Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №105614

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению значения музыки и пения в жизни ребенка 9
1.2 Возрастные особенности певческих навыков у детей 6-7 лет 16
1.3 Музыкально-дидактические игры как средство формирования певческих навыков у детей 6-7 лет 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию певческих навыков у детей 6-7 лет посредством музыкально-дидактических игр 28
2.1 Выявление уровня сформированности певческих навыков у детей 6-7 лет посредством музыкально-дидактических игр 28
2.2 Организация и содержание работы по формированию певческих навыков у детей 6-7 лет посредством музыкально-дидактических игр 43
2.3 Определение эффективности игровой деятельности как средства формирования певческих навыков у детей 6-7 лет 56
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Список используемой литературы 73
Приложения 77

Практика современной деятельности с детьми дошкольного возраста в детском саду демонстрирует, что дошкольники активно стремятся к исполнительской работе, пытаясь петь, играть на музыкальных инструментах, а также танцевать. У детей происходит существенный прогресс в дошкольном возрасте в развитии певческих, моторных и других навыков. Координационные способности помогают развивать моторные навыки. К таким способностям можно отнести движения с хлопками, движения, повороты руками, быстроту реакции, согласованность движений. Для общего развития очень важны подобные способности, умственной и сенсорной деятельности. Дикцию, дыхание, звуковедение, выразительность исполнения, ансамблевое исполнение развивают певческие навыки.
Музыкально-дидактические игры в процессе развития навыков у дошкольников приобретают особое значение. Они считаются игровым способом преподавания, вследствие которого ребята стремительнее осваивают, фиксируют собственные познания о музыке. Поддержка музыкально-дидактических игр помогает сформировать у дошкольника навыки практически в любом виде музыкальной деятельности, танце, игре на музыкальных инструментах, слушании, пении.
Актуальность исследования определяется социальным заказом общества на выпускника дошкольной образовательной организации, который будет развит всесторонне, в том числе и будут развиты и его певческие навыки.
На сегодняшний день существуют методические работы по развитию детей дошкольного возраста при помощью музыки. К ним принадлежат работы С.И. Бекиной, Н.А. Ветлугиной, Г.П. Копелевой, Э.П. Костиной, Т.М. Орловой, Г.А. Прасловой, О.П. Радыновой.
Существует также множество работ по применению музыкально-дидактических игр для развития музыкального восприятия и музыкальных способностей. При этом использование музыкально-дидактических игр для формирования певческих навыков не является специальным исследованием.
Таким образом, теоретический анализ педагогической практики позволил выявить следующие противоречия:
• между необходимостью развития у дошкольников певческих навыков, в связи с социальным заказом общества;
• между богатым уникальным опытом, традициями, конкретных работников дошкольного образования по формированию певческих навыков и отсутствием методических рекомендаций по внедрению этого опыта в практику;
• между необходимостью развития певческих навыков у детей 6-7 лет и недостаточным использованием музыкально-дидактических игр в данном процессе.
Исходя из выделенных противоречий, сформулирована проблема исследования: каковы возможности музыкально-дидактических игр в формировании певческих навыков у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование певческих навыков у детей 6-7 лет посредством музыкально-дидактических игр».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность формирования певческих навыков у детей 6-7 лет посредством музыкально-дидактических игр.
Объектом исследования является процесс формирования певческих навыков у детей 6-7 лет.
Предметом исследования является процесс формирования певческих навыков у детей 6-7 лет посредством музыкально-дидактических игр.
В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза исследования: о том, что формирование певческих навыков у детей 6-7 лет будет успешным и эффективным, если:
• в образовательный процесс будет включен комплекс музыкально-дидактических игр, который будет способствовать формированию певческих навыков детей 6-7 лет, таких как певческая установка, звуковедение, дикция, певческое дыхание, навык петь в ансамбле, выразительность исполнения;
• формирование певческих навыков осуществляется посредством музыкально-дидактических игр поэтапно (подготовительный, основной, заключительный этапы).
• организовано психолого-педагогическое просвещение участников образовательного процесса в вопросах формирования певческих навыков у детей 6-7 лет.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа теории и практики музыкального образования дошкольников охарактеризовать процесс формирования певческих навыков у детей 6-7 лет посредством музыкально-дидактических игр, на данной основе выявить степень разработанности проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальный аппарат исследования.
2) определить критерии и выявить уровни сформированнности певческих навыков у детей 6-7 лет;
3) определить и экспериментально проверить этапы и содержание работы по формированию певческих навыков у детей 6-7 лет посредством музыкально-дидактических игр.
