Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного 9 рассказа в процессе логопедической работы
1.1Особенности формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа в психолого-педагогических и специальных исследованиях
1.2Характеристика логопедической работы по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа в процессе логопедической работы
2.1Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа
2.2Содержание и организация логопедической работы по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа.
2.3Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Характеристика выборки исследования
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе
Приложение В Картотека логопедической работы по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе
Актуальность исследования обусловлена существенным ростом количества детей с различными речевыми нарушениями. Наиболее распространенное речевое нарушение у детей - это общее недоразвитие речи III уровня, для таких детей характерно наличие простой развёрнутой обиходной речи, которая включает пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматики. У детей наблюдается только несформированность грамматических форм языка, у детей наблюдается понятное произношение, однако сложности касаются понимания фонем, которые принадлежать к родственным группа.
Вопросы формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа изучались такими авторами, как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Т.А. Ткаченко и многими другими.
Целенаправленное формирование навыков составления описательного рассказа с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня имеет большое значение в логопедической работе. Стимулирование к занятиям по развитию речи усиливает интерес детей к языковым проявлениям, материалам речи, к разным формам занятий помогают развитию ребенка, устранению недостатков. Для формирования описательного рассказа возможно использование логосказкок, которые, кроме того, направлены на расширение словаря, развитие грамматического строя и формирование умения строить диалоги, а также влияет на качество связной речи. В логопедической работе по развитию описательного рассказа можно использовать различные приемы арт-терапии, например, изотерапия.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, поскольку лексические сложности, непринятие грамматики делают речевые контакты ребёнка ограниченными, мешают речевому становлению.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа и недостаточным использованием возможностей логопедической работы для осуществления данного процесса.
Актуальность данного исследования усиливает необходимость разрешения, указанного выше противоречия, а также устанавливает проблему исследования: каковы возможности логопедической работы по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа?
Тема исследования: «Логопедическая работа по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность логопедической работы по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа.
Объектом исследования является процесс формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа.
Предмет исследования: логопедическая работа по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа в процессе логопедической работы возможно, если:
- определено содержание логопедической работы формирование у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня составления описательного рассказа;
-обогащены центры речевого и познавательного развития материалами на тему формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа;
-содержание логопедической работы реализовано в совместной деятельности педагога и детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа в процессе логопедической работы.
2.Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа .
3.Разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа.
4.Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение
источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальной базой исследования является МБУ детский сад № 84 «Пингвин» г.о. Тольятти. В данном исследовании приняли участие 8 детей 5-6 лет с с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологическая основа исследования:
-концептуальные положения по проблеме речевого развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня (К.С. Лебединская, Е.Ф. Соботович, Н.П. Ушалова);
-теоретические положения, посвященные изучению логопедической работы по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Щерба).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей логопедической работы по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное содержание работы и картотека логопедической работы по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа могут быть использованы педагогом-психологом, учителем-логопедом и педагогами в образовательном процессе в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (23 наименований) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 11 таблиц, 2 рисунков. Основной текст работы изложен на 41 странице без приложения.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
В исследовании были проанализированы и изучены работы педагогов и психологов по проблеме формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа в процессе логопедической работы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа в процессе логопедической работы недостаточно представлена на современном этапе коррекционной работы [14,15]. Нами были рассмотрены характеристики уровней формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа.
В констатирующем эксперименте выявлены общие и индивидуальные особенности процесса формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа в процессе логопедической работы. Период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа в процессе логопедической работы.
На констатирующем этапе анализ проведенной диагностики уровня сформированности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа показал, что высокий уровень выявлен не был, средний уровень 38%, а низкий уровень 62%. Дети 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков допускают множественные словарные ошибки, преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь, навыки описательного рассказа слабы и примитивны. На основании полученных данных, следует вывод о том, что большинство детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня все же находятся на низком уровне (62%) сформированности навыков составления описательного рассказа.
Формирующий эксперимент доказал, что формирование у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа в процессе логопедической работы результативно:
-при определении содержания логопедической работы формирование у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня составления описательного рассказа;
-при обогащении центров речевого и познавательного развития материалами на тему формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа;
-при реализации содержания логопедической работы в совместной деятельности педагога и детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Контрольный этап показал, что низкий уровень понизился на 36%, средний уровень вырос на 24%, высокий уровень вырос на 12%, что позволяет говорить о положительном эффекте логопедической работы по формированию у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня навыков составления описательного рассказа.
Таким образом, цель исследования реализована, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.
1.Акеменко В. М. Логопедическое обследование детей. Ростов н/Д. : Феникс, 2015. 45 с.
2.Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников. М. : Изд. центр Академия, 2006. 158 с.
3.Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Альма Матер, 2011. 220 с.
4.Асмолов А. Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа. М. : Смысл: AcademiA, 2012. 414 с.
5.Андреева Г. М. Социальная психология. СПб.: Питер. 2013. 342 с.
6.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения. М. : Мозаика-Синтез, 2012. 286 с.
7.Архипова Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // СДО.
2017. № 2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esli-u-rebenka-obschee-
nedorazvitie-rechi (дата обращения: 12.09.2021).
8.Башаева Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность. М. : Наука, 2016. 176 c.
9.Бартош Н. Н. К вопросу о развитии диалогической речи //
Молодой ученый. 2016. № 6 (110). С. 737-7 39. URL:
https://moluch.ru/archive/110/26934/ (дата обращения: 12.09.2021).
10.Визель Т. Г. Речевое развитие ребенка. М. : ЮВЕНТА, 2012. 126 с.
11.Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Национальное
образование, 2015. 368 с.
12.Истратова О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 375 с.
13.Калина Н. Ф. Психология личности. М. : Академический проект, 2015. 214 с.
14.Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. М. : Академический проект, 2013. 170 с.
15.Корнилова Т. В. Методологические основы психологии. М. : Академический проект, 2012. 201 c...