Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОКОЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА: ДИСКУРСИВНЫЕ ОПИСАНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №32299

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы118
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
496
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения возрастных процессов поколения третьего возраста и типологии стратегий старений .... 12
Раздел 2. Официальный и неофициальный дискурсы конструирования статуса поколения третьего возраста 30
Раздел 3. Сопоставительный анализ демографической ситуации в области старения в РФ и РТ (на основе статистических данных) 41
Раздел 4. Индивидуальные стратегии интерпретации процесса старения и адаптации к условиям пенсионного периода поколением третьего возраста
(на материале Республики Татарстан) 56
Заключение 67
Приложения


Актуальность темы работы. В России, как и в других странах, люди старше трудоспособного возраста, то есть пенсионеры (а с 1 января 2019 года это женщины старше 60 лет и мужчины старше 65 лет) , составляют особую социально-демографическую группу, и устойчивая тенденция их роста на территории Российской Федерации, в том числе и в Республики Татарстан, способствует расширению поля теоретических и эмпирических исследований проблем людей третьего возраста. Население России в настоящее время составляет 146,9 миллионов человек, каждый четвертый (37,3 млн. человек) находится в возрасте старше трудоспособного, что составляет 25,4 % ко всему населению страны , и количество граждан, относящихся к этой возрастной категории, увеличивается с каждым годом на 500 тысяч чел .
Пенсионеры или люди третьего возраста как крупная социальная общность являются важнейшим элементом социальной структуры российского общества, их поведение и социальные установки,
обусловливаются новым экономическим положением, оказывают влияние на социальные, экономические и политические процессы социума, на его социальные институты. Негативные установки по отношению к старым людям, возникшие на ранних этапах прогресса общества и сохраняющиеся в известной мере в массовом сознании, оказывают существенное влияние на мотивы поведения, самочувствие и даже состояние здоровья пожилых людей, считающих себя лишними в обществе. С общечеловеческой, гуманистической позиции большое значение приобретают признание общественной ценности старых людей как носителей традиций и культурного наследия наций.
С одной стороны, пожилой человек, вышедший на пенсию, имеет свой уровень потребностей, притязаний, ему свойственны определенная степень активности, установки, ценностные ориентации, характерные его собственному образу жизни. С другой стороны выступает общество, которое диктует социальные нормы, не всегда соответствующие желаемому поведению пожилого человека. Социальные стереотипы, складывающиеся в обществе, обязывают пожилых людей принимать те правила поведения, которые установлены для этой возрастной группы.
Степень изученности проблемы. В настоящее время насчитывается более 200 различных теорий старений, которые пытаются объяснить разнообразные изменения, происходящее на разных уровнях . Развитие теоретических подходов к пониманию старения в рамках социологической парадигмы, можно условно разделить на три основных этапа. Старение в 1940-1960-е годы позиционировалось как индивидуальная и социальная проблема. В 1970-1980-е годы старение рассматривалось, в основном, с точки зрения экономики и занятости. С 1990-х гг. и по настоящее время старение конструируется как глобальная проблема и вызов . Б. Ногартен
-5
сформулировал социокультурный взгляд на возраст . По мнению Даннифера, старение следует рассмаривать как процесс, сконструированный с помощью социальных институтов . К.Л. Эстес, в свою очередь, утверждает, что пожилой возраст социально конструируется как результат представления общества о старении и о старых людях.
В.С. Говоров отмечает, что старение - это внутренне противоречивый процесс: наряду с явлениями деградации возникают и новые важные приспособительные механизмы . Российский геронтолог В.В. Фролькинс пишет о том, что первый этап старения сводится к сокращению механизмов саморегуляции, нарушению обмена веществ в организме и его функций, а второй - мобилизирует важные приспособительные механизмы .
О.В.Краснова считает, что «старение - это переход в систему новых социальных ролей, а значит и в новую систему групповых и межличностных отношений» .
В рамках выпускной квалификационной работы мы будем опираться на концепцию третьего возраста (third age), которая разрабатывалась с конца XX века в зарубежной социологии. Автор идеи третьего возраста как самостоятельной концепции, П. Ласлетт, понимал данный возрастной этап как не имеющий своего конкретного возрастного диапазона, который начинается с вступлением в пенсионный возраст, а в России с 1 января 2019 года это женщины старше 60 лет и мужчины старше 65 лет , и заканчивается с потерей своей дееспособности - наступлением четвертого возраста Концепция третьего возраста соотносится с пониманием старости Т.В.Скляровой, которая рассматривает старость как целостный период, который можно разделить на два этапа, где первый этап связан с прекращением профессиональной деятельности, субъективным принятием на себя роли «пожилого», а второй условно называется «старческим периодом» и связана с невозможностью существования без посторонней помощи, как и четвертый возраст. Ф. Моэм считает, что необходимы исследования, которые позволили бы определить, каким образом пожилые конструируют новые смыслы на основе окружения новой стадии жизни, и как они будут выражаться в сфере взаимоотношении, личностной идентичности,
4
психическом и соматическом здоровье .
Другие авторы: К. Гиллард и П. Хиггс смотрят на третий возраст в более широком аспекте, предполагая, что третий возраст — это стиль жизни, а не сформированная идентичность . Л.Торнстама развивает концепцию «позитивного старения» (positive aging), в основе которой лежит идея нового мироощущения, которая возникает при переходе от периода взрослости к периоду старения .
