Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМАХ ПРЕДМЕТОВ ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ

Работа №105325

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов посредством аппликации 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6 лет
представлений о геометрических фигурах и формах предметов 9
1.2 Характеристика аппликации как средства формирования у детей 5-6
лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов 18
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов посредством аппликации 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о геометрических фигурах и формах предметов 23
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет
представлений о геометрических фигурах и формах предметов посредством аппликации 32
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений
о геометрических фигурах и формах предметов 40
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложения 55

Значительное место в умственном развитии детей 5-6 лет занимает математическое развитие. Одними из ведущих принципов такого развития считается отбор содержания, форма организации математического развития детей, учет их возрастных особенностей в освоении математических связей и закономерностей. Одно из главных направлений математического развития - это формирование представлений о форме предметов и фигурах.
Одно из ведущих свойств материальных предметов окружающего мира - наличие формы, которая обобщенно отражена геометрическими фигурами. Геометрические фигуры являются эталонами, с помощью которых человек определяет форму предметов и их составных частей.
Первое представление о форме предметов ребёнок получает в результате действий с ними. Форма предмета воспринимается ребёнком, как его неотъемлемый признак. Под влиянием обучающего воздействия процесс восприятия детьми геометрических фигур постепенно перестраивается. У детей 5-6 лет не происходит отождествления с предметами, только сравнение цилиндра со стаканом, параллелограмм с кирпичиком и т.д. Затем геометрические фигуры восприниматься детьми как эталоны.
Проблема ознакомления детей с геометрическими фигурами и их свойствами рассматривается в двух аспектах:
- сенсорное восприятие геометрических форм и использование их в качестве эталонов познания форм окружающих предметов;
- познавательный смысл структурных особенностей, свойств, основных связей и закономерностей построения.
Основа для формирования у детей представлений о геометрических фигурах - это способность воспринимать форму предметов, которая позволит ребенку узнать, отличить и изобразить такие геометрические фигуры как точка, прямая, кривая, ломанная, отрезок, угол, многоугольник и т.д. При сформированности такой способности достаточно показать ребёнку геометрическую фигуру и назвать её соответствующим термином, например: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. Процесс восприятия формы предметов должен быть направлен не только на узнавание геометрической формы, но и на умение абстрагировать форму от вещи и видеть её и в других вещах (М. Монтессори, А.А Столяр, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Е.И. Щербакова, З.А. Михайлова, Л.С. Метлина).
В процессе совместной деятельности по аппликации создаются благоприятные условия для развития математических представлений. Педагог знакомит детей с названиями и признаками геометрических форм, формирует пространственные представления о положении предметов и их частей, а также об их количественном соотношении: больше, меньше. Процесс усвоения данных сложных понятий происходит в естественных условиях в процессе создания декоративного узора или при изображении отдельных частей предмета.
Аппликация - одна из разновидностей художественной деятельности, которая очень тесно связана с конструированием. В процессе знакомства с различными материалами, техниками работы и способами обработки этих материалов, у детей формируются навыки изображения предметов средствами графики и пластики, происходит овладение умением творчески перерабатывать свои впечатления в силуэтной форме.
В результате изучения материала по теме исследования, было определено, что проблема формирования представлений у детей 5-6 лет о геометрических фигурах и формах предметов посредством аппликаций является актуальной.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов и недостаточным использованием аппликации в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов посредством аппликации?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов посредством аппликации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов посредством аппликации.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов.
Предмет исследования: аппликация как средство формирования у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов посредством аппликации будет эффективен, если:
- обогащен познавательный центр набором плоскостных деревянных моделей геометрических фигур, плакатом, альбомом с изображением предметов собранных из геометрических фигур;
- поэтапно организована непрерывная образовательная деятельность взрослого и детей по аппликации (мотивационный, основной этапы);
- организована самостоятельная деятельность детей по аппликации под косвенным руководством взрослого.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов посредством аппликации.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов посредством аппликации и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
- положения о математическом развитии детей дошкольного возраста (А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева, Р.Ф. Соболевский и др.);
- положение о ведущей роли деятельности в обучении и развитии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- концепция развития пространственного мышления (И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования аппликации в формировании у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов; определены показатели и уровни сформированности у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования аппликации в формировании у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов посредством аппликации может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: ДС №161 «Лесовичок» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти. В исследовании приняли участие 52 дошкольника в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 источника) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 11 таблицами, 3 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:
Представления детей формируются на основе ощущения и восприятия. Педагогу необходимо организовывать процесс чувственного восприятия детей, в основе которого лежит ощущение, так как это является первой ступенью в процессе формирования представлений. Представления - это чувственно-наглядные образы предметов и явлений действительности, сохраняемые в сознании при непосредственном воздействии самих предметов на органы чувств (В.М. Пакулова). Ощущение - отражение отдельных свойств, предметов, явлений окружающей действительности, которые действуют непосредственно на органы чувств. На основе ощущения формируется восприятие, как отражение совокупности свойств данного объекта окружающей действительности. Ощущение и восприятие - это познавательные процессы, на основе которых формируются представления.
Нами были выделены показатели уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов. На их основе были определены результаты констатирующего эксперимента. На констатирующем этапе исследования у детей экспериментальной и контрольной групп выявлено три уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов: высокий (13% испытуемых ЭГ и 20% испытуемых КГ), низкий (45% испытуемых ЭГ, 20% испытуемых КГ); средний (42% испытуемых ЭГ, 60% испытуемых КГ).
Нами установлено, что процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов посредством аппликации будет эффективен, если:
- обогащен познавательный центр набором плоскостных деревянных моделей геометрических фигур, плакатом, альбомом с изображением предметов собранных из геометрических фигур;
- поэтапно организована непрерывная образовательная деятельность взрослого и детей по аппликации (мотивационный, основной этапы);
- организована самостоятельная деятельность детей по аппликации под косвенным руководством взрослого.
Результат проведенной работы выражен в том, что значительно повысился уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов по всем выделенным показателям: в экспериментальной группе (низкий уровень - 7%, средний уровень - 70% испытуемых, высокий уровень - 23% всех детей группы); в контрольной группе также прослеживается положительная динамика, но она не так значительна (низкий уровень - 10%, средний - 67%, высокий - 23%).


