ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ ПОСРЕДСТВОМ РАСПОЗНАЮЩИХ НАБЛЮДЕНИЙ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях 8
1.2 Характеристика распознающих наблюдений как средства формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях 14
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений 19
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях 19
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений 33
2.3 Выявление динамики сформированности у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях 39
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 54
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 55
Приложение В Количественные результаты контрольного среза 56
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях 8
1.2 Характеристика распознающих наблюдений как средства формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях 14
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений 19
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях 19
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений 33
2.3 Выявление динамики сформированности у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях 39
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 54
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 55
Приложение В Количественные результаты контрольного среза 56
При ознакомлении детей дошкольного возраста с природой большое значение имеет вопрос о формировании представлений о мире растений, и способах ознакомления с ним. Комнатные растения являются частичкой природы и постоянными объектами природных территорий, дидактическим материалом. При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Разнообразие форм, цветов, запахов, присущие комнатным растениям, влияют на чувства ребенка, обучают его понимать и оценивать красивое.
В исследованиях Б.Н. Боневой, В.Г. Грецовой, Л.Ф. Захаревич, Н.К Постниковой, И.А. Хайдуровой, Н.Е. Хрипач, раскрывается значение растений в образовательной работе с дошкольниками.
В работах Р.Н. Мурсагуловой, Н.А. Хайдуровой отражена роль комнатных растений в умственном воспитании детей. Они считают, что комнатные растения могут использоваться для развития интеллектуальных умений, так как представляют обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации. Детям старшего дошкольного возраста доступны знания о строении, внешних признаках растений, зависимости состояния растений от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге и почвенном питании.
Н.Е. Хрипач исследовала роль комнатных растений в эстетическом воспитании дошкольников. Вопрос воспитания положительного отношения к растениям раскрывается В.Г. Грецовой.
Комнатные растения в образовательном процессе дошкольной образовательной организации находят самое разнообразное применение. Они имеют разнообразные качества, необходимые для работы с ними в условиях детского сада. Правильно организованная работа с использованием средств распознающего наблюдения с комнатными растениями развивает у ребят навыки по выращиванию и уходу за ними, совершенствует наблюдательность, способствует воспитанию творческого подхода к размножению и содержанию растений.
На основании вышеизложенного тема формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений актуальна.
На основании вышесказанного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях и недостаточным использованием распознающих наблюдений в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности распознающих наблюдений в формировании у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях.
Предмет исследования: распознающие наблюдения, как средство формирования у детей 6-7лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений будет возможен, если:
• отобраны комнатные растения для наблюдений в соответствии с критериями отбора;
• разработано и включено содержание наблюдений за комнатными растениями в совместную деятельность педагога и детей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическую основу исследования составили:
• положения об экологическом образовании дошкольников на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова);
• национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (С.В. Алексеев, С.А. Степанов, Б. Шарье);
• исследования об использовании наблюдения в процессе формирования представлений о растительном мире у детей дошкольного возраста (О.Г. Романенко, Н.Н. Подьяков);
• исследования об особенностях формирования представлений о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста (Н.Ф. Виноградова, И. Белавина, Н. Найденская, Т.Н. Попова).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности использования распознающих наблюдений в формировании у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Солнышко». В исследовании приняли участие 30 дошкольников 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (38 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 12 рисунками и 3 таблицами.
В исследованиях Б.Н. Боневой, В.Г. Грецовой, Л.Ф. Захаревич, Н.К Постниковой, И.А. Хайдуровой, Н.Е. Хрипач, раскрывается значение растений в образовательной работе с дошкольниками.
В работах Р.Н. Мурсагуловой, Н.А. Хайдуровой отражена роль комнатных растений в умственном воспитании детей. Они считают, что комнатные растения могут использоваться для развития интеллектуальных умений, так как представляют обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации. Детям старшего дошкольного возраста доступны знания о строении, внешних признаках растений, зависимости состояния растений от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге и почвенном питании.
Н.Е. Хрипач исследовала роль комнатных растений в эстетическом воспитании дошкольников. Вопрос воспитания положительного отношения к растениям раскрывается В.Г. Грецовой.
Комнатные растения в образовательном процессе дошкольной образовательной организации находят самое разнообразное применение. Они имеют разнообразные качества, необходимые для работы с ними в условиях детского сада. Правильно организованная работа с использованием средств распознающего наблюдения с комнатными растениями развивает у ребят навыки по выращиванию и уходу за ними, совершенствует наблюдательность, способствует воспитанию творческого подхода к размножению и содержанию растений.