Джон Винсент обозначил ключевую дихотомию, определяющую положение людей старшего возраста, как либерализацию от старения и
-5
либерализацию старения .
Среди социологических эмпирических исследований, нацеленных на изучение людей «третьего возраста», следует выделить проект «Жизнь на пенсии», реализованный исследователями из РГГУ , в рамках которого были собраны данные о качестве жизни пенсионеров . Стоит отметить также сборник трудов, выпущенный ИС РАН в 2016г. «Старикам тут место: социальное переосмысление старения .
В 2010 году были подведены сводные итоги всероссийской переписи населения как в России, так и в Республике Татарстан , на основе первого
о
документа был составлен социально-демографический портрет россиянина. Социально-демографический портрет же пожилого россиянина представила на заседании президиума Госсовета РФ в 2010 г. Т. Голикова , а в 2016
О.В.Китайцева описала социальное положение российских пенсионеров. Для целостного же представления людей третьего возраста, проживающих на территории Республики Татарстан в ходе своей работы попытаемся составить социально-демографический портрет жителя Республики Татарстан третьего возраста.
Объектом исследования выступает поколение третьего возраста.
Предмет - индивидуальные стратегии интерпретация старости и формирования жизненного пути поколением третьего возраста.
Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть общественные факторы и субъективные представления в области старения и особенности жизненных стратегий старения населения третьего возраста в условиях современного российского общества.
Задачи:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы изучения старения как социального феномена и стратегии жизни поколения третьего возраста.
2. Обозначить социальный статус поколения третьего возраста, охарактеризовать основные направления и тенденции социальной политики в отношении данной категории граждан в современной России.
3. Выявить, каким образом конструируется образ человека третьего возраста государством и обществом.
4. Определить сложившуюся ситуацию в области старения населения в Российской Федерации и в Республики Татарстан.
5. Составить социально-демографический портрет жителей
Республики Татарстан третьего возраста.
6. Выявить субъективные стратегии адаптации к процессу старения и восприятию собственной старости и определить региональные особенности стратегий старения жителей Республики Татарстан.
Методы и база исследования. В качестве методологической базы исследования выступает теория социального конструирования старения, предполагающая тот факт, что пожилой возраст социально конструируется как результат представления общества о старении и о старых людях. В рамках данного подхода мы будем исходить из следующей позиции: чтобы изучать, каким образом возрастные когорты на разных стадиях своей жизни, имея разную систему потребностей, организуют и определяют свой опыт, надо в первую очередь определить, как люди объясняют свой возраст и действия, связанные с возрастом, как аргументируют свой подход к взаимодействию с другими . А также системный метод, предполагающий комплексное исследование пенсионеров как социально-демографической группы населения, особенностей стратегий их жизни.
Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа научной литературы и государственных документов, анализ вторичных данных исследований; качественные методы сбора эмпирической информации: нормативное глубинное интервью.
Эмпирической базой работы являются:
— статистические данные Росстата (Госкомстат) , Татарстанского
-5
отделения статистики (Татстат) , отражающие демографические, социальные, экономические показатели образа жизни пенсионеров современной России и Республики Татарстан в период 2010-2018 гг.;
— материалы качественного исследования, проведенного Центром методологии федеративных исследований РАНХиГС и АНО «Социальная валидация» среди пенсионеров Ивановской области (N= 40 глубинных интервью) (руководители — Р. Е. Бумагин, Д. М. Рогозин), в котором были выведены три базовых сценария старения, характерных для современной провинциальной России1;
— основные положения «Стратегии действий в интересах граждан
Л
старшего поколения в РФ (до 2025 года) , Мониторинг социальноэкономического положения граждан пожилого возраста, подготовленный Министерством труда и социального развития в мае 2018 г. ;
— материалы исследования, проведенного сотрудниками кафедры Общей и этнической социологии КФУ в марте-апреле 2019г. под руководством
д.с.н. М.Ю. Ефловой «Профессиональная деятельность и востребованность в получении образования гражданами пенсионного и предпенсионного
4
возраста» ;
— данные авторского эмпирического исследования, проведенного в рамках качественной стратегии с целью выявления субъективных интерпретаций стратегий адаптации к процессу старения и восприятию собственной старости с помощью нарративных глубинных интервью (n=10). В выборку вошли 5 пожилых женщин и 5 пожилых мужчин старше трудоспособного возраста (в возрасте от 60 лет), проживающие в Казани (крупный город), в Лениногорске (малый город), и в селе, с которыми провелись нормативные глубинные интервью длительностью от 120 до 360 минут.
Достоверность результатов исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими позициями, репрезентативностью исходных данных, применением адекватных целям и задачам методов исследования и обработки полученных результатов, валидных методик сбора эмпирической информации, опорой на качественные эмпирические данные.
