Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКАМИ С РАЗНЫМ ОБРАЗОМ ВЗРОСЛОСТИ

Работа №14580

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1042
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы переживания одиночества подростками с разным образом взрослости 7
1.1. Феномен одиночества как психологическая проблема 7
1.2. Психологические детерминанты одиночества в подростковом
возрасте 13
1.3. Особенности образа взрослости в подростковом возрасте 17
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование переживания одиночества
подростками с разным образом взрослости 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения переживания
одиночества подростками с разным образом взрослости 25
2.3. Программа для психологов образования по формированию образа взрослости у подростков 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 80


Возникающие в настоящее время значительные преобразования и изменения в обществе, связанные со сменой системы ценностей, с предъявлением новых требований со стороны социума, безусловно, оказывают влияние на развитие и формирование личности современного подростка. Рассматриваемый нами возраст считается переходным этапом между детством и взрослостью. Он считается весьма трудным, так как подросток сталкивается с большим количеством психологических проблем, одной из которых является феномен одиночества.
Актуальность проблемы исследования обусловлена ростом количества подростков, переживающих состояние одиночества, при этом они чувствуют себя непонятными, одинокими, их переживания усиливаются (Т.Ц. Тудупова, 2009; А.О. Матвеева, 2015). Вследствие переживания одиночества появляются трудности в оценивании и осознании себя самого, в общении и поведении (Л.И. Дементий, 2010; Е.М. Коротеевой, 2010), которые, в свою очередь, отрицательно влияют на дальнейшее развитие и формировании личности (В.А. Герт, 2011).
К настоящему времени выполнен ряд исследований по изучению особенностей образа взрослости в подростковом возрасте (В.И. Зорина, 2014; О.В. Курышева, 2000; А.П. Новгородцева, 2006; О.А. Фиофанова, 2012). Образ взрослости, рассматривающийся как особое новообразование подросткового возраста (О.В. Курышева, 2000), включает представления подростка о собственной взрослости и динамическую (эмоциональную) составляющую, с помощью которой происходит реализация представлений в сознании, действиях, поступках. Образ взрослости определяет содержание и направление социальной активности подростка, систему его социальных реакций и специфических переживаний (А.П. Новгородцева, 2006). Одним из таких специфических переживаний, свойственных для подросткового возраста, является одиночество. В связи с этим, можно предложить, что подростки с разным образом взрослости будут отличаться особенностями переживания одиночества. Вместе с тем проблема переживания одиночества подростками с разным образом взрослости является малоизученной и представляет для нас особый интерес.
Поэтому, противоречие между актуальностью данной темы и недостаточным уровнем ее исследования, нехваткой знаний обусловило проблему нашего исследования: каковы особенности переживания одиночества подростками с разным образом взрослости?
Цель нашего исследования заключается в изучении переживания одиночества подростками с разным образом взрослости.
Объект исследования: переживание одиночества в подростковом возрасте.
Предмет исследования: переживание одиночества подростками с разным образом взрослости.
Гипотеза исследования: подростки с разным образом взрослости будут отличаться особенностями переживания одиночества, а именно:
1) для подростков при формальной взрослости характерно переживание позитивного одиночества и одиночества как зависимости от общения, для подростков с содержательной взрослостью - отсутствие доминирующего типа переживания одиночества;
2) подросткам, проявляющим взрослость в домашних ситуациях, в большей степени свойственно позитивное одиночество, в то время как подросткам, проявляющим взрослость в ситуациях подражания, присуще одиночество как зависимость от общения.
Задачи исследования:
1. Изучить разработанность в психологии проблемы переживания одиночества подростками с разным образом взрослости.
2. Исследовать уровни и типы переживания одиночества в подростковом возрасте.
3. Определить типы образа взрослости и типы ситуаций проявления
взрослости подростками.
4. Изучить показатели переживания одиночества и образа взрослости подростков в гендерном аспекте.
5. Изучить особенности переживания одиночества подростками с разным образом взрослости.
6. Исследовать характер связей между показателями переживания одиночества и показателями образа взрослости у подростков.
