Введение 3
Глава 1 Теоретические основы использования информационных технологий как средства развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе 9
1.1 Понятие познавательного интереса и его роль при обучении математике 9
1.2. Основные направления использования информационных технологий в процессе обучения математике в общеобразовательной школе 14
1.3 Методические особенности развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе
с помощью информационных технологий 27
Глава 2 Методические основы использования информационных технологий как средства развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе 37
2.1 Методика развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе
с использованием информационных технологий на примере
темы «Элементарные преобразования графиков функций» 37
2.2 Проектирование изучения темы «Применение производной
для исследования функций на монотонность и экстремумы» на основе технологии обучения алгоритмам и информационных технологий ... 48
2.3 Педагогический эксперимент и его результаты 83
Заключение 95
Список используемой литературы 96
Приложение А Диагностика уровня развития познавательного интереса ... 106
Приложение Б Анкета на интенсивность познавательных интересов 107
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Информационные технологии в настоящее время составляют неотъемлемую часть современного школьного образования. В соответствии с введением ФГОС среднего (полного) общего образования и реализацией Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы проблема информатизации системы образования является достаточно актуальной.
Методические аспекты применения информационных технологий при обучении математике в общеобразовательной школе» описывались в работах В.А. Гусева, В.М. Монахова, Г.И. Саранцева и других.
Анализ диссертационных исследований по теме исследования показал, что при обучении математике они были рассмотрены с позиций: контроля и коррекции знаний учащихся (А.В. Слепухин [69], 1999 г.); повышения качества обучения старшеклассников (Я.В. Ворохобина [24], 2006 г.); формирования г.); «развития познавательного интереса учащихся основной школы на занятиях по математике» (Л.О. Рупакова [62], 2007 г.); качественного усвоения учебного материала по математике старшеклассниками (З.Н. Исмаилова [31], 2010 г.); при обучении алгебре, алгебре и началам анализа: совершенствования алгебраической подготовки учащихся 5-6 классов (Л.В. Витвицкая [22], 2006 г.); «методики реализации функционально-графической линии в
персонализированном обучении курсу математики с использованием компьютерной системы MATHCAD» (С.Ю. Попадьина [54], 2009 г.); методики преподавания элективного курса "Элементы дискретной математики" для учащихся естественно-математического профиля обучения (А.С. Алфимова классах общеобразовательной школы (М.Г. Мехтиев [48], 2002 г.); методики дифференцированного обучения геометрии в средней школе при изучении свойств круглых тел (А.В. Горшкова [27], 2003 г.).
На основе анализа работ указанных авторов можно сделать вывод: внедрение информационных технологий в процесс обучения математике предоставляет возможности для управления учебно-познавательной деятельностью школьников и ее интенсификации; более качественной подготовки школьников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена сложившимися к настоящему времени противоречиями между:
- требованиями к обязательным результатам освоения программы среднего (полного) общего образования по математике и недостаточным уровнем развития у школьников познавательных интересов;
- достаточно высоким потенциалом информационных технологий
как средства развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе и недостаточностью их использования в учебном процессе, а также недостаточностью разработанных соответствующих методик при обучении алгебре, алгебре и началам анализа и геометрии.
Указанное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы методические особенности развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе с помощью информационных технологий?
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: информационные технологии как одно из средств развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе.
Цель исследования состоит в выявлении методических особенностей развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе с помощью информационных технологий.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если использовать информационные технологии на различных этапах урока и во внеурочной деятельности с учетом целей и задач обучения математике в общеобразовательной школе, то это будет способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к ее изучению.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие познавательного интереса и его роль при обучении математике.
2. Представить основные направления использования информационных технологий в процессе обучения математике в общеобразовательной школе.
3. Выявить методические особенности развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе с помощью информационных технологий.
4. Описать методику развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе с использованием информационных технологий на примере темы «Элементарные преобразования графиков функций».
6. Спроектировать изучение темы «Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы» на основе технологии обучения алгоритмам и информационных технологий.
7. Представить результаты проведенного педагогического эксперимента.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили работы В.А. Гусева [71], Е.И. Лященко [41], Г.И. Саранцева [64], Г.К. Селевко [68]; Г.И. Щукиной [83-84].
Базовыми для настоящего исследования явились также работы: Т.А. Ивановой [30], В.М. Монахова [49], Н.Л. Стефановой и Н.С. Подходовой [47]; А.А. Темербековой [70].