Апробация результатов исследования. Проспект статьи «Старость или «третий возраст»: дискурсы субъективного восприятия индивидами
собственных возрастных изменений», написанный совместно с д.с.н. Максимовой О.А. и поданный на конкурс в журнал «Лабораториум» прошел конкурсный отбор. Статья «Старость или «третий возраст»: дискурсы субъективного восприятия индивидами собственных возрастных изменений» планируется к подаче на публикацию в августе 2019 г.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех разделов и заключения и списка использованных источников и литературы, а также приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, её проблематика, обосновывается теоретическая и эмпирическая базы, определяются цели и задачи исследования.
Первый раздел данной работы посвящены анализу теоретических подходов изучения процессов старения и типологий стратегий жизни пожилых людей. Рассматривается многоплановость понятий возраста, старости и проводится анализ специфики пенсионеров как социальнодемографической группы через концепцию третьего возраста.
Во втором разделе рассматривается социальный статус человека третьего возраста и объясняются основные направления и тенденции социальной политики в отношении данной категории граждан в современной России. Анализируется официальный и общественный дискурс с целью выявления каким образом конструируется образ человека третьего возраста. Определяется сложившаяся ситуация в области старения населения в Российской Федерации и в Республики Татарстан.
В третьем разделе сопоставляется статистические данные, отражающие демографическую ситуацию в Российской Федерации и в Республике Татарстан. А также на основе анализа статистических данных и вторичных исследований составляется сводный социально-демографический портрет жителей Республики Татарстан третьего возраста.
В четвертом разделе приводятся результаты авторского конкретносоциологического исследования в рамках качественной стратегии на основе глубинных нарративных интервью в целях выявление субъективных стратегий адаптации к процессу старения и восприятию собственной старости жителей Республики Татарстан старше трудоспособного возраста.
В заключении предоставлены обобщающие выводы по результатам исследования.
Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения возрастных процессов поколения третьего возраста и типологии стратегий старений
Возрастной процесс невозможно изучить за пределами общественных, культурных и исторических перемен, по этой причине необходимо исследовать не только лишь отличительные черты различных возрастных групп, которые определяют различные социокультурные условия, однако и перемены происходящие в обществе под воздействием данных возрастных отличий. Возраст может быть понят только в контексте его социальнокультурной вариативности. В нынешнем мире главным аспектом для установления прихода старости считается прохождение принятого законодательством возрастного порога, после которого индивид располагает правом на пенсионное обеспечение .
Разнообразие концепции старости как социального явления объясняется также наличием многочисленных подходов к ее изучению, каждый из которых подчеркивает тот или иной аспект или совокупность в целом . Итак, традиционно выделяют два типа возраста: абсолютный и условный. Абсолютный возраст, то есть календарный или хронологический, выражается числом единиц времени (минут, часов, лет), отделяющих момент наступления до времени измерения. Условный возраст или возраст развития определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционном генетическом ряду, определенного процесса развития и устанавливается на основе конкретных количественно-качественных признаков . Постановка условного возраста - это использование периодизации как способа структурирования потока времени, выделения в нем хронологических элементов, которые имеют определенный смысл.
Человек обладает несколькоми возрастами одновременно: так,
общебиологический возраст контролируется состоянием обмена веществ и функций организма согласно сопоставлению со средней степенью формирования, присущим для целой популяции данного хронологического возраста. Общественный возраст предполагает собою комплекс нормативно - ролевых черт, приобретенных в следствии возврата к делению работы и общественной структуре окружения: дошкольный, ученический, школьный, рабочий, выход в пенсию, брачный союз, совершеннолетие. Социальный возраст обусловливается посредством соотнесения степени общественного формирования со средней статистической нормой для данной возрастной категории. Психологический возраст обусловливается соответствием степени психологического (психического, эмоционального) формирования лица с надлежащим нормативно-посредственным комплексом индикаторов. Показателями психического возраста являются интеллектуальный возраст, моральная зрелость и психосексуальный возраст. Показателями психического возраста являются интеллектуальный возраст, моральная зрелость и психосексуальный возраст .
Все теоретические подходы к пониманию старения, которые сформировались в социологической парадигме, можно разделить на три основных этапа. Старение в 1940-1960-е годы позиционируется как индивидуальная и социальная проблема. В 1970-1980-е годы старение рассматривается с точки зрения экономики и занятости. С 1990- по настоящее время старение конструируется как глобальная проблема и вызов . Эти этапы отражают различные способы понимания того, как эволюционировали отношения между старением населения и социальным институтами общества.
В 1968г. Б. Ногартен сформулировал социокультурный взгляд на возраст, который определяет главную проблему организации индивидом своего жизненного пути и его интерпретации жизненного опыта через совокупность принятых в обществе норм, предписывающие, в свою очередь, соответственное возрастное поведение .
Другой подход, стратификационый, вышедший из функциналисткой парадигмы, изучает возраст на социальном уровне, а проблемы взаимодействия различных возрастных когорт рассматривается в рамках влияния на социум. Возраст выступает в роли важнейшего механизма регулирования поведения в течение всего жизненного цикла, а возрастные когорты - в социальных изменениях. Даннифер полагает, что в течение всей своей жизни, с появления на свет вплоть до смерти, человечество движется посредством структур, которые регулярно изменяются; таким образом, жизнедеятельность тех, кто именно устаревает в настоящее время, никак не способен быть такой же, как жизнедеятельность этих, кто постарел в минувшем, и тех, кто именно состарится в перспективе. Согласно суждению Даннифера, старение необходимо расценивать равно как процесс, созданный с поддержкой общественных институтов, какие, в свою очередность, сформировывают базу с целью представления подобных определений, равно как молодое поколение, средний возраст, старость .