1. Андреева, Е.В. Развитие. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Е.В. Андреева, Р.И. Бардина,
B. В. Брофман, Н.Е. Веракса и др. - М.: Просвещение, 2015 - 167 с.
2. Арапова-Пискарёва, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н.А. Арапова- Пискарёва. - 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 178 с.
3. Бабаева, Т.И. Детство. Комплексная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева. - СПб.: Детство-Пресс, 2016 - 352 с.
4. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развития [Текст] / Т.М. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2014 - 208 с.
5. Батова, И.С. Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. 5-6 лет. ФГОС ДО. [Текст] / И.С. Батова. - Волгогр.: Учитель, 2016 - 16 с.
6. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010 - 400 с.
7. Бондаренко, С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. [Текст] /
C. М. Бондаренко, В.С. Ротенберг. - СПб: Мой учебник, 2017 - 208 с.
8. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст] / Под ред. Т.С.Будько; Брестский государственный университет им.
А.С. Пушкина. - Брест: БрГУ, 2006 - 320 с.
9. Веракса, Н.Е. Зарубежные психологи о развитии ребёнка- дошкольника [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012 - 80 с.
10. Веракса, Н.Е. Развитие ребёнка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2016 - 87 с.
11. Волков, Б.С. Психология дошкольного возраста (для бакалавров). Учебник. [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Кнорус, 2017. - 270 с.
12. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [Текст] / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - М.: Мозаика-Синтез, 2015 - 224 с.
13. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013 - 464 с.
14. Гогоберидзе, А.Г. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект. ФГОС [Текст] /
А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.В. Акулова. - СПб.: Детство-пресс, 2016. - 400 с.
15. Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Под. ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика- Синтез, 2016 - 112 с.
16. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка. [Текст] / А.В. Запорожец. - М., 2007. - 431 с.
17. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребёнка в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие [Текст] / Н.В. Иванова. - Череповец: ЧГУ, 2008. - 178 с.
18. Истомина, Н.Б. Наглядная геометрия: Тетрадь по математике для 1-го класса четырехлетней начальной школы. [Текст] / Н.Б. Истомина, И.В. Шадрина. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2012. - 64 с.
19. Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. [Текст] /Д.Н. Колдина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 56 с.
20. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа: учебно-методическое пособие [Текст] / И.А. Лыкова - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. - 216 с.
21. Лыкова, И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа: учебно-методическое пособие [Текст] / И.А. Лыкова - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. - 192 с.
22. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии [Текст] /
В.Я. Ляудис - М., 2006. - 128 с.
23. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология. Учебник [Текст] / Т. Д. Марцинковская - М.: Гардарики, 2007. - 253 с.
24. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984 - 244 с.
25. Михайлова, З.А. Математика - это интересно. Парциальная программа. ФГОС. [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина,
B. Н. Полякова. - СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 80 с.
26. Михайлова, З.А. Теории и технологи математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр. - СПб.: Детство-Пресс, 2008 - 64 с.
27. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016 - 104 с.
28. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 333 с.
29. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. [Текст] / Ж. Пиаже - М., 2004 - 493 с.
30. Пономарёва, И.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. [Текст] / И.А. Пономарёва, В.А. Позина - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 80 с.
31. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой,
C. Г. Якобсон. - М.: Просвещение, 2016. - 232 с.
32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2003 - 485 с.
33. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. Учебное пособие. [Текст] / А.В. Семенович. - М.: Генезис - 319 с.
34. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов. 3-е изд., [Текст] / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер Пресс , 2012 - 304 с.
35. Соловьёва, Е.В. Геометрическая аппликация. Пособие для детей 5-6 лет. [Текст] / Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2018 - 32 с.
36. Сомкова, О.Н. Диагностическая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / О.Н. Сомкова, Н.А. Сорока, З.В. Бадакова. - СПб.: Детство-Пресс, 2013 - 43 с.
37. Стефанко, А.В. Практический материал для организации образовательной деятельности в группе. [Текст] / А.В. Стефанко. - СПб.: Детство-Пресс, 2017 - 80 с.
38. Соломенникова, О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. [Текст] / О.А. Соломенникова, Т.С. Комарова. - М: Мозаика-Синтез, 2011 - 96 с.
39. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / А.А. Столяр - М.: Просвещение, 1988 - 303 с.
40. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.О. Березиной, Е.Н. Герасимовой, И.А. Бурлаковой. - М.: Просвещение, 2012 - 303 с.
41. Сычёва, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет. [Текст] / Г.Е. Сычёва. - М.: Гном, 2017 - 102 с.
42. Ульева, Е.А. Творческие задания. Раскрашивание, лепка, аппликация. Тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет. ФГОС ДО. [Текст] / Е.А. Ульева. - М.: Вако, 2016 - 40 с.
43. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студентов [Текст] Е.И. Щербакова / - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