Теоретическая основа исследования:
• теоретические подходы к определению музыкальности детей дошкольного возраста (П.П. Белинский, В.М. Бехтерев, Н.А. Ветлугина, Джорж Гершвин, М.И. Глинка, Д.Б. Кабалевский, Золтан Кодая, Б.М. Теплов Н.Г. Чернышевский);
• теоретические исследования певческих навыков и способностей (Е.И. Алмазов, Н.А. Ветлугина, А.И. Катинене, В.П. Морозова, Н.А. Метлов, О.П. Рыданова, Б.М. Теплов);
• теории игровой деятельности (К. Гроос, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Для того чтобы поставленные перед нами задачи были решены в работе будут использоваться такие методы исследования как: теоретические (анализ литературы по выбранной теме исследования); эмпирические (беседы с педагогами, наблюдение, эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный); обработка результатов (качественный и количественный анализ результатов, а также наглядное его представление).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр проводилась на базе детского сада № 99 «Капелька». Дети 6-7 лет в количестве 20 человек.
Организация и этапы исследования: в осуществлении исследования можно выделить 3 этапа:
Первый этап - поисково-аналитический (2016 - 2017г.г.) В течение данного периода осуществлялся анализ теоретических источников, с целью установления научной разработки исследуемой проблемы и составления программы исследования, определение исходных данных.
Второй этап - экспериментальный (2017 - 2018г.г.). Данный этап включал в себя разработку комплекса игр и их апробацию. Музыкально-дидактические игры были направлены на формирование певческих навыков у детей. Также этот этап содержал в себе обработку, проверку и систематизацию результатов контрольного и формирующего этапов эксперимента.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2018г.). Включал в себя анализ, обобщение и систематизацию результатов экспериментальной работы, а также оформление материалов диссертационного исследования
Новизна исследования:
• выявлены возможности формирования певческих навыков у детей 6-7 лет посредством музыкально-дидактических игр;
- определен комплекс диагностических методик по выявлению у детей 6-7 лет уровня сформированности певческих навыков.
Теоретическая значимость заключается в уточнении критериев и характеристике уровней сформированности певческих навыков у детей 6-7 лет, а также в определении возможностей музыкально-дидактических игр как средства формирования уровня сформированности певческих навыков у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный в работе комплекс музыкально-дидактических игр может быть использован в работе музыкальных руководителей в процессе формирования певческих навыков у детей 6-7 лет.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения педагогики и психологии; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация результатов исследования. Материалы исследований отражены в 4 публикациях. Также материалы систематически докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе и на секциях научно-практических конференций различного уровня. Основные результаты исследования были представлены на студенческой научно-практической конференции «Студенческие дни науки» в ТГУ (секция «Психолого-педагогические аспекты образовательной деятельности») 10 апреля 2018г.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Певческие навыки - это взаимодействие певческой установки, звуковедения, дикции, певческого дыхания, навыка петь в ансамбле, выразительности исполнения.
2. Критерии, определяющие уровень сформированности певческих навыков следующие: певческая установка, звуковедение, дикция, певческая установка, навык петь в ансамбле, выразительность исполнения.
3. Формирование певческих навыков у детей 6-7 лет посредством игровой деятельности включает в образовательный процесс комплекс музыкально-дидактических игр, поэтапное применение которых позволяет детям 6-7 лет постепенно развивать певческие навыки (подготовительный, основной, заключительный этапы).
4. Процесс формирования певческих навыков у детей 6-7 лет требует просвещения участников образовательного процесса в вопросах формирования певческих навыков.
Структура магистерской диссертации. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Работа содержит в себе 16 таблиц и 11 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Пение тренирует множество способностей и формирует навыки, особенно слух, ведь когда взрослый человек или ребенок занимаются пением его слух особенно остро настроен на то, чтобы услышать мелодию, которую впоследствии нужно будет повторить, затем нужно будет также внимательно слушать себя и то, как точно ты воспроизводишь услышанную мелодию и если поет не один человек, а коллектив, то еще придется тренировать слух на то, чтобы слушать, как поют другие и чтобы голоса звучали гармонично. При помощи музыкальных занятий детский коллектив становится более сплочённым и дети больше открываются друг другу, любая дополнительная совместная деятельность дошкольников сближает их, и дети становятся более открытыми друг для друга в общении.
Пение для детей очень полезно, оно напрямую влияет на здоровье ребенка. В пении важно не только правильность интонирования, но и выразительность исполнения, то, насколько ребенок эмоционально переживает исполняемую им песню.
Песня учит детей видеть хорошее, доброе, по-доброму относиться к окружающим, через песню ребенок лучше понимает, что ему пытается донести взрослый и гораздо более восприимчив для получения и усвоения информации.