Понятие «социальное конструирование старение» появилось в 1970 годах, объединяя ряд теорий критической геронтологии. В своей формулировке данного подхода К.Л. Эстес - профессор социологии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско, утверждала, что пожилой возраст социально конструируется как результат представления общества о старении и о старых людях. То, что общество делает для них, так и то, что оно знает о них, включая знания из исследований, по мнению К.Л. Эстес, это продукт общественного понимания старения. Особое внимание исследователь обращает на то, что основные проблемы, с которыми сталкиваются пожилые это результат деятельности, основанной на общем и социальном представлении общественности . В рамках данного подхода исследователи считают, что вместо того, чтобы изучать каким образом возрастные когорты на разных стадиях своей жизни, имея разную систему потребностей, организуют и определяют свой опыт, надо в первую очередь спросить, как люди объясняют свой возраст и действия, связанные с возрастом, как аргументируют свой подход к взаимодействию с другим. Такие утверждения, по мнению исследователю К.Л. Эстес, создают реальность повседневной жизни.
В настоящее время насчитывается более 200 различных теорий старений, которые пытаются объяснить разнообразные изменения, происходящее на разных уровнях . Первое и наиболее распространенное понятие старения, которое признается как широкой публикой, так и научным сообществом, представляет собой идеологическую концепцию, в которой старение представляется естественным концом жизни, упадком, который обязательно заменяет зрелость. Влияние факторов внешней и внутренней среды мало влияет на скорость старения. Старение здесь - это «генетически запрограммированный процесс, результат законной реализации программы,
~ ~ 3
встроенной в генетический аппарат» .
Вторая концепция определяет старение не просто как постепенный процесс, но также и как событие. В рамках данной теориии для того, чтобы постареть, становление-старым в каком-то смысле не имеет особого значения, требуется событие, котрое поспообствует старению. Происходит нечто, что ускоряет старость субъекта, оставляя след на процессе становления-старым, который одновременно является и не является его реализацией. Эта концепция старения не может называться становлением- старым, но, скорее, ее можно назвать «моментальностью старения». Здесь старение - это «многопричинный процесс, вызываемый различными факторами, действие которых повторяется и накапливается в течение всей жизни» .
Отношение к феномену старения неоднозначно. Н.С.Глуханюк и Т.Б.Гершкович в своем труде «Поздний возраст и стратегии его освоения» анализируют 13 основных теорий старений. Так, например, суть теории изнашивания заключатся в том, что старение ускоряется или замедляется по законам физики в зависимости от динамики процессов на различных уровнях. Теория жизненного фермента гласит о том, что каждому организму дано определённое количество жизненного фермента, который со временем растрачивается, что приближает организм к смерти. Сторонники старческой дисгармонии физиологических отправлений организма считают, что возраст организма идентичен возрасту его соединительной ткани, а приверженцы математической концепции убеждены в том, что старение - это математически измеримое явление, протекающие с постепенным возрастанием болезненности и вероятности смерти. Также исследователи выделяют теории нарушения белкового синтеза, «дисгармонии и внутренних противоречий», радиоактивности; теории «клеточного мусора», используемых сом; коллоидохимические, интоксикационные, аутоиммунные теории.
В отечественной же социологии различают три вида старения :
1) естественное (физиологическое, нормальное) старение, которое характеризуется определенными темпами и последовательностью возрастных изменений, соответствующих адаптационно-регуляторным возможностям этой человеческой популяции;
2) медленное (ретардированное) старение, характеризующееся более медленными темпами возрастных изменений, чем у всей популяции. Конечным проявлением этого типа старения является феномен долголетия;
3) преждевременное (патологическое, ускоренное) старение. Для него характерно раннее развитие возрастных изменений или их более яркое проявление в тот или иной возрастной период.
Изменения в стареющем организме происходят на биологическом уровне, организм становится уязвимым, вероятность смерти увеличивается; в социальном плане, при достижении пенсионного возраста, человек меняет свой социальный статус, социальную роль, модель поведения в обществе; психологически - человек осознает происходящие внутренние и внешние изменения и адаптируется к происходящему.
Проблема старения - это проблема гармоничного функционирования биологической системы, которая невозможна без надлежащей психологической поддержки и соответствующей адаптации в окружающем социальном пространстве. В.С. Говоров отмечает, что старение - это внутренне противоречивый процесс: наряду с явлениями деградации возникают и новые важные приспособительные механизмы.1 Российский геронтолог В.В. Фролькинс также выделяет в старении два противоречивых процесса. Первый сводится к сокращению механизмов саморегуляции, нарушению обмена веществ в организме и его функций. Другой же процесс,
Л
напротив, мобилизирует важные приспособительные механизмы . О.В. Краснова считает, что «старение - это переход в систему новых социальных ролей, а значит и в новую систему групповых и межличностных
- 3
отношений» .
