Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОФЕССИЯХ ВЗРОСЛЫХ

Работа №105798

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста представлений о сельскохозяйственных профессиях взрослых 9
1.1 Проблема формирования у детей представлений о труде взрослых
в исследованиях отечественных ученых 9
1.2 Методы и средства формирования у детей представлений
о сельскохозяйственных профессиях взрослых 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о сельскохозяйственных профессиях взрослых 37
2.1 Выявление уровня сформированности представлений детей 6-7 лет
о сельскохозяйственных профессиях взрослых 37
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей 6-7
лет представлений о сельскохозяйственных профессиях взрослых 46
2.3 Выявление динамики уровня сформированности представлений
детей 6-7 лет о сельскохозяйственных профессиях взрослых 60
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложения 74

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что одним из средств формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых, формирование элементарных представлений о труде людей, которые окружают ребенка, о видах труда и об орудиях труда, о труде людей на фабриках, на заводах, в сельском хозяйстве. Представления о трудовой деятельности людей являются компонентом системы знаний о социальной действительности. Они играют одну из решающих ролей в социализации личности ребенка. Несмотря на это практика дошкольного образования в современной действительности не всегда оптимально выстраивает систему формирования у дошкольников представлений о труде взрослых.
Представления дошкольников о труде взрослых, как и все остальные представления, относятся к тем психолого-педагогическим понятиям, которые должны формироваться в рамках чувственного познания. Представления выполняют познавательную функцию, функцию организации когнитивной сферы дошкольников в целом, а не только функцию отражения основных свойств объективного мира. Они могут обладать самостоятельной ценностью как зрительное, наглядное отражение мира, несут осмысленный характер, обозначаются словом и имеют не такое глубокое знание, чем понятие.
Трудовое воспитание в педагогике освещается как процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности подрастающего поколения, а также формирования у него ответственного отношения к выполняемой работе, проявления инициативы, творческого начала, постоянного стремления к совершенствованию, к достижению более высоких результатов. В трудовом воспитании дошкольников одним из важнейших направлений являются такие задачи воспитания, как прививать у детей дошкольного возраста положительное отношение к труду взрослых, развивать стремление оказывать им посильную помощь, учить выражать заинтересованность в результатах своего труда. В этом случае у детей будут формироваться нужные представления о важности труда в жизни человека, а также об отношении взрослых к труду.
В настоящее время в дошкольной педагогике существуют альтернативные подходы к формированию представлений о труде взрослых. Первыми представителями являются В.И. Логинова, М.В. Крулехт, которые говорят о том, что важно знакомить ребенка с процессом самого труда взрослых, необходимо говорить о создании и получении разных продуктов труда. Тогда у детей сформируются правильные представления о трудовой деятельности взрослых, будет прививаться уважение к труду взрослых. Другие же авторы (А.Ш. Шахманова, С.А. Козлова), считают, что важно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, его отношением к своему труду, и постепенно будет формироваться представление о том, что в результате потребности людей в профессиях появляются новые профессии. Знакомство с трудовым процессом должно быть содержанием, общим фоном, на основе которого уже можно будет конкретизировать деятельность взрослого человека.
Современные «городские» дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, т. к. проживают в городах и не имеют возможности наглядно познакомиться с ними. Имеющиеся представления дошкольников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве, о важности роли современной техники в трудовой деятельности взрослых поверхностны. Дети не представляют, как выращиваются злаковые культуры, не знают о том, как и откуда должны появляться в магазинах хлеб, крупы, овощи и фрукты, молоко и яйца.
Поэтому, как у будущего педагога, у меня появился вопрос, каким же тогда образом можно расширить представление детей о труде взрослых; как познакомить их с такими сельскохозяйственными профессиями, как фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер?
Наряду с пониманием актуальности можно выделить и противоречие между необходимостью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сельскохозяйственными профессиями взрослых в системе работы по формированию отношения к миру взрослых и недостаточной представленностью содержания, форм и методов работы по данному направлению в образовательном процессе городского детского сада.
На основании вышесказанного, можно обозначить проблему исследования: какими должны быть содержание, формы, методы и приемы работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о сельскохозяйственных профессиях взрослых?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования у детей 6-7 лет представлений о сельскохозяйственных профессиях взрослых.
Объектом исследования является процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о сельскохозяйственных профессиях взрослых.
Предмет исследования - содержание, формы и методы формирования у детей 6-7 лет представлений о сельскохозяйственных профессиях взрослых.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что формирование у детей 6-7 лет представлений о сельскохозяйственных профессиях взрослых будет эффективным, если:
- определены сельскохозяйственные профессии и объем представлений детей о данных профессиях с учетом принципа возрастной адекватности;
- поэтапно организована познавательно-исследовательская деятельность, направленная на овладение детьми данными представлениями;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами и атрибутами, необходимыми для приобщения дошкольников к кластеру сельскохозяйственных профессий в познавательно-исследовательской деятельности.
