовых и пр.), затрачиваемых на осуществление деятельности по предупреждению коррупции.
3. Основным программным документом в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации является Национальный план противодействия коррупции, утверждённый Президентом РФ. К реализации мероприятий привлечены федеральные органы власти, региональные исполнительные органы государственной власти, некоммерческие организации, граждане, общественные институты. Таким образом, максимальное количество субъектов вовлечено в деятельность по противодействию коррупции.
4. В субъектах Российской Федерации, в частности в Ульяновской области, выстроена и постоянно совершенствуется система региональных мер по предупреждению коррупции. Сформированы правовые и организационные основы для ведения эффективной антикоррупционной деятельности. Исполнительные органы государственной власти эффективно взаимодействуют по вопросам противодействия коррупции с институтами гражданского общества и общественного контроля.
5. В целях обеспечения реального снижения коррупции необходимо разрабатывать и внедрять в деятельность органов государственной и муниципальной власти эффективные меры, направленные на предотвращение и профилактику коррупционных правонарушений. Правильнее предотвратить, чем впоследствии исправлять вред, причинённый коррупционерами, что потребует дополнительных затрат - кадровых, материальных и прочих. Точечные (локальные) меры, направленные на предупреждение и борьбу с коррупционными проявлениями, малоэффективны. Необходимо разрабатывать и принимать соответствующие меры во всех сферах жизни общества, активно привлекать к антикоррупционной деятельности граждан. Антикоррупционная пропаганда и антикоррупционное просвещение должны стать постоянным элементом в деятельности органов государственной и муниципальной власти. Только при полной реализации единой системы антикоррупционных мер в деятельности органов власти можно эффективно противодействовать существующей коррупции. Указанная система должна включать в себя как общие профилактические меры, способствующие устранению причин коррупционных проявлений в целом, так и специальные меры, направленные на устранение факторов, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
1. Коррупцию можно определить, как сложное социальное явление, оказывающее разлагающее воздействие на государство и общество, при котором лица, уполномоченные на реализацию государственных (управленческих) функций, используют свое служебное положение в нарушение правовых норм и норм морали в целях своего или группового обогащения. Коррупция имеет огромное разнообразие форм её проявления, оказывает разрушительное действие на систему любого государства, именно поэтому противодействие коррупции является первостепенной задачей государственного значения. Полноценное знание специфики данного негативного явления позволяет найти максимально эффективные способы и методы борьбы с этим явлением. Деятельность по противодействию коррупции должна осуществляться с учётом существующего многообразия форм, причин и условий этого отрицательного социально-правового явления.
2. Оценка коррупционных рисков является одним из основных инструментов предупреждения коррупции в деятельности исполнительных органов государственной власти. Она позволяет определить, насколько принимаемые антикоррупционные меры адекватны способам и формам совершения коррупционных правонарушений, тем самым увеличивая эффективность ресурсов (материальных, кадровых, финансовых и пр.), затрачиваемых на осуществление деятельности по предупреждению коррупции.
3. Основным программным документом в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации является Национальный план противодействия коррупции, утверждённый Президентом РФ. К реализации мероприятий привлечены федеральные органы власти, региональные исполнительные органы государственной власти, некоммерческие организации, граждане, общественные институты. Таким образом, максимальное количество субъектов вовлечено в деятельность по противодействию коррупции.
4. В субъектах Российской Федерации, в частности в Ульяновской области, выстроена и постоянно совершенствуется система региональных мер по предупреждению коррупции. Сформированы правовые и организационные основы для ведения эффективной антикоррупционной деятельности. Исполнительные органы государственной власти эффективно взаимодействуют по вопросам противодействия коррупции с институтами гражданского общества и общественного контроля.
5. В целях обеспечения реального снижения коррупции необходимо разрабатывать и внедрять в деятельность органов государственной и муниципальной власти эффективные меры, направленные на предотвращение и профилактику коррупционных правонарушений. Правильнее предотвратить, чем впоследствии исправлять вред, причинённый коррупционерами, что потребует дополнительных затрат - кадровых, материальных и прочих. Точечные (локальные) меры, направленные на предупреждение и борьбу с коррупционными проявлениями, малоэффективны. Необходимо разрабатывать и принимать соответствующие меры во всех сферах жизни общества, активно привлекать к антикоррупционной деятельности граждан. Антикоррупционная пропаганда и антикоррупционное просвещение должны стать постоянным элементом в деятельности органов государственной и муниципальной власти. Только при полной реализации единой системы антикоррупционных мер в деятельности органов власти можно эффективно противодействовать существующей коррупции. Указанная система должна включать в себя как общие профилактические меры, способствующие устранению причин коррупционных проявлений в целом, так и специальные меры, направленные на устранение факторов, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Подобные работы
- Юридическая ответственность государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (на примере Новосибирской области)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - Предупреждение коррупции в сфере муниципального управления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2022 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 8500 р. Год сдачи: 2020 - Регулирование коррупции в сфере государственного и муниципального управления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Коррупция и конфликт интересов на государственной службе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2021 - Проблемы судебной защиты социальных прав граждан»
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЙ СТАТУС НОТАРИУСА В НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений, связанных с незаконным культивированием запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005