7. Разработать программу для психологов образования по
формированию образа взрослости у подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- подходы к рассмотрению феномена одиночества в отечественной (Ю.П. Кошелева, С.Г. Трубникова) и зарубежной (Р. Вейс, М. Мицели, К. Мустаскас, Э. Пепло, К. Роджерс, Х.С. Салливан, Ф. Фромм, Дж. Эйсендорф) психологии;
- положения о содержании одиночества и его формировании в подростковом возрасте (В.А. Герт, Л.И. Дементий, Е.М. Коротеева, С.Г. Корчагина, А.О. Матвеева, С.В. Малышева, Д. Рассел, Н.А. Рождественская, О.А. Третьякова, Т.Ц. Тудупова, М. Фергюсон, И.С. Худякова);
- исследования, посвященные изучению образа взрослости в
подростковом возрасте (В.И. Зорина, О.В. Курышева, А.П. Новгородцева,
К.Н. Поливанова, Е.Е. Сапогова, О.А. Фиофанова).
Методы исследования:
- организационный метод: сравнительный;
- эмпирические методы: опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности;
- методы обработки данных: методы качественного анализа, методы математико-статистического анализа данных (использовались U-критерий Манна-Уитни для выявления различий по показателям переживания одиночества и образа взрослости в гендерном аспекте, Н-критерий Крускала- Уоллиса для определения различий в особенностях переживания одиночества подростками с разным образом взрослости и r-критерий Спирмена для изучения наличия и характера связи между показателями переживания одиночества и показателями образа взрослости на основе пакета статистических программ «SPSS-22»);
- метод интерпретации: структурный.
Методики исследования:
1. «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассел и М. Фергюсон).
2. «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев).
3. Опросник «Мой образ взрослости» (О.В. Курышева).
4. Сочинение на тему: «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым» (О.В. Курышева).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и внедренная в практику программа по формированию образа взрослости у подростков может быть использована в деятельности психологических служб образовательных учреждений, в работе учителей и классных руководителей. Результаты исследования могут также применяться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов, классных руководителей и учителей.
База исследования: МБОУ «Гимназия № 3» г. Белгорода. В диагностическом исследовании приняли участие 125 учащихся восьмых классов, составляющих параллель обучения в средней школе. Возраст испытуемых от 13 до 14 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение разработанности в психологии проблемы переживания одиночества подростками с разным образом взрослости позволило определить, что феномен одиночества отличается сложностью и неоднозначностью в плане научного определения и осмысления. Формированию подросткового одиночества способствуют разнообразные факторы, условия, причины, связанные с происходящими внешними и внутренними изменениями подростков на протяжении всего возрастного периода. Переживание одиночества приводит к перестройке структуры личности подростка, характер изменений определяется отношением подростка к состоянию одиночества.
Рассматриваемый образ взрослости, в свою очередь, играет огромную роль при переживании различных чувств, эмоций и состояний. Одним из таких состояний, свойственных для подросткового возрастного периода, является одиночество. Поэтому, теоретический анализ литературы позволил выдвинуть предположение о наличии отличительных особенностей переживания одиночества подростками с разным образом взрослости.
Эмпирическое исследование уровней и типов переживания одиночества показало, что большинство подростков имеют низкую степень субъективного ощущения одиночества. Наиболее выраженными типами одиночества оказались «ресурс уединения» и «зависимость от общения», показывающие, с одной стороны, склонность использовать состояние одиночества в позитивном аспекте для развития собственной личности, а с другой стороны, проявление значимости возрастных потребностей, связанных с общением, в переживании одиночества.
При изучении типов образа взрослости и типов ситуаций взрослости была выявлена следующая тенденция: наибольшая выраженность типа «реальный план действий-формальная взрослость», что говорит о совершении подростками внешне взрослых поступков, а также частое проявление взрослости подростками в ситуациях типа «самостоятельное действие».
