Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ НЕРАВЕНСТВ С МОДУЛЕМ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Работа №105163

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

математика

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ НЕРАВЕНСТВ С МОДУЛЕМ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 9
§1. Цели обучения теме «Решение неравенств с модулем» в школьном курсе математики 9
§2. Анализ содержания теоретического материала темы «Решение неравенств с модулем» в учебниках разных авторов 13
§3. Анализ задачного материала по теме «Решение неравенств с модулем» в учебниках разных авторов 19
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ НЕРАВЕНСТВ С МОДУЛЕМ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 43
§4. Формы, методы и средства обучения решению неравенств с модулем в курсе алгебры основной школы 43
§5. Методические рекомендации по обучению решению неравенств с модулем в курсе алгебры основной школы 53
§6. Системы задач по теме «Решение неравенств с модулем» в курсе алгебры основной школы 62
Выводы по второй главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 83

Актуальность темы. Понятие неравенства связано со сравнением двух объектов и говорит о том, что эти объекты являются различными. В жизни неравенство сравниваемых объектов познается с таким смыслом слов, как «дальше», «ближе» (неравенство по удаленности), «выше», «ниже» (не­равенство по высоте), «тяжелее», «легче» (неравенство по весу) и т.д. В ма­тематике смысл понятия «неравенство» сохраняется, но речь идет уже о не­равенстве двух математических объектов, таких как: числа, фигур и т.п.
Большинство школьников привычно пользуются математическими символами, но никогда не задумываются, когда и как они возникли, и кто вообще стоит за их созданием. Первые понятия «больше» и «меньше» возникли из-за потребностей людей сравнивать различные предметы и вели­чины. Одними из первых, кто применил понятие неравенства в практической деятельности были древние греки. Известный ученый Архимед, занимаясь вычислением длины окружности, установил пределы для периметра всякого круга, воспользовавшись понятием неравенства. Евклид, в своем знаменитом трактате «Начала» также воспользовался рядом неравенств, доказав, что среднее геометрическое двух положительных чисел не больше их среднего арифметического.
Однако все эти рассуждения проводились на словах и опирались на другую более известную терминологию. Знаки неравенств, которыми мы пользуемся до сих пор, появились лишь в XVII-XVII веках: знаки < и > ввел английский математик Томас Гарриот, знаки < и > - французский матема­тик Пьер Бугер.
Неравенствам в школьном курсе математики отводится значительная часть программы. Следует отметить, что тема «Неравенства с модулем» не изучается в основной школе как отдельная тема, но некоторые ее понятия рассматриваются, начиная с 8 класса.
Понятие модуля (абсолютной величины) является одной из важнейших характеристик числа в области действительных чисел. Это понятие широко применяется не только в различных разделах школьного курса математики. Понятие неравенства также является одним из основополагающих объектов в обучении математике [51].
Кроме того, одним из вопросов методики обучения математике в ос­новной школе является вопрос методики формирования у учащихся умений и навыков решения неравенств, в том числе неравенств с модулем.
Изучению темы «Неравенства с модулем» уделяется достаточно мало внимания в общеобразовательной школе [52]. Необходимость рассмотрения данной темы обусловлена тем, что неравенства с модулем, вызывают у учеников затруднения при их решении; они встречаются в заданиях ОГЭ и ЕГЭ, олимпиадах.
А.В. Боровских в статье «Предметные и метапредметные проблемы школьного курса математики. Тема неравенства» указывает причину основ­ных затруднений школьников при изучении данной темы - это «каскад из неявных смен представлений о математических объектах и действиях с ними, которые никак не отрабатываются в методике. Школьники расценивают задачи с неравенствами как специально придуманный лабиринт, в котором никогда не знаешь куда идти и оттуда выбраться простому человеку, не об­ладающему неким особым даром невозможно» [4].
В статье В.А. Тестова «О проблемах при изучении неравенств» [46] отмечается, что в последние годы совершенно неблагополучным стало поло­жение с изучением неравенств в школьном курсе математики. Это связано с отсутствием четкой и понятной терминологии, сокращением и упрощением школьной программы по математике, сложностями данного раздела и ото­рванности преподавания этой темы от практического опыта. Автор предп о- лагает, что для исправления положения необходимо опираться на четко про­думанную стратегию обучения учащихся.
Все вышесказанное определяет актуальность темы исследования.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особен­ностей обучения теме «Неравенства с модулем» учащихся основной школы.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в основной школе.
Предмет исследования: методика обучения учащихся теме «Неравен­ства с модулем» на уроках алгебры в основной школе.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения учащихся теме «Неравенства с модулем» в курсе алгебры основной школы и разработать системы задач по теме исследования.