На протяжении всей истории человечества неоднократно предпринимались попытки обозначить хронологический рубеж старости в рамках возрастных классификаций (Приложение 6). Известный советский геронтолог В.В. Фролькис писал о том, что даже при условии рассмотрения феномена старения как универсального проявления природы, не защищает общество от необъяснимых парадоксов: «каждый легко обнаружит разницу между молодым и старым, но никто не может дать исчерпывающую научную характеристику сущности старения и механизмов его развития»1.
Л
Исходя из анализа таблицы (Приложение 6) , следует отметить, что переход от зрелости к началу старости трудноуловим. Данный анализ различных возрастных классификаций показывает, что не существует единого критерии для определения времени наступления старости. Сопоставление возрастных подходов дает различные определения границ старости, которые колеблется в широких диапазонах от 45 до 70 лет и старше, однако почти во всех возрастных классификациях можно увидеть тенденцию к её дифференцированности на подпериоды. Я.Стюарт-Гамильтон считает, что при анализе периодизации в первую очередь следует учитывать, что не существует момента во времени, когда человек становится старым; во вторую же очередь, следует помнить о том, что биологический возраст
3
является довольно произвольным и не достаточно точным критерием .
С конца XX века в зарубежной социологии разрабатывалась концепция «третьего возраста» (third age). Автор идеи третьего возраста как самостоятельной концепции П. Ласлетт понимал данный возрастной этап как не имеющий своего конкретного возрастного диапазона, который начинается с вступлением в пенсионный возраст и заканчивается с потерей своей дееспособности - наступлением четвертого возраста. П. Ласлетт описывает третий возраст как кульминацию или даже как расцвет человеческой жизни, предлагая свободу от обязанности содержать семью и зарабатывать на
4
жизнь .
В своей работе «Новая карта жизни: появление третьей эпохи» («Fresh Map Of Life»)1 П.Ласлетт предлагает свою возрастную периодизацию, состоящую из четырех категорий, представленных характерными чертами того или иного возрастного периода. Даная классификация имеет следующий вид2:
1. Первый возраст характеризуется незрелостью, зависимостью от окружающих, образованием и социализацией личности. Можно сказать, что это возраст от рождения до завершения обучения, в течение которого происходит формирование личности и ее вступление в общество.
2. Второй возраст характеризуется зрелостью, самостоятельностью, ответственностью, рождением и воспитанием детей, зарабатыванием денег и их накоплением. То есть это период от начала профессиональной деятельности до приблизительного наступления пенсионного возраста, в течение которого выполняются задачи зрелого среднего возраста: создание семьи, воспитание детей и профессиональная реализация.
3. Третий возраст характеризуется как эпоха личной самореализации. Это возрастной сегмент от наступления пенсионного возраста до потери правоспособности. Сам период характеризуется большей свободой и меньшей ответственностью, наличием жизненных целей. Можно сказать, что пожилые люди, которые выходят на пенсию, сохраняют свою индивидуальность и живут счастливой осмысленной жизнью, относятся к так
3
называемому третьему возрасту .
4. Четвертый возраст - это период личной зависимости от окружающих, немощи и смерти. Это последний период в этой периодизации, который начинается с потери своей способности и заканчивается смертью.
Концепция третьего возраста соотносится с пониманием старости Т.В. Скляровой. Т. В. Склярова. Исследователи рассматривает старость как целостный период, который можно разделить на два этапа, данные этапы по формальным показателям могут соотноситься с положением Ласлетта о третьем возрасте. Первая часть связана с прекращением профессиональной деятельности, субъективным принятием на себя роли «пожилого», что проявляется в изменении стиля жизни, который меняет сам человек для соответствия своей возрастной группе. Вторая часть условно названа «старческим периодом» и связана с невозможностью существования без посторонней помощи, как и четвертый возраст. Оба этапа не имеют четкого временного периода проявления .
Ф. Моэм говорит, что третий возраст становится социальным институтом. Она считает, что необходимы исследования, чтобы определить, как пожилые люди строят новые ценности на основе среды нового этапа жизни, и как они будут выражаться в области отношений, личной идентичности, психического и соматического здоровья .
Другие авторы: К. Гиллард и П. Хиггс смотрят на третий возраст в более широком аспекте, с позиции культуры. Они предполагают, что третий возраст — это стиль жизни, а не сформированная идентичность. К. Г иллард и П. Хиггс также определяют третий возраст как свободу от скованности семьей, постоянный отдых, время для самореализаций и возможность для
3
веселья .
Многообразие понятия старости как социального явления объясняется наличием многочисленных подходов к его изучению, каждый из которых подчеркивает тот или иной из своих аспектов или свою совокупность. Глобальные тенденции, которые характеризуются фундаментальными изменениями в ценностно-нормативной системе нашего общества, приводят к появлению ряда социокультурных проблем людей третьего возраста, которых в России обычно называют пенсионерами или пожилыми людьми. Как показывает анализ геронтологических теорий, в старости происходит сложный социально-психологический поворот: от событий внешнего мира личность пожилого человека переключается на свой внутренний мир.
В рамках данного исследования концепция «третьего возраста» может быть дополнена релевантными теориями и концепциями, которые позволяют изучить проблемы пожилых людей с разных сторон. Сюда можно отнести концепции «активного старения», «здорового старения», «успешного старение», «позитивного старения» Л.Торнстама, которые подчеркивают связь между активностью, здоровьем, независимостью и старением. Так, концепции «активного старения» представляет собой более широкую концепцию «здорового старения» (healthy aging), поскольку рассматривает помимо показателей здоровья психологические, социальные и экономические аспекты, которые исследуются на уровне сообщества в культурной перспективе.