Показатели переживания одиночества и образа взрослости были рассмотрены в гендерном аспекте. Выяснилось, что девочки в отличие от мальчиков более склонны к переживанию одиночества, а также могут переживать это состояние, как с негативной, так и с позитивной точек зрения. Что касается образа взрослости, то девочкам больше присуща формальная взрослость, тогда как образ взрослости мальчиков отличается содержательностью, то есть их представления о взрослости более расширены и носят осознаваемый характер.
Для проверки выдвинутой нами гипотезы были выявлены отличительные особенности переживания одиночества подростками с разным образом взрослости. Во-первых, для подростков при формальной взрослости характерно переживание позитивного одиночества и одиночества как зависимости от общения, тогда как для подростков с содержательной взрослостью - отсутствие доминирующего типа переживания одиночества. Во-вторых, подросткам, проявляющим взрослость в домашних ситуациях, в большей степени свойственно позитивное одиночество, в то время как подросткам, проявляющим взрослость в ситуациях подражания, присуще одиночество как зависимость от общения. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Дополнительно было проведено исследование на выявление наличия и характера связи между показателями переживания одиночества и показателями образа взрослости у подростков. В результате определено, что имеются прямые и обратные связи, позволяющие в целом сделать вывод о том, что чем содержательнее взрослость, тем одиночество будет более многолико и значимо для личности подростка.
Результаты работы позволяют утверждать, что изучение проблемы переживание одиночества подростками с разным образом взрослости не исчерпывается данным исследованием. Перспективным является выявление особенностей переживания одиночества в различные возрастные периоды. Прогностический потенциал данной работы создает предпосылки для проведения исследований по эмпирическому изучению положения и роли подростков с разным образом взрослости в системе межличностных отношений, их успешности в учебной деятельности и личностной успешности.



1. Абоносимова, Е.В. Психологические особенности одиноких людей [Текст] / Е.В. Абоносимова // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2001. - № 3. - С. 44.
2. Белорусов, А. Темы одиночества, старения и отношения к смерти в психологии и духовности (обзор литературы) [Текст] / А. Белорусов // Психология зрелости и старения, 2000. - № 2 (10). - С. 12-21.
3. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.:АСТ, 2008. - 868 с.
4. Герт, В.А. Коррекционные аспекты преодоления негативного влияния одиночества в подростковом возрасте [Текст] / В.А. Герт // Специальное образование. - Екатеринбург, 2011. - № 1. - С. 26-33.
5. Даудова, Д.М. Проблема одиночества в подростковом возрасте [Текст] / Д.М. Даудова, П.Г. Гасанова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 8. - С. 50-55.
6. Димитрюк, А.А. Особенности переживания чувства одиночества личности [Текст] / А.А. Димитрюк // Научные труды SWORLD. - 2014. - № 1. - С. 5-8.
7. Долгинова, О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте [Текст]: дисс. канд. псх. наук / О.Б. Долгинова. - СПб., 1996. - 156 с.
8. Драгунова, Т.В. Подросток [Текст] / Т.В. Драгунова. - М.: Знание, 1976. - 96 с.
9. Зайцева, О.В. Личностная рефлексия как одна из детерминант переживания одиночества в подростковом возрасте [Текст] / О.В. Зайцева, И.С. Губина / Экспериментальные исследования в психологии: сб. ст. по материалам науч.-практ. конф. - Ереван, 2016. - С. 141-145.
10. Зайцева, О.В. Влияние личностной рефлексии на переживание одиночества в подростковом возрасте [Текст] / О.В. Зайцева, А.Ю. Авдеев //
Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам LII междунар. науч.-практ. конф. — № 7 (52). — М.: «Интернаука», 2016. -
С. 115-119.
11. Захарова, Д.А. Теоретические подходы к понимаю феномена одиночества как социально-педагогической проблеме у детей-сирот [Текст] / Д.А. Захарова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1 (44). - с. 93-95.
12. Зорина, В.И. Опыт исследования идеального образа взрослого в подростковом возрасте с помощью семантических пространств [Текст] / В.И. Зорина // Вестник Пермского университета. - 2014. - № 1 (17). - С. 83-91.
13. Киселева, В. Подростковое одиночество [Текст] / В. Киселева // Школьный психолог. - 2002. - № 8. - С. 2.