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение 5
школьной практики; анализ собственного опыта работы в школе; анкетирование школьников; проведение педагогического эксперимента.
Основные этапы исследования:
1 семестр (2019/2020 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме;
2 семестр (2019/2020 уч.г.): определение теоретических основ
использования информационных технологий как средства развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе;
3 семестр (2020/2021 уч.г.): определение методических основ использования информационных технологий как средства развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе; разработка методики его развития у школьников на примере темы «Элементарные преобразования графиков функций» с использованием информационных технологий.
4 семестр (2020/21 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленных материалов и аппарата исследования, описание результатов эксперимента, формулирование выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: Самарская область, г.о. Тольятти, МБУ «Школа № 23».
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём обоснованы и предложены методические рекомендации по использованию информационных технологий как средства развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём:
- выделены основные направления использования информационных технологий в процессе обучения математике в общеобразовательной школе;
- выявлены методические особенности развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе с помощью информационных технологий.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нём:
- представлена методика развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе с использованием информационных технологий на примере темы «Элементарные преобразования графиков функций»;
- разработан методический проект по изучению темы «Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы» на основе технологии обучения алгоритмам и информационных технологий.
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, обеспечивались: сочетанием как теоретических, так и практических методов диссертационного исследования, анализом личного опыта работы в общеобразовательной школе в период производственной практики (педагогической практики).
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении теоретических и методических основ использования информационных технологий как средства развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе; анализе опыта работы учителей; разработке методического проекта по одной из тем школьного курса алгебры и начал математического анализа.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Результаты исследования докладывались на: научно-методическом семинаре преподавателей, аспирантов и студентов кафедры; Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, декабрь 2019 г., диплом за 3 место; декабрь 2020 г.); первом этапа научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (апрель 2020 г., 2021 г.).
Экспериментальная проверка представленных методических рекомендаций была осуществлена в период производственной практики (научно-исследовательской работы) и производственной практики (преддипломной практики) на базе кафедры «Высшая математика и математическое образование» ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», в том числе в период работы в МБУ «Школа № 23» г.о. Тольятти учителем математики и информатики.
Основные результаты исследования отражены в 3 публикациях [36-38].
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по применению информационных технологий как средства развития познавательного интереса школьников к изучению математики в общеобразовательной школе.
2. Методика развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе с использованием информационных технологий на примере темы «Элементарные преобразования графиков функций».
3. Методический проект по изучению темы «Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы» на основе технологии обучения алгоритмам и информационных технологий.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 15 рисунков, 19 таблиц, список используемой литературы (91 источник). Основной текст работы изложен на 105 страницах.
Основные выводы и полученные результаты данного исследования:
1. Раскрыты понятие познавательного интереса и его роль при обучении математике. Установлено, что познавательный интерес - это доминирующий мотив учебной деятельности обучающихся.
2. Представлены основные направления использования
информационных технологий в процессе обучения математике учащихся общеобразовательной школы.
3. Выявлены методические особенности развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе с помощью информационных технологий. Определено, что информационных технологии могут применяться на различных этапах урока математики, а также во внеурочной деятельности.
4. Описана методика развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе с использованием информационных технологий на примере темы «Элементарные преобразования графиков функций».
5. Спроектировано изучение темы «Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы» на основе технологии обучения алгоритмам (по Т.А. Ивановой) и информационных технологий. Отметим, что данный проект представлен на 4 часа по учебнику А.Г. Мордковича профильного уровня, в котором есть алгоритм исследования непрерывной функции на монотонность и экстремумы и наиболее полно раскрыто теоретическое и практическое содержание данной темы.
6. Приведены результаты педагогического эксперимента, который показал, что использование информационных технологий способствует развитию познавательного интереса обучающихся старших классов к изучению математики.
1. Алгебра и начала математического анализа, геометрия. Углублённый уровни. 10 класс. А.Г. Мерзляк, Д.А. Немировский, В.М. Поляков под ред.
В.Е. Подольского. М., Вентана-Граф, 2019. 478 с.
2. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс в 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. М.: Мнемозина, 2009. 424 с.
3. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс в 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А.Г. Мордкович и др.] под ред. А.Г. Мордковича. М.: Мнемозина, 2009. 343 с.
4. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс в 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. М.: Мнемозина, 2009. 324 с.
5. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс в 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А.Г. Мордкович и др.] под ред. А.Г. Мордковича. М.: Мнемозина, 2009. 264 с.
6. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. М.: Просвещение, 2017. 430 с.
7. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / СМ. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. М.: Просвещение, 2017. 256 с.
8. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и углубл. уровни/ Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федоров, М.И. Шабунин. М.: Просвещение, 2019. 484 с.
9. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и углубл. уровни/ Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федоров, М.И. Шабунин. М.: Просвещение, 2019. 384 с.
10. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.К. Муравин. М.: Дрофа, 2019. 288 с.
11. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. М.: Дрофа, 2019. 256 с.
12. Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [составитель Т. А. Бурмистрова]. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 2014. 96 с.
13. Алгебра и начала математического анализа. Сборник рабочих программ. 10-11 классы: сост. Т.А. Бурмистрова. Учебн. пос. для общеобразоват. организ. Баз. и углубл. уровни. М.: Просвещение, 2018. 143 с.
14. Александрова Л.А. Математика, алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных организаций (базовый и углублённый уровни), Л.А. Александрова, под ред. А.Г. Мордковича. М.: Мнемозина, 2015. 207 с.
15. Алиева Л.М. Использование возможностей Ms Exsel на уроках математики в основной школе // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 171-172.
16. Алфимова А.С. Методика преподавания элективного курса "Элементы дискретной математики" с использованием информационно-коммуникационных технологий для учащихся естественно-математического профиля обучения: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02 / А.С. Алфимова. М., 2012. 26 с.
17. Архипова Т.В. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Геометрия. 7-9 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных школ / Т.В. Архипова, В.Г. Смелова-М.: БизнессМередиан, 2012.224 с. (Серия «Современные образовательные технологии»).
18. Афанасьева Г.А., Карелина Е.В. Использование ИКТ в педагогической деятельности учителя математики // Профессиональное образование в России и за рубежом. №3(27). 2017. С. 153-156.
19. Ахметжанова Г.В. Информационные технологии в образовании: практикум / Г.В. Ахметжанова, Т.В. Седова, Н.В. Гнатюк. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015. 1 оптический диск.
20. Бекоева М.И. Становление доктрины познавательного интереса и ее реализация в процессе обучения: на примере школьного курса математики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.И. Бекоева. Владикавказ, 2001. 17 с.
21. Вронская Г.Т., Родионова О.В. Информационные технологии в преподавании математики // Педагогика и современность. 2014. Т. 2. № 2.
С. 30-35.
22. Витвицкая Л.В. Совершенствование алгебраической подготовки учащихся 5-6 классов средствами информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л.В. Ветвицкая. Нижний Новгород, 2006. 24 с.
23. Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах. Книга для учителя. М. Просвещение, 1981. 128 с.
24. Ворохобина Я.В. Влияние информационных технологий на повышение качества обучения старшеклассников математике: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Я.В. Воробихина. Карачаевск, 2006. 24 с.
25. Геометрия. 10 класс. (углубленное и профильное бучение).
Потоскуев Е.В., Звавич Л.И. М.: Дрофа, 2019. 224 с.
26. Геометрия. 11 класс. (углубленное и профильное бучение). Потоскуев Е.В., Звавич Л.И. М.: Дрофа, 2019. 368 с.
27. Горшкова А.В. Использование информационных технологий при изучении свойств круглых тел в условиях дифференцированного обучения геометрии в средней школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А.В. Горшкова. Орел, 2003. 20 с.
28. Дружинина И.И., Золотухина Н.М. Применение информационных технологий на уроках математики // Научные исследования современных ученых: сборник XXV Международной научно-практической конференция. Астрахань: издательство «Научный центр «Олимп», 2017. С. 15-16.
29. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / Под ред. И.В. Ященко. М.: Национальное образование. 2019. 256 с.
30. Иванова Т.А. Теория и технология обучения математике в средней
школе: Учеб. пособие для студентов математических специальностей
педагогических вузов / Т.А. Иванова, Е.Н. Перевощикова, Л.И. Кузнецова, Т.П. Григорьева / Под ред. Т.А. Ивановой. 2-е изд., испр. и доп. Н. Новгород: НГПУ, 2009. 355 с.
31. Исмаилова З.Н. Компьютерные технологии как средство
качественного усвоения учебного материала по математике старшеклассниками: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02/
З.Н. Исмаилова. Махачкала, 2010. 31 с.
32. Кашкарова С.В. Урок математики по теме "Применение производной при исследовании функции на монотонность и экстремум" [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/529841 (дата обращения 01.06.2021).