Основные показатели, определяющие уровень сформированности певческих навыков, включают в себя: дикцию, певческое дыхание, певческую установку, звуковедение, навык пет в ансамбле, выразительность исполнения)
Дидактические игры способны формировать у дошкольников психические навыки: быстроту реакции, сдержанность, оценку собственных возможностей, активируют умственные процессы, увеличивают словарный запас. Но основной задачей музыкально-дидактических игр считается формирование певческих навыков детей в простой игровой форме. В форме игры педагог помогает ребенку развить дикцию, правильность взятия дыхания и другие певческие навыки. Для развития певческих навыков детей можно использовать определенные игры, которые будут этому способствовать.
В работе с детьми, нужно использовать в работе самые разнообразные приемы. Все дети разные и отношение к музыке, занятиям и восприятию новой информации у детей также может быть различно и если для одних более понятны и просты в исполнении одни задания, распевки, скороговорки и другие приемы, которые может использовать музыкальный руководитель, то другим данные задания непонятны. И задача педагога найти подход к каждому ребенку и повысить в нем интерес к музыке, развить и закрепить певческие навыки. И для этого музыкальный руководитель на своих занятиях использует самые различные приемы.
Целью констатирующего эксперимента было выявить уровень сформированности певческих навыков у детей 6-7 лет посредством музыкально-дидактических.
По результатам диагностики в экспериментальной группе было выявлено, что у 70% детей прослеживается средний уровень сформированности певческих навыков, 20% имеют низкий уровень и 10% детей высокий. Диагностика контрольной группы детей показала, что 70% детей, так же, как и в экспериментальной группе имеют средний уровень сформированности певческих навыков, 20% высокий, а 10% высокий уровень.
Формирующий эксперимент проходил в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этаже необходимо было теоретически просветить всех участников образовательного процесса, которые связаны с формированием у детей певческих навыков. Основной этап формирующего эксперимента включал в себя непосредственную работу с детьми экспериментальной группы 6-7 лет, при помощи музыкально-дидактических игр. Заключительный этап включал в себя итоговую консультацию педагогов ДОО.
Следует отметить, что при проведении формирующего, даже если дети ошибались или выполняли задания неправильно, они все-равно активно проявляли интерес к выполнению новых заданий.
Проведение контрольного эксперимента показало, что в экспериментальной группе произошли изменения и у 20% детей уровень сформированности певческих навыков повысился с низкого до среднего. Также показатели изменились у 50% детей. Показатели этих детей теперь составляют не средний уровень, а высокий. Общие показатели уровня сформированности певческих навыков оставшихся 20% детей и 10% экспериментальной группы остались прежними, на среднем уровне и высоком уровне, соответственно.
Показатели детей контрольной группы остались прежними: у 20% детей (Милана Р., Матвей Ш.) высокий уровень, у 70% (Виктор М., Сергей Л., Карина К., Елена В., Ирина К., Любовь Х.) детей средний и 10% (Надежда М.) детей показали низкий уровень сформированности певческих навыков.
Результаты повторной диагностики, после проведения формирующего эксперимента, выявили наличие положительной динамики у детей 6-7 лет. Таким образом положительное влияние музыкально-дидактических игр на формирование у детей певческих навыков доказано.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза доказана.


1. Альбрехт, Ю.Б. О рациональном преподавании пения и музыки в школах [Текст] / Ю.Б. Альбрехт // Педагогический сборник - СПб. : 1998. - С. 59-86.
2. Алмазов, Е.И. Воспитание музыкой [Текст] / Е.И. Алмазов. - М. : 1991. - 251 с.
3. Беляева-Экземплярская, С.Н. О психологии восприятия музыки [Текст] / С.Н. Беляева-Экземплярская. - М.: «Музыка», 1992. - 325 с.
4. Бехтерев, В.М. О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства [Текст] / В.М. Бехтерев. - М. 1996. - 276 с.
5. Ватнова, А.Д. Развитие частоты интонации в пении дошкольников [Текст] / А.Д. Ватнова. - М. 1960. - 157 с.
6. Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой [Текст] / Т.Е. Вендрова, И.В. Писарева. - М. : 1991. - 314с.
7. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М. : 1967. - 414 с.
8. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М. : 1981. - 156 с.
9. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошкольное воспитание» [Текст] / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова. - М. : Просвещение, 1989. - 270 с.
10. Восприятие музыки. [Текст] / под ред. В.Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980. - 215 с.
11. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М. «Академия» 2007. - 320 с.
12. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология [Текст] / А.Л. Готсдинер. - М. : 1983. - 193 с.
13. Гонтаревская, Ю.П. Особенности формирования звуковысотных представлений [Текст] / Ю.П. Гонтаревская // Новые исследования в психологии. - 1984. -Т.1. - №30 - С. 51-55.
14. Дитрих, К. Вопросы систематики и методики музыкального воспитания [Текст] / К. Дитрих, К. Гофман // Музыкальное воспитание в странах социализма. - Л.: Музыка, 1975. - С. 120-139.
15. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - М. : 1992. - 206 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