Л.Торнстама развивает концепцию «позитивного старения» (positive aging), в основе которой лежит идея нового мироощущения, которая возникает при переходе от периода взрослости к периоду старения. По мнению Л.Торнстама, старея пожилой человек позволяет случаться любой ситуации, которая не находится под его контролем, тем самым считая каждую новую стадию своей жизни лучшим периодом, позволяющий чувствовать себя счастливым и двигаться дальше .
Следует также отметить движение «new aging»— это новая концепция старения автором, которой выступает американский архитектор Маттиас Холлвич. Смысл данной концепции в том, что для новых, активных пенсионеров должна создаваться новая среда, а то, что есть сейчас, нужно соответствующим образом адаптировать — создавать рабочие места, жилые комплексы и общественные пространства.
Концепция «успешного старения» (successful aging), подразумевает под собой ведение такого образа жизни, который позволяет достичь счастья в зерлом возрасте. Подобный образ жизни состоит из трех главных компонентов: во-первых, человек, должен быть активно включен в
общественную жизнь; во-вторых, должна быть зафикисрована низкая подверженность болезням; в-третьих у человек должен иметь способность к умственной и физической актвиности .
Концепция «успешного старения» (successful aging), подразумевает под собой ведение такого образа жизни, который позволяет достичь счастья в зрелом возрасте. Подобный образ жизни состоит из трех главных компонентов: во-первых, человек, должен быть активно включен в
общественную жизнь; во-вторых, должна быть зафикисирована низкая подверженность болезням; в-третьих человек должен иметь способность к
Л
умственной и физической актвиности . Следует отметить тот факт, что подобное утверждение несколько противоречит резлультатам эмпирических исследований, так как в нем отсутсвует всякое упоминание о субъективном восприятии благополучия. Данное определение предполагает, что в случае. если пожилые люди имеют болезни и не могут вести активный образ жизни, то их старение является неуспешным. Научно доказано, что многие люди декларируют высокий уровень субъективного благополучия, несмотря на болезни и другие физические и социальные проблемы. Вряд ли и можно говорить об успешном старении, если человек чувствует себя несчастливым и абсолютно неудовлетворенным своей жизнью, даже если при этом он имеет крепкое здоровье, хорошее физическоие и умственные возможности и ведет активую ижзнь. Один из родоначальников данной концепции Р.Хавигюрст считает, что успешное старение происходит в том случае, если человек испытывает максимальную удовлетворенность жизнью без серьезных затрат для общества .
Неотъемлемым процессом, сопровождающим пенсионный возраст, является старение, которое во многом определяет стратегию жизни пенсионера. Так, например, А. Толстых отмечает , что в старости происходит изменение личности, и картина измерений чрезмерно насыщена разнообразным набором качеств, которые редко встречаются в одном человеке. Поэтому существует необходимость рассмотрения различных типологий старости.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрев официальный и общественный дискурсы, мы выявили,
каким образом конструируется образ человека третьего возраста
государством и обществом. Так, официальный дискурс в основном
актуализирует проблемы о надобности специальной опеки граждан третьего
возраста, наделяя данную группу противоречивыми характеристиками.
Высокий интерес со стороны государства к активной прослойке граждан
третьего возраста связан с повышением за последние несколько лет
показателей средней продолжительности жизни.
Анализ официального дискурса позволяет увидеть четкую тенденцию:
образ пожилого человека строится при помощи различных инструментов,
которые так или иначе способствует продлению активной фазы старения с
целью развития страны: адаптация к современному миру, повышение
пенсионного возраста, переподготовка, организация досуга. В контексте
дискурса «конструирования возраста» мы полагаем, что избегание
обществом и отдельными его подсистемами таких терминов, как «старость»,
«старый» применительно к индивидам, и замена их более абстрактами
терминами «третий возраст», «пожилой человек» и т.п., как бы наделяет
негативными характеристиками абсолютно естественные процессысостояния и накладывает отпечаток на субъективное восприятие
собственного возраста.
Определив сложившуюся ситуацию в области старения населения в
Российской Федерации и в Республики Татарстан, мы выявили устойчивую
тенденцию роста людей третьего возраста на территории Российской
Федерации, в том числе и в Республики Татарстан. Процесс старения
населения России, выражающийся в возрастании доли граждан старшего
поколения вызван снижением суммарного коэффициента рождаемости и
ростом продолжительности жизни. В связи со старением населения
Российской Федерации увеличивается показатель демографической нагрузки
на население трудоспособного возраста.68
Большая часть населения Республики Татарстан старше
трудоспособного возраста (мужчины в возрасте 60 лет и более, женщины -
55 лет) проживают в сельской местности. Следует отметить, что в
Республики Татарстан на начала 2018 года удельный вес людей старше
третьего возраста был больше чем удельный вес людей старше
трудоспособного возраста, проживающих в городе. Распределение жителей
РТ по возрастным группам (с точки зрения молодости/старости) дает
основание назвать Республику Татарстана старым в демографическом
смысле. Сравнение городских и сельских жителей по возрастным группам
приводит к выводу о более интенсивном постарении села: стариков по
сравнению с городом больше. Гендерный же дисбаланс является следствием
более низкой продолжительности жизни мужчин, которые живут примерно
на 12 лет меньше женщин, причём это устойчивая тенденция, сохраняющаяся
в разных типах населения. Нами предполагается, что более высокая
продолжительность жизни женщин свидетельствует их доля среди
долгожителей республики, причем гендерные различия в продолжительности
жизни долгожителей Республики Татарстан сохраняется и для поселений
различного типа.
