Введение 4
Глава 1. Анализ преступления, совершенного при нарушении 8
правил международных полетов и последующей за это юридической ответственности
1.1. Общая характеристика правил осуществления 8
международных полетов и преступлений, совершаемых при осуществлении международных полетов
1.2. Предоставление права и соблюдение правил 17
международных полетов
Глава 2. Юридический состав преступления, совершенного при 27
нарушении правил международных полетов
2.1. Объект и объективная сторона преступления, совершенного 27
при нарушении правил международных полетов
2.2. Субъект и субъективная сторона преступления, 36
совершенного при нарушении правил международных полетов
Глава 3. Вопросы привлечения к юридической ответственности 46
за нарушения правил международных полетов и направления совершенствования правового регулирования международных полетов
3.1. Проблемы квалификации преступлений за нарушения 46
правил международных полетов
3.2. Направления совершенствования правового регулирования 53
международных полетов
Заключение 68
Список используемой литературы и источников 71
Актуальности выбранной темы работы представляется чрезвычайно высокой ввиду все более возрастающего спроса на пользование авиационным транспортом при необходимости перемещения на большие расстояния, при том, что в некоторых случаях без помощи авиации трудно преодолеть некоторые расстояния ввиду большой удаленности объектов назначения друг от друга. Кроме того, высокая скорость и комфортные условия полета очень быстро превратили гражданскую авиацию не только в один из основных, но и в самый предпочтительный вид транспорта. Одновременно с удобством, обратной стороной медали оказался тот факт, что данный очень удобный транспорт оказался весьма уязвим для действий экстремистов, что ясно следует из количества преступлений, которые ежегодно совершаются на бортах самолетов , а также нарушений, которые выявляются при проверке соблюдения правил международных полетов. Проблема обеспечения безопасности воздушной навигации стала злободневной во всемирном масштабе. По наблюдениям специалистов, прежде преступления этого вида совершали чаще всего лица, захватывающие самолет с целью скрыться на нем от преследования органов правосудия, но теперь все чаще стали отмечаться случаи захвата воздушных судов вместе с пассажирами, которые служат заложниками, с целью вымогательства большого денежного выкупа, а также предъявления каких-либо политических или иных требований. Достаточно большое содействие в повышении потенциальной вероятности осуществления захвата воздушного судна, или же осуществления иных опасных или вредоносных посягательств на воздушное судно оказывается при нарушении правил международных полетов.
Развитие технологий также привело к распространению в воздушном пространстве различного рода объектов, которые можно назвать в общем «беспилотниками». Речь идет не только о военных беспилотниках, снабженных устройствами записи информации и передающих ее на базу, но и частных летательных устройствах, которые управляются с земли посредством пульта дистанционного управления - квадрокоптерах и дронах. Как правило, в них также устанавливаются камеры, позволяющие осуществлять фото и видео съемки как в личных, так и в государственных интересах. Именно поэтому тема работы также представляется весьма актуальной, потому как информация, полученная при осуществлении полетов различными видами летательных аппаратов может содержать информацию, важную для обеспечения государственной безопасности.
Поскольку проблема обеспечения безопасности воздушных полетов является общемировой проблемой, то и основные правила обеспечения безопасности воздушных полетов обеспечиваются в основном международными правовыми актами. Например, общие правила безопасности составляют основу системы безопасности полетов Европейского Союза. Они предусматривают однородный уровень требований для операторов, производителей и персонала авиации, таким образом, облегчая поток продуктов, людей и услуг на внутреннем рынке, и допуская взаимное признание свидетельств безопасности, уменьшая административное бремя и рабочую нагрузку для государственных властей и промышленности.
Безопасность полетов - проблема глобального беспокойства. В настоящее время Европейский Союз способствует безопасности полетов во всем мире на пользу широкой публике и европейским пассажирам, которые являются глобальными путешественниками , а также обеспечивая государственную безопасность в воздушном пространстве целом . Кроме того, действия международного сотрудничества в области безопасности играют важную роль в усилении конкурентоспособности европейских компаний авиации, особенно минимизируя экономическое бремя на
авиационной промышленности, следующей регулирующего надзора.
Обеспечением безопасности международных полетов активно занимается и Российская Федерация, активно развивая внутреннее законодательство в данной сфере.
Цель данной работы - проанализировать содержание уголовной ответственности за нарушения правил международных полетов, выделить актуальные проблемы в области обеспечения правовой безопасности при осуществлении международных полетов и предложить пути оптимизации в данной проблемной области.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач, которые были намечены для раскрытия содержания данной дипломной работы.
1. Дать общую характеристику правил осуществления международных полетов и преступлений, совершаемых при осуществлении международных полетов;
2. Раскрыть сущность предоставления права и соблюдение правил международных полетов;
3. Провести общую комплексную характеристику преступления, состав которого предусмотрен статьей 271 УК РФ и раскрыть суть уголовной ответственности за нарушение правил международных полетов.