В исследовании решались следующие задачи:
1) изучить теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых;
2) определить показатели и выявить уровень сформированности представлений детей 6-7 лет о сельскохозяйственных профессиях взрослых;
3) определить и апробировать содержание, формы и методы формирования у детей 6-7 лет представлений о сельскохозяйственных профессиях взрослых.
Теоретическую основу данного исследования составили:
- концепция В.И. Логиновой о формировании системных знаний о труде взрослых, их роли в формировании у детей основ самостоятельной трудовой деятельности;
- положения исследований О.В. Дыбиной, В. Ливи, С.А. Козловой об ориентации ребенка на взрослого, потребности подражать, участвовать в его жизни.
Основными методами исследования выступили: анализ научной литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, эксперимент, количественные и качественные методы обработки полученных результатов.
Новизна данного исследования заключается в том, что на примере нескольких сельскохозяйственных профессиях (хлебороб, агроном, механизатор и т.д.) было:
- предложено перспективное планирование по ознакомлению детей с этими профессиями,
- апробированы формы, методы и средства, способствующие ознакомлению дошкольников с сельскохозяйственными профессиями взрослых.
Практическая значимость данного исследования заключается в следующем:
- материалы данной работы могут быть использован в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций по ознакомлению детей с сельскохозяйственными профессиями взрослых;
- разработанный перспективный план работы может являться базовой основой для проектирования образовательного процесса по формированию у дошкольников представлений о труде взрослых;
- основные выводы можно использовать для дальнейшего всестороннего изучения процесса формирования представлений о труде взрослых у дошкольников.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 162 «Олимпия» г.о. Тольятти. В эксперименте принимали участие 20 дошкольников 6-7 лет, из них 14 девочек и 6 мальчиков, 2 воспитателя.
Структура бакалаврской работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы, включающий 57 наименований, и 2 приложений. В тексте работы представлены 5 таблиц

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Трудовое воспитание - это целенаправленно-организованный педагогический процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в ходе проведения которого у ребёнка воспитывается ценностное отношение к труду как социальному явлению.
Для воспитания положительного отношения к труду огромное значение имеет живой пример окружающих, непосредственное столкновение с их трудом. О силе примера взрослых неоднократно говорили Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и М.И. Калинин. Они обращали внимание на огромное значение той трудовой атмосферы, которая постоянно окружает ребенка.
Большое значение изучению проблемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых придавали В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.
Современные «городские» дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, т. к. проживают в городах и не имеют возможности наглядно познакомиться с ними. Имеющиеся представления дошкольников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве, о важности роли современной техники в трудовой деятельности взрослых поверхностны. Дети не представляют, как выращиваются злаковые культуры, не знают о том, как и откуда должны появляться в магазинах хлеб, крупы, овощи и фрукты, молоко и яйца.
В теоретической и эмпирической главах мы поставили и решили задачи по формированию у детей 6-7 лет представлений о сельскохозяйственных профессиях взрослых.
Мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет представлений о сельскохозяйственных профессиях взрослых будет эффективным, если:
- определены сельскохозяйственные профессии и объем представлений детей о данных профессиях с учетом принципа возрастной адекватности;
- поэтапно организована познавательно-исследовательская деятельность, направленная на овладение детьми данными представлениями;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами и атрибутами, необходимыми для приобщения дошкольников к кластеру сельскохозяйственных профессий в познавательно - исследовательской деятельности.
Положения гипотезы мы проверяли в процессе экспериментальной работы.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в большинстве случаев дети слабо ориентируются в сельскохозяйственных профессиях, не совсем осознают их социальную значимость и ценность, не видят результат труда. У детей достаточно слабо развит словарь профессиональной лексики, который связан с описанием профессий.
Делая вывод из всего выше сказанного и, опираясь на результаты педагогического исследования, а также учитывая принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, мы выстроили свою работу в форме познавательно-исследовательской деятельности, включающей в себя разнообразные формы и методы работы с детьми.
По результатам контрольного среза в экспериментальной группе высокий уровень представлений выявлен у 60% детей, средний уровень - у 40%, низкий уровень не выявлен. В контрольной группе высокий уровень представлений выявлен у 10% детей, средний уровень - у 50%, низкий уровень - 40% детей.
Исходя, из полученных данных можно сказать, что последовательная работа, которая была проведена, а также разработанный план, в котором было учтено многообразие форм, средств и методов работы с детьми по ознакомлению с сельскохозяйственными профессиями, обеспечила значительное повышение показателей представлений детей.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]. Учебник /
Г.С. Абрамова. - М. : ЮРАЙТ, 2010. - 812 с.
2. Афоризмы по теме «Работа, труд» [Электронный ресурс] // режим доступа:http ://www. aforizm. info/theme/rabota-trud/
3. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] /Р.С. Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.
4. Буре, Р.С. Учите детей трудиться [Текст] / Р.С. Буре, Г.Н. Година. - М. : Просвещение, 2013. - 152 с.
5. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст] / Сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 2014. - 288 с.
6. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 2011. - 217 с.
7. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада [Текст] / Сост. О.А. Соломенникова. - М. : Мозика-Синтез, 2011. - 224 с.
8. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [Текст] / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез,2011.- 126 с.
9. Гусева, Т. Кем быть? [Текст] / Т. Гусева // Поём, танцуем и рисуем. -
2012.- №6. - С. 73-82.
10. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина [и др.]. - М. : Мозаика, 2014 - 109 с.
11. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб. : Детство-Пресс, 2011. - 528 с.
12. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 2013. - 526 с.
13. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Ядэшко,
Ф.А. Сохина. - М. : Просвещение, 2011. - 415 с.
14. Дыбина, О.В. Ознакомление дошкольников с секретами кухни: Сценарии игр-занятий [Текст] / Под ред. О.В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера,2013.- 128 с.
15. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 80 с.
16. Жукова, Т. Трудовая деятельность дошкольников [Текст] /Т. Жукова // Ребенок в детском саду. - 2010. - № 6. - С. 48-52.
17. Загадки о профессиях [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.prozagadki.ru/ drugie-zagadki/zagadki-o-professijakh/
18. Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам.
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс] // режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/kartoteka-
palchikovoi-gimnastiki-po-leksicheskim-temam
19. Киселева, Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Киселева. - М. : Просвещение, 2014. - 208 с.
20. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М. : Академия, 2010. - 304 с.
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Академия, 2011. - 416 с.
22. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 80 с.
23. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст]: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. - Балашов : Издательство «Николаев», 2014. - 52 с.
24. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст] /
В.П. Кондрашов. - Балашов : Николаев, 2014. - 52 с.
25. Кузнецова, С. Конкурс парикмахеров [Текст] / С. Кузнецова // Поём, танцуем и рисуем. - 2012. - № 6. - С. 20-24.
26. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет [Текст] / Л.В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012.
27. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 144 с.
28. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 135 с.
29. Логинова, В. Формирование представления о труде взрослых [Текст] / В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 10. -С.56-63.
30. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] / Т.А. Маркова. - М. : Просвещение, 2011. - 112 с.
31. Мониторинг в детском саду [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт [и др.]. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 592 с.
32. Неверович, Я.И. Начальные формы трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина // Психология личности и деятельности дошкольника. - М., 2015. - 201 с.
33. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду [Текст] / А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.А. Козлова [и др.]; Под ред. Р.С. Буре. - М. : Просвещение, 2011. - 222 с.
34. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников [Текст] / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко [и др.]; Под ред. С.А. Козловой. - М. : Академия, 2012. - 192 с.
35. Образцова, Л.Е. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.Е. Образцова. - М., 2012. - 24 с.
36. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2016. - 304 с.
37. Письмо Министерства образования и науки РФ «О реализации приказа Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151» от 17 ноября 2011 г. № 03-877
38. Поговорки народов мира. Труд. Мастерство. Опыт. [Электронный ресурс] // режим доступа:http://pogovorka.yaxy.ru/team_060.htm
39. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1. [Электронный ресурс] // режим доступа:http://zakonbase.ru/content/base/19378
40. Потапова, Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях [Текст] / Т.В. Потапова. - М. : Сфера, 2015. - 64 с.
41. Потапова, Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет [Текст] / Т.В. Потапова. - М.: Сфера, 2012. - 65 с.
42. Потапова, Т.В. Беседы с детьми 4-7 лет [Текст] / Т.В. Потапова. - М. : Сфера, 2011. - 73 с.
43. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009 г. № 655 // Российская газета. - 2010 г. - 5 марта
44. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20 июля 2011 г. № 21 51 //
Российская газета. - 2011 г. - 21 ноября.
45. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., 2005. - 208 с.
46. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 5-е изд., испр. и доп. -
М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 240 с.
47. Проект федерального государственного стандарта дошкольного
образования [Электронный ресурс] // режим доступа:
http: //www. consultant.ru/law/ hotdocs/26230. html
48. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Текст] / Д.В. Сергеева. - М. : Просвещение, 2010. - 96 с.
49. Сергеева, Д.В. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого / Д.В. Сергеева // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 1. - С. 27¬30.
50. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] / под ред. Т.И. Ерофеевой. - М. : Академия, 2009. - 344 с.
51. Тарасова, Л.П. Детский сад [Текст] / Под ред. Л.П. Тарасовой. - М., 1982. - 256 с.
52. Фонарев, А. Предпосылки трудового воспитания [Текст] / А. Фонарев, С. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 11. - С. 27-32.
53. Чепуштанова, О. Кто чем занят?: загадки-обманки [Текст] / О. Чепуштанова // Чем развлечь гостей. - 2011. - №6. - С. 5.
54. Шаламова, Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями [Текст] : Учебно-методическое пособие / Е.И. Шаламова. - СПб. : Детство- Пресс, 2012. - 207 с.
55. Шингаркина, Д.А. Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых [Текст] / Д.А. Шингаркина // Педагогика, психология, теория и методика обучения. - 2012. - № 6. - С. 277-282.
56. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М. : Гном, 2013. - 96 с.
57. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М. : Издательство ГНОМ и Д. 2010. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