Преимущественно жители Республики Татарстана считают, что после
выхода на пенсию их жизнь существенно изменилась, причем изменение
жизни респондентов была отмечена с разным уровнем доходов. Основным
же мотивом для смены вида деятельности и работы после выхода на пенсию
стали финансовая нужда и как следствие безвыходность, желание снизить
нагрузку на организм ввиду возраста орошенных ответили, а также желание
реализовать себя в другой сфере детальности. Общество привыкло защищать
старость, а не поддерживать ее, данную идею можно проследить по целям
социальной политики, которая проводится в России, когда как личное
позиционирование людей третьего возраста опровергает необходимость их
«защиты». Вопреки расхожим представлениям о неизбежной зависимости
здоровья от возраста большее влияние на субъективную оценку здоровья69
оказывает не возраст, а наличие высшего образования, текущей занятости,
разнообразия в трудовых практиках.
Выбор начала отсчета старости определяется собственным возрастом
человека, а также его гендерной ролью, материальным положением и
образованием. Старость некоторыми респондентами воспринимается как
время осмысления своей жизни, подведения ее итогов, сам же возраст
воспринимается как абстрактная категория, которая не несет никакой
ценности, кроме как формальной. Мотивом работающих пенсионеров
является не борьба за экономическое выживание, а стремление сохранять
включенность в социальные и профессиональные отношения: интерес к
работе, привычку к трудовому образу жизни, желание помочь детям и
внукам. Главными ценностями людей третьего возраста являются здоровье,
семья, наличие друзей, материальная обеспеченность и активная
деятельность.
Мы предполагаем, что выбор точки отсчета старости с определенным
стилем жизни в старшем возрасте, можно считать отдельным,
самостоятельным фактором старения, и что проблема осмысленной старости
решается значительно раньше наступления пенсионного возраста -
фактически это проблема осмысленной жизни как таковой. Возраст является
важной переменной как для понимания и прогнозирования индивидуального
поведения, так и для функционирования общества в целом. Субъективное же
восприятие возраста выступает как способ структурирования течения
времени, выделения в нем хронологических элементов, имеющих
определенное содержательное и дискурсивное значение.
Вопрос о гипотетических преимуществах пожилого возраста в
современном исследовательском дискурсе негласно табуирован, что в свою
очередь закрывает возможность «прорыва» к тем реальным жизненным
смыслам и ценностям, которые обретаются в зрелом возрасте. Осмысление
проблематики третьего и четвертого возраста70
требует преодоления «гуманистических клише» и пониманием реальных
запросов людей, следующих той или иной стратегии старения.


Анцыферова, Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или
суровой зимы? / Л.И. Анцыферова // Психологический Журнал. – Том 15.
– №3. – С.99-104.
2. Васильева, Е.Н. Социальная активность пожилых людей в современной
России: гендерный аспект / Е.Н. Васильева, Н.А. Скобелина, Н.А.
Николенко, Н.В. Дулина // Logos et Praxis. – 2018. – Том 17. – № 2. – С 44-
47.
3. Возрастно-половой состав населения городских округов и
муниципальных районов Республики Татарстан на начало 2018 года:
Статистический сборник. – Казань, 2018. 142 С.
4. Возрастно-половой состав населения городских округов и муниципальных
районов Республики Татарстан на начало 2017 года: Статистический
сборник. – Казань, 2017. 143 С.
5. Возрастно-половой состав населения городских округов и муниципальных
районов Республики Татарстан на начало 2016 года: Статистический
сборник. – Казань, 2016. 138 С.
6. Возрастно-половой состав населения городских округов и муниципальных
районов Республики Татарстан на начало 2015 года: Статистический
сборник. – Казань, 2015. 139 С.
7. Возрастно-половой состав населения городских округов и муниципальных
районов Республики Татарстан на начало 2014 года: Статистический
сборник. – Казань, 2014. 139 С.
8. Возрастно-половой состав населения городских округов и муниципальных
районов Республики Татарстан на начало 2013 года: Статистический
сборник. – Казань, 2012-2013. 243 С.
9. Глуханюк, Н.С. Поздний возраст и стратегии его освоения / Н.С.
Глуханюк, Т.Б. Гершкович. – М.: Московский психолого-социальный
институт, 2003. 112 С.72
10. Кон, И.С. Социология личности / И.С.Кон. – М., 1998. 383 С.
11. Левинсон, А.Г. Институциональные рамки старости / А.Г.Левинсон //
Вестник общественного мнения: данные, анализ, дискуссии. – 2011. – №3.
– С. 52–81.
12. Медков, В.М. Демография. / В.М. Медков. – Ростов-на-Дону, 2002. 448
С.
13. Молевич, Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости / Е.Ф.
