Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы разработки интерактивных лингвострановедческих викторин 7
1.1 Использование интернет-технологий в обучении иностранным языкам 5
1.2 Место социокультурной компетенции в обучении иностранному языку 14
1.3 Лингвострановедческая викторина как форма организации работы по формированию социокультурной компетенции 20
Глава 2. Разработка интерактивной лингвострановедческой викторины 27
2.1 Создание лингвострановедческой викторины 27
2.2 Анализ возможностей онлайн-платформ для создания лингвострановедческой викторины 34
2.3 Анализ результатов проведения викторины и методические рекомендации по ее проведению 40
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Вопросы и ответы викторины 55
Приложение Б Отчет о результатах 58
Современный мир не стоит на месте, более того, с каждым годом скорость обновления знаний возрастает. Человеку недостаточно получить образование раз и навсегда. Он должен постоянно самосовершенствоваться, двигаться вперед, чтобы оставаться востребованным на рынке труда. Это естественное желание студентов, в нашем случае второкурсников лингвистического факультета, социокультурная компетенция которых является одной из важнейших составляющих их профессионального успеха. Одним из путей формирования данной компетенции является использование нестандартных и интерактивных методов. Таким образом, мы можем говорить об актуальности использования лингвострановедческой онлайн викторины, как средства повышения социокультурной компетенции. Изучением данного вопроса занимались такие ученые, как И. Л. Бим, Г. В. Воробьев, Н. Д. Гальскова и др.
Объект исследования: интернет-технологии в обучении иностранным языкам.
Предмет исследования - особенности использования интернет- технологий при разработке лингвострановедческой викторины для формирования социокультурной компетенции.
Цель исследования - повышение эффективности формирования социокультурной компетенции за счет использования интернет-технологий для разработки и проведения лингвострановедческих викторин.
Задачи:
1) изучить вопрос о месте социокультурной компетенции в системе обучения иностранным языкам;
2) рассмотреть особенности использования интернет-технологий в обучении;
3) проанализировать существующие форматы викторин и интернет- ресурсов;
4) разработать лингвострановедческую онлайн викторину и методические рекомендации по ее проведению.
Методы исследования: теоретический: изучение и анализ научной и научно-методической литературы; эмпирический: эксперимент, в ходе которого была проведена викторина.
Методологическую основу исследования составляют труды таких ученых как И. Л. Бим, В. В. Сафонова, Г. В. Воробьев, Н. Д. Гальскова, А. Кнапп-Поттхофф, Ю. М. Орехова и др.
Практическая значимость - использование разработанной викторины в процессе обучения студентов лингвистических специальностей второго курса.
Данная работа состоит введения, двух глав, вывода по главам, заключения, списка используемой литературы и двух приложений.
В заключение нашего исследования, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, коммуникативная компетенция состоит из лингвистического, дискурсивного, социокультурного, социолингвистического, стратегического и социального компонентов. Социокультурная компетенция тесно связана с коммуникативной, являясь ее частью, она в комплексе позволяет состояться успешному диалогу культур. Социокультурная компетенция, в свою очередь, состоит из лингвистического, культурологического, социолингвистического и социально-психологического компонентов. Для формирования социокультурной компетенции преподаватель становится равноправным речевым партнером, он показывает практическую необходимость знаний лингвистических и культурных, таким образом мотивируя студентов изучать английский язык. Он формирует личностное отношение к культуре и устанавливает позитивное отношение к другой культуре, прививает открытость к общению и толерантность. Она может быть сформирована путем использования нестандартных методов, таких как викторина.
Во-вторых, использование интернет-технологий значительно повышает эффективность образовательного процесса, позволяет оперативно получать, обрабатывать и использовать информацию, развиваться на протяжении всей жизни и оставаться востребованным на рынке труда.
В-третьих, нами были проанализированы ряд викторин и интернет- ресурсов, формат которые могут быть использованы для создания нашей авторской викторины по лингвострановедению. Нами выделены достоинства и недостатки каждого аспекта, в результате чего мы взяли за основу формат «Своя игра» и интернет-ресурс Quizizz, потому что их сочетание наиболее полно отвечает всем требованиям, представляет собой логичную структуру с разнообразным наполнением, где все вопросы разбиты по категориям.
В-четвертых, нами была проведена лингвострановедческая онлайн викторина среди студентов 2 курса лингвистического факультета. Итоговые цифры оказались ниже предполагаемых, поскольку только 45% участников смогли преодолеть порог в 60% правильных ответов. Анализ результатов и процесса проведения показал, что викторина нуждается в доработке, поскольку из-за жесткой системы внесения ответов, любое отступление от формулировки правильного варианта или вариантов заканчивается тем, что Quizizz не засчитывает баллы.
Основываясь на полученном опыте были составлены методические рекомендации по разработке подобных викторин. Прежде всего, необходимо находить баланс между разнообразием вопросов и возможностью избежать недопонимания между компьютером и студентом, следовательно особое внимание должно быть уделено формату и формулировкам вопросов. Также рекомендуем преподавателям подробно прописывать корректные формулировки правильных ответов, которые распознает машина. Объективная оценка знаний, позитивные впечатления от викторины возможны только при условии выполнения вышеперечисленных методических рекомендаций.
Таким образом, мы решили все поставленные задачи, поэтому можно утверждать, что цель данного исследования, а именно повышение эффективности формирования социокультурной компетенции за счет использования интернет-технологий для разработки и проведения лингвострановедческих викторин, была достигнута.