Задачи исследования:
1. Выявить основные цели и задачи обучения решения неравенств с модулем в курсе математики основной школы.
2. Выполнить анализ содержания теоретического материала темы «Неравенства с модулем» в учебниках алгебры 7-9 классов.
3. Представить анализ содержания задачного материала темы «Нера­венства с модулем» в учебниках алгебры 7-9 классов.
4. Выявить формы, методы и средства обучения теме «Неравенства с модулем» в курсе алгебры основной школы.
5. Представить методические рекомендации по обучению решению неравенств с модулем в курсе алгебры основной школы.
6. Разработать системы задач по теме исследования для учащихся 7-9-х классов.
Для решения задач были использованы следующие методы исследо­вания: анализ методической литературы; анализ школьных программ и учебников; изучение опыта работы учителей математики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены методические особенности обучения учащихся теме «Неравенства с модулем» в курсе алгебры основной школы.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены системы задач и методические рекомендации по обучению учащихся 7-9-х классов решению неравенств с модулем, которые могут быть использованы учителями математики и студентами в период педагогической практики в общеобразовательной школе.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по обучению учащихся решению нера­венств с модулем в курсе алгебры основной школы.
2. Системы задач по теме «Неравенства с модулем» в курсе алгебры основной школы.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении сформулированы основные характеристики исследова­ния: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы иссле­дования.
Глава I бакалаврской работы раскрывает теоретические основы обуче­ния теме «Неравенства с модулем» в курсе алгебры основной школы. Выяв­лены основные цели и задачи обучения решению неравенств с модулем в курсе математики основной школы, определены требования к знаниям и умения учащихся по теме «Неравенства с модулем». Выполнен анализ со­держания теоретического и задачного материалов по теме исследования.
В Главе II представлены методические основы обучения учащихся те­ме «Неравенства с модулем» в курсе алгебры основной школы. Выявлены формы, методы и средства обучения данной теме в курсе алгебры основной школы. Представлены методические рекомендации по обучению решению неравенств с модулем в курсе алгебры основной школы. Разработаны систе­мы задач по теме «Неравенства с модулем» в курсе алгебры основной школы.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы про­веденного исследования.
Список литературы содержит 55 наименований.
Объем работы составляет 82 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сформулируем основные выводы и полученные результаты исследования.
1. Выявлены основные цели и задачи обучения решения неравенств с модулем в курсе математики основной школы. Так, решение неравенств с модулем способствует развитию логического мышления учащихся; форми­рованию у них умения находить рациональный способ решения для разных видов задач, акцентировать внимание на основной идее решения данных ви­дов неравенств.
2. Представлены основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме «Неравенства с модулем» в курсе алгебры основной школы.
3. Выполнен анализ содержания теоретического материала темы «Неравенства с модулем» в учебниках алгебры 7-9 классов.
4. Предоставлен анализ содержания задачного материала темы «Неравенства с модулем» в учебниках алгебры 7-9 классов. Определено, что неравенства с модулем в основной школе решаются на основе геометрического смысла понятия модуля, определения модуля; при их решении используются графический метод, методом возведения в квадрат и метод разбиения на промежутки.
5. Рассмотрены различные формы, методы и средства обучения реше­нию неравенств с модулем. Основной формой организации обучения являет­ся урок. Проблемный метод обучения является ведущим в обучении учени­ков теме «Неравенства с модулем. При организации обучения решению не­равенств с модулем желательно использовать задания на карточках. На сего­дняшний день в образовательном процессе активно применяются компью­терные технологии, поэтому для более продуктивного изучения данной темы их целесообразно задействовать.
6. Представлены методические рекомендации по обучению теме «Не­равенства с модулем». Определено, что при обучении учащихся данной теме, необходимо научить выделять учащихся самый рациональный способ реше­ния, акцентировать итог изучения на практическом применении знаний уче­ников, стараться показывать компактное оформления решений неравенств.
7. Разработана система задач по теме «Неравенства с модулем» в курсе алгебры основной школы, которые удовлетворяют требованиям Л.В. Вино­градовой. В систему задач включаются такие методы решения как метод на основе геометрической интерпретации, решение при помощи определения модуля, графический метод, метод замены переменной и метод возведения в квадрат. Система задач подобрана в соответствии с основными знаниями и требованиями, предъявляемые ученику после окончания изучении темы.
Все это дает основание считать, что задачи, поставленные в исследова­нии, полностью решены.