4. Проанализировать юридический состав преступления, предусмотренного статьей 271 УК РФ, совершаемого при нарушении правил международных полетов.
5. Указать на особенности квалификации преступления, предусмотренного статьей 271 УК РФ при нарушении правил международных полетов.
6. Определить проблемы правового регулирования безопасности международных полетов, эксплуатации воздушного транспорта и возможности их разрешения, а также возможностей снижения количества преступлений, состав которого определен в статье 271 УК РФ.
Предметом исследования станет весь спектр правовых мер, приемов и способов обеспечения безопасности при осуществлении международных полетов и, соответственно, уголовная ответственность за нарушение установленных норм законодательства правил международных полетов.
Объектом исследования будут являться правовые и общественнее отношения, которые возникают в сфере обеспечения безопасности при осуществлении международных полетов.
Степень исследования предмета темы выпускной работы представляется весьма неоднозначной, потому как с одной стороны в настоящее время функционирует большое количество международных и внутригосударственных правовых актов и стандартов, регулирующих безопасность воздушных полетов, а с другой стороны - возрастающий спрос на авиационные пассажирский и грузовые перевозки диктует необходимость постоянного совершенствования законодательной базы и расширения видов правовых норм в данной области.
Методологическую базу исследования составили в основном методы правового анализа, индукции, дедукции, логико-формальный и абстрактные методы мышления.
Теоретическую базу исследования составили международные и внутригосударственные правовые акты, регламентирующие правила и нормы правового обеспечения в сфере обеспечения безопасности при осуществлении международных воздушных перелетов и соответственно, уголовная ответственность за нарушение установленных норм законодательства.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на шесть параграфов, заключения и списка используемых источников.
Общий объем работы составляет 74 листа.
Проблема обеспечения безопасности воздушной навигации стала злободневной во всемирном масштабе. Развитие технологий также привело к распространению в воздушном пространстве различного рода объектов, которые можно назвать в общем «беспилотниками». Речь идет не только о военных беспилотниках, снабженных устройствами записи информации и передающих ее на базу, но и частных летательных устройствах, которые управляются с земли посредством пульта дистанционного управления - квадрокоптерах и дронах. Как правило, в них также устанавливаются камеры, позволяющие осуществлять фото и видео съемки, как в личных, так и в государственных интересах. Именно поэтому тема работы также представляется весьма актуальной, потому как информация, полученная при осуществлении полетов различными видами летательных аппаратов может содержать информацию, важную для обеспечения государственной безопасности.
Безопасность полетов - проблема глобального беспокойства. В настоящее время Европейский Союз способствует безопасности полетов во всем мире на пользу широкой публике и европейским пассажирам, которые являются глобальными путешественниками, а также обеспечивая государственную безопасность в воздушном пространстве целом.
Обеспечением безопасности воздушных полетов, как в сфере эксплуатации, так и ее правовом характере занимается большое количество обсуживающего персонала и сотрудников правоохранительных органов. Перелеты на воздушных суднах связаны с большим количеством рисков, чем перемещение на автомобиле или поездах, поэтому уже, начиная со входа в аэропорт осуществляется более пристальных осмотр лиц, желающих воспользоваться услугами воздушных перелетов и их багажа. Кроме того, в настоящее время авиационные пассажирские и грузовые перевозки приобретают все более широкое распространение ввиду своего скоростного исполнения.
Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве над государственной территорией осуществляются по разрешительной системе. В отношении регулярных полетов разрешительная, система предусмотрена и в ст.6 Чикагской конвенции. Однако сама Конвенция еще не является основанием для выполнения регулярных полетов. Это обычно предусматривается в соглашениях о международных воздушных сообщениях, содержащих разрешение на полеты и согласованные договорные воздушные линии.
Объектом преступления, предусмотренного статьей 271 УК РФ выступает порядок и безопасность международных полетов. Как уже указывалось ранее - полет считается международным, если он осуществляется в воздушном пространстве нескольких государств. Справедливом будет также и указание на факт, что родовым объектом данного преступления следует считать в целом все общественные отношения, которые возникают в сфере международной аэронавигации
Объективная сторона рассматриваемого нами преступления заключается в нарушении правил международных полетов, к которым возможно причислить: полет с просроченным разрешением,
несоблюдение коридоров пролета, посадка в аэропортах, не открытых для международных полетов, либо вылет из таких аэропортов, залет в запретные районы, отключение дальней связи, не включение опознавательных сигналов и др.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Мотив и цель на квалификацию деяния по ст. 271 УК РФ не влияют, но при наличии соответствующих мотивов и целей и других признаков действия виновных, нарушивших правила международных полетов, требуют дополнительной квалификации по совокупности со ст. 275, 276 или 281 УК РФ. Если нарушение правил международных полетов сопряжено с совершением контрабанды (ст. 226.1, 229.1 УК РФ),
террористическим актом (ст. 205 УК РФ), захватом заложников (ст. 206 УК РФ), угоном воздушного судна (ст. 211 УК РФ), то деяние квалифицируется по совокупности преступлений.