Молевич // Социологические исследования. – 2001. – №4. – С. 61-64.
14.Рогозин Д.М. Либерализация старения, или труд, знания и здоровье в
старшем возрасте / Д.М.Рогозин // Социологический журнал. – 2012. –
№4. С. 62-93.
15.Рогозин, Д. М. Старикам тут место: социальное осмысление старения /
Д.М. Рогозин, А.А. Ипатова. – М.: Институт социологии РАН, 2016. 264
С.
16.Сводные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года:
Статистический сборник по итогам Всероссийской переписи населения
2010 года. – Казань: Издательский центр Татарстанстата, 2013. 160 С.
17.Склярова, Т.В. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для
студентов пед. вузов/ Т.В. Склярова. – М.: Покров, 2004. 143 С.
18. Социально-демографический портрет России по итогам всероссийской
переписи населения 2010 года. – М.: ИИЦ "Статистика России", 2012. 183
С.
19.Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения / Я. Стюарт-Гамильтон. –
СПб.: Питер, 2010. 320 С.
20.Толстых, А.В. Возрасты жизни / А.В. Толстых. – М., 1998. 223 С.
21.Тощенко, Ж. Т. Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-хсередина 2010х гг.) / Ж.Т. Тощенко. – М., 2016. 367 С.
22.Фролькис, В.В. Старения и увеличение продолжительности жизни / В.В.
Фролькис. – Л.: Наука, 1998. 240 С.73
23. Хайруллина, Ю.Р. Социальное самочувствие пенсионеров в современных
условиях: региональные модели стиля жизни / Ю.Р. Хайруллина, О.В.
Николаева. – Казань: Издательство «Артифакт», 2012. 116 С.
24. Цапко М. С. Качество жизни российского пенсионера / М.С Цапко //
Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. –
2017. – №3(9). – С. 60-71.
25.Gerontology in the Era of the Third Age: Implications and Next Steps. New
York: Springer Publishing Company, 2011. 288 РР.
26.Laslett, P. Fresh Map Of Life / P. Laslett. – Harvard University Press, 1991.
328 РР.
27.Laslett, P. The Third Age, the Fourth Age and the Future / Р. Laslett // Ageing
and Society. – 1994. – № 3. – P.436-447.
28.Marshall, B.L. Anti-Ageing and Identities. Routledge Handbook of Cultural
Gerontology / B.L. Marshall. – London: Routledge, 2015. 217 РР.
29.Neugarten, B. L. Age norms, age constraints, and adult socialization / B. L.
Neugarten, J. W. Moore // C American Journal of Sociology. – 1965. – 70(2).
P.710-717.
30.Sandberg, L. The Old, the Ugly and the Queer: Thinking Old Age in Relation to
Queer Theory / L. Sandberg. // Graduate Journal of Social Science, – 2015. –
№5. – Р. 117–139.
Интернет-источники
1. А. Голикова «нарисовала» социальный портрет пожилого
россиянина URL: http://ria.ru/
society/20101025/289139303.html#ixzz3rAUrJgRJ (дата обращения:
01.05.2019).
2. Альперович В.Д. // Социогеронтологические теории
htttp://articles.excelion.ru/filosofy/32234075.html (Дата обращения 16.03.2019)
3. Борисов Г.И. Психологические характеристики пожилых людей
третьего возраста // Педагогическое образование в России. 2016. №5. URL:74
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-harakteristiki-pozhilyh-lyudeytretiego-vozrasta (дата обращения: 15.04.2019).
4. Внесены изменения в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий URL:
http://kremlin.ru/acts/news/58703 (дата обращения: 15.04.2019).
5. Даничев А. Голикова «нарисовала» социальный портрет
пожилого россиянина // РИА Новости. 25.10.10. URL: http://ria.ru/
society/20101025/289139303.html#ixzz3rAUrJgRJ (дата обращения:
01.05.2019)
6. Деструктивная пластичность: Катрин Малабу о моментальном
старении URL: https://special.theoryandpractice.ru/malabou-instantaneous-ageing
(дата обращения: 14.03.2018).
7. Дмитрий Рогозин: «Добавить сто рублей — это не социальная
политика» URL: https://special.theoryandpractice.ru/oldness-5 (Дата обращения
14.05.2019).
8. Доклад о результатах комплексного мониторинга социальноэкономического положения пожилых людей за 2017 год URL:
https://rosmintrud.ru/docs/1294 (Дата обращения: 14.03.2019).
9. Зеликова Ю.А. Стареющая Европа: демография, политика,
социология. СПб: Норма, 2014. С.119.
10. Китайцева О.В. Социальное положение российских пенсионеров
как фактор удовлетворенности жизнью // Вестник РГГУ. Серия «Философия.
Социология. Искусствоведение». 2017. №3 (9). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-polozhenie-rossiyskih-pensionerov-kakfaktor-udovletvorennosti-zhiznyu (дата обращения: 01.05.2019).
11. Население России: численность, динамика, статистика URL:
http://www.statdata.ru/russia (Дата обращения: 14.03.2019).
12. Низамова А.Н. Активное долголетие и внешний вид: как
теоретическая концепция регулирует самовосприятие в старшем возрасте? //
ЖИСП. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnoe-dolgoletie-i-

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