На основании вышеизложенного тема формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений актуальна.
На основании вышесказанного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях и недостаточным использованием распознающих наблюдений в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности распознающих наблюдений в формировании у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях.
Предмет исследования: распознающие наблюдения, как средство формирования у детей 6-7лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений будет возможен, если:
• отобраны комнатные растения для наблюдений в соответствии с критериями отбора;
• разработано и включено содержание наблюдений за комнатными растениями в совместную деятельность педагога и детей.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическую основу исследования составили:
• положения об экологическом образовании дошкольников на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова);
• национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (С.В. Алексеев, С.А. Степанов, Б. Шарье);
• исследования об использовании наблюдения в процессе формирования представлений о растительном мире у детей дошкольного возраста (О.Г. Романенко, Н.Н. Подьяков);
• исследования об особенностях формирования представлений о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста (Н.Ф. Виноградова, И. Белавина, Н. Найденская, Т.Н. Попова).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности использования распознающих наблюдений в формировании у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством наблюдений может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Солнышко». В исследовании приняли участие 30 дошкольников 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (38 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 12 рисунками и 3 таблицами.
На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
Проанализировав литературные источники отечественных и зарубежных авторов, мы выполнили экспериментальную работу, направленную на изучение научно-методической литературы и обоснование самых эффективных педагогических условий формирования представлений о комнатных растениях посредством распознающего наблюдения у детей старшего дошкольного возраста. Выполняя экспериментальную часть работы, мы сделали выводы и получили практические результаты.
Углубленное изучение имеющейся на сегодняшний день методической литературы, позволило нам, во-первых, раскрыть понятие, сущность и содержание формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Так, в своем исследовании, мы опираемся на определение, которое дает С.Н. Николаева, экологические представления - это представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости» [32, с. 54].
Исследование, которое было проведено, дало основания установить, что формирование у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях происходит в результате накопления ими опыта и знаний. Задачей взрослого в данном процессе является организация совместной деятельности с детьми, которая перетекает в самостоятельную деятельность или игру. Содержание своей деятельности выбирает сам ребенок, но его необходимо направить в верную сторону - это ускорит процесс формирования тех или иных знаний, навыков.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности представлений о комнатных растениях 47% детей, средним 55%, а высоким 0%. В контрольной группе выявлено, что 13% детей обладает низким уровнем (который находится на грани среднего), у 74% детей был выявлен средний уровень и у 13% выявлен высокий уровень.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений будет возможен, если:
• отобраны комнатные растения для наблюдений в соответствии с критериями отбора;
• разработано и включено содержание наблюдений за комнатными растениями в совместную деятельность педагога и детей.
В результате проведенной работы выявлено значительное повышение уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений комнатных растениях.
Это подтвердили результаты, полученные на этапе контрольного среза. Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
Проанализировав литературные источники отечественных и зарубежных авторов, мы выполнили экспериментальную работу, направленную на изучение научно-методической литературы и обоснование самых эффективных педагогических условий формирования представлений о комнатных растениях посредством распознающего наблюдения у детей старшего дошкольного возраста. Выполняя экспериментальную часть работы, мы сделали выводы и получили практические результаты.
Углубленное изучение имеющейся на сегодняшний день методической литературы, позволило нам, во-первых, раскрыть понятие, сущность и содержание формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Так, в своем исследовании, мы опираемся на определение, которое дает С.Н. Николаева, экологические представления - это представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости» [32, с. 54].
Исследование, которое было проведено, дало основания установить, что формирование у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях происходит в результате накопления ими опыта и знаний. Задачей взрослого в данном процессе является организация совместной деятельности с детьми, которая перетекает в самостоятельную деятельность или игру. Содержание своей деятельности выбирает сам ребенок, но его необходимо направить в верную сторону - это ускорит процесс формирования тех или иных знаний, навыков.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности представлений о комнатных растениях 47% детей, средним 55%, а высоким 0%. В контрольной группе выявлено, что 13% детей обладает низким уровнем (который находится на грани среднего), у 74% детей был выявлен средний уровень и у 13% выявлен высокий уровень.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о комнатных растениях посредством распознающих наблюдений будет возможен, если:
• отобраны комнатные растения для наблюдений в соответствии с критериями отбора;
• разработано и включено содержание наблюдений за комнатными растениями в совместную деятельность педагога и детей.
В результате проведенной работы выявлено значительное повышение уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений комнатных растениях.
Это подтвердили результаты, полученные на этапе контрольного среза. Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.