1. Алимов, Ш. А. Алгебра. 8 класс [Текст]: учебник для Общеобразо­вательных учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В.Сидоров. — 19-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 255 с.
2. Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. / М.И. Башмаков. - М.: Наука. 1976. - 96 с.
3. Болдырева Т.В. Урок алгебры в 8-м классе. Тема «Неравенства, со­держащие модуль». Повторение. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/525945/ . - Последнее обновление 21.05.2018.
4. Боровских А.В. Предметные и метапредметные проблемы школьно­го курса математики. Тема «Неравенства». [Электронный ресурс]/ А.В. Бо­ровских., В.Е. Веревкина// Наука и школа. Московский педагогический госу­дарственный универститет. - 2015. - №5. - С. 77 - 87. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24852670. - Последнее обновление 19.05.2018.
5. Бурмистрова, Т.А. Алгебра. Сборник рабочих программ. 7 - 9 клас­сы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организация/ Т.А. Бурмистрова. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2014. - 96 с.
6. Вавилов, В.В. Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Справочное пособие. / Вавилов, В.В., Мельников, И.И., Олехник, С.Н., Паси- ченко, П.И. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. - 240 с.
7. Далингер, В.А. Различные способы решения неравенств вида |f(x)|+|g(x)|>|f(x)+g(x)| [Электронный ресурс]/ В.А. Далингер, Е.А. Пустовит // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2012. - №6. - С. 124 - 128. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18076619. - Последнее обновление 18.05.2018.
8. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 7 класс [Текст]: учебник для общеобразо­вательных организаций/ Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 287 с.
9. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 8 класс [Текст]: учебник для общеобразо­вательных организаций/Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 320 с.
10. Жанузакова Ж.Т. Способ самостоятельного изучения материала (по учебным листам). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/584037/ . - Последнее обновление 20.05.2018.
11. Зудина И.С. Рабочая программа по алгебре 7-9 класс. [Электронный ресурс] - 2015. - Режим доступа: http://spb-school-38.ru/pdf/rp/6-9/23.pdf. - Последнее обновление 17.05.2018.
12. Колягин, Ю.М. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. органи­заций / Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. - М.: Просвещение, 2012. - 319 с.
13. Колягин, Ю.М. Алгебра. Методические рекомендации. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин.- М.: Просвещение, 2017. - 128 с.
14. Колягин, Ю.М. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. органи­заций / Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. - М.: Просвещение, 2014. - 304 с.
15. Колягин, Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика [Текст]: учеб. пособие для студентов физ. -мат. фа­культетов пед. вузов / Ю.М. Колягин, В.А. Оганесян, В.Я. Саннинский, Г.Л. Луканкин. - М.: «Просвещение», 1975. - 462 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