14. Киселева, В. Подростковое одиночество: причины и последствия [Текст] / В. Киселева // Воспитание школьников. - 2003. - № 6. - С. 47-52.
15. Колесникова, Г.И. Феномен одиночества: понятие,
классификация, экзистенциальный смысл [Текст] / Г.И. Колесникова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-9. - С. 2024-2027.
16. Кон, И.С. Многоликое одиночество [Текст] / И.С. Кон // Знание - сила. - 1986. - № 12. - С. 15-42.
17. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 252 с.
18. Коротеева, Е. М. Ситуационные, личностные детерминанты и типы одиночества подростков [Текст]: автореф. дис. ... канд. псх. наук / Е.М. Коротеева. - Краснодар, 2011. - 26 с.
19. Корчагина, С.Г. Психология одиночества [Текст] / С.Г. Корчагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 228 с.
20. Костарева, С. Подростковое одиночество [Текст] / С. Костарева // Школьный психолог. - 2003. - № 3. - С. 8-15.
21. Кудрявцев, В.Т. Культура одиночества и его продуктивное переживание: отзыв на дис. . канд. псх. наук И.М. Слободчикова «Теоретико-экспериментальное исследование феномена одиночества личности (на материале подросткового возраста)» [Текст] / В.Т. Кудрявцев / Сайт Владимира Кудрявцева. URL: http://2fwww.tovievich.ru/book/duh/6490-
vtkudryavcev-kultura-odinochestvo-i-ego-produktivnoe-perezhivanie-otzyv-na- doktorskuyu-dissertaciyu-imslobodchikova.html (дата обращения: 10.10.2016).
22. Кузнецов, А. «Я одинока сама с собой» [Текст] / А. Кузнецов // Воспитание школьников. - 1997. - № 2. - С. 28-32.
23. Курышева, О.В. Возрастные схемы самости подростков [Текст] / О.В. Курышева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2013. - № 3. - С. 37-43.
24. Курышева, О.В. Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младших подростков в реальных ситуациях [Текст]: дис. . канд. псх. наук: 19.00.13 / О.В. Курышева. - М., 2000. - 139 с.
25. Лабиринты одиночества [Текст] / под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.
26. Лебедев, В.И. Одиночество [Текст] / В.И. Лебедев // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. - С. 399-401.
27. Лебедев, В.И. Психология и психопатия одиночества и групповой изоляции [Текст] / В.И. Лебедев. - М., 2002. - 407 с.
28. Леонтьев, Д.А. Внутренний мир личности [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2000. - С. 372-377.
29. Михайлова, А.И. Осмысление феномена одиночества как социального явления [Текст] / А.И. Михайлова // Ученые записки ЗабГУ. - 2013. - С. 90-95.
30. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст] / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
31. Неумоева, Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте [Текст]: автореф. дисс. канд. псх. наук / Е.В. Неумоева. - Тюмень, 2005. - 233 с.
32. Неумоева-Колчеданцева, Е.В. Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте [Текст] / Е.В. Неумоева-Колчеданцева // Вестник Пермского университета. - 2012. - № 2 (10). - С. 112-120.
33. Новгородцева, А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» [Текст] / А.П. Новгородцева // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 2. - С. 39-54.
34. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст] / Р.В. Овчарова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
35. Осин, Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства [Текст] / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев // Журнал Высшей школы экономики. - М., 2013. - Т. 10, № 1. - С. 55-81.
36. Поливанова, К.Н. Соотношение образа взрослости и особенностей домашнего поведения у детей предподросткового возраста [Текст] / К.Н. Поливанова, О.В. Курышева // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2. - С. 36-46.
Ъ7. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
38. Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // На пороге взросления: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития. - М.: МГППУ, 2011. - C. 14-22.
39. Рогова, Е. Е.. Одиночество в условиях современного общества [Текст]: автореф. дис. ... доктора философ. наук / Е.Е. Рогова. - Краснодар,
2012. - 48 с.