Субъектами преступления являются члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов, это могут быть граждане России, иностранные, а также лица без гражданства.
С субъективной стороны преступление может быть совершено как с умышленной, так и с неосторожной формой вины.
Современный человек живет в мире предельно высоких скоростей: мобильных и электронных средств связи, быстрых воздушных сообщений. Внимание к проблемам регулирования международных воздушных сообщений со стороны как отдельных государства, так и мирового сообщества в целом всегда было пристальным и неотступным, поскольку, воздушный транспорт - это самая быстрая и эффективная связь между государствами, и прерывать ее нет смысла ни на каком уровне. В научной литературе не раз подчеркивалось, что «современное государство не может нормально функционировать, развивать свои экономические и политические связи без надежно действующей системы международных воздушных сообщений с другими странами». Это особенно справедливо в условиях глобальной экономики.
Основной аспект ранее и сейчас делался на обеспечении безопасности полетов в международных воздушных сообщениях. Террористические вызовы выдвинули эту проблему в ранг первостепенной, решать ее нужно сообща и усилиями всего мирового сообщества. Между тем, говорить о развитом уровне правового регулирования безопасности международных воздушных сообщений, пока затруднительно.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11 -ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. «Конвенция для унификации некоторых правил международных
воздушных перевозок» (Заключена в г. Монреале 28.05.1999)//
Правовая база консультант плюс он лайн режим доступа свободный
3. Конвенция о международной гражданской авиации. Заключена в г.
Чикаго 07.12.1944 г. (с изм. от 26.10.1990 г.) (с изм. и доп.,
вступившими в силу на 01.01.2000) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 44.
4. Конвенция о международной гражданской авиации. Заключена в г.
Чикаго 07.12.1944 г. (с изм. от 26.10.1990 г.) (с изм. и доп.,
вступившими в силу на 01.01.2000) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 44.
5. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Ратифицирована СССР 7 июля 1934 г // Сборник законов и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства СССР -1934. № 20.
6. "Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов" (Заключена в г. Токио 14.09.1963) (с изм. от 04.04.2014) // Правовая база Консультант плюс он лайн. Режим доступа свободный
7. ICAO Doc. 7632. Протокол ратифицирован СССР Указом Президиума ВС СССР от 9 февраля 1957 г // Ведомости ВС СССР - 1957. - № 6. -
Ст. 136. Перевод протокола на русский язык см.: Ведомости ВС СССР
- 1957. - № 8. - Ст. 217.
8. CAO Doc. 8181. Конвенция дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору подписана СССР 18 сентября 1961 г, ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 15 августа 1983 г № 9820-Х. Перевод Конвенции на русский язык см.: Ведомости ВС СССР
- 1984. - № 7. - C. 113.
9. ICAO Doc. 9740; DCW Doc. № 57, 28/5/99; русский текст Конвенции // Московский журнал международного права. - 2001. - № 1. - С. 314 - 399.
10. «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018) // «Собрание законодательства РФ», 24.03.1997, N 12, ст. 1383
11. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954
12. «Воздушный кодекс Союза ССР» (утв. Указом Президиума ВС СССР от 11.05.1983 N 9275-X) (ред. от 29.10.1990) // Правовая база Консультант Плюс Он Лайн режим доступа свободный
13. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 N 4730-1 (последняя редакция) // Правовая база Консультант Плюс Он Лайн режим доступа свободный
14. Постановление Правительства РФ от 18.11.2014 N 1215 (ред. от 15.03.2016) «О порядке разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими» (вместе с «Правилами разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими») // Правовая база консультант плюс он лайн режим доступа свободный
15. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 13.06.2018) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.04.2010, N 14, ст. 1649.
16. . Приказ Минтранса России от 05.04.2017 N 136 «Об утверждении типов требуемых навигационных характеристик для маршрутов зональной навигации» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2017 N 46504) // Правовая база Консультант Плюс Он Лайн режим доступа свободный
17. Письмо Росавиации от 12.02.2018 N Исх-3116/02 «Информация по безопасности полетов N 1» // Правовая база консультант плюс он лайн режим доступа свободный
18. Анодина Т. Не создавать правила, а следовать международным стандартам // Воздушный транспорт. 2011. 19 ноября.