33. Коваленко Е.Р. Формирование познавательного интереса у школьников с помощью информационных технологий на уроках математики / Е. Р. Коваленко, Е. Н. Пряхина // Математическое и информационное моделирование: сборник научных трудов / Министерство науки и высшего образования РФ, Тюм. гос ун-т, Ин-т мат. и комп. наук. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2018. Вып. 16. - С. 405 - 411.
34. Коломейченко А.С. Информационные технологии: учебное
пособие / АС. Коломейченко, Н.В. Польшакова, О.В. Чеха. Санкт-Петербург: Лань, 2018. 228 с.
35. Краткий словарь современной педагогики. Сост.Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2001. 100 с.
36. Кречина Н.В. Применение различных средств информационных технологий при обучении математике в общеобразовательной школе // «Молодежь. Наука. Общество»: Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 5 декабря 2019 года): сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2020. 1 оптический диск. С. 152-154.
37. Кречина Н.В. О применении информационных технологий при обучении математике в общеобразовательной школе // Вестник магистратуры. 2019. №11-2 (98). С. 64-65.
38. Кречина Н.В. Элективный курс «Доказательство неравенств с помощью производной» для обучающихся математического профиля // «Молодежь. Наука. Общество»: Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 25 декабря 2020 - 29 января 2021 года): электронный сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. 1 оптический диск. С. 260-263.
39. Кривошеева А.А. Задачи на максимум и минимум, наибольшее и наименьшее значение функции алгебраического, геометрического и тригонометрического содержания // Международный школьный научный вестник. 2018. № 5 (часть 1). С. 122-130.
40. Кудрявцев А.А., Кудрявцева Л.В. Методические рекомендации по использованию пособия. «Графики функций. Интерактивный плакат». Электронное наглядное пособие. ЗАО «Новый диск-трейд»: Тамбов, 2012, 60 с.
41. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учебное пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. институтов / Е.И. Лященко, К.В. Зобкова, Т.Ф. Кириченко и др.; Под ред. Е.И. Лященко. М.: Просвещение, 1988. 223 с.
42. Ляхова Н.Е. Функциональные модели в задачах на нахождение наибольшего и наименьшего значений/ Н.Е. Ляхова, И.В. Шевченко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. №1. С. 276-282.
43. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. М.: Академия, 2005. 352 с.
44. Математика: программы: 5-11 классы / [А.Г. Мерзляк, В.Б.
Полонский, М.С. Якир и др.]. М.: Вентана-Граф, 2017.152 с.
45. Мартиросян Л.П. Методические подходы к обучению учителей использованию информационных технологий на уроках математики в процессе развития познавательного интереса учащихся (на примере курса информатики): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л.П. Мартиросян. Москва, 2003. 20 с.
46. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы
компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
47. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под научн. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. М.: Дрофа, 2005. 416 с.
48. Мехтиев М.Г. Методика обучения геометрии в 10-11 классах общеобразовательной школы с использованием компьютера: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / М.Г. Мехтиев. Москва, 2002. 35 с.
49. Монахов В.М. Что такое новая информационная технология обучения? // Математика в школе. 1990. №2. С. 47.
50. Морозова Е.В., Мирошкина О.С. УМК "Живая математика" как виртуальная математическая лаборатория // Системы компьютерной математики и их приложения. 2013. № 14. С. 236-240.
51. Ненахова Е.В. Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы [Текст] / Е.В. Ненахова // Педагогическая психология и социология. Наука и школа. 2014. Вып 8. С. 207-211.
52. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1997.
53. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. 227 с.
54. Попадьина С.Ю. Реализация функционально-графической линии в персонализированном обучении общеобразовательному курсу математики с использованием компьютерной системы MATHCAD: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / С.Ю Попадьина. - Рязань, 2009. 23 с.
55. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).
56. Примерная основная общеобразовательная программа среднего общего образования (Одобрено решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию. Протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з).
57. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы» / авт. - сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович 3-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2011. 63 с.
58. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. URL: http: //www.ug.ru/new_standards/6 (дата обращения 17.05.2021).
59. Рабочие программы. Математика. 5-9 классы: учебно¬
методическое пособие / Сост. О.В. Муравина. 3-е изд. М.: Дрофа, 2017. 128 с.
60. Рабочие программы. Математика: алгебра и начала
математического анализа, геометрия. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / Сост. О.В. Муравина. М.: Дрофа, 2013. 192 с.
61. Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс]. URL: http://math.reshuege.ru/ (дата обращения 01.06.2021).