40. Романова, Н.П. Градация одиночества в контексте современных исследований [Текст] / Н.П. Романова // Вестник ЧитГУ. - 2010. - № 2 (59). - С. 153-160.
41. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. — М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
42. Соколова, О.Н. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте [Текст] / О.Н. Соколова // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 4 (31). - С. 9.
43. Титкова, М.С. Психологическое содержание и смысловые аспекты рефлексии подростков [Текст] / М.С. Титкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 14, № 37. - С. 342-346.
44. Тихонов, Г.М. Антология одиночества: философский аспект [Текст] / Г.М. Тихонов // Простор. - 1996 . - № 1. - С. 89-92.
45. Тихонов, Г.М. Феномен одиночества: опыт философско-социологического анализа [Текст]: автореф. дис. . канд. филос. наук / Г.М. Тихонов. - Екатеринбург. - 1992. - 199 с.
46. Третьякова, О.А. Социально-психологическая обусловленность одиночества личности в подростковом возрасте [Текст] / О.А. Третьякова // Вестник ТГУ. - 2009. - № 1(69). - С. 144-148.
47. Трибулина, С.Г. Психология одиночества: генезис, виды, проявления [Текст]: дис. . канд. псх. наук / С.Г. Трибулина. - М., 1999. - 195 с.
48. Тудупова, Т.Ц. Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте [Текст] / Т.Ц. Тудупова, И.С. Худякова // Вестник Бурятского государственно университета. - 2009. - № 5. - С. 135-141.
49. Фиофанова, О.А. Воспитательные события как форма инициирования взросления подростков [Текст] / О.А. Фиофанова. - Ижевск, 2007. - 39 с.
50. Фиофанова, О.А. Педагогика взросления как новая область знания и воспитательной практики [Текст] / О.А. Фиофанова // Образование и наука. - 2008. - № 1 (49). - С. 23-33.
51. Фиофанова, О.А. Педагогическая поддержка как способ посредничества в освоении взрослости подростком [Текст] / О.А. Фиофанова.
- Ижевск: Знак, 2006. - 32 с.
52. Фиофанова, О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения [Текст] / О.А. Фиофанова. — М.: Флинта, МПСИ, 2012. — 70 с.
53. Хараш, А.У. Психология одиночества [Текст] / А.У. Хараш // Педология. - 2000. - № 4. - С. 7-16.
54. Чернобровкина, С.В. Личностное взросление современных студентов: специфика и факторы образа и самооценки взрослости [Текст] / С.В. Чернобровкина // Вестник Омского университета. Серия «Психология».
- 2015. - № 2. - С. 24-29.
55. Чернобровкина, С.В. Я-концепция и самооценка как факторы образа взрослости и самооценки взрослости у подростков-спортсменов и подростков, не занимающихся спортом [Текст] / С.В. Чернобровкина, Е.К. Суворова // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2015. - № 1. - С. 51-66.
56. Шагивалеева, Г.Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества [Текст] / Г.Р. Шагивалеева // Концепт. -
2013. - Спецвыпуск № 01. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13511.htm (дата обращения: 05.11.2016).
57. Шагивалеева, Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами [Текст] / Г.Р. Шагилеева. - Елабуга, 2007. - 157 с.
58. Швал, Ю.М. Одиночество: социально-психологические
проблемы [Текст] / Ю.М. Швал, О.В. Данчева. - Киев, 1991. - 270 с.
59. Швалб, Ю.М. Феномен одиночества: культурно-исторические формы [Текст] / Ю.М. Швалб, О.В. Данчева // Философская и социологическая мысль. - 1990. - № 8. - С . 89-94.
60. Шитова, Н.В. Социально-психологические особенности одиноких женщин [Текст]: дис. . канд. псх. наук / Н.В. Шитова.- Воронеж, 2009. - 186 с.
61. Шмелев, Р.В. Феномен одиночества человека как социально-психологическое явление [Текст] / Р.В. Шмелев // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - № 3. - С. 18-21.
62. Эльконин, Б.Д. Психология развития [Текст] / Б.Д. Эльконин. - М.: Академия, 2001. - 144 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