19. Гаптрахманова А.В. Международно-правовые основы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации международной организацией гражданской авиации (ИКАО) // Юридическая наука, 2013. - №3. - С. 117-121
20. Елисеев Б. Воздушные перевозки. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 226с.
21. Лоба В.Е. Правовые источники регулирования международной воздушной перевозки // Концепт. - 2014. - № 31. - С. 11-17
22. Лукьянов, В.В. Уголовное право России. Общая часть [Электронный ресурс] : учебник / В.В. Лукьянов, В.С. Прохоров ; под. ред. В.В. Лукьянова. - СПб. : СПбГУ, 2018. - 628 с
23. Международное право: Учебник / Отв. ред. д.ю.н., проф. Егоров С.А. - М.:Статут, 2016. - 848 с.
24. Международное право: Учебник / Отв. ред. Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М,
2016. - 752 с.
25. Международное право: Учебник / Отв. ред. Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М,
2017. - 752 с.
26. Международное право: Учебник / Под ред. Г.С. Стародубцева - 2-е изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019.
27. Международное право: Учебное пособие / Гулин Е.В., - 2-е изд. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 176 с.
28. Мингазов М.Р., Сафронов В.В. К вопросу о международных воздушных перевозках // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2012. - №1. - С. 346-350
29. Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. - М.: Моркнига, 2011. - 240с.
30. Оскорбина, О.В. Унификация международных перевозок опасных грузов: общие положения [Электронный ресурс] / О.В. Оскорбина // Унификация международного частного права в современном мире: Сборник статей. - М.: НИЦ ИНФРА-М: ИЗиСП, 2013. - с. 116 - 131.
31. Остроумов Н. Правовой режим международных воздушных перевозок. - М.: Статут, 2016. - 400с.
32. Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. Коняхин В.П. - М.:Контракт, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 928 с.
33. Смагина И.В. Ответственность перевозчика в договоре международной воздушной перевозки в положениях Варшавской и Монреальской конвенций и нормах воздушного кодекса РФ // Право и современные государства. - 2012. - №4. - С. 211 -216
34. Уголовное право России. Общая и особенная части: Учебник / Грачева Ю.В., Чучаев А.И. - М.:Контракт, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 384 с.
35. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. д-ра юрид. наук, профессора В.К. Дуюнова. — 5-е изд. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 752 с.
36. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Сундуров Ф.Р., - 2-е изд. - М.:Статут, 2016. - 864 с.
37. Уголовное право Российской Федерации. Общая и особенная части : учебник / А.И. Чучаев, Т.Б. Басова, Е.В. Благов, Ю.В. Грачева ; под ред. проф. А.И. Чучаева. — М. : Контракт : ИНФРА-М, 2016. — 704 с.
38. Уголовное право: особенная часть : практикум / В.В. Агильдин. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 162 с.
39. Уголовное право: пределы, объекты и средства воздействия в борьбе с преступностью в современной России: Монография / Гета М.Р. - М.:Юр.Норма, 2016. - 336 с.
40. Хлестова, И.О. Унификация правового регулирования ответственности авиаперевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиру при осуществлении международных частных перевозок [Электронный ресурс] / И.О. Хлестова // Унификация международного частного права в современном мире: Сборник статей. - М.: НИЦ ИНФРА-М: ИЗиСП, 2013. - с. 104 - 116.
41. Черненко А.Д., Фарафонтова Е.Л. Проблемы правового регулирования догвоора воздушной перевозки пассажиров // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2012. - №2. - С. 365-369
42. Краткое изложение национальных правил и международных соглашений. Сборник аэронавигационной информации РФ и стран СНГ. В трех томах. Том первый. - М.: Служба аэронациональной информации, 2015. С. 189
43. Турция за год нарушила воздушные границы Греции 2244 раза // Информационно-новостной канал Известия.ру режим доступа свободный
44. Швеция обвинила российские ВКС вв нарушении воздушного пространства страны // Информационно-новостной канал Риа новости режим доступа свободный
45. Коробеев А.И. Транспортные преступления. - Спб.: Юридический вентр Пресс, 2003. С, 190
46. Грязнов В.С. Некоторые тенденции международно-правового регулирования воздушного транспорта // Московский журнал международного права. - 1996. - № 1. - С. 113-140.
47. Баталов А. Юридические вопросы предоставления права транзитных пролетов иностранным авиапредприятиям при осуществлении международных авиаперевозок // Авиатранспортное обозрение. - 2006. - №74. - С.32-37.
48. Бордунов В.Д. Международное воздушное право. Учебное пособие. - М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес»; изд-во «Научная книга», 2006. - 464 с.
49. Выгодянский А.В. Правовое регулирование международных воздушных перевозок // Юрист. - 2013. - № 2. - С.12-15.
50. Уголовно дело № 18/346245 от 12.07.2005 года // Материалы архива Пензенского суда.