62. Рупакова Л.О. Компьютерные технологии как средство развития
познавательного интереса учащихся основной школы на занятиях по математике (на примере решения арифметических задач с элементами историзма): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л.О. Рупакова. Москва, 2007. 19 с.
63. Ряснова Э.Е. Элективный курс по математике на тему «Производная и её применение» [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/artic-les/567419 (дата обращения 01.06.2021).
64. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев. М.: Просвещение, 2002. 224 с.
65. Саранцев Г.И. Эстетическая мотивация в обучении математике. Саранск: ПО РАО Мордов. пед. ин-т, 2003. 136 с.
66. СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ и ЦТ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс]. URL: https://sdam- gia.ru/(дата обращения 16.05.2021).
67. Сервис Google-формы [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/forms/about/ (дата обращения 16.05.2021).
68. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
69. Слепухин А.В. Использование новых информационных технологий для контроля и коррекции знаний учащихся по математике: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А.В. Слепухин. Екатеринбург, 1999. 23 с.
70. Темербекова А. А., Чугунова И. В., Байгонакова Г. А. Методика обучения математике: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань», 2015. 512 с.: ил. (Учебники для вузов. Специальная литература).
71. Теория и методика обучения математике: психолого-
педагогические основы / В. А. Гусев. 2-е изд. (эл.). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 456 с.
72. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования/ под ред. И.В. Роберт, Т.А. Лавиной, Л.Л. Босовой. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. 69 с.
73. Трубина А.В. Курс - практикум по подготовке к ЕГЭ по математике [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/algeb-ra/library/2014/11/09/rabochaya-programma-elektivnogo-uchebnogo-predmeta-po-matematike (дата обращения 1.06.2021).
74. Уроки математики с применением ИКТ. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. М.Н. Каратанова. М.: Планета, 2010. 240 с. (Современная школа).
75. Уроки математики с применением информационных технологий. 5-10 классы. Методич. пособие с электронным приложением/ Л.И. Горохова и др. 4-е изд., стереотип. М.: Планета, 2013. 272 с. (Современная школа).
76. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» [Электронный ресурс]. URL: https://fipi.ru/ (дата обращения 16.05.2021).
77. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2013. 63 с.
78. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/ (дата обращения 16.05.2021).
79. Хисматуллина Р.Р.. Интерактивное оборудование и интернет- ресурсы в школе. Математика. 5-6 кл.: Пос. для уч-лей общеобразовательных школ / Р.Р. Хисматуллина, Е.Г. Квашнин. М.: БизнессМередиан, 2012. 128 с. (Серия «Современные образовательные технологии»).
80. Хисматуллина Р.Р. Интерактивное оборудование и интернет- ресурсы в школе. Алгебра. 7-9 кл.: Пос. для учителей общеобразовательных школ / Р.Р. Хисматуллина, Е.Г. Квашнин. М.: БизнессМередиан, 2012. 160 с. (Серия «Современные образовательные технологии»).
81. Черная Е.А. Понятия дистанционного и электронного (дистанционного) обучения, опыт применения в Великобритании / Е.А. Черная // Вектор науки ТГУ. №1(4), 2011. С. 171-174.
82. Чижевская И.Н. Формирование познавательного интереса младших школьников средствами информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Н. Чижевская. Брянск, 2006. 24 с.
83. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
84. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М.: Педагогика, 1988, 208 с.
85. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1996 (Учебная литература).
86. Юркевич B.C. Светлая радость познания [Текст] / В.С. Юркевич. М.: Знание, 1977. 64 с.
87. Bangert-Drowns R. L., Kulik J. A., Kulik C. L. Effectiveness of Computer-based Education in Secondary School // Journal of Computer-Based Instruction. 1985, Vol. 12, №3.
88. Chambers J. A., Sprecher J. W. Computer-Assisted Instruction: Its Use
in Classroom // Edglewood Clifis. N.J., 1983. URL: https://core.ac.uk/down-
load/pdf/215247613.pdf (дата обращения: 12.04.2021).
89. Conole G., Fill, K. A learning design toolkit to create pedagogically effective learning activities // Journal of Interactive Media in Education. 2005. Issue 08. PP. 1-16.
90. O'Shea T., Bornat R., Du Boulay B., Eisenstadt M., Page J. Tools for Creating Intelligent Computer Tutors // Artificial and Human Intelligence. Washington, 1984. URL: https://dl.acm.org/doi/abs/10.5555/2927.2939 (дата обращения 12.04.2021).
91. Wellington J. J. Children, Computers and the Curriculum: An Introduction to Information Technology and Education. L., 1985.